Использование игровых моментов на уроках биологии – как одна из форм организации познавательного интереса.
статья по теме

Мащенко Евгения Игоревна

 

Уроки – игры характеризуются высокой степенью активности учащихся. В учебную работу вовлекаются самые застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению коллектива. При этом воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, постоянная готовность учащихся включится в различные виды деятельности, самостоятельность, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_momenty.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ГОРОДА ЛАБИНСКА ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

Использование игровых моментов на уроках биологии – как  одна из форм организации познавательного интереса.

                                                                                    Статью подготовила:

Учитель биологии

Мащенко Е.И.                  

Лабинск, 2012

Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: интересно – неинтересно, и такой отзыв служит для учителей одним из критериев оценки своей работы. Познавательный интерес вызывает у детей эмоциональный подъем, удивление, чувство ожидания, которые переходят в творческую деятельность, развитие которой отражено в схеме в приложении №1.

Новое всегда рождает любопытство, которое переходит в любознательность, при появлении которой учащиеся стремятся к получению новых знаний, а их надо добыть, в результате возникает начальный этап деятельности, этим и отличается любознательность от любопытства.

Одним из средств воспитания интереса учащихся к различным видам учебной работы и достижения их познавательной активности на уроках являются игры. Раньше считалось, что игры целесообразно применять в младших классах, на ранних этапах обучения, в старших классах игры использовались, как правило, на внеклассных занятиях.

В настоящее время игры приобретают большое значение. Они рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения.

Особенность игровой деятельности – её добросовестность, высокая активность и контактность участников. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему-либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку.

С помощью игры, возможно, достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету и проконтролировать умения их применять. С этой целью в содержание игр «Конкурс», «Общественный смотр знаний», «КВН», «Что? Где? Когда?» я включаю контрольные вопросы по основным темам изученного курса или предлагаю задания, при выполнении которых предусматривается применение учащимися опорных знаний и умений. Дидактические игры состоят из целей  (учебной и игровой),  игровых правил, игрового сюжета. Игры проходят, как правило, в несколько этапов: подготовительного (5-7 дней), проведения игры, подведения итогов.

Дидактические игры я провожу по итогам значимых тем «Биосфера», «Глобальные проблемы человечества» и другие.

Большое место в моей работе имеют уроки – ролевые игры. Главная цель урока – ролевой игры – вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями, осуществление профессиональной ориентации учащихся средствами учебного предмета биологии. Кроме того ролевые игры в немалой степени содействуют выполнению обучающей, развивающей и воспитывающей функции обучения.

Обучающая функция заключается в том, что у учащихся формируются более глубокие и прочные знания. На таких уроках учащимся можно более ярко показать возможность применения приобретаемых ими на уроке знаний в практической деятельности.

Ролевые игры способствуют развитию интеллектуальных умений, прежде всего таких, как умение осуществлять сравнение, выделять главное, делать выводы и обобщения. В этом состоит их развивающая функция. Они дают учителю возможность постепенно вовлекать учащихся в творческую самостоятельную деятельность. Это выражается в том, что ученик каждый раз применяет свои знания в ролевой игре на различных уровнях.

Уроки – ролевые игры характеризуются высокой степенью активности учащихся. В учебную работу вовлекаются самые застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению коллектива. При этом воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, постоянная готовность учащихся включится в различные виды деятельности, самостоятельность, творчество и инициативу.

Виды ролевых игр на уроке могут быть различны: совещание при директоре, репортаж с места событий, аттестация работников цеха.

В процессе работы я сделала выводы о необходимости  разработки и применения игровых комплексов, то есть систем игр для различных курсов биологии, охватывающих наиболее важные темы курса.

Основной результат таких уроков заключается в том, что у учащихся повышается качество знаний, расширяется кругозор, растет интерес к предмету, приводит к появлению новых межличностных отношений типа «ученик – ученик» и «ученик – учитель», снимает напряжение и делает атмосферу урока психологически более легкой и благоприятной.

Литература

1.Абрамова И.Г. Игротехнические приемы, СПб, 1992г.;

2.Жебровская О.О.Игровой комплекс//География в школе, 1996,№6;

3.Игры, обучение, тренинг, досуг/под ред. В.В. Петрусинского, М.,1994;

4.Кулинич Г.С., Николина В.В. Биологические игры в обучении и воспитании школьников, Н.Новгород, 1990г.;

5. Кулинич  Г.С., Николина В.В.Географические игры // География в школе, 1991,№1;

6.Фролова Н.С.Познавательный интерес //Биология в школе, 1996, №5.

Приложение №1.

Любопытство

                              Любознательность

                                            Интерес к предмету

                                                                            Потребность в овладении

                                                                             глубокими знаниями

                                                                                                          Раскрытие

                                                                                                          задатков и

                                                                                                         способностей

                                                                                               

                                                                                               

                             

Рис.1 Этапы развития интереса и превращение его в деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов на уроках биологии.

Применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Буд...

Использование игровых моментов на уроках английского языка

Вашему вниманию предлагается презентация по теме "Использование игровых моментов на уроках английского языка", в которой широко представлена данная тема с наглядными фрагментами урока....

Использование игровых моментов на уроках истории и обществознания

Статья с использованием практических навыков....

мастер класс "Использование игровых моментов на уроках иностранного языка в начальных классах"Учитель МБОУ «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» Жуган Ольга Евгеньевна

Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности для младших школьников. Через игру они познают мир, строят какие-то планы, выражают свои мечты и надежды. Кроме того, в игре дети чувствуют ...

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

Активные формы обучения и игровые моменты на уроках биологии

 Природа всегда увлекала человека, пленяла своей загадочностью и таинственностью. Познать природу, общаться с ней помогают знания, полученные учащимися ...

Игровые моменты на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у младших школьников.

Игра-это часть учебного процесса, которая помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительнуюдеятельность, внимание, а главное- стимули...