Урок геометрии по теме: «Треугольник» 7 класс
методическая разработка по геометрии (7 класс)

Алякина Елена Ивановна

Цель: сформировать представления учащихся о геометрической фигуре – треугольнике, как о неотъемлемой части окружающего нас мира, о различном использовании в быту и жизни предметов и устройств, имеющих форму треугольника, о значимости данного понятия в социальной жизни человека. Задачи: Образовательные: 1. учащиеся должны знать элементы треугольника; 2. должны уметь решать задачи на нахождение периметра треугольника 3. уметь по записи равных треугольников находить пары равных элементов этих треугольников. Развивающие: 1. учащиеся должны овладеть математическими понятиями – треугольник и его элементы, равные треугольники; 2. должны овладеть решением задач на понятие равные треугольники. Коррекционно-развивающиеся: 1. в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переносить ранее изученные знания и умения в новую ситуацию. 2. продолжить развитие внимания, математической речи, логического мышления Воспитательные: 1.способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения геометрии; 2. продолжить развивать их самостоятельность и творчество; 3. воспитание дружеских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_konspekt_uroka.doc187 КБ
Office presentation icon 2_prezentatsiya_urok_geometrii_v_7kl.ppt838 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока геометрии по теме: «Треугольник».    (7 класс)

Цель:

сформировать представления учащихся о геометрической фигуре – треугольнике, как о неотъемлемой части окружающего нас мира, о различном использовании в быту и жизни предметов и  устройств, имеющих форму треугольника, о значимости данного понятия в социальной жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

   1. учащиеся должны знать элементы треугольника;

   2. должны уметь решать задачи на нахождение периметра треугольника

   3. уметь по записи равных треугольников находить пары равных элементов  этих треугольников.

Развивающие:

   1. учащиеся должны овладеть математическими понятиями – треугольник и его

       элементы, равные треугольники;

   2. должны овладеть решением задач на понятие равные треугольники.

Коррекционно-развивающиеся:

   1. в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений,

       переносить ранее изученные знания и умения в новую ситуацию.

  2. продолжить развитие внимания, математической речи, логического мышления

 Воспитательные:

    1.способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения геометрии;

    2. продолжить развивать их самостоятельность и творчество;

    3. воспитание  дружеских отношений.

Оборудование:  Учебник: Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7 класс – М.: Просвещение;  рабочие тетради; набор из 5 треугольников; карточки с раздаточным материалом; плакаты; мультимедийный проектор; слайдовая презентация; лист бумаги.

Девиз урока:

Орешек знаний тверд,                                Но все же

Мы не привыкли                                         Отступать!

Нам расколоть его поможет                        Девиз: “ Хочу все знать!

Структура урока:

1. Организационный момент.                                                         2 мин.

2. Актуализация опорных знаний и умений                                 7 мин.

      а) Практическая работа;

      б) Устная работа

3. Изучение нового материала                                                        8 мин.

4. Применение полученных знаний

    при закреплении и углублении знаний по теме                      14 мин.

5. Физкультминутка                                                                         2 мин.  

6. Обучающая самостоятельная работа                                        10 мин.

7. Подведение итогов урока, оценка знаний                                  1 мин.

8. Домашнее задание                                                                        1 мин.

9. Резервные задания (если останется время на уроке)

Ход урока

1.Организационный момент

   Число. Классная работа. Кто в классе отсутствует?

2.Актуализация опорных знаний и умений

Мотивационный этап. Предъявление образа: ТРЕУГОЛЬНИК

Учитель (демонстрирует треугольники в соответствии со стихами):

Знакомьтесь, я – треугольник!

Со мной хлопот не оберется школьник.

Про треугольник придумали люди

Множество теорем.

Мы понемножку учить их будем

И выучим…без проблем!

 Определите, пожалуйста, тему нашего урока, цели урока.

(Возможные ответы учащихся: тема «Треугольник», цели: узнать, что такое треугольник, как обозначается треугольник

Учитель: Повторим понятие треугольника и его элементов, периметр и научимся по записи равных треугольников находить пары равных элементов.

а) Практическая работа

1. Начертите треугольник и обозначьте его.

а) Назовите вершины треугольника.

б) Назовите углы треугольника.

в) Назовите стороны треугольника.

2. Начертите треугольник DEF так, чтобы угол E был прямым.

Назовите:        а) стороны, лежащие против углов D, E, F;

б) углы, лежащие против сторон DE, EF, FD;

в) углы, прилежащие к сторонам DE, EF, FD.

Что же такое треугольник? Попробуйте дать определение этой геометрической фигуры.
(Фигура, которая состоит из трех точек и соединяющих их отрезков)
Уточните, из каких точек?
(
Не лежащих на прямой)
Треугольник так и обозначается указанием его вершин. Вместо слова «треугольник» иногда употребляют знак
. Пишут АВС.
Сравните данное вами определение с определением, которое приведено в учебнике на стр. 27. Чем отличается наше определение от определения в учебнике?

б) Устная работа. Математическая переменка 

  • И сразу объявляю математическую переменку. Проверьте мои утверждения:
  • Любой треугольник состоит из трех отрезков, соединяющих три не лежащих на одной прямой точки.
  • Любой треугольник имеет три угла.
  • Любой треугольник имеет три вершины.

(Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя)

Запомните словесно-логическую цепочку.

  • Треугольник – вершины – стороны

Задача:

Сколько треугольников вы увидели?    (9;10;11)                        (17)

Приведите примеры знакомых вам предметов, которые имеют форму треугольника.
(У домов треугольные крыши, шапки бывают треугольные, грани у пирамиды имеют треугольную форму, …)

Треугольная крыша дома

Различные головные уборы: треуголки, пилотки, колпаки, косынки – имеют треугольную форму. Женские платки, прежде чем накинуть на голову, складывают пополам. Треуголка – форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков (устар.)

Сейчас письма мы отправляем в прямоугольных конвертах, а раньше, во время войны, письма имели треугольную форму.
Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное солдатом с фронта или солдату на фронт.

Учитель: Согните из листов бумаги солдатский треугольник, рассмотрите полученный треугольник. Сравните Ваш треугольник с треугольником Вашего соседа. Сделайте вывод. (Они равны). Почему? (Совпали при наложении, их стороны и углы равны)

3. Изучение нового материала

 Задача № 1.

Как мы называем сумму длин всех сторон треугольника?                (Ответ: периметр)

РABC = АВ + ВС + СА

       A                                Дано: АВС,   AB = 4 см,   BC=3 см.   AC = 5 см.

Найти : РABC.

  B                         C

Решение:

РABC = АВ + ВС + СА = 4 + 3 + 5 = 12 (см)

Ответ: РABC  = 12 см.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

№ 92 (устно) Периметр одного треугольника больше периметра другого. Могут ли быть равными эти треугольники?

Лабораторно-исследовательская работа.

Учитель:

  • вспомнить определения равных фигур, и проиллюстрировать на произвольных фигурах (круг, квадрат);
  • просит среди представленных учащимся треугольников найти равные треугольники;

На столе у каждого ученика лежит набор из пяти разных пронумерованных треугольников. Такие, чтобы среди пяти треугольников обязательно 2 треугольника были равны.

Учитель: просит описать способ нахождения равных треугольников;

Ученики: наложили треугольники друг на друга.

Учитель: просит наложить эти же треугольники друг на друга другим способом так, чтобы они снова совпали?

Ученики: другого способа нет.

Учитель: спрашивает, о том, что наложить треугольники можно только единственным способом, чтобы они совпали?

Ученики: да.

ВЫВОД: Итак, в равных треугольниках есть только по одной соответствующей паре углов и сторон, равных друг другу.

Первичное применение знаний.

Учитель дает задание построить в тетради два равных треугольника

A                             A1                                       АВС =  А1В1С1

                                                                                                                    A = A1        AB = A1B 1

                                                                          B = B1         BC = B1C1     

B                     C       B1                     C1                   C = C1         AC = A1C1 

Учитель:

  • просит дать определение равных треугольников (если ученики не смогут самостоятельно вывести это определение, то им помогает учитель);
  • обращает внимание учащихся на запись равных треугольников:  
  • АВС =  А1В1С1

4. Применение полученных знаний при закреплении и углублении знаний по теме

Задача № 2 (по готовому чертежу):

Заполните пропуски

A                                       O                                       АВС =  OMD

                                                                                                                                  A = O       AB = OM

                            M                                                    B = …        BC = …  

B                     C                         D                                             C = …         AC = …

Ответ:

A                                       O                                       АВС =  OMD

                                                                                                                                  A = O        AB = OM

                            M                                                    B = M         BC = MD    

B                     C                           D                                           C = D         AC = OD

 Решить по заранее заготовленному чертежу:  

 Задача № 3.

 а)           B                                       B1                    Дано:

                                                                                ABC = A1B1C1

                                                                                A = 530, C = 670,  B = 600

                                                                Найти:  A1,  B1, C1

  A                           C    A1                           C1    

Решение:

A =  A1 = 530,  B =  B1 = 600,  C = C1=  670. 

Ответ: A1 = 530,  B1 = 600,  C1=  670. 

 б)         A                                   O                        Дано:

                                                                              MAK = BOD

                                                                              MA = 18см, AK = 21см, BD = 27см  

                                                                                                 

 M                           K    B                              D    Найти: BO, MK, OD.

Решение:

MA = BO = 18см, AK = OD = 21см, MK = BD = 27см.

Ответ: BO = 18см, MK = 27см, OD = 21см.

5. Физкультминутка

      1. для улучшения мозгового кровообращения

Исходное положение – сидя на стуле, 1 – 2  - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 3 раз. Темп медленный.

     2. для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2 раза.

6. Обучающая самостоятельная работа

    Работа в группах. Можно задавать вопросы учителю. Кто разобрался, тот работает самостоятельно.

    На партах листы с самостоятельной работой.

               B                                     O                    Дано:

                                                                              ABC = DOE

                                                                              AB = 16см, AC = 12см, OE = 17см  

                                                                                                 

 A                            C    D                             E    Найти: BC, DO, ED.

Самопроверка (по готовому плакату)

Учитель или в группе ответит на возникшие вопросы.

Решение:

AB= DO= 16м, BC = OE = 17см, AC = ED = 12см.

Ответ: BC = 17см, DO = 16м, ED = 12см.

7. Подведение итогов урока.

Учитель: просит повторить, что нового узнали сегодня на уроке.

Назовите существенные признаки понятия.

Треугольник (вершина, отрезок, сторона, центр, перпендикуляр).

Выставление оценок.

8. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

п. 14. № 89, 90.

Самостоятельная работа

      B                                    O                Дано:           ABC = DOE

   AB = 16см, AC = 12см, OE = 17см

Найти: BC, DO, ED.

 A                            C    D                             E    

Самостоятельная работа

      B                                    O                Дано:           ABC = DOE

   AB = 16см, AC = 12см, OE = 17см

Найти: BC, DO, ED.

 A                            C    D                             E    

Самостоятельная работа

      B                                    O                Дано:           ABC = DOE

   AB = 16см, AC = 12см, OE = 17см

Найти: BC, DO, ED.

 A                            C    D                             E    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геометрия 7 класс ТРЕУГОЛЬНИК

Слайд 2

Девиз урока Орешек знаний тверд, Но все же Мы не привыкли Отступать! Нам расколоть его поможет Девиз: “ Хочу все знать!”

Слайд 3

Знакомьтесь, я – треугольник ! Со мной хлопот не оберется школьник. Про треугольник придумали люди Множество теорем . Мы понемножку учить их будем И выучим…без проблем! Что мы сегодня изучаем на уроке?

Слайд 4

Что такое треугольник Определение c тр.28 учебника Отметим какие-нибудь три точки, не лежащие на одной прямой, и соединим их отрезками. Мы получим геометрическую фигуру, которая называется треугольником. Отмеченные три точки называются вершинами , а отрезки - сторонами треугольника. B A C

Слайд 5

Практическая работа Начертите треугольник и обозначьте его. а) Назовите вершины треугольника. б) Назовите углы треугольника. в) Назовите стороны треугольника. С В А ∆ АВС а) А, В, С. б) ∠А, ∠В, ∠С или ∠ВАС, ∠АВС, ∠АСВ. в) АВ, ВС, АС.

Слайд 6

Вывод Любой треугольник состоит из трех отрезков, соединяющих три не лежащих на одной прямой точки. Любой треугольник имеет три угла. Любой треугольник имеет три вершины.

Слайд 7

Сколько треугольников вы увидели?

Слайд 8

Треугольная крыша дома

Слайд 9

Сейчас письма мы отправляем в прямоугольных конвертах, а раньше, во время войны, письма имели треугольную форму. Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное солдатом с фронта или солдату на фронт.

Слайд 10

Начертите треугольник DEF так, чтобы угол E был прямым. Назовите: а) стороны, лежащие против углов D, E, F; б) углы, лежащие против сторон DE, EF, FD; в) углы, прилежащие к сторонам DE, EF, FD. Решение: D DEF, E – прямой, D , E , F - вершины DE , EF , FD – стороны а) стороны, лежащие против углов D - EF , E - FD , F - DE ; б) углы, лежащие против сторон DE - F , E F EF - D , FD - E ; в) углы, прилежащие к сторонам DE - D и E , EF - E и F , FD - F и D . Начертите треугольник DEF так, чтобы угол E был прямым. Назовите: а) стороны, лежащие против углов D, E, F; б) углы, лежащие против сторон DE, EF, FD; в) углы, прилежащие к сторонам DE, EF, FD.

Слайд 11

Задача №1 Как мы называем сумму длин всех сторон треугольника? A Дано: ∆ ABC , AB = 4 см BC = 3 см, AC = 5 см. Найти: Р ABC . B C

Слайд 12

Решение задачи № 1: Сумма длин трёх сторон треугольника называется его периметром. Р ABC = АВ + ВС + СА Р ABC = АВ + ВС + СА = 4 + 3 + 5 = 12 (см) Ответ: Р ABC = 12 см.

Слайд 13

Задача № 92 (устно) Периметр одного треугольника больше периметра другого. Могут ли быть равными эти треугольники?

Слайд 14

Лабораторно – исследовательская работа Среди пяти треугольников найдите два равных.

Слайд 15

Физкультминутка

Слайд 16

Задание построить в тетради два равных треугольника ABC = A 1 B 1 C 1 A A 1 A = A 1 AB = A 1 B 1 B = B 1 BC = B 1 C 1 C = C 1 AC = A 1 C 1 B C B 1 C 1

Слайд 17

Если два треугольника равны, то элементы (т.е. стороны и углы) одного треугольника соответственно равны элементам другого треугольника. АВС = А 1 В 1 С 1

Слайд 18

Задача № 2 (по готовому чертежу): Заполните пропуски O A АВС = OMD A = O AB = OM M B = … BC = … C = … AC = … B C D

Слайд 19

Ответ: O A ABC = OMD A = O AB = OM B = M BC = MD M C = D AC = OD B C D

Слайд 20

Самостоятельная работа B O Дано: ABC = DOE AB = 16 см AC = 12 см OE = 17 см A C D E Найти : BC, DO, ED.

Слайд 21

Самостоятельная работа B O Дано: ABC = DOE AB = 16 см AC = 12 см OE = 17 см A C D E Найти: BC, DO, ED. Решение: AB= DO= 16 м , BC = OE = 17 см , AC = ED = 12 см . Ответ : BC = 17 см , DO = 16 м , ED = 12 см .

Слайд 22

Назовите существенные признаки понятия. Треугольник (вершина, отрезок, сторона, центр, перпендикуляр).

Слайд 23

Задание на дом п.14. № 89, 90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника".

Методические материалы содержат конспект к урокам по геометрии в 7 классе по теме "Медианы, биссектрисы, высоты трекгольника. Свойства равнобедренного треугольника"....

Урок геометрии по теме «Виды треугольников. Медианы, высоты, биссектрисы треугольника»

Урок геометрии по теме  «Виды треугольников. Медианы, высоты, биссектрисы треугольника» целесообразно проводить  в 7 классе при изучении темы «Равенство треугольников» (по учебнику «Геометри...

Обобщающий урок геометрии в 8-м классе по теме "Признаки подобия треугольников"

Данный урок является уроком обобщения и повторения знаний учащихся.Домашняя работа проверяется в виде небольшой самостоятельной работы.На уроке проверяется теоретический материал. Решаются устно и пис...

урок геометрии по теме "треугольник"

Предмет: геометрияКласс: 7Автор учебника: Геометрия 7-9 под редакцией Л.С.Атанасян и др.Тема: треугольникиНеобходимое оборудование и материалы для занятия: учебники, тетради, чертежные принадлежности,...

Урок геометрии по теме :"Треугольники"

Урок итогового повторения в 7 классе по теме: "Треугольники"...

Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс

Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....

Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс

Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...