Разработка урока истории «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»
план-конспект урока по истории (9 класс)
Разработка урока по истории России для кадет 9 класса казачьего кадетского корпуса. На уроке изучается региональный казачий компонент.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»
Цель урока: формирование представлений о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер
Задачи:
Личностные:
- способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма на примере подвига российского народа;
-формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
Метапредметные:
- развивать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- формировать умение извлекать информацию из различных источников;
- формировать умение анализа, синтеза и сравнения;
- развивать умение связно и логично излагать свои мысли;
- развивать навыки работы в группе.
Предметные:
- развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- воспитывать уважение к историческому наследию.
Тип урока: изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.
Оборудование урока: Карта: «Отечественная война 1812года»; стенд: «Недаром помнит вся Россия…», мультимедийный проектор, учебник История России под ред. академика РАН А.В.Торкунова . ч.1, 9 класс, атлас, контурная карта, портреты героев войны.
Межпредметные связи: всеобщая история, литература.
Основные понятия: флеши, редут, инфантерия, адъютант, ополчение, фураж, Бородинская битва, «Великая армия».
Основные даты и события:
1812 год: 12 июня - вторжение наполеоновской армии в Россию,
22 июля - соединение русских армий в Смоленске,
4-6 августа - Смоленское сражение,
8 августа - назначение Кутузова главнокомандующим,
24 августа - Шевардинский бой, 26 августа - Бородинское сражение,
Выдающиеся личности: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай – де – Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Д. Д. Давыдов, А. С. Фигнер. А. Н. Сеславин и др.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие. Сдача рапорта.
II. Определение темы урока.
Звучит русская солдатская песня «Наполеон-то, Наполеон» (30 секунд)
Учитель: Прослушав русскую солдатскую песню, попытайтесь определить, какому историческому событию посвящены ее слова и какова тема нашего урока?
Кадеты: О нашествии войск Наполеона в Россию. Тема урока Отечественная война 1812 года.
Учитель: Действительно, тема урока «Начальный период Отечественной войны 1812 года», с момента вторжения наполеоновский войск до Бородинского сражения. (Предлагает записать число и тему урока )
Кадеты: (записывают число и тему урока в тетрадь)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Как вы думаете, а каковы цели нашего занятия?
Кадеты: (предлагают варианты)
Учитель: (подводит итоги) Итак, цель нашего сегодняшнего урока
-выявить причины войны, описать состав и готовность армий воюющих сторон;
– рассмотреть события Отечественной войны с июня по август 1812 года;
-выявит значимость Бородинской битвы как главного сражения в войне.
IV. Актуализация знаний.
Учитель: Для начала давайте вспомним, как складывались отношения между Францией и Россией накануне войны?
Кадеты: Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. По мирному договору с Францией 1807 года Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года
Учитель: Как вы помните, Наполеону подчинялась практически вся Европа. Планы по завоеванию мира у него, конечно же. были поистине огромными. "Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её"
V. Изучение нового материала.
Учитель: Давайте сначала определения причины, цели и характер войны 1812 года.
Для определения причин поработаем с документами (распечатки на каждой парте). Прочитайте внимательно приказ Наполеона при переходе армии через Неман и выдержки из высказываний Наполеона. Выясните, каковы причины войны с Россией, по словам Наполеона?
(Просит одного из кадет зачитать вслух)
11 июня 1812 г.— Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.
Солдаты! … В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англией. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках … Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
Наполеон.
Учитель: (вопрос для анализа документа) Как Наполеон определяет причины вторжения в Россию?
Кадеты: Россия нарушает условия Тильзитского договора, тайно продолжая торговать с Англией, «нарушает свои клятвы». Положить конец гибельному влиянию России, которое она оказывала на дела Европы.
Учитель: Давайте вспомним, а кто правил Россией в данный период?
Кадеты: Александр I
Учитель: Назовите годы его правления.
Кадеты: 1801-1825 годы
Учитель: Для выяснения причин и целей войны для России проведём работу с приказом императора, изданным на второй день войны. (просит одного уз учеников сыграть роль императора. На кадета надевается голубая лента ордена Андрея Первозванного, атрибуты Александра I с парадного портрета. Этот кадет зачитывает документ)
Кадет (в образе императора):
«Приказ Александра I по русской армии. 13 июня 1812 г.»
« Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. (Александр)»
Учитель: (вопросы для анализа документа)
Какие способы, в отношениях с Францией использовала Россия?
Кадеты: мирные способы, не желали военных столкновений.
Учитель: Какова была цель России в войне с Францией?
Кадеты: противостоять войскам Наполена, не допустить продвижение вглубь страны
Учитель: Исходя из причин и целей, определите характер войны.
Кадеты: Для России Отечественная, защита свободы и независимости своей родины.
Учитель: Почему война стала называться Отечественной?
Кадеты: Освободить от врага, участвовали как регулярные войска, так же ополченцы и партизаны.
Учитель: Какие войны, из истории нашей страны, имеют аналогичное название?
Кадеты: Велика Отечественная война 1941-1945 года с фашистами.
Учитель (учитель делает вывод)
Причины Отечественной войны
- Противоречия между Францией и Россией.
- Агрессивная внешняя политика Франции.
- Стремление Наполеона к мировому господству.
Характер войны:
Для России Отечественная, защита свободы и независимости своей родины.
Для Франции захватническая и грабительская.
Учитель: Ранее вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1
параграфа 4.( беседа с классом)- Какого было соотношение сил
воюющих сторон ?
Кадеты:
Франция | Россия |
600 тыс. человек | 220 тыс. человек |
Учитель: Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?
Кадеты:
Франция | Россия |
Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. | Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу. |
Учитель: Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»
(запись на доске и в тетради)
12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.
Кадеты: (записывают дату и событие в тетрадь)
Учитель: (организовывает работу с атласом и контурной картой). Откройте, пожалуйста, атлас на стр. 6, контурную карту на стр. 2. Давайте ответим на вопросы и выполним задания, опираясь на картографический материал.
Посмотрите в атлас и скажите, как были расположены русские войска в начале войны?
Кадеты: разделены на три части, три Западных армии
Военный министр М. Б. Барклай де Толли базировался вдоль реки Неман.
П. И. Багратион базировалась в Белоруссии.
А. П. Тормасов прикрывала Киев.
Учитель: Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
Кадеты: Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.
Учитель: Давайте выполним задание №2, на стр. 2. В контурной карте
Кадеты: (читают вслух задание и выполнят цветными карандашами под контролем учителя)
Учитель: (организация физкультминутки, кадет просят встать)
У кадет физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать нам и читать
И совсем не уставать.
( Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
( дети садятся за парты.)
Учитель:
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Это строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». В них говорится о недовольстве в русском обществе из-за неудач первых недель войны. План Барклая-де-Толли не позволял подготовить войска к генеральному сражению. В обществе поднялась волна недовольства. Барклая-де-Толли стали винить в предательстве. Император Александр I назначил главнокомандующим генерала М. И. Кутузова. Он был героем недавней русско-турецкой войны, обладал ярким военным талантом. Его авторитет в народе и армии были неоспорим
Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону (запись на доске даты и события).
Кадеты: (записывают дату и событие в тетрадь)
26 августа (8 сентября) 1812 года - Бородинское сражение.
Учитель: я предлагаю вам посмотреть видеоматериал о Бородинском сражении и ответить на вопросы
Кадеты: смотрят фильм 00.48-05.51 минуты
Учитель: объясните, что означают исторические понятия, использованные в фильме.
Флеши - земляное укрепление для установки орудий.
Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны
Батарея — артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также
позиция, которую занимает такое подразделение.
Кавалерия — конное войско.
Учитель:
Сам атаман в дыму по полю,
Ну детушки, внимай - Приказ!
В седло! Пошёл! Клинки на волю!
Ох погуляем же за раз.
Налётом хищным, волчьей стаей,
На спины штурмовых колонн.
Живое по пути сметая,
Ворвались сотни сбив заслон.
Владимир Деев.
О каком эпизоде Бородинского сражения идет речь?
Кадеты: Рейд казаков Платова
Учитель: Действительно, это только один пример доблести наших земляков - донских казаков в Отечественной войне под началом легендарного атамана Матвея Ивановича Платова. В 2023 году Ростовская область празднует 270 лет со дня его рождения. И мы должны помнить, что донские казаки под его руководством внесли весомый вклад в разгром армии Наполеона.
Учитель: Как вы считаете, Бородино - это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения?
Кадеты: Ученики высказывают свое мнение
Учитель: Хотя в Бородинской битве никто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск. В этой битве были разбиты лучшие силы противника. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода.
По мнению академика Е.В.Тарле, исследователя наполеоновской эпохи, «моральная победа была на стороне русских, т.к. французам не удалось прорвать их оборону.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Составить хронологическую таблицу событий Отечественная война 1812 года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам,§4.
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель: продолжите предложение
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я почувствовал, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Кадеты: делятся впечатлениями
Учитель: (выставление оценок )
Учитель: (подводит итог) Сегодня мы познакомились с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до Бородинского сражения. Мы выяснили, что на данном этапе войны инициатива принадлежала армии Наполеона, имевшей превосходство в силах. Бородинское сражение с военной точки зрения не выявило победителя, но была ослаблена наступательная активность французской армии, предопределено ее поражение в этой несправедливой, захватнической войне. Сражение вызвало огромный патриотический подъем в России, укрепило веру в возможность победы над врагом.
Приложение №1 к уроку «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»
11 июня 1812 г.— Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.
Солдаты! … В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англией. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках … Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
Наполеон.
«Приказ Александра I по русской армии. 13 июня 1812 г.»
« Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. (Александр)»
Флеши - земляное укрепление для установки орудий.
Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны
Батарея — артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также
позиция, которую занимает такое подразделение.
Кавалерия — конное войско.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра по истории "Интеллектуальный тир" Отечественная война 1812 года
Интерактивная игра по истории "Интеллектуальный тир" Отечественная война 1812 года может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На уроках в игровой форме можно быстро повт...

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)
В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...
Викторина по истории "200 лет Отечественной войне 1812 года"
Материал можно использовать как на уроках истории, так и во внеклассной работе...

Интегрированный урок( математика и история)по теме "Отечественная война 1812 года в цифрах".
Актуальную тему истории России можно изучать с необычной стороны.В данном уроке математический подход дает еще более полную картину для ознакомления с историей....

методическая разработка урока в 10 классе "Отечественная война 1812 года"
Цели урока:1. Создать представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. 2. Познакомить учащихся с героями Отечественной войны. Сформировать представление об участии наших...

Методическая разработка урока истории по теме "Отечественная война 1812 года" (8 класс)
Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года". Урок посвящен событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века, направлен на воспитание лю...

