Конспект урока истории в 10 классе
план-конспект урока по истории (10 класс)

Пономаренко Ирина Александровна

Конспект урока истории в 10 классе

Тема: Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание революционных настроений

Цели урока:

  • Образовательная: раскрыть особенности социально-экономического и политического развития России в годы Первой мировой войны
  • Развивающая: сформировать умение анализировать исторические события и их последствия
  • Воспитательная: воспитать понимание причинно-следственных связей исторических процессов

Оборудование:

  • Учебник Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России 10 класс
  • Презентация по теме
  • Раздаточный материал

Тип урока: комбинированный

План урока (40 минут)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii_v_10_klasse.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 10 классе

Тема: Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание революционных настроений

Цели урока:

  • Образовательная: раскрыть особенности социально-экономического и политического развития России в годы Первой мировой войны
  • Развивающая: сформировать умение анализировать исторические события и их последствия
  • Воспитательная: воспитать понимание причинно-следственных связей исторических процессов

Оборудование:

  • Учебник Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России 10 класс
  • Презентация по теме
  • Раздаточный материал

Тип урока: комбинированный

План урока (40 минут)

1. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие учащихся
  • Проверка готовности к уроку

2. Актуализация знаний (3 мин)

Учитель: С чего началась Первая мировая война? Какие страны были основными участниками?

Ученик 1: Война началась в 1914 году после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда. Основные участники: страны Антанты(Основные страны Антанты: Российская империя,Великобритания, Франция; Страны, присоединившиеся к Антанте в ходе Первой мировой войны:Япония  (присоединилась в октябре 1915 года) Италия США Сербия Черногория Румыния Бельгия Греция Португалия Другие государства-участники антигерманской коалиции:Бразилия Китай Куба Панама Перу Уругвай Эквадор Боливия Гаити Гватемала Гондурас Либерия Никарагуа Сан-Марино Сиам  (ныне Таиланд), Хиджаз)  и Тройственного союза Первоначальный состав (1882 год):Германия (во главе с императором Вильгельмом II)Австро-Венгрия (во главе с императором Францем Иосифом I)Италия (во главе с королем Виктором Эммануилом III) Важно отметить, что Италия вышла из союза в 1915 году и вступила в войну на стороне Антанты.

 3. Изучение нового материала (25 мин)

А. Патриотический подъём в начале войны (5 мин)

Учитель: Как общество отреагировало на начало войны? Откройте учебник на странице [номер] и найдите информацию о патриотическом подъёме.

Практическое задание 1:

  • Работа с текстом учебника: выписать основные проявления патриотического подъёма
  • Время: 3 минуты

Ученик 2: Проявления патриотизма:

  • Массовые манифестации
  • Сбор пожертвований
  • Добровольческое движение
  • Поддержка власти

Б. Экономика России в годы войны (10 мин)

Учитель: Как война повлияла на экономику страны? Прочитайте текст на странице [номер] и выделите основные экономические проблемы.

Практическое задание 2:

  • Составление таблицы «Экономические проблемы военного времени»
  • Время: 5 минут

Ученик 3: Основные экономические проблемы:

  • Топливный кризис
  • Продовольственный кризис
  • Транспортный кризис
  • Финансовый кризис
  • Милитаризация экономики

В. Власть и общество (10 мин)

Учитель: Как изменились отношения между властью и обществом? Проанализируйте деятельность политических партий.

Практическое задание 3:

  • Групповая работа: составить схему «Политические силы в годы войны»
  • Время: 5 минут

Ученик 4: Основные политические силы:

  • Правительство и монархия
  • Прогрессивный блок
  • Левые партии
  • Национальные движения

4. Закрепление материала (5 мин)

Учитель: Какие факторы способствовали нарастанию революционной ситуации?

Ученик 5:

  • Экономический кризис
  • Политическая нестабильность
  • Военные неудачи
  • Рост социального напряжения

5. Домашнее задание (3 мин)

  • Изучить параграф [номер]
  • Подготовить сообщение о роли одной из политических партий в годы войны
  • Составить хронологическую таблицу важнейших событий 1914–1916 гг.

6. Рефлексия (2 мин)

Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Какие вопросы остались неясными?

Учитель: Спасибо за урок. До свидания!

Критерии оценивания:

  • Активное участие в обсуждении
  • Качество выполнения практических заданий
  • Умение работать с текстом учебника
  • Способность анализировать исторические события

Дополнительные материалы:

  • Карточки с заданиями
  • Схемы и таблицы
  • Исторические документы эпохи

Составление таблицы «Экономические проблемы военного времени»

Таблица «Экономические проблемы военного времени»

Проблема

Проявления

Последствия

Меры правительства

Топливный кризис

* Сокращение добычи угля на 15%
* Нехватка нефти
* Проблемы с поставками топлива

* Сбои в работе промышленности
* Транспортные проблемы
* Остановка предприятий

* Создание Особого совещания по топливу
* Введение нормирования

Продовольственный кризис

* Сокращение посевных площадей
* Мобилизация 15-16 млн крестьян
* Нехватка сельхозтехники

* Снижение сбора зерновых
* Введение карточной системы
* Рост цен на продукты

* Продразвёрстка
* Создание Особого совещания по продовольствию
* Введение карточек

Транспортный кризис

* Нехватка вагонов (60 тыс. вместо 80 тыс.)
* Нарушение грузопотоков
* Сбои в поставках

* Проблемы снабжения фронта
* Продовольственный дефицит
* Нарушение экономических связей

* Введение системы приоритетов перевозок
* Строительство новых дорог
* Создание Особого совещания по перевозкам

Финансовый кризис

* Рост внешнего долга до 65 млрд руб.
* Падение курса рубля
* Инфляция

* Обесценивание денег
* Рост цен
* Снижение покупательной способности

* Увеличение налогов
* Выпуск бумажных денег
* Займы у союзников

Промышленная милитаризация

* Сокращение выпуска гражданской продукции
* Закрытие предприятий
* Увеличение рабочего дня до 11-12 часов

* Товарный дефицит
* Рост эксплуатации рабочих
* Использование женского и детского труда

* Создание военно-промышленных комитетов
* Объединение заводов в группы
* Особые совещания по обороне

Сельскохозяйственный кризис

* Сокращение поголовья скота
* Нехватка удобрений
* Дефицит сельхозтехники

* Снижение урожайности
* Продовольственный дефицит
* Ухудшение качества почвы

* Мобилизация промышленности на выпуск сельхозтехники
* Создание кооперативов
* Поддержка крестьянства

Практические задания к таблице:

  1. Анализ данных:
  • Подсчитайте процент падения курса рубля
  • Определите основные причины продовольственного кризиса
  • Выявите взаимосвязь между проблемами
  1. Сравнительный анализ:
  • Сравните экономические показатели 1913 и 1916 годов
  • Оцените эффективность мер правительства
  • Определите наиболее острые проблемы
  1. Проблемный вопрос:
  • Почему экономические меры не смогли решить кризис?
  • Какие факторы усугубляли ситуацию?
  • Как кризис повлиял на общество?

Методические рекомендации:

  • Таблица заполняется учащимися поэтапно
  • Работа может проводиться в парах или группах
  • После заполнения проводится обсуждение и анализ данных
  • Результаты используются для выводов о причинах революционных настроений

Групповая работа: составить схему «Политические силы в годы войны»

Схема «Политические силы в годы войны»

Центральная власть

Императорская власть

  • Николай II — верховный главнокомандующий
  • Совет министров
  • Особые совещания
  • Ставка Верховного главнокомандования

Политические партии и движения

Правительственный лагерь

  • Октябристы
  • Кадеты (в начале войны)
  • Прогрессивный блок (с 1915 г.)
  • Поддержка войны
  • Сотрудничество с властью

Оппозиционный лагерь

  • Левые партии
  • Меньшевики
  • Эсеры
  • Большевики
  • Требования
  • Свержение самодержавия
  • Прекращение войны
  • Социальные реформы

Общественные организации

Патриотические объединения

  • Военно-промышленные комитеты
  • Земгор (Земский и Городской союзы)
  • Благотворительные организации

Национальные движения

Региональные автономии

  • Финляндский сейм
  • Польский вопрос
  • Кавказские народы
  • Мусульманские организации

Кризисные явления

Политическая нестабильность

  • Министерская чехарда
  • Потеря авторитета власти
  • Рост оппозиционных настроений

Практические задания для групп

  1. Анализ структуры власти:
  • Определить основные политические силы
  • Выявить их цели и задачи
  • Установить связи между различными группами
  1. Сравнительный анализ:
  • Сравнить позиции различных партий
  • Отметить изменения в политике
  • Выявить причины трансформации
  1. Проблемный вопрос:
  • Почему система управления оказалась неэффективной?
  • Какие факторы способствовали кризису власти?
  • Как повлияла война на расстановку политических сил?

Методические рекомендации

  1. Работа в группах:
  • Каждая группа получает задание по одной из политических сил
  • Время на подготовку — 10 минут
  • Презентация результатов — 5 минут
  1. Оформление схемы:
  • Использовать стрелки для обозначения связей
  • Выделить цветом разные политические силы
  • Добавить краткие пояснения
  • Отразить хронологию событий
  1. Итоговый вывод:
  • Обсуждение результатов работы групп
  • Составление общей схемы
  • Формулировка выводов о причинах революционной ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока истории 5 класс

Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....

конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы

конспект урока истории 7 класс Специальное  (коррекционной) школы...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....