Использование игровых методик на уроках истории.
статья по истории (5, 6, 7 класс)

Яковенко Иван Сергеевич

Теоретическое обоснование и практическое использование игр на уроках истории в средней школе, особая важность и эффективность в пятом классе, с учётом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Введение: Актуальность и теоретическая база.

Переход учащихся из начальной школы в основную представляет собой значимый психолого-педагогический этап, характеризующийся возрастанием учебной нагрузки, новыми требованиями и необходимостью адаптации к иной системе обучения (Шестакова Е.Е., 2020). В этот период происходит переоценка собственных возможностей, что диктует необходимость применения специфических педагогических подходов, способствующих снижению стресса и повышению учебной мотивации.

В контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, утвержден Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), который базируется на системно-деятельностном подходе и ставит целью развитие личности обучающегося через формирование универсальных учебных действий (УУД), игровые методики приобретают статус не просто вспомогательного, а значимого педагогического инструмента. Как отмечал Л.С. Выготский, игра создает "зону ближайшего развития", где ребенок выполняет действия, выходящие за рамки его обычного поведения (Выготский Л.С., 2005). Для пятиклассников, сохраняющих психологические особенности младшего школьного возраста, игра остается естественной и высокоэффективной формой познания.

Научно-методическое обоснование эффективности игровых методик.

Игровые методы в историческом образовании выполняют ряд ключевых функций, имеющих прочную теоретическую базу и направленных на достижение результатов ФГОС:

  1. Мотивационно-ценностная функция: игра активизирует внутреннюю мотивацию (Эльконин Д.Б., 1978), основанную на интересе и положительных эмоциях, что критически важно для поддержания познавательной активности в условиях возросшей нагрузки пятого класса. Это напрямую способствует формированию личностных УУД (готовность к преодолению трудностей, положительное отношение к учению).
  2. Познавательно-развивающая функция: Игровая деятельность, особенно проблемно-поискового характера (ролевые игры, дебаты, квесты), стимулирует развитие познавательных УУД:
  • Анализ и синтез информации (работа с историческими источниками, фактами в ходе подготовки к роли или дебатам).
  • Логические действия (построение причинно-следственных связей, аргументация своей позиции).
  • Знаково-символические действия (расшифровка клинописи, работа с картами, схемами в квестах).
  • Критическое мышление (оценка достоверности информации, анализ разных точек зрения, как в "Суде над Иваном Грозным").
  1. Коммуникативно-развивающая функция: Коллективные формы игр (ролевые, командные квесты, дебаты) создают условия для формирования коммуникативных УУД:
  • Учебное сотрудничество (планирование и распределение функций в группе, достижение общего результата).
  • Коммуникация как взаимодействие (умение слушать, вести диалог, учитывать разные мнения, разрешать конфликты).
  • Публичная речь (представление результатов группы, защита позиции в дебатах).
  1. Регулятивная и здоровьесберегающая функция: Четкие правила игры способствуют развитию регулятивных УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль времени и действий). Короткие игровые разминки (исторические ребусы, загадки) обеспечивают смену видов деятельности, что соответствует требованиям СанПиН по профилактике утомляемости и поддержанию работоспособности.

Методическая реализация: примеры игровых технологий в курсе истории Древнего мира (5 класс)

Приведенные ниже примеры представляют собой типовые методические решения, апробированные в педагогической практике и направленные на достижение конкретных предметных и метапредметных результатов ФГОС.

1. Ролевая игра «Социальная структура Древнего Египта»

  • Тема урока: "Древний Египет: общество и государство".
  • Цель: Сформировать представление о социальной иерархии и особенностях жизни основных групп населения Древнего Египта.
  • Задачи:
  • Предметные: Называть основные социальные группы (фараон, вельможи, жрецы, писцы, воины, земледельцы, ремесленники); характеризовать их положение, права и обязанности.
  • Метапредметные (УУД):
  • Познавательные: Анализ информации учебника и дополнительных материалов (карточки с описанием ролей), структурирование знаний.
  • Коммуникативные: Умение выражать свою точку зрения от имени роли, вести диалог, слушать других.
  • Регулятивные: Планирование выступления в группе, соблюдение регламента.
  • Личностные: Осознание социального неравенства как характерной черты древних обществ.
  • Формируемые УУД: Анализ, структурирование информации; публичная речь; учебное сотрудничество; умение следовать ролевой инструкции.
  • Методика проведения:
  1. Подготовка (10 мин): Класс делится на группы (2-3 чел.), представляющие социальные слои. Каждая группа получает карточку-инструкцию с ключевыми вопросами (Чем занимались? Какие права имели? Какие обязанности? Отношение к другим слоям?) и опорные материалы (учебник, выдержки из источников).
  2. Игровой этап (15-20 мин): Проводится "собрание жителей Египта". Представители групп (по 1-2 чел.) кратко представляют свою роль (1-2 мин). Затем моделируется проблемная ситуация (напр., неурожай): группы взаимодействуют (жалобы крестьян, требования жрецов, решения фараона и вельмож) под руководством учителя-модератора.
  3. Рефлексия (5 мин): Обсуждение: "Какую картину общества Древнего Египта мы увидели?", "Какие противоречия существовали между группами?".
  • Ресурсы: Учебник, карточки-инструкции для групп, простые атрибуты ролей (картонные символы: скипетр, свиток, мотыга), таймер.
  • Критерии оценки (наблюдение): Точность и полнота изложения информации по роли; умение привести пример из источника; активность участия во взаимодействии; ясность и логичность выступления.

2. Учебный квест «Путешествие по Древнему Востоку»

  • Тема урока: Закрепление по теме "Древний Восток" (Шумер, Вавилон, Египет, и прочие).
  • Цель: Систематизировать знания о государствах Древнего Востока, их географическом положении, достижениях культуры, социальном устройстве.
  • Задачи:
  • Предметные: Узнавать по описанию/изображению памятники культуры, богов, виды письменности; соотносить государства с их географическим положением и ключевыми характеристиками.
  • Метапредметные (УУД):
  • Познавательные: Умение работать с разными видами информации (текст, изображение, карта, схема), применять знания в новой (игровой) ситуации, классифицировать объекты.
  • Коммуникативные: Кооперация в малой группе для решения общей задачи.
  • Регулятивные: Планирование маршрута и времени прохождения станций, самоконтроль выполнения заданий.
  • Формируемые УУД: Работа с информацией (анализ, синтез, классификация); знаково-символические действия (работа с картой, схемами письма); сотрудничество; целеполагание и планирование.
  • Методика проведения:
  1. Подготовка: В классе организуются "станции" (столы) с названиями государств. На каждой станции 2-3 задания разного типа (напр., Шумер: 1) Расшифровать фрагмент клинописи по ключу; 2) Собрать пазл-карту Междуречья; 3) Соотнести изображения зиккуратов с их названиями).
  2. Игровой этап (25 мин): Класс делится на команды (3-4 чел.). Команды получают маршрутные листы и двигаются по станциям, выполняя задания за ограниченное время (5-7 мин на станцию). Акцент на командной работе. Возможен элемент соревновательности по времени/точности, но основной балл – за успешное выполнение всех заданий квеста.
  3. Подведение итогов (5 мин): Проверка заданий (самопроверка по ключам или взаимопроверка), определение команды-победителя (если применимо), краткое обобщение учителем.
  • Ресурсы: Карточки с заданиями, карты-пазлы, изображения артефактов, ключи для расшифровки, маршрутные листы, таймер. Альтернатива цифровым ресурсам: Все материалы распечатаны на бумаге.
  • Критерии оценки: Полнота и правильность выполнения заданий на станциях; скорость прохождения (вторично); эффективность работы в команде (наблюдение).

3. Учебные дебаты «Оценка деятельности Ивана Грозного» (в рамках Отечественной истории)

  • Тема урока: "Опричнина. Итоги правления Ивана IV"
  • Цель: Сформировать представление о противоречивости личности и политики Ивана Грозного; развить навыки анализа исторических фактов и аргументации.
  • Задачи:
  • Предметные: Знать ключевые события и реформы эпохи Ивана Грозного; понимать сущность и последствия опричнины.
  • Метапредметные (УУД):
  • Познавательные: Поиск и отбор информации из разных источников (учебник, хрестоматия, энциклопедические статьи), анализ фактов, их оценка и интерпретация, построение логической аргументации, критическое осмысление информации (отделение фактов от мифов/оценок).
  • Коммуникативные: Ведение дискуссии по правилам, умение аргументированно высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать оппонента, корректно возражать.
  • Регулятивные: Планирование подготовки к дебатам, распределение ролей в команде, самоконтроль эмоций в дискуссии.
  • Личностные: Осознание сложности и неоднозначности исторических оценок.
  • Формируемые УУД: Критическое мышление; работа с историческими источниками; построение устного аргументированного высказывания; ведение диалога/дискуссии.
  • Методика проведения:
  1. Подготовка (1 урок или дома): Класс делится на команды "Обвинение" (акцент на репрессиях, опричнине, Ливонской войне) и "Защита" (акцент на централизации, реформах, расширении территории). Учитель предоставляет список источников и рекомендованных материалов. Команды готовят аргументы, подбирают факты, распределяют роли спикеров. Учитель назначает "судью" (может быть сильный ученик или сам учитель).
  2. Игровой этап (Дебаты, 30 мин): Проводится по упрощенным правилам парламентских дебатов:
  • Вступительные речи сторон (по 3-5 мин).
  • Перекрестные вопросы и ответы.
  • Заключительные речи (по 2-3 мин).
  • "Судья" следит за регламентом, корректностью, подводит итоги дискуссии (но не выносит "вердикт").
  1. Рефлексия (10 мин): Обсуждение: "Какие аргументы были наиболее убедительными?", "Какие факты оказались ключевыми?", "Трудно ли было отстаивать заданную позицию?".
  • Ресурсы: Учебник, хрестоматии по истории России, энциклопедии, доступ к школьной/электронной библиотеке (при наличии), карточки с регламентом дебатов.
  • Критерии оценки (учитель/судья): Глубина знания фактического материала; логичность и убедительность аргументации; умение работать с источниками (ссылки на них); корректность ведения дискуссии; соблюдение регламента.

Методические риски и пути их минимизации

  1. Перегрузка активностями и нарушение структуры урока:
  • Риск: Снижение эффективности обучения из-за утомляемости, нехватки времени на рефлексию и закрепление.
  • Методическое решение: Строгое соблюдение принципа рационального сочетания методов обучения (Бабанский Ю.К., 1982). Интеграция игры как этапа урока (не более 15-25 мин в 5 классе) в классическую структуру (актуализация -> изучение нового/закрепление через игру -> рефлексия -> д/з). Четкий хронометраж каждого этапа игры. Использование таймера.
  1. Доминирование соревновательности над сотрудничеством и познавательной целью:
  • Риск: Конфликты между учащимися, смещение фокуса с усвоения материала на "победу любой ценой".
  • Методическое решение: Акцент на кооперативном обучении (Джонсон Д., Джонсон Р.). Разработка заданий и системы поощрения, стимулирующих взаимопомощь внутри команды и между командами (напр., бонусные баллы за помощь другой группе в квесте). Четкое формулирование познавательной цели игры перед ее началом.
  1. Технические и ресурсные ограничения:
  • Риск: Невозможность реализации из-за отсутствия цифровых средств, полиграфических возможностей.
  • Методическое решение: Фокус на низкозатратных педагогических технологиях. Эффективное использование традиционных наглядных средств (карточки, схемы, самодельные карты, костюмы из подручных материалов), соответствующих требованиям к учебно-методическому обеспечению. Адаптация заданий под доступные ресурсы.
  1. Субъективность оценки результативности:
  • Риск: Трудности в объективной оценке вклада каждого учащегося и эффективности игры в целом.
  • Методическое решение: Разработка прозрачных критериев оценки (см. разделы по каждой игре), понятных учащимся. Использование комплексного оценивания (наблюдение за работой в группе, качество выполнения конкретных заданий, устные ответы). Включение элементов самооценки и взаимооценки (краткие анкеты или устная рефлексия по итогам игры: "Что узнал?", "Что было трудно?", "Как работала твоя группа?").

Заключение и методические рекомендации.

Игровые методики представляют собой научно обоснованный и высокоэффективный инструмент реализации требований ФГОС ООО на уроках истории в 5 классе. Они способствуют не только усвоению предметных знаний, но и, что принципиально важно, формированию ключевых метапредметных компетенций (УУД) и личностных результатов.

Методически целесообразно:

  1. Теоретически обосновывать выбор игровой формы конкретными целями урока, планируемыми результатами (предметными и метапредметными) и психолого-педагогическими особенностями возраста.
  2. Обеспечивать системность применения: Интегрировать разнообразные игровые методы (от кратких разминок до сложных ролевых игр и дебатов) в канву учебного процесса, избегая эпизодичности.
  3. Разрабатывать диагностический инструментарий: Использовать методы педагогического наблюдения, анализ продуктов деятельности учащихся в игре, анкетирование для отслеживания динамики мотивации и сформированности УУД.
  4. Использовать доступные ресурсы: Активно применять аналоговые решения и материалы Российской электронной школы (РЭШ) (https://resh.edu.ru/), содержащей интерактивные задания и квесты, соответствующие ФГОС.
  5. Обеспечивать преемственность: Продумывать траекторию развития игровых форм от относительно простых (в 5 классе) к более сложным, исследовательским и проектным (в последующих классах).

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, "в игре... ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя" (Эльконин Д.Б., 1978). Грамотное использование игрового потенциала в рамках научно-методического подхода позволяет максимально реализовать эту возможность для достижения образовательных результатов, предписанных современными стандартами.

Источники:

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287). – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/7aa9e0d6c78912a8b8a0f5d7b77993e9/
  4. Асмолов А.Г. (ред.) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
  6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
  7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  9. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Раздел VI. – URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=18766
  10. Шестакова Е.Е. Психолого-педагогические аспекты адаптации учащихся при переходе в основную школу // Психология в школе. – 2020. – № 3. – С. 45-50. (Пример, требует замены на реальный источник или удаления)

Ресурсы:

  • Российская электронная школа (РЭШ): https://resh.edu.ru/ 
  • Журнал "Преподавание истории в школе": https://pish.ru/ (Методические разработки, включая игровые).
  • Научно-методический сайт "Педсовет": https://pedsovet.org (Банк методических материалов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов на уроках истории и обществознания

Статья с использованием практических навыков....

Использование игровых методик на уроках истории

Данная презентация рассказывает об использовании игровых методик на уроках истории...

Использование игровых методик на уроках истории

Данная презентация рассказывает об использовании игровых методик на уроках истории...

Использование игровых методик на уроках истории

Рассказывается об игровых методиках применяемых на уроках истории...

Использование игровых методик на уроках английского языка в начальной школе в условиях новых ФГОС

Я считаю, что основная задача учителя английского языка (да по сути и других предметов) заключается не только в том, чтобы заложить хорошую фундаментальную базу знаний, на которую ученик будет опирать...

Использование игровой методики на уроках математики.

Использование игровой методики на уроках математики....

Использование игровых методик на уроках иностранного языка

Использование игровых методик на уроках иностранного языка...