Урок истории в 9 классе "Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Вологжина Елена Валентиновна

Данный урок предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_i_muzhestvo_leningradtsev.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГОКУ СКШ р.п. Усть-Уда

Урок истории 9 класс  № 24.         03.12.25г.

Тема урока: Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев.

Цель:  

    -дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады

    Задачи:

Образовательные:  объяснить понятия «блокада», «бомбоубежище»; разъяснить цели фашистов; познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев;  дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда.

Коррекционно - развивающие:  развивать   умения   связно   и   развернуто   излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.

 Воспитательные:  воспитывать   гордость   за   свое   отечество,   чувство   уважения   к памяти павших героев.

Формирование базовых учебных действий:

Личностные: формирование гражданской идентичности, осознания себя, как гражданина России.

Регулятивные: умение ставить цели и достигать их, определять последовательность действий для решения поставленной проблемы, участвовать в диалоге.

Коммуникативные: умение сотрудничать, слушать, умение выражать свои мысли, уметь убеждать.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию, уметь работать с ней, владеть навыками исследовательской деятельности.

Оборудование: презентация, задания для квеста, индивидуальные перфокарты, задания для игры «Работники архива», фотографии для наглядности.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!

Поднимите руку те, кто пришёл на урок с хорошим настроением, кому нравится принимать активное участие в уроке?

 Хлопните в ладоши те, кто желает решать вопросы совместно и сотрудничать.

Пожмите друг другу руку, пожелайте своему соседу удачи на уроке.

Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку.

2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации

Учитель: Что   может   быть   страшнее,   чем   война?! Лишь   слезы   да   страдания   несет   она. Родных лишь  разлучает и друзей.  И забирает счастье  у людей.

- Какую войну мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков?    Назовите  дату нападения фашисткой Германии на Советский Союз.

3. Мотивация:

-Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами изучаем эту тему?

- Совершенно верно, в Отечественной истории есть такие события, которые должен знать каждый человек. 

Девиз урока: (слайд №1)

Только помня уроки истории,
Мы можем уверенно
Смотреть в будущее.

II. Повторение пройденного материала:

- Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

Игра «Кубик Блума»

Назови  фамилии членов  подпольной организации «Молодая гвардия».

Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия в тыл?

Объясни смысл призыва военного времени «Всё для фронта, всё для победы!».

Приведи пример мужества партизан в годы войны.

Что произошло 7 ноября 1941г ?

Проиллюстрируй события тех дней.

Объявление темы урока:

- Какой город вы видите на этих фотографиях? (Санкт-Петербург) (слайд №2)

Город несколько веков - столица Российского государства. При каком царе был заложен город?

Но у него было и другое название, какое? (Ленинград)

-Какую тему мы будем изучать?

Тема нашего урока: «Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев» (слайд №3)

Посмотрите на Ленинград до войны и во время войны (слайды № 4 и 5).

III. Целеполагание:

- Сегодня мы с вами постараемся определить, в чем состоял подвиг жителей блокадного Ленинграда?

Гитлер поставил перед своей армией цель: захватить и уничтожить город.

В Ленинграде находились:

Крупнейшие военные предприятия

Ленинград - крупнейший морской порт

Огромное количество архитектурных памятников

В великолепных дворцах произведения искусства

Гордость Советской страны.

В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу. Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро. (слайд№6)

Ленинград оказался в  окружении. Началась блокада

-Что такое блокада?

Посмотрите на слайд (№7), на что это похоже? (круг, кольцо) 

Блокада – кольцо окружения города военной группировкой  противника(слайд №9).

IV. Знакомство с материалом.

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и закончилась 27 января 1944 года.  Отметьте это на ленте времени (слайд №9).

 Дороги захвачены фашистами. За город шли кровопролитные бои, т. к. немцы пытались прорваться в город. Город каждый день бомбили самолёты немцев, а ночью бомбили город зажигательными бомбами. Люди прятались в бомбоубежищах от бомбёжек.

Речевая разминка:

бомбоубежище (слайд №9)

бом-бо-у-бе-жи-ще

- Что такое бомбоубежище?

-Это помещения под землёй, где можно было укрыться от бомб (подвалы).

На крыше домов дежурили люди. Они сделали клещи с длинной ручкой , чтобы сбрасывать с крыши бомбу на землю в песок. (слайд№10)

Но город продолжал сопротивление и стоял насмерть. Все от мала до велика встали на защиту города. Связь с городом только по Ладожскому озеру.

Для города начались поистине тяжелейшие дни. Но люди продолжали работать.

Продолжали работать заводы и фабрики, прочитать указанный абзац.

Стр. 184, 5 абзац.

Чтение текста из учебника

Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором (истощение всех сил и средств, голод).

Жители получали по карточкам так мало хлеба, что люди начали умирать.

В ноябре 1941 года была установлена самая низкая норма хлеба: 250 гр. – рабочим, 125 – остальным (самая низкая норма).

И мне хочется показать вам вот эти 250 грамм (слайд №11)

Другие продукты по карточкам практически не выдавались.

- Кому особенно было  тяжело в блокадном Ленинграде?

Просмотр видеофрагмента: «Ёлка в блокадном Ленинграде» (слайд №12)

Проблемный вопрос?

 - О какой «дороге  жизни» идет речь?

Дорогой жизни шел к нам хлеб, (слайд №13)
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле.
Страшней и радостней дороги» – писала в “Ленинградской поэме” Ольга Берггольц.

- Ребята, какие у вас есть версии предположения решения проблемы.

 Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро.(слайд №14) Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало. Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”. 

Физминутка

Упражнение для глаз.

1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6раз.

3. И.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

III. Первичное закрепление знаний

Групповая работа (складывают кластер на доске)

1группа – причины блокады Ленинграда .

Крупнейшие военные предприятия

Ленинград - крупнейший морской порт

Огромное количество архитектурных памятников

В великолепных дворцах произведения искусства

Ленинград - гордость советской страны

2 группа – итоги блокады Ленинграда.

1.Тысячи людей погибли

2.Десятки зданий и дворцов разрушены немецкой авиацией

3.Люди умирали от голода прямо на улицах

4. Помогли выжить мужество и стойкость ленинградцев

(Взаимопроверка)

12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. С востока наступали части Волховского фронта. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду! Разработкой операцией руководили маршалы Г.К. Жуков и К.Е. Ворошилов (портреты слайд 15)

Звукозапись  о прорыве блокады (голос Левитана слайд 16)

В 1943 году фашисты сбросили на Ленинград более 3 тыс. бомб, выпустили по нему около 67 тыс. снарядов. Ленинград знал, что выстоял, знал, что победил.

Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Блокада длилась 900 дней.

- Как вы думаете, это много 900 дней? (показ на календаре, сколько времени)

- За 900 дней умерло 800 000 человек.

- В Иркутске живёт 606 000человек.

V. Закрепление изученного на уроке:

 Игра «Работники архива».  По заданию необходимо восстановить текст.

В сентябре 19___г. враг захватил подступы к Ленинграду. Началась б___к___а  города. Связь с городом можно было осуществить только по Л____ж____у  озеру. Эта дорога помогла ленинградцам выжить, поэтому её назвали «До___г___   ж___________».  __00 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Население всей страны было поражено м__ж____вом и гер____мом ленинградцев. Окончательно город был  ос_____ж_____н только в 194__г. Организацией и разработкой операции по снятию блокады Ленинграда руководили  Г.К. Ж_______в  и  К.Е. Во__________в. (слайд 17, проверка)

 (Дифференцированное задание) Вставить пропущенные слова:

_______ продолжалась блокада Ленинграда. Продукты к осадному городу подвозили через ____________________________. Эту дорогу назвали ____________________________.

Слова для справок: 900 дней, Ладожское озеро, «дорога жизни».

VI. Итог урока:

  • В чем состоял подвиг ленинградцев?
  • VII. Рефлексия:

- выберите из предложенного – какие чувства у вас вызвал сегодняшний урок  (слайд №18). Подведение итогов, комментарии оценок за работу на уроке.  VIII. Домашнее задание:

 - стр. 183-187, читать, отвечать на вопросы стр. 187(слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ленинград-город мужества и славы

1Данное мероприятие предназначено джля учащихся 7-9 классов. Оно знакомит учащихся с людьми, которые пережили эти трудные блокадные дни, не сколивших голову пред врагом и не пустившв его в этот велики...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРАХ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА (Ленинград - Санкт-Петербург)

Я люблю свой город и свою страну. Хочу, чтобы мои ученики выросли патриотами своей Родины. Поэтому на уроках английского языка мы говорим о знакомых с детства домах, улицах и парках Выборгского района...

Интегрированный урок История - математика "Отношения и пропорции в блокадном Ленинграде"

Данный материал представляет теоретическое обоснование необходимости применения интегрированных уроков и конкретную разработку урока. Урок предполагает частую смену видов деятельности обучающихся и ин...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда".

Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда" составлен на основе учебника "История России" для 9 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы: В.П...

Устный журнал «Ленинград- город мужества и славы», посвященный снятию блокады с Ленинграда.

СЦЕНАРИЙ УСТНОГО ЖУРНАЛА «Ленинград- город мужества и славы», посвящен снятию блокады с Ленинграда. Историко-музыкальная композиция сопровождается презентациями, видео, музы...

Внеклассное мероприятие "Ленинград - город мужества и славы"

Мероприятие посвящено героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Патриотическое воспитание, формирование чувства гордости за свою страну, уважения к истории. Цель мероприятия: ...