Конспект урока в 5 классе по теме "Древняя Спарта" (с конкурса "Учитель года 2025")
план-конспект урока по истории (5 класс)

Конспект урока составлен по учебнику истории древнего мира за авторством В.Р. Мединского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_drevnyaya_sparta.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Древняя Спарта»

Цели урока: содействовать ознакомлению с географическим положением, природными условиями, категориями населения Древней Спарты, управлением и воспитанием спартанцев.

Задачи урока:

образовательные:

- изучить характеристики древней Спарты как полиса;

- охарактеризовать особенности культуры и обычай древней Спарты, сравнить афинский и спартанский полисы.

развивающие:

- формировать навыки работы с информацией (отбирать, анализировать, преобразовать);

- развивать умения и навыки работы с исторической картой;

- развить умение высказывать свое мнение, формировать и аргументировать свою позицию.

воспитательные:

- помочь в реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

- совершенствовать умения сотрудничества при постановке и решении учебных задач;

- совершенствовать умения вести учебный диалог.

Планируемые образовательные результаты:

метапредметные:

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам.

предметные:

- формирование историко-географического образа, включая представление о политическом и хозяйственном устройстве древней Спарты, как части греческой цивилизации;

-  сформировать сравнительные характеристики Спарты и Афин и представления о влиянии условий формирования государства на его форму;

- сформировать представление о демократии и олигархии как формах правления;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции,

Тип урока: комбинированный

Осваиваемые понятия: спартанцы, илоты, периэки, Совет старейшин, Народное собрание, демократия, олигархия.

Ход урока:

  1. Организационный этап
  • Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сергей Аркадьевич и мы сегодня проведём урок истории. Проверьте свою готовность к уроку.
  1. Актуализация изученного

1. В каком государстве находятся Афины? В Греции

2. Кто такие архонты? Девять высших должностных лиц

3. Что создал Драконт? Свод законов

4. Какие были основные занятия в Афинах?

5. Кто такой Солон? Правитель Афин, демократ

6. Что такое демократия? Власть народа

7. Что такое тирания? Единоличное правление

III. Освоение новых знаний

Определение темы по ФГОС.

- Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема, а какая это тема, попробуете определить Вы.

Слайд 1.

- Вы видите на слайде ряд исторических персоналий. Вы должны найти изображение лишней в этом ряду исторической личности.

Клисфен, Ликург, Солон

- Верно, лишним является Ликург. Как вы думаете, к какому греческому полису относится Ликург?

- Итак, кто назовет тему нашего урока?

Слайд 2.

Совершенно, верно, сегодня мы будем изучать древнюю Спарту.

- Посмотрите на название пунктов в параграфе 27 и попробуйте ответить мне, о чём мы будем сегодня говорить?

Слайд 3.

- Дети, давайте выясним географическое местоположение древней Спарты. В этом нам поможет карта. А еще нам нужен один доброволец, который поможет нам это сделать у доски. 

1.На территории какого современного государства располагается Древняя Спарта?

2.Как назывались города-государства, на которые была поделена Древняя Греция?

3.С каким из полисов вы уже знакомы и где он расположен?

Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика

Слайд 4.

- Власть в Спарте принадлежала царям, их было два, совету старейшин, а также народному собранию. Цари фактической власти не имели, а скорее выступали военачальниками и судьями. Основные государственные решения принимал совет старейшин, который создавался из 28 человек, чей возраст превышал 60 лет, они предлагали свои идеи народному собранию, в который входили мужчины от 30 лет. Прямые обсуждения не велись, народное собрание реагировало на предложения только криками, по ним можно было понять, нравится им предложения совета старейшин или нет. Ещё 5 человек – эфоры, контролировали соблюдение законов.

- Порядки, установившиеся в Спарте, называют олигархией, что означает «власть немногих». Олигархия – это способ правления. А какой способ правления был в древних Афинах?

- Что означает слово «демократия»?

- Чем отличаются эти два способа правления?

Слайд 5.

- Давайте разберемся.

- А как вы думаете, почему в Спарте сложился такой способ правления?

- Потому что спартанцы не всегда жили на этой территории, в конце II тысячелетия до н.э. они вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, на которой основали полис Лакедемон, который позднее стали называть «Спарта»

- До прихода дорийцев на этой территории жило племя греческое племя ахейцев., дорийцы превратили их в рабов, и стали называть их называли «илоты». Покоренных илотов было намного больше, чем спартанцев, поэтому удерживать их в рабстве было сложной задачей, которая требовала иметь мощную и дисциплинированную армию. Для формирования такой армии и пришлось прибегнуть к такому способу правления, как олигархия.

 - Также рядом находились горные области, где тоже жили другие греческие племена, их спартанцы прозвали периэками, что значит» живущие вокруг», они не были рабами спартанцев, но и полноправными гражданами Спарты они не стали.

- Ребята, можно ли назвать население Спарты равным?

- А как вы думаете, а при помощи какого инструмента можно установить порядок в обществе?

- Законы в Спарте по преданию установил Ликург. А чтобы узнать, кто такой Ликург и какие законы он установил, мы поработаем с текстом учебника.

Слайд 6.

Вопросы:

1. По законам Ликурга можно ли было накапливать богатства? Почему?

2. Могли ли спартанцы продавать свои участки? Почему?

3. Могли ли спартанцы покидать пределы своего полиса?  

1. Как проводили своё время спартанцы?

2. Почему трапезы спартанцев были совместными?

3. Почему спартанцы надевали одежду красного цвета?

1. Почему и в мирное, и в военное время спартанцы жили единым военным полисом?

2. Как вы можете охарактеризовать речь спартанцев?

3. Какое качество в обществе спартанцев было самым ценным?

IV. ФИЗМИНУТКА

- А теперь давайте проверим, приняли бы на с вами в древнюю Спарту? Умеем ли мы выполнять команды? Повторяем за мной.

- Правая рука вверх, опускаем, левая рука вверх, опускаем, обе руки в стороны, опускаем, обе руки вверх, опускаем.

- Садимся. Молодцы, мы настоящий спартанцы, все справились с заданием!

V. Закрепление.

Слайд 7.

- Мы хорошо поработали, а теперь давайте попробуем сравнить Спарту и Афины, найти отличия и сходства. Для этого воспользуйтесь таблицами, которые лежат у вас на столах. В первой колонке слева вы видите характеристики, по которым мы будем сравнивать эти два греческих полиса. Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу с помощью карточек, которые лежат у вас.

- Ребята, какая карточка у вас осталась на столе и не вошла в таблицу различий? Почему? (Потому, что это была общая черта, и в Афинах, и в Спарте большое значение придавали воспитанию. Древние греки считали, что у воспитания будущих поколений зависит судьба Родины).

- Ребята, как вы считаете, а в наше время зависит от нашего воспитания судьба государства? (Ответы детей. Да, это актуально и в наши дни, от нас с вами зависит, какой будет наша Россия в будущем).

- Воспитание в Спарте и в Афинах было разным.  Как вы думаете, по какой причине? (Разные задачи стояли перед государством). Афины - торгово-ремесленный полис, Спарта – аграрный полис с постоянной угрозой восстания илотов, поэтому в детях и воспитывались разные черты характера и разные навыки. А были ли еще   общие черты у Афин и Спарты?

1.  Где находились оба полиса? Ответы детей.

2. И в Спарте, и в Афинах существовала полисная система организации общества.

3. И в Афинах, и в Спарте существовали категории граждан и не граждан, не обладавших никакими правами.

4. В обоих полисах использовался рабский труд.

А теперь давайте представим, что мы археологи и при раскопках перепутали артефакты, найденные в Афинах и в Спарте. Нам нужно определить, какой предмет могли найти в Афинах, а какой в Спарте.

  1. Весы
  2. Скульптура
  3. Кувшин
  4. Меч
  5. Шлем
  6. Оливковый венок

Ребята, а куда мы отнесем оливковый венок? Оливковый венок мы можем отнести к находкам и в Спарте, и в Афинах, потому что в обоих этих полисах выращивали оливковые деревья, а героев награждали оливковыми венками.

Греки говорили: «Вся Греция стоит на двух ногах. Одной ногой является афинское государство, а другой Спартанское». Мы изучили два греческих полиса, очень разных, но в то же время очень похожих, потому что они и составили основу греческой цивилизации.

VI. Рефлексия

Слайд 8.

И в завершении нашего урока давайте оценим нашу совместную работу. Как в древней Греции при голосовании белый камешек в кувшин опускает тот, кто считает, что мы поработали хорошо и узнали много нового. Тот, кто ничего не узнал, опускает в кувшин черный камешек. Смотрите, ребята, каких камешков больше? (ответы детей). Значит, мы узнали на уроке много нового и полезного, мы хорошо поработали. И у нас есть ребята, которые работали активнее других. (называешь детей). Для тех, кто хочет узнать по теме нашего урока больше, я предлагаю перейти поэтому кьюар коду на сайт «Учителю-ученику» и углубить сои знания.

Спасибо за сотрудничество.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи "В гостях у времен года".

Конспект урока по развитию речи и ознакомления с окружающим миром: " В гостях у времен года". Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе, ознакомить детей с пословицами и поговорками о вре...

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....

Конспект урока английского языка 5 кл. по теме "Времена года", учебник Spotlight 5 кл.

Конспект открытого урока по теме «Времена года».Тип урока: комбинированный с применением ИКТПродолжительность урока: 45 минутТехнологии: элементы технологии развивающего обученияЦель урока: активизиро...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока и презентация по теме «Отечественная война 1812 года», 9 класс. История

Технологическая карта урока и презентация по теме «Отечественная война 1812 года»....

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...