Конспект урока по ИЗО во 2 классе
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Женский образ, харктер женского образа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Obraz_cheloveka_i_ego_harakter__zhenskiy_obraz.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок                                                                                                                                        по изобразительному искусству во 2 классе                                                                                               «Образ человека и его характер (женский образ)».                                                                                                                                     Учитель: Нерсесова Лада Сергеевна


Тема урока: «Образ человека и его характер (женский образ)». Цель урока.                                                                                                               Дать понятие художественного образа, его значение в произведениях искусства на примере изображения человека. Развить образное мышление, умение эмоционально откликаться на прекрасное в человеке.                                                                       Задание.                                                                                                   Изображение противоположных по характеру сказочных образов (фея (волшебница) доброй страны и злая, коварная колдунья). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых.                                                                                                                                                     План.                                                                                                                                                        1. Организационный момент.                                                                              2. Роль художественных средств выразительности: цвета, линии, деталей в создании образа и его характера.                                                  3. Изображаем сказочный образ. (творцы сказочного образа)                             4. Галерея наших работ. (выставка «Спешите делать добро») Художественные материалы:                                                                 гуашь, белая и тонированная суровая (обёрточная) бумага формата А 4, баночка с водой, тряпочка, кисточки, палитра.                    Зрительный ряд и оборудование урока:                                                                         слайды произведений М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь»,                            И. Я. Билибина «Баба - яга».                                                        Музыкальный ряд:                                                                                                  Н. А. Римский – Корсаков фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Три чуда (Царевна – Лебедь), М. Мусоргский картинки с выставки «Баба – яга».                                                                                      

Ход урока.

Приветствие.                                                                                                                           Здравствуйте ребята! Садитесь.                                                            Сегодня у нас с вами необычный урок, так как на нём присутствуют гости и я надеюсь, что сегодня вы себя проявите с лучшей стороны, будете внимательными, активными и конечно же старательными. Вступление.                                                                                                                                                                                    Ребята, последнее время на уроках мы с вами пытались ответить на очень важный вопрос: «Умеют ли говорить произведения изобразительного искусства?» Что нужно сделать для того, чтобы они действительно заговорили; Захотели общаться?                                                   Мы уже рассматривали и пытались пообщаться с работами художников, где были изображены животные и природа.                      Сегодня мы с вами обращаемся к картинам, где изображён человек.                                        О чём может поведать нам такая картина?                                                                                           Сейчас я вам предлагаю познакомиться с работой замечательного художника М. А. Врубеля. Внимательно рассмотрите её и попробуйте ответить на вопрос, что вы можете сказать о женщине изображённой на этой картине? А поможет ответить вам на этот вопрос музыка Н. А. Римского – Корсакова. (Просмотр слайда с работой М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь», под фрагмент из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» Три чуда (Царевна – Лебедь)).                                                                                                                Работа над картиной М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь».         Итак ребята,какая же она? (Предполагаемые ответы детей: «Добрая, красивая, загадочная, грустная, злая, холодная»).                                                       Что позволяет сказать это? (Предположительные ответы детей: «Её глаза, одежда, корона, улыбка).                                                                                   Цвет и образ.                                                                                           Ребята, а цвет может нам помочь ответить на вопрос какая она? (Предположительный ответ детей: «Да»).                                                            А как он нам помогает раскрыть этот образ?                                      (Если дети затрудняются ответить). Ребята, художник использует нежные, прозрачные, спокойные цвета или наоборот яркие, крикливые, насыщенные? (Предположительные ответы детей: «Нежные, лёгкие, голубой, белый, розовый и т. д.).                           Ребята, вот в русском языке существует такая частичка оват, которая поможет нам смягчить наши названия цветов, сделать их более нежными называя их беловатый, голубоватый, розоватый, желтоватый и так далее.                                                                          Глядя на эту картину создаётся ощущение, что всё овеяно прозрачной, лёгкой дымкой.                                                                          А присутствует ли свет на этой картине? (Предположительный ответ детей: «Да»).                                                                                             А где именно? (Предположительный ответ детей: «На одежде, на крыльях»).                                                                                                                      А что ещё может нам помочь раскрыть этот образ? (Если дети затрудняются ответить).                                                                                Линия и образ.                                                                                      Ребята, а линия может нам о чём то рассказать? (Предположительный ответ детей: «Да»).                                  Объясните пожалуйста, как она помогает? (Если дети затрудняются ответить на вопрос, спрашиваю: «Какие линии использует художник?»). Показываю рукой на лицо, на плавные, струящиеся линии шарфа, лебединых крыльев, подталкивая тем самым к размышлению над тем, что линии могут быть мягкими, волнистыми, льющимися.                                                                        Детали и образ.                                                                                                 Как вы думаете, есть что – то в этой картине необычное, сказочное, таинственное? (Предположительный ответ детей: «Да»).                             А что в ней есть необычного? (Предположительный ответ детей: «Крылья, перья, которые напоминают ангела, лебедя, глаза, одежда, украшения которые напоминают королеву»).                               Музыка и образ.                                                                               Ребята, а помогла ли вам музыка? (Предположительный ответ детей: «Да»).                                                                                       Скажите, а что вы почувствовали в тот момент, когда звучала музыка? (Предположительный ответ детей: «Что этот образ неожиданно появился перед ними, что она как будто раскрылась перед ними, что она сейчас распрямится и улетит, что она танцует, ощущение лёгкости, плавности, спокойствия, грациозности»).                                     А какой была сама музыка? (Предполоржительные ответы детей: «Лёгкая, нежная, спокойная, тихая, медленная, плавная, красивая»). Сочетается ли эта музыка с данным образом? (Предположительный ответ детей: «Да»).                                                                                      Молодцы ребята, вы всё правильно подметили перед нами действительно образ наполненный таинственностью, нежностью, сказочностью, грациозностью, загадочностью.                                Итог.                                                                                                            И перечисляя все эти слова мы сразу понимаем, что имеем дело с добром или злом? (Предположительный ответ детей: «С добром»). В жизни ребята есть не только добро, но и зло. И художники его тоже изображают в своих работах, что бы мы научились вовремя распознавать его, умело с ним бороться.                                              Вот например, как вы думаете, Баба – яга это образ злой или добрый? (Предположительный ответ детей: «Злой»).                        Да действительно, во всех сказках это злой образ, но я хочу вам сказать, не всегда Баба – яга была злой. На Руси издревле её считали мудрой, помогающей людям.                                                                               Работа над картиной И. Я. Билибина Баба – яга.                                                 Рассматривая следующую картину – иллюстрацию художника                  И. Я. Билибина давайте попробуем с вами определить какой это перед нами образ добрый или злой? (Дети просматривают слайд с изображением Бабы – яги).                                                               Ребята, а как вы считаете какими качествами наделил художник свою Бабу – ягу? (Предположительные ответы детей: «Хитростью, коварством, вредностью, злостью»).                                                                   Хорошо, согласна.                                                                                                          А что помогло художнику показать нам её именно такой? (Предположительный ответ детей: «Цвет, линии, детали, лицо, глаза, руки»).                                                                                                                                                                                                                                        Линии и образ.                                                                                Ребята, какие линии использовал художник в этой картине, такие же как и в Царевне – Лебедь (пластичные, льющиеся, мягкие)? (Предположительный ответ детей: «Нет»).                                                                   А давайте мы их повнимательней с вами рассмотрим.                                                                                                Какие они? (Если дети затрудняются ответить), указываю им на лицо, нос, рот, руки, подталкивая тем самым детей к ответу (кривые, злые, колкие, жёсткие, острые, колючие, ощетинившиеся, ломанные).                                                                                                                Ребята обратите внимание на её позу, что она нам напоминает по линиям (показываю)? (Ответ детей: «Молнию, что – то страшное».                                                                                                                                                                                          А какие вокруг деревья, что произошло с их веточками? (предварительный ответ детей: «Обломаны»).                                     Цвет и образ.                                                                                                                                    Ребята, а как в данном случае помогает нам цвет? (Предположительный ответ: «Он тёмный, мрачный, создаёт напряжение, ощущение зла).                                                               Если кто – то увидит свет на полянке и решит, что это добрая Баба – яга, следует спросить.                                                                                                           А много ли света на полянке? (Предположительный ответ: «Да»).                                                                     А откуда появилась Баба – яга, откуда она пришла к нам на полянку? (Предположительный ответ детей: «Прилетела из лесу»).                                                           А какой сам по себе лес? (Предположительный ответ: «Тёмный, густой, мрачный).                                                                                                                                                            А добрый человек может жить в таком лесу? (Предположительный ответ детей : «Нет»).                                                                                                                     Значит каким должен быть человек чтобы ужиться в таком лесу? (Предположительный ответ детей: «Злой»).                                                                                                                                                  Ребята, а лучик солнца, дал нам с вами возможность лучше увидеть зло.                                                                                                   Детали и образ.                                                                                 Какие детали в картине указывают на то, что Баба – яга злая? (Предположительный ответ: «Крючковатый нос, руки, кривой, злой рот, нахмуренные брови, сгорбленная, худая, вся в лохмотьях, небрежно одетая, волосы торчат дыбом»).                                                                                Ребята, а обратите внимание на её метлу.                                                                                                                                                               Какая она? (Предположительный ответ: «Кривая, сломанная»). На самом деле ребята глядя на её метлу складывается ощущение, что сделана она с нелюбовью, кое как, полностью отражая внешний вид своей хозяйки.                                                                                                               Итог.                                                                                                                                                                                        Молодцы ребята, вы очень здорово смогли прочитать образ Бабы – яги, действительно именно такой хотел показать её художник.                                     Музыка и образ.                                                                               Сейчас я вам предлагаю прослушать ещё один музыкальный фрагмент М. Мусоргского «Баба – яга» и ответить на вопрос. Созвучен он с тем образом который мы сейчас рассматривали или нет? (Предположительный ответ детей: «Да»).                                                                                                                    А какими были звуки в этой музыке? (Предположительные ответы детей: «Громкие, страшные, быстрые»).                                                                                               Действительно ребята они как бы дополняют друг – друга (изображение и музыка). Звуки оказались такими же как и линии колкими, пронзительными, сама музыка очень ритмичная. Всё это ещё раз подтверждает, что эта Баба – яга какая? (Предположительный ответ детей: «Злая»).                                                                                                                                                                                                   Ребята, посмотрите как много нам сегодня рассказали две картины художника М. А. Врубеля и И. Я. Билибина, и знаете ребята мне кажется, что наш сегодняшний разговор удался на славу.        Задание.                                                                                                         Теперь я вам предлагаю самим попробовать создать различные женские образы, а помогут вам в этом цвет, детали, характерные линии и правильное расположение на листе самого образа. Практическая работа.                                                                       Правая сторона класса будет нам создавать фею, волшебницу доброй страны, а левая сторона наоборот злую, коварную колдунью похожую на Бастинду из сказки «Волшебник Изумрудного города». (Если дети начнут проявлять недовольство, можно предложить им такой вариант).                                                                                                          Поскольку у нас в классе каждый хотел бы нарисовать добрый образ и учитывая, что злой рисовать не очень то приятно, я предлагаю поступить таким образом, чтоб ни кому не было обидно, следующий раз те, кто сегодня у нас рисуют добрый образ будут рисовать злой, а те кто рисовал злой образ нарисует добрый.                               Подведение итога урока.                                                                          По окончании работы, рисунки детей с добрым образом вывешиваются на правую сторону доски, а рисунки с образом зла по левую сторону.                                                                                Ребята, посмотрите, какими у нас получились добрые феи, действительно они наверное могут создавать всё только доброе и хорошее.                                                                                                    А теперь обратите внимание, как удачно ребята сумели передать на этой стороне царство «Зла», что даже страшно подойти к этим рисункам.                                                                                                               Посмотрите, как хорошо, если этой половинки (где у нас добро) будет больше. А добра у нас будет много в мире тогда, когда каждый будет стараться делать много добрых дел. И тогда обязательно добро возьмёт вверх над злыми силами. И поэтому в заключение сегодняшнего урока, я говорю вам: «Спешите делать добро!» (Выставляются оценки).      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...