Подготовка ОГЭ по истории
рабочая программа по истории (9 класс)

Неустроева Оксана Ивановна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_ist_.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

        МБОУ “Сулгачинская средняя общеобразовательная школа

Им. И.И.Константинова-Дэлэгээт Уйбаан”

МР “Амгинский улус (район)”

«Рассмотрено»

на заседании  МО

Протокол  №__1________

от  «31» августа___2023.

«Согласовано»

рук. ДОП обр.

Охлопкова Л.Д.

                         

«31» августа_ 2023г

«Утверждаю»

Директор  школы

Окороков И.Г.

«31» августа _2023г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ВУД «Страницы истории»

Для 9 класса

Срок реализации 2023-24 уч. Год

Учитель Неустроева Оксана Ивановна

с.Сулгаччы

2023г.

Аннотация

Предмет

Страницы истории

Класс

9

УМК, интернет ресурсы

 - ОГЭ 2024. Сборник вариантов/ И.А. Артасов

- Решу ОГЭ

- ФИПИ

Цель и задачи

подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации в традиционной и новой форме по истории через актуализацию знаний по основным темам курса.

- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;

- создание у учащихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предмету;

- развитие у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степени   сложности.    

Кол.  часов

34

Основные разделы

Введение

Народы и государства на территории нашей страны в

древности

Русь в IX – начале XII в.

Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

Российское государство во второй половине XV–XVII в.

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

Россия в XVIII – середине XIX в.

Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.

Российская культура в XVIII – начале ХХ в.

Итоговый контроль

Пояснительная записка

           Рабочая программа для подготовки к экзамену по истории в форме ОГЭ разработана на основе следующих документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, примерной программы (основного) общего образования по предмету «История»;

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования./ Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по истории;
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2024 основного государственного экзамена по истории (линейное изучение);
- Спецификатор контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году основного государственного экзамена по истории.

       Цель программы – подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации в традиционной и новой форме по истории через актуализацию знаний по основным темам курса.

       При этом решаются задачи:

- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;

- создание у учащихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предмету;

- развитие у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степени   сложности.    

Планируемые результаты освоения учебного курса

Знать (понимать):

1.1 основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней

1.2 выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории

1.3 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

1.4 изученные виды исторических источников

Уметь:

2.1 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком

2.2 определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории

2.3 использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников

2.4 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

2.5 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов

2.6 давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников

2.7 использовать приобретенные знания при составлении плана и написании творческих работ (в том числе сочинений)

2.8 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

2.9 выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

2.10 группировать исторические явления и события по заданному признаку

2.11 объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов

2.12 выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений

2.13 определять причины и следствия важнейших исторических событий

2.14 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1 понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни

3.2 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира

  1. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения

3.4 общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

             Курс подготовки к ОГЭ по истории России рассчитан на 34 часа. В течение учебного занятия учащиеся работают индивидуально или парами, организуется повторение исторического материала по заявленной теме (основные даты, события, понятия, персоналии, причинно-следственные связи), совместная работа над проблемными задачами и тестовыми заданиями разноуровневого характера. Это позволяет учащимся продвигаться от простого к сложному, систематизируя знания, развивая умения анализа, сопоставления, оценки информации. Учащиеся при этом получают возможность провести своего рода исследование, осуществить самостоятельный поиск решений, обмениваться мнениями, приходя к верному решению. 
Занятия носят обучающий и развивающий характер.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ. 

Содержание курса

      Курс «Подготовка к ОГЭ по истории полностью отражает содержание учебных курсов История 5-9 классы и отвечает требованиям Кодификатора для проведения в 2024 году основного государственного экзамена по ИСТОРИИ, изучающих предмет на основе линейной системы преподавания

Раздел

Элементы содержания, проверяемые заданиями

экзаменационной работы

Практика

1

Введение

Основные структурные и содержательные

характеристики экзаменационной

работы по истории в форме ОГЭ

Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2018

Древность и Средневековье

2

Народы и государства на территории нашей страны в

древности

Народы на территории России до середины

I тысячелетия до н.э. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество

Выполнение заданий в формате ОГЭ

3

Русь в IX – начале XII в.

Новгород и Киев – центры древнерусской

государственности. Образование Древнерусского

государства. Владимир I. Крещение Руси

Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах

Выполнение заданий в формате ОГЭ (тесты)

Составление плана ответа

4

Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

Политическая раздробленность Руси

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский.

Начало объединения русских земель. Иван Калита

Дмитрий Донской. Куликовская битва

Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий

Радонежский

Выполнение заданий в формате ОГЭ (тесты)

Составление плана ответа

Работа с исторической картой

5

Российское государство во второй половине XV–XVII в.

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель

Становление органов власти Российского государства.

Судебник 1497 г.

Иван IV Грозный. Установление царской власти.

Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина

Расширение территории государства (присоединение

Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири)

Смутное время. Борьба против внешней экспансии.

К. Минин, Д. Пожарский.

Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права

Церковный раскол. Никон и Аввакум.

Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин.

Внешняя политика России в XVII в. Вхождение

Левобережной Украины в состав России

Выполнение заданий в формате ОГЭ (тесты)

Составление плана ответа

Работа с исторической картой

Работа с историческими источниками (текст, схема; иллюстративный, статистический материал)

Работа с понятиями и терминами

6

Культура народов нашей страны с древнейших времен

до конца XVII в.

Становление древнерусской культуры: фольклор,

письменность, живопись, зодчество

Формирование культуры Российского государства.

Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван

Фёдоров

Знание важнейших достижений культуры IX – XVII веков

Новое время

7

Россия в XVIII – середине XIX в.

Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I.

Абсолютизм. Создание регулярной армии и флота. Северная война.

Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Оформление сословного строя

Социальные движения. Е.И. Пугачёв

Россия в войнах второй половины XVIII в.

А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков

Внутренняя политика в первой половине XIX в.

М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г.

Движение декабристов. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы

Начало промышленного переворота

Присоединение Кавказа. Крымская война

Выполнение заданий в формате ОГЭ

Составление плана ответа

Работа с исторической картой

Работа с историческими источниками (текст, схема; иллюстративный, статистический материал)

Работа с понятиями и терминами

8

Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.

Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена

крепостного права.

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества

Общественные движения второй половины XIX в.

Россия в военно-политических блоках

Промышленный подъём. Формирование монополий.

С.Ю. Витте.

Русско-японская война. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума.

П.А. Столыпин. Аграрная реформа

Выполнение заданий в формате ОГЭ

Составление плана ответа

Работа с исторической картой

Работа с историческими источниками (текст, схема; иллюстративный, статистический материал)

Работа с понятиями и терминами

9

Российская культура в XVIII – начале ХХ в.

Светский характер культуры. Взаимосвязь

и взаимовлияние российской и мировой культуры. Наука и образование. М.В. Ломоносов, Н.И.

Лобачевский, Д.И. Менделеев. Литература и искусство.

Знание важнейших достижений культуры XVIII – начала XX века

10

Умения и способы действий, проверяемые в рамках ОГЭ по истории

1. Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с древности по настоящее время

2. Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории

3. Знание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

4. Определение последовательности и длительности важнейших событий отечественной и всеобщей истории

5 Использование данных различных исторических и современных источников (текста, схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников

6 Работа с исторической картой

7. Использование приобретенных знаний при составлении плана и написании творческих работ

(в том числе сочинений)

8 Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов

9 Систематизация исторической информации

10 Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов

11 Выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений

12 Определение причин и следствия важнейших исторических событий

Практические занятия по решению групп заданий формирование умений

11

Итоговый контроль

Контрольная работа в формате ОГЭ

Список литературы

1. История России, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Под редакцией А.В. Торкунова - М.: «Просвещение», 2016.

2. История России, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Под редакцией А.В. Торкунова - М.: «Просвещение», 2017.

3. История России, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Под редакцией А.В. Торкунова - М.: «Просвещение», 2018.

4. История России, 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Под редакцией А.В. Торкунова - М.: «Просвещение», 2019.

Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Ф.А.Михайловский – М.: Русское слово, 2014.

Всеобщая история, Средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской/ под редакцией А.А. Сванидзе - М.: Просвещение, 2015.

Всеобщая история, Нового времени. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ под редакцией А.А. Искандерова - М.: Просвещение, 2016.

Всеобщая история, Нового времени. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ под редакцией А.А. Искандерова - М.: Просвещение, 2018.

5. Всеобщая история, Нового времени. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ под редакцией А.А. Искандерова - М.: Просвещение, 2019.

14. ОГЭ 2022  История. Типовые экзаменационные варианты. Под ред. Артасова И.А.

Календарно-тематическое планирование

курса «Подготовка к ОГЭ по истории», 9 класса (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

Форма занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение

Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по истории в форме ОГЭ

Лекция

1

6.09

2

Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2022

Тренинг

1

13.09

Содержательные линии (25 часов)

Древность и Средневековье

3

Народы и государства на территории нашей страны в

древности

Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество

Лекция с элемента-ми беседы

1

20.09

4

Выполнение заданий в формате ОГЭ

Тренинг

1

27.09

5

Русь в IX – начале XII в.

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского

государства. Владимир I. Крещение Руси

Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах

Лекция с элемента-ми беседы

1

4.10

6

Выполнение заданий в формате ОГЭ (тесты)

Составление плана ответа

Тренинг

1

11.10

7

Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

Политическая раздробленность Руси

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский.

Начало объединения русских земель. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва

Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский

Лекция с элемента-ми беседы

1

18.10

8-9

Выполнение заданий в формате ОГЭ (тесты)

Составление плана ответа

Работа с исторической картой

Тренинг

2

25.10

8.11

10

Российское государство во второй половине XV–XVII в.

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель. Становление органов власти Российского государства.

Судебник 1497 г.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири)

Лекция с элемента-ми беседы

1

15.11

11

Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин, Д. Пожарский. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права

Церковный раскол. Никон и Аввакум.

Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин.

Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России

Лекция с элемента-ми беседы

1

22.11

12-13

Выполнение заданий в формате ОГЭ (тесты)

Составление плана ответа

Работа с исторической картой

Работа с историческими источниками (текст, схема; иллюстративный, статистический материал)

Работа с понятиями и терминами

Тренинг

2

29.11

6.12

14

Культура народов нашей страны с древнейших времен

до конца XVII в.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Формирование культуры Российского государства.

Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров

Лекция с элемента-ми беседы

1

13.12

15

Знание важнейших достижений культуры IX – XVII веков

Тренинг

1

20.12

Новое время

16

Россия в XVIII – середине XIX в.

Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I. Абсолютизм. Создание регулярной армии и флота. Северная война.

Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачёв.

Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков

Лекция с элемента-ми беседы

1

27.12

17

Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г.

Движение декабристов. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы

Начало промышленного переворота

Присоединение Кавказа. Крымская война

Лекция с элемента-ми беседы

1

10.01

18-19

Выполнение заданий в формате ОГЭ

Составление плана ответа

Работа с исторической картой

Работа с историческими источниками (текст, схема; иллюстративный, статистический материал)

Работа с понятиями и терминами

Тренинг

2

17.01

24.01

20

Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.

Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права.

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества

Общественные движения второй половины XIX в.

Россия в военно-политических блоках

Промышленный подъём. Формирование монополий.

С.Ю. Витте.

Русско-японская война. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума.

П.А. Столыпин. Аграрная реформа

Лекция с элемента-ми беседы

1

31.01

21-22

Выполнение заданий в формате ОГЭ

Составление плана ответа

Работа с исторической картой

Работа с историческими источниками (текст, схема; иллюстративный, статистический материал)

Работа с понятиями и терминами

Тренинг

2

           7.02

14.02

23-24

Российская культура в XVIII – начале ХХ в.

Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Наука и образование.

М.В. Ломоносов,

Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев. Литература и искусство.

Лекция с элемента-ми беседы

2

21.02

28.02

25

Знание важнейших достижений культуры XVIII – начала XX века

Тренинг

1

6.03

Умения и способы действий, проверяемые в рамках ОГЭ по истории

(7 часов)

26

Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с древности по настоящее время

Определение последовательности и длительности важнейших событий отечественной и всеобщей истории

Систематизация исторической информации

1

13.03

27

Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории

Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов

Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов

1

20.03

28

Использование данных различных исторических и современных источников (текста, схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников

Работа с исторической картой

1

3.04

29

Работа с исторической картой

1

10.04

30

Выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений

Определение причин и следствия важнейших исторических событий

1

17.04

31

Использование приобретенных знаний при составлении плана и написании творческих работ

(в том числе сочинений)

1

24.04

32

Знание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

1

8.05

33-34

Итоговая работа

2

15.05

22.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся при подготовке к урокам истории и обществозания

Данные памятки помогут учащимся без затруднения подготовится к истории и обществознанию...

Подготовка призеров по истории

Рабочая программа подготовки призеров по истории. 5 класс....

Задания для подготовки ЕГЭ по истории

Подобран материал для подготовки к ЕГЭ по истории России начала 20 века....

Программа учебного курса по предпрофильной подготовке «Основные события истории России IX-XXI вв.» 9 класс

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки «Основные события истории России IX-XXI вв.» предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю (II полугодие) - 17 часов.Цель курса   -...