Использование игровых моментов на уроках истории и обществознания
статья по праву (7 класс) по теме

Статья с использованием практических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Использование игровых моментов на уроках истории и обществознания.

 Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребёнка. Ещё в восемнадцатом веке Ж. Ж. Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребёнка, необходимо наблюдать за его играми, а это значит, что, стремясь облегчить ученику выражение и исследование собственного эмоционального мира, педагог должен обращаться к этому концептуально-экспрессивному миру.

 Многие педагоги, признавая, что, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребенка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать назойливой назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием.

Мне бы хотелось остановиться на наиболее важных методологических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках истории:

Во-первых, игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная

мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит

возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей

природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов

гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Л. П. Борзова, исследуя

мотивы участия школьников в играх на уроках истории, отмечает:  «Некоторые

подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и

способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие —

чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом,

четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.»;

Во -вторых, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую

сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно

вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному

слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок

способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в

обычной учебной ситуации;

В-третьих, умело направив игровой интерес и активность в нужное русло, учитель может извлечь из них немалую педагогическую пользу.

 Эту же мысль развивал и А.С. Макаренко, полагавший, что усилия, которые делает ребенок в игре, плодотворны, что в игре, незаметно для себя, ребенок вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни.

Каждый учитель понимает, что материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме. Много говорят о дифференцированном обучении, но, к сожалению, на практике очень не просто осуществить данный подход в условиях переполненных классов. Перед учителем стоит задача сделать урок таким, чтобы он был интересен и доступен всем, достигнув при этом своей образовательной цели.

                            Урок-игра «Либералы, консерваторы, социалисты»

Класс делится на три группы «либералы», «консерваторы» и «социалисты». Представители этих групп должны отстаивать преимущества того варианта абсолютизма, который был реализован в их стране. При этом они должны находить не с позиции сегодняшнего дня, а из мировоззренческих установок XVI-XVII вв. В ходе дискуссии учитель на доске заполняет, которую ученикам предлагается перенести в тетради:

  Либерализм

  Консерватизм

   Социализм

Приоритеты

Права человека

Традиционные ценности

Материальное благосостояние

Пути достижения цели

Правовое государство

Сильная власть, влиятельная церковь

Социальная революция

Условие достижения цели

Гражданское общество

Всеобшая консолидация вокруг власти

Обострение классового антагонизма

Итог урока.

В конце урока учитель отмечает, что новые реалии XIX в. породили новые идеологии, которые до сих пор определяют политическую жизнь Европы и Северной Америки.

                Урок-игра «Падение империи Наполеона»

 Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от имени солдата наполеоновской армии «Мои военные кампании».При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенности восприятия XIX в. На задание дается 25 минут.

 Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

Итог урока.

 В конце урока напоминает учащимся, что на исторические события надо смотреть, с разных точек зрения. Если для Наполеона войны- слава, триумф, богатство, то для рядового его армии война-это, прежде всего лишения и страдания.

                 Конкурс юных детективов

1-е задание

Павлу I доложили, что его сын, наследник престола Александр, встречается с автором слов: «Я видел народ, поднявший знамя свободы и сбросивший оковы рабства. Я не закрываю глаза на то, что деспотизм существует в моей стране, с ужасом всматриваюсь в его уродливое лицо». Император быстро вычислил автора. Сделайте это и вы. (Павел Строганов)

        

2-е задание

Определите героя по словесному портрету: «Маленького роста, не в меру пухлый, кривоногий, с огромной головой, уродливой физиономией, глазами навыкат». ( Иван Иванович Дибич, граф, фельдмаршал)

3-е задание

Вычислите. Кто был собеседником Наполеона: « Высокий, рано облысевший, с умным и печальным выражением на лице, всегда модно, со вкусом одетый, яркий сторонник наполеоновских преобразований, прекрасно знавший го Гражданский кодекс»? (Михаил Михайлович  Сперанский)

4-е задание

Определите, кто и о ком так мог сказать: « Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым». (М.М. Сперанский об Александре I.)

5-е задание

Фамилию какого полководца времен Отечественной войны 1812 г. солдаты и даже офицеры передавали в «болтай да и только»? (Михаила Богдановича Барклая де Толли.)

6-е задание

О ком из участников Отечественной войны 1812 г. его отец писал «Сын мой Александр выказал себя молодцом, а Николай даже во время сильного боя беспрестанно шутил»? (Генерал Раевский о своих сыновьх-17-летнем Александре и 11-летнем Николае).

7-е задание

Единственный раз Георгиевский крестом была награждена женщина. (Надежда Андреевна Дурова (1783- 1866),она же Александр Андреевич Александров, штабс-капитан)

        Игра «Кто хочет стать отличником»

Правила игры следующие. Весь класс участвует в отборочном туре. С учителем, выступающим в роли ведущего, играет тот школьник., который первым справится с заданием отборочного тура. Ему задаются пять вопросов, за правильный ответ начисляется по одному баллу. «Несгораемой» является оценка «три» за три правильных ответа. У школьника есть возможность дважды в ходе ответов воспользоваться подсказками: помощью класса и 50/50, когда учитель уберет два неправильных ответа. Правильные ответы выделены полужирным шрифтом.

I тур

Отборочный тур: расставьте эти изобретения в хронологическом порядке: а)изобретение паровоза б)изобретение токарного станка в) изобретение парохода в) изобретение радио (Изобретение токарного станка; изобретение парохода; изобретение паровоза; изобретение радио).

 1. Первый пароход совершал регулярные рейсы по реке :а) Миссисипи; б)Миссури; в) Гудзон; г) Волге.

 2. Как называется вращающаяся печь для выплавки стали: а)конверт; б)конвертер; в) мартен; г)домна

 3.Телефон изобрел: а) Александр Белл; б) Александр Попов; в) Сэмуэль Морзе; г) Чарльз Гудийр

 4. В какой стране стал миллионером Альфред Нобель, на доходы от состояние которого основана Нобелевская премия: а) Швеция; б) Швейцария; в) США; г) Россия 

 5. «Народный автомобиль» в США создал: а) Орвид Райт; б) Генри Форд; в) Готлиб Даймлер; г) Карл Бенц

II тур

Отборочный тур: расставьте эти изобретения в хронологическом порядке: а) изобретение кинематографа; б) изобретение фотографии; в) изобретение динамита в) изобретение бездымного  пороха.

(Изобретение фотографии;  изобретение бездымного пороха; изобретение динамита; изобретение кинематографа.)

 1.Между какими городами была проложена первая железная дорога в истории человечества: а) Ливерпулем и Манчестером; б) Вашингтоном и Нью-Йорком ; в) Стоктоном и Дарлингтоном;

г) Петербургом и Москвой.

 2. Первый пароход назывался по фамилии женщины: « Клермон». Ее звали: а) Катарина; 

б) Елизавета; в) Мария; г) Виктория.

 3. Первый электровоз тянул поезд на промышленной выставке в а) Париже; б)Берлине; в) Лондоне; г) Нью-Йорке.

 4. Какой французский инженер начал постройку Суэцкого канала: а) Эйфель; б) Шарль; в) Лессепс; г) Жаккар.

 5. Науку о планеризме создал: а) Н. Можайский; б) О. Райт; в) де Розье; г) О. Лилиенталь

             Игра  «Личность в истории»

 От каждой команды по 1-2 человека выходят к доске и по очереди называют фамилию и род занятий или достижение исторической личности. Не назвавший в течение 15 секунд очередное имя выбывает из игры. Победителем становится тот, кто последним назвал фамилию.

                                                   Игра «Россия театральная»

 Каждая из команд представляет свою заранее приготовленную инсценировку без слов. Команда, угадавшая изображенное событие, получает I балл. По 5-ти балльной системе учитель с помощниками оценивают оригинальность и представление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов на уроках биологии.

Применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Буд...

Использование игровых моментов на уроках биологии – как одна из форм организации познавательного интереса.

Уроки – игры характеризуются высокой степенью активности учащихся. В учебную работу вовлекаются самые застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению к...

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.

Аннотация.  Статья посвящена тематике  использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся.  Предлагается разработка дело...

Игровые моменты на уроках истории и обществознания как способ активизации познавательной деятельности учащихся

КоКак повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут ус...

Опыт использования игровых технологий на уроках истории и обществознания.

Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усуг...

Тема: Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания

Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усуг...