программа школьного музея
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сафрыгин Борис Борисович

Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx574.56 КБ

Предварительный просмотр:

музей план.jpg


Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

Задачи школьного музея:

  • формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств;
  • активизирование роли школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения;
  • формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;
  • воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;
  • приобщение обучающихся к изучению истории родного села, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945;
  • сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;
  • совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;
  • воспитание познавательных интересов и способностей;
  • овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
  • пополнение музейных фондов

Направления работы:

  • Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.
  • Проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами и их семьями.
  • Организация экскурсий в музей.
  • Организация работы с фондами музея.
  • Участие в районных, областных мероприятиях исторической и краеведческой направленности, в смотре-конкурсе школьных музеев.
  • Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы, ветеранами труда

Школьный музей выполняет следующие функции:

  • Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.
  • Методическая работа с педагогическим коллективом.
  • Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это поисковые задания для классов, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.

Методическая функция музея объединяет педагогический коллектив школы и учащихся в общем деле. На методическом объединении классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.

Организации общешкольных мероприятий:

Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея.

Ожидаемые результаты

Для музея

  • Оптимизация деятельности музея в русле программы воспитания и социализации;
  • Совершенствование содержания деятельности музея;
  • Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
  • Укрепление материальной базы музея.

Для учащихся

Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:

  • Исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мыслительный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками, умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);
  • Менеджерские (умение ставить цель, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки исследования собственной деятельности, навыки саморегуляции и деятельности);
  • Коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса);
  • Презентационные (навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы)


№ п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

Организационная работа

1

Утверждение  плана  работы школьного  музея  на 2020-2021  учебный год.

Сентябрь

2020 г.

Рузманова Л.А.- директор школы,

руководитель  музея

2

Оформление музейной документации.

В течение года

 руководитель  музея

3

 Работа с фондами.

 Инвентаризация архива.

В течение года

 Заместитель директора

Яушева О.Ф.

руководитель  музея

4

Анализ работы школьного музея за 2019-2020 учебный год, определение задач развития музея на 2020-2021 учебный год

Сентябрь 2020 г.

руководитель  музея

5

Ведение Книги отзывов гостей музея

В течение года

 руководитель  музея

6

Поддержание надлежащего состояния помещения и фондов музея

В течение года

 руководитель  музея

Экскурсионно-массовая работа

1

Формирование группы экскурсоводов.

Сентябрь 2020 г.

 руководитель  музея

2

Организация работы по подготовке экскурсоводов (5-7 классы).

В течение года

 руководитель  музея

3

Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий

 

В течение года

 руководитель  музея,

члены актива музея

4

Проведение обзорных и тематических  экскурсий (1-11 классы.)

Обзорные:

  • Знакомство с музеем (1 класс, гости школы)
  • «Этих дней не меркнет слава …»
  • История школы
  • Они там были…

Тематические:

  • История экспоната
  • Люди села.
  • Народный фольклорный коллектив «Ару лихтибря»
  • Детский образцовый фольклорный ансамбль «Пайгонят»

В течение года

 

 руководитель  музея

группа экскурсоводов

5

Проведение бесед, лекций к знаменательным

датам года:

2-3 сентября – День окончания Второй мировой войны

3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом

30 октября – День памяти политических репрессий

4 ноября – День народного единства

24 ноября – 290-летие со дня рождения        А. В. Суворова

3 декабря – День Неизвестного Солдата

5 декабря – Битва под Москвой,

9 декабря – День Героев отечества

12 декабря – День конституции РФ.

27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)

15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

23 февраля – День защитника Отечества

21 апреля – День местного самоуправления

9 мая – День Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

13 мая – 800-летие со дня рождения князя Александра Невского

21 мая – 100-летие со дня рождения А. Д. Сахарова

В течение года

руководитель  музея, члены актива музея

Учебно-воспитательная работа

1

 Проведение уроков Мужества.

В течение года

  
классные руководители
 1-11 классов

Учитель истории

2

Профориентация учащихся.

Использование материалов музея на уроках.

В течение года

 руководитель  музея, учителя

3

Проведение музейных уроков (1-11 класс),
 

В течение года

  руководитель  музея, учитель истории, учителя-предметники

4

Проведение уроков истории и краеведения,

 изобразительного искусства

В течение года

 

Учителя истории, ИЗО

5

 

Проведение классных часов и праздников, посвященных Дням Воинской славы

 

Декабрь 2020 г.

Февраль 2021 г.

Май 2021 г.

  Заместитель директора

 по УВР

 руководитель  музея

6

 Сбор материала для оформления экспозиции.

В течение года 

 руководитель  музея
классные руководители

Работа с фондами музея.

1

Учет, регистрация и хранение музейных экспонатов.

По мере поступления

В течение года

 руководитель  музея

2

Проведение инвентаризации архива музея.

Сентябрь –декабрь

 руководитель  музея

3

Организация работы в архивах с целью пополнения, уточнения материалов музея

В течение года

 руководитель  музея

 

Общественно-полезная работа

1

Запись воспоминаний ветеранов труда, жителей села

В течение года

 руководитель  музея

 актив музея

2

Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах.

В течение года

 руководитель  музея

 актив музея

3

Уборка закреплённой территории мемориала

В течение

года

классные руководители


Примечание: руководитель музея имеет право редактировать план работы на учебный год в зависимости от обстоятельств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школьного музея

Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...

Программа школьного музея национальных культур

Представленна программа деятельности школьного музея национальных культур, направленная на создание педагогических условий эффективного формирования межэтнической толерантности у  школьников в по...

Программа школьного музея "Поиск"

Программа школьного музея на 2012-2015 гг....

программа школьного музея "Отчий край"

Своё начало патриотическое воспитание берёт там, где человек родился. И поэтому человек должен воспитываться на культурных традициях, исторических знаниях, постоянно помнить о жизни своих предков. В н...

Программа школьного музея "Поиск" на 2017-2020 гг.

Программа школьного музея "Поиск" на 2017-2020 гг., ориентированная на создание виртуального музея и использование информационных технологий в своей работе....

программа школьного музея

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Программа школьного музея "Интерактивный музейный досуг"

Основная идея, положенная в основу программы школьного музея – интерактивный музейный досуг.Это новая форма культурно-образовательной деятельности, которая предполагает: отход от традиционного о...