Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвящённых Дню солидарности в борьбе с терроризмом
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс)

Пузакова Кристина Сарсеновна

Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвящённой Дню солидарности в борьбе с терроризмом, предназначены для студентов очной формы обучения специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и 40.02.02 Правоохранительная деятельность в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия» разработаны на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка) и 40.02.02 Правоохранительная деятельность (базовая подготовка), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 12.05.2014 № 508.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_beseda_ko_dnyu_solidarnosti_v_borbe_s_terrorizmom.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Предметная (цикловая) комиссия общеобразовательных дисциплин

Методические рекомендации

по проведению мероприятий, посвящённых

Дню солидарности в борьбе с терроризмом

для специальностей

Право и организация социального обеспечения

Правоохранительная деятельность

Саратов 2022

Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвящённой Дню солидарности в борьбе с терроризмом, предназначены для студентов очной формы обучения специальностей Право и организация социального обеспечения и Правоохранительная деятельность в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия» разработаны на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка) и Правоохранительная деятельность (базовая подготовка), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от № 508.

Рассмотрено и утверждено на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных дисциплин от «4» апреля 2022 г. протокол № 4

Разработчики: Пузакова К.С., преподаватель

Рогулина И.П., преподаватель

Пояснительная записка

День солидарности в борьбе с терроризмом ежегодно отмечается в Российской Федерации 3 сентября. Этот день приурочен к трагическим событиям, которые произошли 1-3 сентября 2004 г. в городе Беслане (Республика Северная Осетия – Алания), когда День знаний стал для большинства населения Беслана днем траура и скорби. В этот день во время праздничной линейки, посвященной 1 сентября, в школу проникли боевики и захватили в заложники детей и их родственников, учителей. Трое суток без воды и пищи 1128 человек были в плену у бандитов.

В ходе чудовищного теракта погибли более 350 чел. (среди которых 150 детей, женщины, военнослужащие) и свыше 500 человек были ранены. Число погибших составило 1% населения города.

События в Беслане – это общая трагедия для всех жителей России и других государств. В эти дни терроризм наглядно продемонстрировал свою звериную жестокость.

6 июля 2005 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», а 13 июля 2005 г. он был одобрен Советом Федерации.

Преамбула Закона была дополнена следующими словами: «…Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти», а в Статью «Памятные даты России» был включен день 3 сентября как День солидарности в борьбе с терроризмом.

В День солидарности борьбы с терроризмом россияне вспоминают всех погибших в ходе террористических актов в Буденновске, Первомайском, Москве, Волгодонске, Волгограде, Санкт-Петербурге и других городах. В мемориальном комплексе Беслана в этот день, ровно в (время детонации первой бомбы в спортзале), после удара колокола в небо взлетает 335 белых шаров, которые символизируют души погибших. Перед разрушенным зданием школы вечером зажигают свечи, которые горят до утра.

В России борьба с терроризмом привела к консолидации общественнополитических сил внутри страны, к стремительному росту патриотизма, веры в собственные силы, в Родину, что позитивно отразилось на процессе становления российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности россиян.

В настоящее время необходимость борьбы с терроризмом привела к активизации антитеррористического движения во всем мире, повышается уровень знаний для решительного противостояния террору всех мастей.

В то же время надо отметить, что с терроризмом следует не только бороться, но и предупреждать его возникновение.

Основные принципы, виды и формы профилактической работы, права и обязанности субъектов профилактики установлены Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Таким образом, целями подготовки методических рекомендаций являются:

оказание методической помощи педагогам в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, мемориальных церемоний по теме «День солидарности в борьбе с терроризмом»;

оказание помощи учителю в концептуальном осмыслении проблемно-тематического поля, важнейших содержательных и сюжетных линий тематических мероприятий, в отборе и систематизации необходимой информации к ним, добываемой из различных источников.

Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций представляется следующим. Преподаватель получит возможность:

осмыслить особенности тематических мероприятий как масштабного образовательного и воспитательного мероприятия;

более качественно верифицировать данные различных источников информации, что позволит педагогически грамотно подготовить мероприятие;

подготовить и провести мероприятия Дня солидарности в борьбе с терроризмом с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, используя классические и инновационные содержательные, методические и технологические подходы.

Содержание

Каждый год 3 сентября Россия отдает дань памяти соотечественникам, погибшим от рук террористов в Беслане, в театральном центре на Дубровке, в Буденновске, Первомайском, при взрывах жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, на вокзале и в троллейбусе в Волгограде, в метро и в супермаркете в Санкт-Петербурге, в других террористических актах.

Главная цель проведения тематических мероприятий – формирование у обучающихся стремления противостоять насилию и жестокости в современном мире, проявлениям ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, экстремизма через опыт межкультурного взаимодействия и толерантного поведения.

Задачи мероприятия:

содействовать развитию у обучающихся различных возрастов чувства сострадания жертвам терроризма, воспитанию таких качеств личности как нетерпимость к проявлениям ксенофобии и экстремизма, эмпатия, неравнодушие к чужому горю, уважительное отношение к людям, ответственность;

способствовать формированию у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, глубокого уважения к Отечеству, солидарности всех граждан в противостоянии международному терроризму;

оказывать содействие в принятии обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных, уважительных отношений с окружающими.

При подготовке и организации памятных мероприятий в честь Дня солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) важно придерживаться следующих принципиальных гуманистически

-нравственных позиций:

осознание трагедии террористических актов как в России, так и в других странах мира;

необходимость объективного анализа трагических страниц в интересах будущего всего человечества как способа недопущения подобных трагедий в будущем;

нравственное осуждение идеологии терроризма;

признание таких базовых ценностей человечества, как безопасность, свобода и ответственность.

Формы работы с учащимися могут быть самыми разнообразными – главное, чтобы они были содержательными, глубокими, смогли оказать сильное воздействие на сознание школьников. Эффективными формами работы являются: Линейки памяти, Митинги памяти, демонстрации, шествия, флешмобы; встречи с представителями организаций, участвующих в борьбе с терроризмом (ветеранами антитеррористической борьбы); 8 молодежные акции; пресс-конференции; беседы по проблемам терроризма и борьбы с ним; просмотр и обсуждение документальных фильмов.

Организация проведения беседы, посвящённой Дню солидарности в борьбе с терроризмом среди студентов первого курса очной формы обучения специальностей Право и организация социального обеспечения и Правоохранительная деятельность в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия».

В возрасте 15-17 лет у обучающихся формируется личностное отношение к социальным и политическим событиям, развиваются навыки безопасного поведения в контексте возможного негативного влияния различных организаций, а также способность к критическому осмыслению информации, ситуации.

При организации тематической беседы, посвященной Дню солидарности в борьбе с терроризмом, должен соблюдаться педагогический принцип – сочетание преподавания с практической деятельностью. Данный принцип обусловлен неразрывным единством знаний, убеждений и поступков.

При подготовке к мероприятию рекомендуется заранее подготовить темы сообщений для выступлений студентов, использовать мультимедиа, тематические видеоролики, презентацию.

Очень важно при проведении мероприятия обратиться к теме «Правовые основы антитеррористической политики Российского государства». Это позволит обучающимся осознать неприемлемость любых форм и проявлений террористической деятельности, а также понять необходимость и значение государственных мер антитеррористической направленности, включая разработку правовых основ антитеррористической политики.

Данная тема будет направлена на содействие формированию у обучающихся гражданской позиции активного члена российского общества, антитеррористического мировоззрения.

Рекомендуется использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность по профилактике терроризма и экстремизма: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «О противодействии терроризму»; Указ Президента Российской Федерации «О мерах по предотвращению терроризма»; Уголовный Кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ; Закон Российской Федерации «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и др.

В ходе изучения документов обучающиеся должны получить ответ на вопросы: Как обеспечить безопасность граждан с учетом террористических угроз глобального характера? Почему нужно правовое регулирование противодействия экстремизму? Каковы мои действия при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции?

Начать рассмотрение вопроса целесообразно с создания у обучающихся общего представления о совокупности правовых документов, регулирующих антитеррористическую деятельность в нашей стране.

В вступительной речи необходимо напомнить о трагических событиях в городе Беслане 1-3 сентября 2004 года, где в результате террористического акта в школе террористы трое суток удерживали людей, половина которых погибли.

Рассказать, что такое терроризм, кто такие террористы, подробнее узнаете о трагедии в школе Беслана.

Заслушать сообщения ребят по темам:

  • Воспоминания участников трагедии;
  • Подвиг учителей;
  • Герои спецназа, погибшие в ходе освобождения школы в Беслане в 2004г.

Так же необходимо обратить внимание на то, что терроризм распространился по многим странам мира, но он может и должен быть побежден. Наше государство делает многое для того, чтобы изжить терроризм и защитить российских граждан от террористической опасности. Сегодня уже хорошо известно, что терроризм нельзя одолеть исключительно силовыми методами. Необходима кропотливая, целенаправленная деятельность, в которую должны быть включены органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. И самое важное, что противодействие терроризму возможно только на основе строгого соблюдения закона, нравственных принципов, уважения законных прав российских граждан.

Следует дать обучающимся поработать с документами и заполнить таблицу:

Название документа

Основная направленность, цели, объекты регулирования

Конституция Российской Федерации – гл.1 ст.13, 14, 16; гл.2; гл.4 ст.83; раздел 2

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

Уголовный кодекс Российской Федерации – ч.1 ст. 213; ч.2 ст.105, 111, 112, 115, 116, 117, 119; ст.136, 148, 149, 214, 244, 280, ;

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму»

Закон Российской Федерации «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»

В ходе заполнения таблицы немаловажно остановиться на показе значения в борьбе с терроризмом ряда норм, зафиксированных в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О противодействии терроризму» и Указе Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму». В них определены структуры, отвечающие за борьбу с терроризмом в нашей стране, и задачи органов власти по профилактике терроризма. Немаловажно рассказать обучающимся о создании в 2006 году Национального антитеррористического комитета.

Комитет назван Национальным, потому что вырабатывает антитеррористическую политику в масштабах всей страны. Его главная задача – защитить российских граждан от террористической угрозы, обеспечить им безопасную жизнь. Комитет согласовывает и координирует работу всех органов власти, направленную на противодействие терроризму. В субъектах Российской Федерации также постоянно действуют антитеррористические комиссии. Возглавляют их высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (губернаторы, главы администрации и др.).

Следует отметить, что за все в нашей стране отвечает Президент Российской Федерации. Он – Глава Российского государства. Он – гарант Конституции Российской Федерации. Обязанность Президента – гарантировать гражданам России их основные конституционные права – на жизнь, на охрану здоровья, на защиту от преступных посягательств и другие.

За непосредственную борьбу с террором в любой стране отвечают спецслужбы (у нас – ФСБ и МВД России). Это их основная работа. Бойцы спецподразделений ФСБ и МВД – основная ударная сила государства в моменты непосредственного столкновения с террористами.

Заслушать сообщения ребят по вопросам:

- Какую роль в усилении антитеррористической деятельности государства играет законодательство о борьбе с терроризмом?

- Каковы задачи Национального антитеррористического комитета?

-Какова роль спецподразделений в борьбе с терроризмом?

-Какими качествами отличаются спецназовцы и как они действуют?

Учащиеся могут и должны вспомнить Буденновск, Кизляр, Беслан, где действовали бойцы-профессионалы жестко и без страха. Это они принимали на себя огонь террористов. Это им посмертно установлены памятники и мемориальные доски.

Приоритетным направлением противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика) терроризма. Используя прием «мозговой штурм», педагог может рассмотреть с обучающимися меры по профилактике терроризма, а также действия, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений террористической направленности (политические, социальные, правовые, организационные, информационные и иного характера).

Основные вопросы для обсуждения:

Что такое профилактика терроризма?

Какие меры профилактики терроризма существуют (политические, социальные, правовые, организационные, информационные и др.)?

О чем предупреждают граждан статьи 7 и 8 Федерального закона «О противодействии терроризму»?

Почему государство рассчитывает на помощь граждан в противодействии терроризму? Как проявляется бдительность граждан в борьбе с террором?

Какие основные правила нужно соблюдать при угрозе теракта?

Почему считается, что раздумья без действий бесполезны, а действия без раздумий опасны?

Таким образом, подводя итоги урока, обучающиеся должны сделать вывод:

Одному государству сложно одолеть терроризм. Для этого нужны усилия всех граждан России. Необходимы понимание, доверие и поддержка народом мер безопасности, которые проводят правоохранительные органы.

«Каждый гражданин России должен обладать необходимыми знаниями и умениями обеспечения личной и общественной безопасности.

Помнить – значит быть готовым в сложной ситуации не растеряться, не запаниковать, действовать активно и осмысленно. Знать, что делать при возникновении опасности террористического акта».

Заключение

В конце беседы необходимо напомнить правила:

«Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора»

  • Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
  • Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
  • О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
  • Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
  • По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

«Если ты оказался в заложниках».

Но если же случится такая ситуация, знай – ты не один. Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь. Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно - террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения.

  • Настройся на долгое ожидание. Специалистам требуется время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.
  • Постарайся мысленно отвлечься от происходящего: вспоминай содержание книг, художественных фильмов, мультфильмов, решай в уме задачи.
  • Старайся не раздражать террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не требуй также немедленного освобождения - это невозможно.
  • Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: это вынужденная мера, ты спасаешь себя и окружающих.

Заключительное слово преподавателя: Террористов не нужно бояться, ведь наш страх делает их только сильнее! Но необходимо будь внимательным и бдительным! Беречь свое здоровье и здоровье ваших близких! Помните, жизнь – одна, и её, как компьютерную игру, заново не начнёшь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий митинга, посвящённого Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

Мероприятие посвящено детям Беслана.В России ежегодно 3 сентября отмечается особая дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. Это памятная дата установлена федеральным законом «О днях ...

Конспект мероприятия "Конкурс рисунков на асфальте "Добро пожаловать. Или посторонним вход воспрещён", посвящённого Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

Занятие рекомендуется проводить с детьми младшего школьного возраста.Занятие проводится в форме доверительной беседы взрослого и детей. При этом взрослый должен не напугать детей, не научить их видеть...

Урок памяти, посвящённый Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Урок памяти, посвящённый дню солидарности в борьбе с терроризмом...

Заметка о проведённом мероприятии, посвящённом Дню солидарности в борьбе с терроризмом

3 сентября -День солидарности в борьбе с терроризмом.Этот день посвящён трагическим событиям, произошедшим в первые сентябрьские дни 2004г. в г. Беслане. Тогда, во время террористического акта, погибл...

Познавательное мероприятие, посвященное «Дню солидарности в борьбе с терроризмом» «Скажем STOP терроризму»!

Сформировать у воспитанников представление о терроризме как историческом и политическом явлении....

классный час, посвящённый Дню СОЛИДАРНОСТИ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Цели:Вспомнить события 1- 3 сентября 2004 года в школе №1 в Беслане;Учить выявлять причины появления данного явления;Вызвать отрицание терроризма как явления;Развить в школьниках сострадание и соучаст...