Конспект урока по истории Отечества для учащихся 7-Б класса по теме: «Обычаи восточных славян».
план-конспект урока по истории (7 класс)

Петриченко Светлана Владимировна

На уроке у учащихся будет сформированио представление о жизни восточных славян через знакомство с их основными обычаями, связанными с природой, семьёй и хозяйством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

(МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» г. Симферополя)

 

Конспект урока по истории Отечества

для учащихся 7-Б класса по теме:

«Обычаи восточных славян».

C:\Users\Home\Desktop\bOeeFXhVWJE.jpg

Подготовила учитель высшей категории

Петриченко Светлана Владимировн

Тема: Обычаи восточных славян.

 

Цель: сформировать у учащихся представление о жизни восточных славян через знакомство с их основными обычаями, связанными с природой, семьёй и хозяйством.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формирование понимания, что обычаи предков отражали их образ жизни и мудрое отношение к природе;

 - пробуждение познавательного интереса к быту, занятиям и семейному укладу восточных славян.

- формирование   ценностного отношения к семье, взаимопомощи, трудолюбию и гостеприимству на примере славянских обычаев.

Предметные

знать основныпонятия: обычай, род, община, гостеприимство, 

взаимопомощь;

- знать главные занятия славян: земледелие, охота, бортничество (сбор мёда);

- знать основные обычаи: гостеприимство («гость в дом – хозяину радость»), взаимопомощь («помочи»), почитание старших, уважение к родителям;  

  объяснять своими словами, почему для славян были важны трудолюбие, гостеприимство и взаимопомощь;

- приводить примеры славянских обычаев, связанных с семьёй и общиной;

- описывать (с опорой на картинку или схему) основные занятия восточных славян;

- сравнивать (с помощью учителя) отношение к гостю у славян и в современном мире.

Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные карточки с

заданиями, обереги, кроссворд, каравай, учебник, раздаточный материал, кроссворд.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Прозвенел и смолк звонок

Всех позвал нас на урок

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол

Начинаем разговор!

Прослушивание фрагмента песни «Гимн Славян - Славяне, Нас объединяет Русь Святая». (https://www.youtube.com/watch?v=VOyGoF4mHrI)

- Ребята, скажите, пожалуйста, о ком эта песня?

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о наших далеких предках -восточных славянах.

2. Повторение изученного материала.

1. Выберите соответствующие слова для каждого мастера. Соедините

стрелками (работа с карточками).

Кузнец

кадки, бочки, нож

топор,

Гончар

ладья, дерево моря

, реки и

Бондарь

горн, наковальня, железо, молот, огонь

Ладейщик

вода, кувшин глина, печь

, горшок,

2.Заполните пропуски (работа с карточками).

1. Каждая женщина умела ... пряжу, ... одежду. Мужчины ... сети для рыбной ловли, ... земледельческие инструменты, ... посуду из дерева. Самыми уважаемыми мастерами были ... и ... .

Индивидуальная работа со слабыми учениками

1.Распределить последовательность возделывания земли. Проставьте цифры в нужной последовательности:

   сжигают срубленные деревья

   славяне рубят деревья

   сеют зерно

   пашут землю

3. Соотнесите занятия славян. Соедините стрелками (работа с карточками):

Бортничество

Собирали травы, ягоды, грибы.

Рыболовство

Обрабатывали землю, выращивал и урожай.

Охота

Разводили домашних животных.

Скотоводство

Ловили рыбу.

Земледелие

Добывали диких зверей.

Собирательство

Собирали мед диких пчел.

4. Кто изображен на картине? Что он делает?

C:\Users\Home\Desktop\img6.jpg

- Успешно справились с заданиями. Молодцы, ребята!

3. Подготовка учащихся к усвоению материала.

- За многие годы у славян сложились свои обычаи. Тема сегодняшнего урока называется «Обычаи восточных славян». (Слайд 1)

Запись в тетрадь числа, темы урока.

4. Сообщение нового материала.

- А как вы понимаете слово обычаи?

- Вот такое объяснение дано слову "обычай " в словаре Даля:

Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила

общественного поведения. (Слайд 2)

-Рассмотрим некоторые установившиеся правила поведения славян

Мы знаем, что славяне умели хорошо трудиться, но любили они

и повеселиться.

- Как вы думаете, как славяне веселились? (пели, плясали). А еще они водили хороводы. А что такое хоровод?

Хоровод - _старинный танец, который танцевали, взявшись за руки в круг, с песнями и музыкой, читает определение ученик на с.73 (Слайд 3)

- Давайте посмотрим, как водятся хороводы.

 5.  Физминутка.

- Ребята, давайте и мы с вами встанем в хоровод (звучит музыка). Представим, что в середине растет высокая, белоствольная береза. Славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет и чистоту. Милый обычай, водить хороводы сохранился и в наши дни.

- Ребята, горевали славяне тоже с песнями, пели плачи. Плач — это погребальная песня, читает определение ученик на с.73

Демонстрация иллюстрации «Тризна». (Слайд 4). Сверху над могилой насыпали холм земли - курган и устраивали прощальный пир - тризну. Тризна — это прощальный пир, читает определение ученик на с.73

- А как сейчас мы называем погребальный пир? (поминки)

- А в чем помогали славяне друг другу? Зачитайте из текста учебника стр. 71-72.

- Какими были славяне?

Они были добрыми и гостеприимными, и мы тоже должны быть такими же как наши предки.

-  А как вы думаете, ребята, какой продукт питания считался главным? Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли.

-Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете?

- Я хочу вас познакомить с некоторыми из них.

- На экране я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Слайд 5)

- Худ обед, коли хлеба... .

- Кто пахать не ленится, у того и хлеб   ... .

- Много снега -много ... .

Сюрпризный момент (инсценировка «Угощение караваем») (Слайд 6)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.  

С караваем соль подносим.

Поклонясь, отведать просим.

(Дети вручают гостям хлеб-соль).

Рассказ учителя по иллюстрации. (Слайд 7)

Наши предки всегда с уважением относились к еде. На столе стояла большая чаша. Старшие сидели на почетном месте. Начинал есть первым старший, а потом остальные. Когда он клал ложку, то остальным можно было выйти

из-за стола.

А наша школа — это тоже одна большая семья. Назовите известные вам правила поведения в школьной столовой.

- Дома украшались рисунками и предметами, которые обладают чудодейственной силой. Они называются оберегами. (Слайд 8)

Оберег - предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.

- Некоторые учащиеся подготовили сообщения, давайте их послушаем. Демонстрация оберегов.

-  На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов.

-   Славяне верили, что пока обереги у них в доме, то они будут счастливы и бог их будет беречь.

- Наши предки внимательно наблюдали за всем, особенно за природой и постепенно появились приметы. (Слайд 9)

Например, много ягод на рябине - к холодной зиме. Зимой выпало много снега - к хорошему урожаю.

- Всему вышесказанному славяне придавали особое значение. Мы должны бережно хранить обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений.

6. Закрепление материала.

- Ребята, давайте закрепим изученный материал и разгадаем кроссворд (работа с карточками).

  1) Погребальная песня. 2)Песни, танцы, взявшись в круг. 3) Прощальный пир. 4) Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян, чудодейственной силой. 5) Круглый хлеб.

5

к

п

л

а

ч

3

р

т

4

а

2

х

о

р

о

в

о

д

и

б

а

з

е

й

н

р

а

е

 

г

- Молодцы, ребята, вы, верно, разгадали кроссворд.

7. Итак, давайте будем подводить итоги нашего урока.

- Ребята, что нового узнали на уроке?

- Что понравилось на уроке? Объявление оценок

8. Домашнее задание. С. 70-76., найти приметы зимы, подготовить сообщение. Слабым детям нарисовать оберег.

9. Рефлексия.

Предлагаю выбрать солнышко, которые соответствует вашему настроению:

Урок понравился, узнал(а) много нового.

Урок понравился, но только отдельные моменты.

Урок не понравился.        

        C:\Users\Home\Desktop\img1 (1).jpg

(Слайд 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Алгоритм ветвление"

В данной разработке представлен материал к уроку в 6-ом классе по теме "Алгоритм ветвление": это подробный конспект урока по данной теме, интерактивная презентация к уроку с примерами и задания для вы...

Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Циклический алгоритм".

В данной разработке представлен материал по теме "Циклический алгоритм": это полный конспект урока, интерактивная презентация и задания для выполнения на ПК учащимися 6-го класса....

Конспект урока по истории Отечества для учащихся 7-Б класса по теме: «Куликовская битва»

Целью данного урока являлось возможность сформировать у учащихся представление о Куликовской битве, как о ключевом событии в истории Руси, способствовавшем объединению русских земель и укреплению наци...

Конспект урока по истории Отечества для учащихся 7-Б класса по теме: «Русские первопроходцы».

Формирование представления о развитии Сибири в XVII веке, значении ее присоединения к России; выявление, какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создание пр...