Конспект урока по истории Отечества для учащихся 7-Б класса по теме: «Обычаи восточных славян».
план-конспект урока по истории (7 класс)
На уроке у учащихся будет сформированио представление о жизни восточных славян через знакомство с их основными обычаями, связанными с природой, семьёй и хозяйством.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 482.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
(МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» г. Симферополя)
Конспект урока по истории Отечества
для учащихся 7-Б класса по теме:
«Обычаи восточных славян».
Подготовила учитель высшей категории
Петриченко Светлана Владимировн
Тема: Обычаи восточных славян.
Цель: сформировать у учащихся представление о жизни восточных славян через знакомство с их основными обычаями, связанными с природой, семьёй и хозяйством.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование понимания, что обычаи предков отражали их образ жизни и мудрое отношение к природе;
- пробуждение познавательного интереса к быту, занятиям и семейному укладу восточных славян.
- формирование ценностного отношения к семье, взаимопомощи, трудолюбию и гостеприимству на примере славянских обычаев.
Предметные:
- знать основныпонятия: обычай, род, община, гостеприимство,
взаимопомощь;
- знать главные занятия славян: земледелие, охота, бортничество (сбор мёда);
- знать основные обычаи: гостеприимство («гость в дом – хозяину радость»), взаимопомощь («помочи»), почитание старших, уважение к родителям;
объяснять своими словами, почему для славян были важны трудолюбие, гостеприимство и взаимопомощь;
- приводить примеры славянских обычаев, связанных с семьёй и общиной;
- описывать (с опорой на картинку или схему) основные занятия восточных славян;
- сравнивать (с помощью учителя) отношение к гостю у славян и в современном мире.
Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные карточки с
заданиями, обереги, кроссворд, каравай, учебник, раздаточный материал, кроссворд.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Прозвенел и смолк звонок
Всех позвал нас на урок
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор!
Прослушивание фрагмента песни «Гимн Славян - Славяне, Нас объединяет Русь Святая». (https://www.youtube.com/watch?v=VOyGoF4mHrI)
- Ребята, скажите, пожалуйста, о ком эта песня?
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о наших далеких предках -восточных славянах.
2. Повторение изученного материала.
1. Выберите соответствующие слова для каждого мастера. Соедините
стрелками (работа с карточками).
Кузнец | кадки, бочки, нож | топор, | |
Гончар | ладья, дерево моря | , реки и | |
Бондарь | горн, наковальня, железо, молот, огонь | ||
Ладейщик | вода, кувшин глина, печь | , горшок, | |
2.Заполните пропуски (работа с карточками).
1. Каждая женщина умела ... пряжу, ... одежду. Мужчины ... сети для рыбной ловли, ... земледельческие инструменты, ... посуду из дерева. Самыми уважаемыми мастерами были ... и ... .
Индивидуальная работа со слабыми учениками
1.Распределить последовательность возделывания земли. Проставьте цифры в нужной последовательности:
сжигают срубленные деревья
славяне рубят деревья
сеют зерно
пашут землю
3. Соотнесите занятия славян. Соедините стрелками (работа с карточками):
Бортничество | Собирали травы, ягоды, грибы. |
Рыболовство | Обрабатывали землю, выращивал и урожай. |
Охота | Разводили домашних животных. |
Скотоводство | Ловили рыбу. |
Земледелие | Добывали диких зверей. |
Собирательство | Собирали мед диких пчел. |
4. Кто изображен на картине? Что он делает?
- Успешно справились с заданиями. Молодцы, ребята!
3. Подготовка учащихся к усвоению материала.
- За многие годы у славян сложились свои обычаи. Тема сегодняшнего урока называется «Обычаи восточных славян». (Слайд 1)
Запись в тетрадь числа, темы урока.
4. Сообщение нового материала.
- А как вы понимаете слово обычаи?
- Вот такое объяснение дано слову "обычай " в словаре Даля:
Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила
общественного поведения. (Слайд 2)
-Рассмотрим некоторые установившиеся правила поведения славян
Мы знаем, что славяне умели хорошо трудиться, но любили они
и повеселиться.
- Как вы думаете, как славяне веселились? (пели, плясали). А еще они водили хороводы. А что такое хоровод?
Хоровод - _старинный танец, который танцевали, взявшись за руки в круг, с песнями и музыкой, читает определение ученик на с.73 (Слайд 3)
- Давайте посмотрим, как водятся хороводы.
5. Физминутка.
- Ребята, давайте и мы с вами встанем в хоровод (звучит музыка). Представим, что в середине растет высокая, белоствольная береза. Славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет и чистоту. Милый обычай, водить хороводы сохранился и в наши дни.
- Ребята, горевали славяне тоже с песнями, пели плачи. Плач — это погребальная песня, читает определение ученик на с.73
Демонстрация иллюстрации «Тризна». (Слайд 4). Сверху над могилой насыпали холм земли - курган и устраивали прощальный пир - тризну. Тризна — это прощальный пир, читает определение ученик на с.73
- А как сейчас мы называем погребальный пир? (поминки)
- А в чем помогали славяне друг другу? Зачитайте из текста учебника стр. 71-72.
- Какими были славяне?
Они были добрыми и гостеприимными, и мы тоже должны быть такими же как наши предки.
- А как вы думаете, ребята, какой продукт питания считался главным? Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли.
-Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете?
- Я хочу вас познакомить с некоторыми из них.
- На экране я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Слайд 5)
- Худ обед, коли хлеба... .
- Кто пахать не ленится, у того и хлеб ... .
- Много снега -много ... .
Сюрпризный момент (инсценировка «Угощение караваем») (Слайд 6)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
С караваем соль подносим.
Поклонясь, отведать просим.
(Дети вручают гостям хлеб-соль).
Рассказ учителя по иллюстрации. (Слайд 7)
Наши предки всегда с уважением относились к еде. На столе стояла большая чаша. Старшие сидели на почетном месте. Начинал есть первым старший, а потом остальные. Когда он клал ложку, то остальным можно было выйти
из-за стола.
А наша школа — это тоже одна большая семья. Назовите известные вам правила поведения в школьной столовой.
- Дома украшались рисунками и предметами, которые обладают чудодейственной силой. Они называются оберегами. (Слайд 8)
Оберег - предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.
- Некоторые учащиеся подготовили сообщения, давайте их послушаем. Демонстрация оберегов.
- На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов.
- Славяне верили, что пока обереги у них в доме, то они будут счастливы и бог их будет беречь.
- Наши предки внимательно наблюдали за всем, особенно за природой и постепенно появились приметы. (Слайд 9)
Например, много ягод на рябине - к холодной зиме. Зимой выпало много снега - к хорошему урожаю.
- Всему вышесказанному славяне придавали особое значение. Мы должны бережно хранить обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений.
6. Закрепление материала.
- Ребята, давайте закрепим изученный материал и разгадаем кроссворд (работа с карточками).
1) Погребальная песня. 2)Песни, танцы, взявшись в круг. 3) Прощальный пир. 4) Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян, чудодейственной силой. 5) Круглый хлеб.
5 | ||||||||
к | ||||||||
п | л | а | ч | |||||
3 | р | |||||||
т | 4 | а | ||||||
2 | х | о | р | о | в | о | д | |
и | б | а | ||||||
з | е | й | ||||||
н | р | |||||||
а | е | |||||||
| г | |||||||
- Молодцы, ребята, вы, верно, разгадали кроссворд.
7. Итак, давайте будем подводить итоги нашего урока.
- Ребята, что нового узнали на уроке?
- Что понравилось на уроке? Объявление оценок
8. Домашнее задание. С. 70-76., найти приметы зимы, подготовить сообщение. Слабым детям нарисовать оберег.
9. Рефлексия.
Предлагаю выбрать солнышко, которые соответствует вашему настроению:
Урок понравился, узнал(а) много нового.
Урок понравился, но только отдельные моменты.
Урок не понравился.
(Слайд 9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физической культуре для учащихся 5-х классов по теме: Прыжок в высоту с разбега способом "Перешагивание"
Конспект урока. Тема: "Прыжок в высоту с разбега способом "Перешагивание""....
Конспект урока по физической культуре для учащихся 5-х классов по теме : Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги".
Тема урока: Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги"....

Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Алгоритм ветвление"
В данной разработке представлен материал к уроку в 6-ом классе по теме "Алгоритм ветвление": это подробный конспект урока по данной теме, интерактивная презентация к уроку с примерами и задания для вы...

Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Циклический алгоритм".
В данной разработке представлен материал по теме "Циклический алгоритм": это полный конспект урока, интерактивная презентация и задания для выполнения на ПК учащимися 6-го класса....

Конспект урока по истории России для учащихся 6-го класса на тему: " Борьба Руси с ордынским владычеством".
Урок по формированию универсальных учебных действий...

Конспект урока по истории Отечества для учащихся 7-Б класса по теме: «Куликовская битва»
Целью данного урока являлось возможность сформировать у учащихся представление о Куликовской битве, как о ключевом событии в истории Руси, способствовавшем объединению русских земель и укреплению наци...

Конспект урока по истории Отечества для учащихся 7-Б класса по теме: «Русские первопроходцы».
Формирование представления о развитии Сибири в XVII веке, значении ее присоединения к России; выявление, какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создание пр...




