Конспект урока истории в 10 классе
план-конспект урока по истории (10 класс)
Конспект урока истории в 10 классе
Тема: Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание революционных настроений
Цели урока:
- Образовательная: раскрыть особенности социально-экономического и политического развития России в годы Первой мировой войны
- Развивающая: сформировать умение анализировать исторические события и их последствия
- Воспитательная: воспитать понимание причинно-следственных связей исторических процессов
Оборудование:
- Учебник Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России 10 класс
- Презентация по теме
- Раздаточный материал
Тип урока: комбинированный
План урока (40 минут)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 10 классе
Тема: Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание революционных настроений
Цели урока:
- Образовательная: раскрыть особенности социально-экономического и политического развития России в годы Первой мировой войны
- Развивающая: сформировать умение анализировать исторические события и их последствия
- Воспитательная: воспитать понимание причинно-следственных связей исторических процессов
Оборудование:
- Учебник Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России 10 класс
- Презентация по теме
- Раздаточный материал
Тип урока: комбинированный
План урока (40 минут)
1. Организационный момент (2 мин)
- Приветствие учащихся
- Проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний (3 мин)
Учитель: С чего началась Первая мировая война? Какие страны были основными участниками?
Ученик 1: Война началась в 1914 году после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда. Основные участники: страны Антанты(Основные страны Антанты: Российская империя,Великобритания, Франция; Страны, присоединившиеся к Антанте в ходе Первой мировой войны:Япония (присоединилась в октябре 1915 года) Италия США Сербия Черногория Румыния Бельгия Греция Португалия Другие государства-участники антигерманской коалиции:Бразилия Китай Куба Панама Перу Уругвай Эквадор Боливия Гаити Гватемала Гондурас Либерия Никарагуа Сан-Марино Сиам (ныне Таиланд), Хиджаз) и Тройственного союза Первоначальный состав (1882 год):Германия (во главе с императором Вильгельмом II)Австро-Венгрия (во главе с императором Францем Иосифом I)Италия (во главе с королем Виктором Эммануилом III) Важно отметить, что Италия вышла из союза в 1915 году и вступила в войну на стороне Антанты.
3. Изучение нового материала (25 мин)
А. Патриотический подъём в начале войны (5 мин)
Учитель: Как общество отреагировало на начало войны? Откройте учебник на странице [номер] и найдите информацию о патриотическом подъёме.
Практическое задание 1:
- Работа с текстом учебника: выписать основные проявления патриотического подъёма
- Время: 3 минуты
Ученик 2: Проявления патриотизма:
- Массовые манифестации
- Сбор пожертвований
- Добровольческое движение
- Поддержка власти
Б. Экономика России в годы войны (10 мин)
Учитель: Как война повлияла на экономику страны? Прочитайте текст на странице [номер] и выделите основные экономические проблемы.
Практическое задание 2:
- Составление таблицы «Экономические проблемы военного времени»
- Время: 5 минут
Ученик 3: Основные экономические проблемы:
- Топливный кризис
- Продовольственный кризис
- Транспортный кризис
- Финансовый кризис
- Милитаризация экономики
В. Власть и общество (10 мин)
Учитель: Как изменились отношения между властью и обществом? Проанализируйте деятельность политических партий.
Практическое задание 3:
- Групповая работа: составить схему «Политические силы в годы войны»
- Время: 5 минут
Ученик 4: Основные политические силы:
- Правительство и монархия
- Прогрессивный блок
- Левые партии
- Национальные движения
4. Закрепление материала (5 мин)
Учитель: Какие факторы способствовали нарастанию революционной ситуации?
Ученик 5:
- Экономический кризис
- Политическая нестабильность
- Военные неудачи
- Рост социального напряжения
5. Домашнее задание (3 мин)
- Изучить параграф [номер]
- Подготовить сообщение о роли одной из политических партий в годы войны
- Составить хронологическую таблицу важнейших событий 1914–1916 гг.
6. Рефлексия (2 мин)
Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Какие вопросы остались неясными?
Учитель: Спасибо за урок. До свидания!
Критерии оценивания:
- Активное участие в обсуждении
- Качество выполнения практических заданий
- Умение работать с текстом учебника
- Способность анализировать исторические события
Дополнительные материалы:
- Карточки с заданиями
- Схемы и таблицы
- Исторические документы эпохи
Составление таблицы «Экономические проблемы военного времени»
Таблица «Экономические проблемы военного времени»
Проблема | Проявления | Последствия | Меры правительства |
Топливный кризис | * Сокращение добычи угля на 15% | * Сбои в работе промышленности | * Создание Особого совещания по топливу |
Продовольственный кризис | * Сокращение посевных площадей | * Снижение сбора зерновых | * Продразвёрстка |
Транспортный кризис | * Нехватка вагонов (60 тыс. вместо 80 тыс.) | * Проблемы снабжения фронта | * Введение системы приоритетов перевозок |
Финансовый кризис | * Рост внешнего долга до 65 млрд руб. | * Обесценивание денег | * Увеличение налогов |
Промышленная милитаризация | * Сокращение выпуска гражданской продукции | * Товарный дефицит | * Создание военно-промышленных комитетов |
Сельскохозяйственный кризис | * Сокращение поголовья скота | * Снижение урожайности | * Мобилизация промышленности на выпуск сельхозтехники |
Практические задания к таблице:
- Анализ данных:
- Подсчитайте процент падения курса рубля
- Определите основные причины продовольственного кризиса
- Выявите взаимосвязь между проблемами
- Сравнительный анализ:
- Сравните экономические показатели 1913 и 1916 годов
- Оцените эффективность мер правительства
- Определите наиболее острые проблемы
- Проблемный вопрос:
- Почему экономические меры не смогли решить кризис?
- Какие факторы усугубляли ситуацию?
- Как кризис повлиял на общество?
Методические рекомендации:
- Таблица заполняется учащимися поэтапно
- Работа может проводиться в парах или группах
- После заполнения проводится обсуждение и анализ данных
- Результаты используются для выводов о причинах революционных настроений
Групповая работа: составить схему «Политические силы в годы войны»
Схема «Политические силы в годы войны»
Центральная власть
Императорская власть
- Николай II — верховный главнокомандующий
- Совет министров
- Особые совещания
- Ставка Верховного главнокомандования
Политические партии и движения
Правительственный лагерь
- Октябристы
- Кадеты (в начале войны)
- Прогрессивный блок (с 1915 г.)
- Поддержка войны
- Сотрудничество с властью
Оппозиционный лагерь
- Левые партии
- Меньшевики
- Эсеры
- Большевики
- Требования
- Свержение самодержавия
- Прекращение войны
- Социальные реформы
Общественные организации
Патриотические объединения
- Военно-промышленные комитеты
- Земгор (Земский и Городской союзы)
- Благотворительные организации
Национальные движения
Региональные автономии
- Финляндский сейм
- Польский вопрос
- Кавказские народы
- Мусульманские организации
Кризисные явления
Политическая нестабильность
- Министерская чехарда
- Потеря авторитета власти
- Рост оппозиционных настроений
Практические задания для групп
- Анализ структуры власти:
- Определить основные политические силы
- Выявить их цели и задачи
- Установить связи между различными группами
- Сравнительный анализ:
- Сравнить позиции различных партий
- Отметить изменения в политике
- Выявить причины трансформации
- Проблемный вопрос:
- Почему система управления оказалась неэффективной?
- Какие факторы способствовали кризису власти?
- Как повлияла война на расстановку политических сил?
Методические рекомендации
- Работа в группах:
- Каждая группа получает задание по одной из политических сил
- Время на подготовку — 10 минут
- Презентация результатов — 5 минут
- Оформление схемы:
- Использовать стрелки для обозначения связей
- Выделить цветом разные политические силы
- Добавить краткие пояснения
- Отразить хронологию событий
- Итоговый вывод:
- Обсуждение результатов работы групп
- Составление общей схемы
- Формулировка выводов о причинах революционной ситуации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией
Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока истории 5 класс
Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....

конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы
конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

