урок "Цифровизация в СССР: время первых"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Урок проводился в рамках образовательного события "Цифровизация вокруг", проводимого в техникуме ко Дню программиста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Цифровизация в СССР: время первых
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
проанализировать особенности развития науки в СССР в 1940-60-е годы на примере кибернетики.
Задачи:
- Образовательная: способствовать осмыслению взаимосвязи развития науки и духовной сферы в целом от исторической ситуации в стране и в мире.
- Развивающая: Способствовать формированию общих компетенций, предусмотренных ФГОС СПО:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде.
- Воспитательная: способствовать формированию интереса к отечественной истории.
Оборудование:
- мультимедийный комплекс;
- презентация.
Ход урока:
- Оргмомент
Приветствие учащихся.
Отметить отсутствующих.
Попросить отключить звук телефонов.
Попросить проверить наличие всего необходимого (тетрадь, ручка, комплект документов) на столах.
II. Актуализация темы урока, постановка целей
Понятие, которое сегодня проходит красной нитью через несколько Ваших уроков, - «цифровизация».
А что такое «цифровизация»?
Давайте попробуем найти определение этого понятия в разных источниках.
У кого получилось быстрее? Благодаря чему получилось быстрее?
Итак, цифровизация – это процесс превращения аналоговых данных и рабочих процессов в цифровой формат.
Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства.
Она включает в себя использование цифровых технологий для автоматизации бизнес-процессов, улучшения уровня качества услуг, оптимизации производства и повышения эффективности работы организаций и предприятий в целом.
В результате этого меняется и общественная жизнь, повышается ее качество, у человека появляется электронный доступ к информации и услугам, происходит совершенствование систем здравоохранения и образования.
Цифровизация не только сокращает время на принятие разных решений, вовремя предоставляя необходимые данные и делая систему управления более гибкой, но и позволяет предотвращать кризисные ситуации.
Например, если в автомобиле двигатель обеспечен датчиками, контролирующими его эксплуатационные показатели, производитель или владелец авто может анализировать работоспособность изделия, сравнивать его параметры с изначальными показателями на заводе. Благодаря этому можно заранее понять, когда двигателю понадобится профилактика вне плана или ремонт. Это может помочь в управлении бизнесом логистическим и транспортным компаниям.
Интернет вещей стал для нас привычным явлением: практически у каждого есть дома умные устройства, которых во всем мире насчитывается уже более 26 миллиардов единиц, а у нас только за последний год было куплено почти 20 миллионов SIM-карт для IoT-оборудования.
Производственная цифровизация занимается сокращением монотонного физического труда для человека, организовывает и контролирует трудовые и производственные процессы и обеспечивает безопасность сотрудников компании. Допустим, простой рабочий идет на свое место к станку, но почему-то включается сирена, а самому сотруднику сообщают о нарушении техники безопасности. Это «умная» система видеоаналитики заметила, что работник вошел в цех без каски, подала сигнал и спасла человеку жизнь.
Одна из главных заслуг цифровизации государства – это снижение количества бумажной волокиты и бюрократии при оформлении документов. Справки и паспорта можно заказывать через приложение, там же хранить и обновлять все данные. Госуслуги
Опасность цифровизации (в чём?) – в снижении важности человека во многих процессах и вероятное исчезновение в будущем целых профессий, с которыми лучше будут справляться роботы.
Что необходимо для развития и внедрения цифровизации?
Компьютеры.
Всё то, о чём мы говорили, звучит очень современно. Можете ли предположить, когда начался процесс цифровизации в мире, когда появились первые ЭВМ?
Ещё в 1930-е (!) годы в Германии.
Но наиболее активно – в конце 1940-х. Как Вы думаете, кто лидировал в разработке первых компьютеров, а точнее – ЭВМ?
США оказались в 1945 году самой успешной не пострадавшей экономикой, здесь сконцентрировалось много учёных и инженеров, эмигрировавших из Европы.
В 1945 году в США был запущен ENIAC.
Советское правительство решило не отставать и организовало структуры, которые должны были заниматься разработкой аналогичной техники.
СССР и США шли практически «ноздря в ноздрю».
И, характеризуя становление цифровизации в СССР, мы смело можем сказать: это было «время первых».
Тема урока: Цифровизация в СССР: время первых.
Давайте попробуем определить цели урока:
Развитие цифровизации невозможно без науки, значит, прежде всего мы
1. Проанализировать достижения советской науки в период 1945-1960-х гг.
Обратить внимание, что объединяем два очень разных периода (в чём разница?), но на отношении к точным и естественным наукам смена власти не отразилась.
Какие науки связаны с изучением и внедрением процесса цифровизации?
2. Рассмотреть этапы становления, особенности развития кибернетики и создания ЭВМ в Советском Союзе.
3. На примере кибернетики, проанализировать влияние политической ситуации в стране и мире на развитие науки.
III. Объяснение нового материала
План:
1. Внутриполитическая ситуация в СССР
Какой период мы с Вами изучаем?
Послевоенное десятилетие, 1945-1953 гг.
Какие сферы жизни общества рассмотрели?
Экономическую, социальную, политическую.
Какая осталась?
Духовная.
Какие элементы духовной сферы можете назвать?
Культура, наука, образование, искусство, религия.
Какие науки Вы знаете?
Можем мы их классифицировать?
Какая наука связана с процессом цифровизации?
Информатика, кибернетика (дать определение, не записывать).
Как называются механизмы, без которых невозможна цифровизация?
Компьютеры, ранее – ЭВМ.
Предположите, какие науки наиболее интенсивно развивались в послевоенном СССР?
Да, это действительно было время, когда «физики в почёте, лирики в загоне» (Б. Слуцкий).
Во время оттепели именно физик, кибернетик и инженер считались главными интеллектуальными профессиями.
А с чем это было связано?
Что такое «холодная война»?
Как Вы считаете, какие условия необходимы для успешного развития науки?
- поддержка государства,
- свобода творчества,
-достойные условия жизни.
Какие из этих условий существовали в послевоенном СССР?
Почему мы понимаем, что свободы творчества не было?
Что такое тоталитарный режим?
Давайте посмотрим, как шло развитие советской науки в этот период.
Работа с текстом учебника, заполнение таблицы (пропуски).
Как мы с Вами и предполагали, наиболее активно развивались науки, связанные с тяжелой промышленностью, оборонкой, космосом.
Но обратите внимание, как часто звучит «первый», «впервые», «открытие» - вот оно – «время первых»!
Что сказано в учебнике о развитии советской кибернетики, о создании электронно-вычислительной техники?
Давайте дополним нашу таблицу.
А ведь термин «кибернетика» появился ещё в Древней Греции, изначально обозначал искусство кормчего, стал использоваться в переносном смысле для обозначения искусства государственного деятеля, управляющего городом. В этом смысле он, в частности, используется Платоном в «Законах».
1948 год стал отправной точкой для развития кибернетики и электронно-вычислительной техники.
Именно в этом году известный ученый Норберт Виннер рассказал миру о науке «Кибернетика».
Киберне́тика (от др.-греч. Κυβερνητική «искусство управления») — наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.
Кибернетика — наука об оптимальном управлении сложными динамическими системами, изучающая общие принципы управления и связи, лежащие в основе работы самых разнообразных по природе систем — от самонаводящихся ракет-снарядов и быстродействующих вычислительных машин до сложного живого организма.
Но мы с вами знаем, что в СССР кибернетика наряду с генетикой были объявлены буржуазными науками.
Борьба с «чуждыми» идейными влияниями распространилась на сферу науки. И. В. Сталин лично вмешивался в дискуссии научных кругов по вопросам языкознания, экономики. В его работах давались директивные указания о том, как следует освещать спорные научные проблемы. На собраниях научных коллективов шли «проработки» ученых, обвиненных в ошибках при освещении тех или иных периодов отечественной и зарубежной истории, низкопоклонстве перед Западом.
Реакционными, буржуазными и ложными провозглашались генетика и кибернетика.
В 1952 году статья Михаила Ярошевского "Кибернетика - наука в кавычках мракобесов" стала началом кампании против кибернетики в СССР.
Можете предположить, за что советская власть так ополчилась на кибернетику?
Обратите внимание на определение.
Идеи кибернетики долгое время не приживаются в СССР из-за опасений, что технари могут вмешиваться в государственное управление.
Кибернетика воспринимается как угроза из-за того, что она связана с американским капитализмом и идеями о механизации общества. Винер высказывает идеи, не соответствующие марксистско-ленинской идеологии.
Однако, ругая кибернетику, правительство исправно выделяло средства на развитие электронно-вычислительной техники, благодаря чему советские ученые и конструкторы могли успешно конкурировать с американскими и европейскими коллегами.
В США в 1950 – создают UNIVAC I, который называют одной из первых коммерческих, т.е. изначально не предназначенных для военных исследований, машин.
1951 году начинается серийный выпуск Univac-1 производительностью 2000 оп/с.
Годом позже UNIVAC в игру вступает корпорация IBM, успевшая накопить колоссальные финансовые и кадровые ресурсы за счет оборонных заказов во время и сразу после Второй мировой войны. IBM сотрудничает с Массачусетским технологическим институтом, открывает собственные исследовательские центры, активно работает в Европе и с большим успехом продает свои машины, захватывая 85 % рынка уже к середине 1950-х.
- В 1948 году Совет Министров СССР постановил создать СКБ-245 для разработки и внедрения промышленных и военных компьютеров.
- В 1950-х годах в СССР уже была целая серия компьютеров, выпускаемых серийно для прикладных задач и военных задач.
Давайте посмотрим, как шел процесс создания первых ЭВМ и продолжим заполнение таблицы.
Видео «Начало ЭВМ» (4.10)
проектирование, монтаж и наладка МЭСМ были осуществлены в кратчайшие сроки - 2 года и 17 человеками..
Каждая последующая модель БЭСМ на момент выпуска становилась самой быстрой в Европе, а иногда и в мире. Лучшей в ряду разработок Сергея Лебедева и его учеников стала завершенная в 1966-м машина БЭСМ-6, серийный выпуск которой продолжался до 1987 года.
На М-2 (не показать, единственный экземпляр) производились расчеты для Института атомной энергии, КБ Сергея Королева, Института теоретической и экспериментальной физики, Института проблем механики АН СССР, проектировавшего плотины Куйбышевской и Волжской ГЭС.
Собственно, в 1953–1954 годах в Советском Союзе помимо М-2 работали только БЭСМ и «Стрела», поэтому машинное время распределялось на уровне заместителя Председателя Совета Министров.
Итак, на этапе создания советские ЭВМ не отставали от зарубежных аналогов.
Об этом, кстати, говорил в 1964 году и сам создатель кибернетики – Норберт Виннер в интервью после поездки в СССР.
А теперь взгляните на таблицу «Этапы развития ЭВМ».
Какая тенденция прослеживается?
Начиная с 1980-х (а фактически с 1970-х) годов СССР не занимается разработкой собственных ЭВМ.
Почему?
Ведь к этому времени кибернетику уже «реабилитировали» и началось её стремительное развитие в СССР:
- В 1955 году статья о кибернетике была опубликована в журнале "Вопросы философии", что стало началом реабилитации кибернетики в СССР.
- В 1956 году вышла книга Норберта Винера "Кибернетика" на русском языке, что сделало ее доступной для широкой аудитории.
И даже в советских фильмах поднимают тост за кибернетиков!
- В 1960-х годах кибернетическая эйфория вспыхнула в СССР, но из-за опоздания к концептуальной революции, страна не смогла осознать следующий этап развития - разработку программного обеспечения.
В 1966 году по решению правительства в СССР свернули разработку собственных вычислительных машин и начали копировать серию IBM 360 в качестве единого стандарта ЭВМ.
Академик Лебедев протестовал против этого решения — он рьяно доказывал, что клонирование устаревающих систем отбросит компьютерную индустрию на годы назад. Но учёного не послушали — у его оппонентов была власть.
В 1972 году решение о копировании американской IBM приняли окончательно.
Много ли выиграла советская компьютерная индустрия от этого решения?
По мнению академика Малиновского, нанесённый ущерб был выше, чем полученные результаты. Клонирование IBM шло с трудом, документацию было сложно достать, не было подходящего оборудования и комплектующих. Сроки изготовления постоянно срывались.
В 1970-х годах советская вычислительная техника уже серьёзно отставала от западной, особенно в гражданских областях. ЭВМ использовали в основном в военных разработках. Но руководство страны не рассматривало производство электронно-вычислительных машин как ключевую отрасль. Бытовало мнение, что нехватку компьютеров можно восполнить большим количеством людей с арифмометрами.
А как Вы думаете, если бы СССР не был авторитарным государством с плановой экономикой, как могла бы сложиться ситуация с развитием ЭВМ?
Коммерческое развитие, инвестиции и пр.
Это не означает, что компьютеры ушли из жизни советских людей, нет они внедрялись всё активнее, и даже, вроде бы «свои», только созданные по образцу американских.
Однако, кибернетика, информатика как науки, интенсивно развивались и приходили в вузы, техникумы, школы и даже детские лагеря отдыха.
Видео «Советские компьютеры» (2)
Одной из популярнейших специальностей в вузах была «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» («ПО ВТ и АС»). А её кодировка – 2204.
Многие программисты «старой закалки» до сих пор неофициально отмечают День программиста 22 апреля.
А теперь небольшая притча. Ну то есть как "притча"... Вполне реальная история, о которой когда-то писала то ли "Комсомолка", то ли кто-то ещё. Итак, эксперимент: взяли двух котят и засунули их в специальную приспособу. При этом один котёнок мог сам активно двигаться - перебирать лапками, и идти куда вздумается. Второй был в той же приспособе, он видел, слышал и унюхивал ровно то же, что и первый котёнок. Но когда через какое-то время его отпустили в самостоятельное путешествие - он не мог и шагу ступить. Пассивное наблюдение сделало его абсолютно беспомощным.
Это, конечно, не более чем эксперимент на котятах - но всё же, всё же...
Поэтому прошу Вас думать, анализировать, принимать решения самостоятельно, не доверяя ИИ, не допуская избыточной цифровизации своей жизни и не становясь приложением для своего телефона.
Поэтому тесты для проверочной работы сделаете себе сами.
Это Ваше домашнее задание.
В завершение давайте вернемся к тем целям, которые мы поставили в начале урока. Достигли ли мы их?
- Закрепление материала: фронтальный опрос.
V. Домашнее задание (на слайде).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СССР в первые послевоенные десятилетия».; 5-6 уроки в теме
К учебнику «История России. 1945-2008гг» под редакцией А.А.Данилова, АИ. Уткина, А.В. Филиппова М., Просвещение, 2009...

Контрольная работа для 9 класса по теме « СССР в первые послевоенные годы и до начала 80-х гг»
Контрольная работа для учащихся 9 класса по теме " СССР в послевоенное время и в 80- е годы"...
СССР в первый период Великой Отечественной войны
Фрагмент урока в 9 классе с использованием технологии критического мышления...

СССР в первые послевоенные годы
Авторская разработка урока истории 9, 11 класс по теме "СССР в первые послевоенные годы". Материал содержит технологическую карту, дополнительные источники для работы учащихся на уроке, индивидуальные...

СССР в первые послевоенные годы.
Данный материал позволяет обобщить и систематизировать знания, выделить и рассмотреть проблемы социально-экономического и политического развития нашей страны в послевоенный период. Эту презентацию мож...

Презентация на тему "СССР в первой половине 80-х годов XX века"
Презентация содержит информацию об истории СССР в первой половине 80 годов 20 века...

