Урок истории в 9 классе "Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев"
план-конспект урока по истории (9 класс)
Данный урок предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОКУ СКШ р.п. Усть-Уда
Урок истории 9 класс № 24. 03.12.25г.
Тема урока: Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев.
Цель:
-дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады
Задачи:
Образовательные: объяснить понятия «блокада», «бомбоубежище»; разъяснить цели фашистов; познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда.
Коррекционно - развивающие: развивать умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.
Воспитательные: воспитывать гордость за свое отечество, чувство уважения к памяти павших героев.
Формирование базовых учебных действий:
Личностные: формирование гражданской идентичности, осознания себя, как гражданина России.
Регулятивные: умение ставить цели и достигать их, определять последовательность действий для решения поставленной проблемы, участвовать в диалоге.
Коммуникативные: умение сотрудничать, слушать, умение выражать свои мысли, уметь убеждать.
Познавательные: умение выделять необходимую информацию, уметь работать с ней, владеть навыками исследовательской деятельности.
Оборудование: презентация, задания для квеста, индивидуальные перфокарты, задания для игры «Работники архива», фотографии для наглядности.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!
Поднимите руку те, кто пришёл на урок с хорошим настроением, кому нравится принимать активное участие в уроке?
Хлопните в ладоши те, кто желает решать вопросы совместно и сотрудничать.
Пожмите друг другу руку, пожелайте своему соседу удачи на уроке.
Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку.
2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации
Учитель: Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она. Родных лишь разлучает и друзей. И забирает счастье у людей.
- Какую войну мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков? Назовите дату нападения фашисткой Германии на Советский Союз.
3. Мотивация:
-Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами изучаем эту тему?
- Совершенно верно, в Отечественной истории есть такие события, которые должен знать каждый человек.
Девиз урока: (слайд №1)
Только помня уроки истории,
Мы можем уверенно
Смотреть в будущее.
II. Повторение пройденного материала:
- Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?
Игра «Кубик Блума»
Назови фамилии членов подпольной организации «Молодая гвардия».
Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия в тыл?
Объясни смысл призыва военного времени «Всё для фронта, всё для победы!».
Приведи пример мужества партизан в годы войны.
Что произошло 7 ноября 1941г ?
Проиллюстрируй события тех дней.
Объявление темы урока:
- Какой город вы видите на этих фотографиях? (Санкт-Петербург) (слайд №2)
Город несколько веков - столица Российского государства. При каком царе был заложен город?
Но у него было и другое название, какое? (Ленинград)
-Какую тему мы будем изучать?
Тема нашего урока: «Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев» (слайд №3)
Посмотрите на Ленинград до войны и во время войны (слайды № 4 и 5).
III. Целеполагание:
- Сегодня мы с вами постараемся определить, в чем состоял подвиг жителей блокадного Ленинграда?
Гитлер поставил перед своей армией цель: захватить и уничтожить город.
В Ленинграде находились:
Крупнейшие военные предприятия
Ленинград - крупнейший морской порт
Огромное количество архитектурных памятников
В великолепных дворцах произведения искусства
Гордость Советской страны.
В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу. Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро. (слайд№6)
Ленинград оказался в окружении. Началась блокада
-Что такое блокада?
Посмотрите на слайд (№7), на что это похоже? (круг, кольцо)
Блокада – кольцо окружения города военной группировкой противника(слайд №9).
IV. Знакомство с материалом.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и закончилась 27 января 1944 года. Отметьте это на ленте времени (слайд №9).
Дороги захвачены фашистами. За город шли кровопролитные бои, т. к. немцы пытались прорваться в город. Город каждый день бомбили самолёты немцев, а ночью бомбили город зажигательными бомбами. Люди прятались в бомбоубежищах от бомбёжек.
Речевая разминка:
бомбоубежище (слайд №9)
бом-бо-у-бе-жи-ще
- Что такое бомбоубежище?
-Это помещения под землёй, где можно было укрыться от бомб (подвалы).
На крыше домов дежурили люди. Они сделали клещи с длинной ручкой , чтобы сбрасывать с крыши бомбу на землю в песок. (слайд№10)
Но город продолжал сопротивление и стоял насмерть. Все от мала до велика встали на защиту города. Связь с городом только по Ладожскому озеру.
Для города начались поистине тяжелейшие дни. Но люди продолжали работать.
Продолжали работать заводы и фабрики, прочитать указанный абзац.
Стр. 184, 5 абзац.
Чтение текста из учебника
Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором (истощение всех сил и средств, голод).
Жители получали по карточкам так мало хлеба, что люди начали умирать.
В ноябре 1941 года была установлена самая низкая норма хлеба: 250 гр. – рабочим, 125 – остальным (самая низкая норма).
И мне хочется показать вам вот эти 250 грамм (слайд №11)
Другие продукты по карточкам практически не выдавались.
- Кому особенно было тяжело в блокадном Ленинграде?
Просмотр видеофрагмента: «Ёлка в блокадном Ленинграде» (слайд №12)
Проблемный вопрос?
- О какой «дороге жизни» идет речь?
Дорогой жизни шел к нам хлеб, (слайд №13)
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле.
Страшней и радостней дороги» – писала в “Ленинградской поэме” Ольга Берггольц.
- Ребята, какие у вас есть версии предположения решения проблемы.
Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро.(слайд №14) Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало. Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”.
Физминутка
Упражнение для глаз.
1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
2. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6раз.
3. И.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.
III. Первичное закрепление знаний
Групповая работа (складывают кластер на доске)
1группа – причины блокады Ленинграда .
Крупнейшие военные предприятия
Ленинград - крупнейший морской порт
Огромное количество архитектурных памятников
В великолепных дворцах произведения искусства
Ленинград - гордость советской страны
2 группа – итоги блокады Ленинграда.
1.Тысячи людей погибли
2.Десятки зданий и дворцов разрушены немецкой авиацией
3.Люди умирали от голода прямо на улицах
4. Помогли выжить мужество и стойкость ленинградцев
(Взаимопроверка)
12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. С востока наступали части Волховского фронта. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду! Разработкой операцией руководили маршалы Г.К. Жуков и К.Е. Ворошилов (портреты слайд 15)
Звукозапись о прорыве блокады (голос Левитана слайд 16)
В 1943 году фашисты сбросили на Ленинград более 3 тыс. бомб, выпустили по нему около 67 тыс. снарядов. Ленинград знал, что выстоял, знал, что победил.
Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады.
Блокада длилась 900 дней.
- Как вы думаете, это много 900 дней? (показ на календаре, сколько времени)
- За 900 дней умерло 800 000 человек.
- В Иркутске живёт 606 000человек.
V. Закрепление изученного на уроке:
Игра «Работники архива». По заданию необходимо восстановить текст.
В сентябре 19___г. враг захватил подступы к Ленинграду. Началась б___к___а города. Связь с городом можно было осуществить только по Л____ж____у озеру. Эта дорога помогла ленинградцам выжить, поэтому её назвали «До___г___ ж___________». __00 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Население всей страны было поражено м__ж____вом и гер____мом ленинградцев. Окончательно город был ос_____ж_____н только в 194__г. Организацией и разработкой операции по снятию блокады Ленинграда руководили Г.К. Ж_______в и К.Е. Во__________в. (слайд 17, проверка)
(Дифференцированное задание) Вставить пропущенные слова:
_______ продолжалась блокада Ленинграда. Продукты к осадному городу подвозили через ____________________________. Эту дорогу назвали ____________________________.
Слова для справок: 900 дней, Ладожское озеро, «дорога жизни».
VI. Итог урока:
- В чем состоял подвиг ленинградцев?
- VII. Рефлексия:
- выберите из предложенного – какие чувства у вас вызвал сегодняшний урок (слайд №18). Подведение итогов, комментарии оценок за работу на уроке. VIII. Домашнее задание:
- стр. 183-187, читать, отвечать на вопросы стр. 187(слайд 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ленинград-город мужества и славы
1Данное мероприятие предназначено джля учащихся 7-9 классов. Оно знакомит учащихся с людьми, которые пережили эти трудные блокадные дни, не сколивших голову пред врагом и не пустившв его в этот велики...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРАХ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА (Ленинград - Санкт-Петербург)
Я люблю свой город и свою страну. Хочу, чтобы мои ученики выросли патриотами своей Родины. Поэтому на уроках английского языка мы говорим о знакомых с детства домах, улицах и парках Выборгского района...

Интегрированный урок История - математика "Отношения и пропорции в блокадном Ленинграде"
Данный материал представляет теоретическое обоснование необходимости применения интегрированных уроков и конкретную разработку урока. Урок предполагает частую смену видов деятельности обучающихся и ин...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда".
Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда" составлен на основе учебника "История России" для 9 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы: В.П...

Устный журнал «Ленинград- город мужества и славы», посвященный снятию блокады с Ленинграда.
СЦЕНАРИЙ УСТНОГО ЖУРНАЛА «Ленинград- город мужества и славы», посвящен снятию блокады с Ленинграда. Историко-музыкальная композиция сопровождается презентациями, видео, музы...

Внеклассное мероприятие "Ленинград - город мужества и славы"
Мероприятие посвящено героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Патриотическое воспитание, формирование чувства гордости за свою страну, уважения к истории. Цель мероприятия: ...
