Конспект урока по истории России для учащихся 6-го класса на тему: " Борьба Руси с ордынским владычеством".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Назарова Алина Сергеевна

Урок по формированию универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России для учащихся 6-го класса на тему: " Борьба Руси с  ордынским владычеством".

Назарова Алина Сергеевна, учитель истории

Урок по формированию универсальных учебных действий

Цель: формирование представления о значении Куликовской битвы, ее влиянии на ход объединительного процесса и на историю Русского государства в целом.

Задачи:

1. формировать у учащихся универсальные учебные действия:

- личностные: выявить свое отношение к проблеме, оценивать события с морально-этической точки зрения;

- регулятивные: планирование, контроль, коррекция и самооценка своей работы на уроке;

- коммуникативные: логически стройная речь, доказательность своей точки зрения, сотрудничество в группе;

- познавательные: самостоятельно выделять предпосылки объединения Руси и значение Куликовской битвы;

2. Выработать умения соотносить исторические имена (Дмитрий Иванович, Мамай, Сергий Радонежский) и даты (1378 г. и 08.09.1380 г.).

3. Развивать навыки оценивания исторических событий,  работы с учебником, картой, учебными рисунками.

4. Воспитать чувство патриотизма и гражданственности.

Тип  урока:  комбинированный.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный, репродуктивный.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Оборудование:  учебник А.А. Данилов,  Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI в., презентация, анимированная карта,  карточки для индивидуального задания, карточки-тест для дифференцированного задания, историческая карта «Куликовская битва»,  схема сражения.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1.Организационный момент

- приветствие;

- проверка отсутствующих;

- проверка готовности к уроку;

- мотивация: 1. Формулировка темы урока, опираясь на учебник и материал предыдущего урока. «Тема нашего урока – Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва». Сегодня  нам предстоит не только изучить события знаменитой Куликовской битвы, но и выявить, как они повлияли на процесс объединения Руси.

Проверяют готовность к уроку, формулируют и записывают тему урока.

Установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, смыслообразование (Л). Целеполагание (Р).

2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Предпосылки объединения русских земель» (опрос).

1.   Индивидуальное задание: подготовить устный ответ по карточке.

2. Индивидуальное задание: письменно ответить на вопросы.

3. Фронтальный опрос. Вопросы:

- назвать центры борьбы за политическое первенство;

- перечислить князей Московского княжества;

- указать причины возвышения Москвы (не менее 3-х).

По выбору учеников.

Устно отвечают на вопросы.

Структурирование знаний (П).

3. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что к середине XIV в. обозначилось два главных центра объединения: Тверское и Московское княжество, а так же то, что у последнего стремительно возрастали силы и авторитет. Сегодня мы должны решить: кто из них и почему станет центром объединения русских земель, а главное, какое значение в этом процессе имела Куликовская битва.

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что ты знаешь о Куликовской битве?»

Устные ответы учащихся (определяют границы своих знаний и ставят задачи на урок).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Изучение новой темы

1) Русь и Орда

Физкультминутка

2) Битва на Куликовом поле

3) Значение сражения.

Исходя из узловых вопросов урока:

1) Почему происходит столкновение между русскими и ордынскими полками?

2) Что происходит на Куликовом поле?

3) Чем важна для Руси Куликовская битва?

учащиеся составляют план изучения новой темы.

План:

1) Русь и Орда;

2) Битва на Куликовом поле;

3) Значение сражения.

С середины XIV в. происходит усиление Московского княжества. Этому во многом способствовало ослабление Орды из-за междоусобных войн и разделение ее на две части: западную и восточную. В Западной части власть захватывает военачальник Мамай и стремится подчинить себе Русь как во времена Батыя. В 1378 г. свои замыслы он воплощает в реальность и направляет свои войска на Русь.

Сейчас ваша задача выяснить, почему происходит ослабление Орды и кто из русских князей понял как этим воспользоваться, а для этого узнать: кто такой Мамай и что произошло на р. Воже.

Вы распределяетесь на 2 варианта и работаете в парах в течение 4 минут по следующему алгоритму:

1) 1 в. – читает на стр. 148 учебника - 3 абзац, 2 в. – на стр. 149 -  3 и 4 абзац;

2) Через 2 мин. вы обмениваетесь информацией и отвечаете на поставленный вопрос;

3) вместе проверяем, и основное записываем в тетрадь.

А) Подготовка к битве.

После поражение татар на р. Воже, Дмитрий Иванович понял, что Мамай не смирится с этим, и начинает подготовку к решающей битве.

- Объединение русского войска.

- Союзники Мамая.

-Благословение на битву Сергия Радонежского.

- Военный совет 6 сентября.

Б) Утро на Куликовом поле. Поединок.

8 сентября 1380 г. Противоборствующие войска на поле.

- Смотр русского войска перед битвой

- Поединок Пересвета и Челубея.

В) Сражение. Расположение войск. Нанесение удара.

- На Куликовом поле

-  Засадный полк

- Отступление войск Мамая

- Анимированная карта «Куликовская битва»

- Итог

Г) Куликовская битва и Коломна.

- Смотр русских войск в Коломне. (1. В Коломне собрались полки из Москвы, Владимира, Коломны, Переславля, Костромы, княжеств: Ярославского, Муромского, Елецкого и др.  2.Необходимо над полками поставить воевод.  3.Воины должны знать свое место в полку во время битвы и после нее во время подсчета убитых).

- Девичье поле – это поле, где замерла вражда между русскими княжествами, поле примирения и объединения.

- Памятники истории и культуры.

Нам необходимо доказать, что Куликовская битва сыграла большую роль  в истории Русского государства. Для этого разделимся на группы, и каждая подумает о значении битвы конкретно для: 1. Ордынцев, 2. Дмитрия Донского, 3. Русского народа. По истечении 2-х мин.  мы заслушаем мнения каждой из групп.

- Обобщение мнений.

- Возвращение к схеме «Что ты знаешь о Куликовской битве?»

- Выводы. (В Куликовской битве родилось единое русское войско – предпосылка для объединения Руси)

Предлагают варианты планирования  урока, опираясь на узловые вопросы урока.

Слушают рассказ учителя, размышляют над проблемным вопросом.

Читают материал в учебнике.

Работают в парах.

Делают вывод (о необходимости объединения сначала русского войска, а затем всей Руси.) и записывают его в тетрадь.

Рассматривают учебную картину, делают вывод о роли церкви.

Читают доп. материал, делают выводы.

Записывают дату битвы.

Изучают доп.материал.

Слушают рассказ о сражении

Работа по карте.

Рассматривают фотографии, называют места их нахождения в Коломне.

Работа в группах.

Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Построение логической цепи рассуждений (П).

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К).

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Осознание ответственности за общее дело (Л).

Понимание текста, извлечение необходимой информации из карты (П).

Построение логической цепи рассуждений, доказательство(П).

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л).

Извлечение необходимой информации из карты, учебных рисунков, мультимедийных ресурсов (П).

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

5. Закрепление изученного материала

1) Взаимоконтроль. Игра «Да - Нет» - учащиеся 1 и 2 ряда поднимают карточку голубого цвета при верном утверждении, розового цвета – при неверном, учащиеся 3 ряда поднимаю одну руку вверх при правильном ответе одноклассников, две руки вверх – при неверном. При следующем вопросе роль проверяющих переходит на 2 ряд, 1 и 3 – отвечают и т.д.

Игра «ДА –НЕТ».

1. Куликовская битва проходила  8 сентября 1480 года. (-)

2. В результате усобиц Золотая Орда усилилась. (-)

3. Под знаменами Москвы сражались дружины и ополчения большинства русских земель. (+)

4. Русским войском  руководил Мамай. (-)

5. Битва закончилась победой русского народа. (+)

  2) Рефлексия:1. На какую оценку вы оцениваете свою работу на уроке?

Дифференцированное задание: карточки с тестовыми заданиями  3-х цветов: для выполнения заданий на оценку «3», «4», «5».

Устные ответы учащихся.

Устные ответы.

Письменно выполняют задание.

Оценка полученных знаний (Р).

Формулирование и аргументация своего мнения (К).

Контроль, коррекция, оценка (Р).

6. Запись домашнего задания

Заполнить схему «Куликовская битва» и вклеить в тетрадь.

*Написать сочинение  «На поле Куликовом» от лица:

 1) русского воина;

2) ордынского воина.

Записывают домашнее задание в дневник.

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

Рефлексия: 2.«Три самых важных имени,

три самых важных события,

три самых важных качества».

Устные ответы учащихся.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью (К).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка на основе критерия успешности (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Алгоритм ветвление"

В данной разработке представлен материал к уроку в 6-ом классе по теме "Алгоритм ветвление": это подробный конспект урока по данной теме, интерактивная презентация к уроку с примерами и задания для вы...

Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Циклический алгоритм".

В данной разработке представлен материал по теме "Циклический алгоритм": это полный конспект урока, интерактивная презентация и задания для выполнения на ПК учащимися 6-го класса....

Конспект урока по истории России в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией

Конспект урока по истории России в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией. В презентации нет видеофрагмента, который используе...

Конспект урока по физической культуре для учащихся 8 - х классов:на тему: "Гимнастика"

Конспект урока по физической культуре для учащихся 8 - х классов: Тема: Гимнастика. Задачи урока: 1.Совершенствование техники подъема переворотом в упор толчком двумя руками(м.), ...

Разработка конспект урока и презентация занятия с учащимися 11 И класса по теме: Лемма о трезубце

31 марта 2022 года. В МАОУ "Лицей №22 "НАдежда Сибири" был проведен семинар для студентов НГПУ.Мероприятие в котором принимали участие студенты  Института физико-математического, и...