Статья "Профессиональная готовность учителя к формированию у младших школьников навыков творческого самоопределения на уроках искусства
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Киселева Наталия Исхаковна

Для развития у детей предпосылок формирования навыков творческого самоопределения на уроках искусства необходимо соответствующим образом организовывать учебно-позновательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление - доклад на педсовете

учитель ИЗО

Киселева Н.И.

МОУ СОШ №3

 г. Лыткарино

Профессиональная готовность учителя

к формированию у младших школьников

навыков творческого самоопределения

на уроках искусства.

Искусство в его педагогической направленности связывается большинством исследователей (Выготский Л. С., Мелик-Пашаев А. А., Неменский Б. М. и др.) с развитием творческого начала в ребенке.

Интегрированным результатом педагогически грамотно организованного общения ребенка с искусством, мы видим творческое самоопределение.

У младших школьников творческие проявления не всегда могут реализовываться на личностном уровне (не соотносит свою творческую деятельность со шкалой самооценки на сознательном уровне).

Система его личностных смыслов (относительно искусства) остается часто в составе размытых представлений об искусстве и о самом себе.

Обозначившиеся привязанности не достигают уровня самоопределения личности.

Целью  исследований (многих столпов ИЗО, выше) является:

 установление взаимосвязи имеющихся оценочных суждений у младших школьников относительно искусства и навыками самооценки.

Выготский Л.С., характеризуя механизм детского творчества, выделяет

 стихийное, спонтанное творчество, возникающее самопроизвольно, и

«сознательное творчество», которое связано с умением, с известными творческими навыками, с овладением материалом и т.д.

Спонтанное творчество само по себе ничем не плохая вещь, но оно не имеет сознательно преследуемых ребенком целей, и может не иметь ценного результата.

Основой для творческого самоопределения личности на уроках искусства, может стать, по-видимому, «сознательное творчество», возникающее произвольно, и рефлексивно оцениваемое ребенком как процесс, продукт собственной деятельности.

Для развития у детей предпосылок формирования навыков творческого самоопределения на уроках искусства необходимо соответствующим образом организовывать учебно-познавательную деятельность.

Г.Нойнер говорит о том, что способность к самостоятельному творческому мышлению не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, не возникает сама собой, а требует особого внимания и дополнительного педагогического воздействия.

Причем способность к самостоятельному творчеству необходимо закладывать с первых же уроков изобразительного искусства, над чем и работаем с первоклассниками.

Детишки приходят разные: некоторые более свободные в своих действиях,

                                             а некоторые боятся провести даже простую линию.

Необходимо укрепить в ребенке уверенность в себе и в том, над чем он работает.

Конечно, подход здесь должен быть только индивидуальный:

  1. кому-то приходится тут же увеличивать объем работы, не отступая от темы;
  2. другим страшно, что у них ничего не получится, и рады нескольким удачным линиям.

ПРИМЕР №1:  ребенок в саду нарисовал деревья, в том числе и елку.

Она получилась очень тонкая, о чем и сказали этому ребенку.

Больше рисовать елку малыш не соглашался.

                             

Пришлось приложить немало сил, объясняя, что этой елочке не хватило света, что таких деревьев много в лесу, что работа иначе была бы скучной и неинтересной.

После долгих уговоров, после рассмотрения деревьев в окошко, разбирая дерево по веточкам, ребенок начал работать. А позже повторил этот рисунок, но уже гораздо смелее и осмысленнее (ПРИМЕР №2).      

     

ПРИМЕР №3. Разве можно говорить ребенку, что у него падают камни с неба.

Скорей всего туча с сильным дождем произвела огромное впечатление, может он попал под этот сильный дождь с ветром.

Приходится очень плавно направлять наших маленьких художников, чтобы самостоятельность к творческому мышлению не угасла от страха и неуверенности в себе.

Творческое мышление – необходимое промежуточное  звено для установления взаимосвязи

  1. навыков творческого самоопределения,
  2. самостоятельных суждений об искусстве и
  3. попыток личностного самоопределения.

Какие условия могут способствовать повышению уровня творческого самоопределения младших школьников на уроках искусств?

Какие требования характеризуют профессиональную готовность учителя к такой работе?

Создание среды, обстановка, стимулирующей творческую деятельность.

Творчески развивающая ребенка среда предопределяет свободу выбора предлагаемых педагогом заданий.

Свобода выбора как необходимое условие развития детского творчества обоснована многими авторами.

Творческие занятия детей (по Выготскому Л.С.) не могут быть ни обязательными, ни принудительными, возникать должны не только из детских интересов.

Создание такой педагогически продуманной атмосферы на занятиях искусством в общеобразовательной школе крайне непростая задача, требующая от учителя особого рода психологической чуткости, компетентности и методического мастерства.

ПРИМЕР №4.

1 класс. Урок: «Изображать можно и то, что невидимо (настроение)».

Беседа с ребятами:

  1. можно ли изобразить небо?
  2. Ветер?
  3. Радость? На что похожа радость(веселый танец, брызги, веселая музыка)?

Зрительный ряд: листы цветной бумаги.

Дети выбирают цвета для радости.

  1. Грусть? (ответы)

Выбирают цвет для грусти.

Переход к сказкам.

Какие бывают волшебники? - добрые и злые.

Задание:

на заготовке с двумя одинаково нарисованными контурами волшебников

нарисовать одного доброго, другого – злого.

Цвет каждый ребенок подбирает свой, можно дорисовывать все, что хочешь по желанию.

Включается музыка и дети приступают к работе.

      ПРИМЕР №5. Одна из детских работ.  

Одним из важных условий успешного самоопределения ребенка в творческой деятельности на уроках искусства является овладение им «культурой воплощения образа» (Л.С.Выгодский).

Необходимо помочь ребенку выработать и сформировать собственный язык творческого самовыражения, сохранить специфические черты, присуще творчеству именно в детском возрасте.

И пусть ребенок выразит свое отношение к миру, а учитель показом приемов выражения и примером направляет его творчество.

ПРИМЕР №6.

4 класс. Урок: «Образ традиционного русского дома (изба)».

При помощи рисованных наглядных пособий, фотографий и другого дидактического материала говорим об избе, о ее строительстве. Как строилась, чем строилась, из чего строилась.

При знакомстве со старой русской архитектурой, отмечаем богатство деревянного мира деревни.

Разбираем типы изб.

Показываю расположение бревен на плоском листе.

Предлагаю ребятам на основе увиденного и услышанного сделать набросок, начиная создавать свой образ дома.

Следующим шагом в этой работе говорим про цвет дерева, показываю, как можно показать бревна в нашей работе, как положить кисть, прорисовывая (сама) это на листе бумаги.

Дальше ребята работают сами.

Последний этап: украшение деревянных построек и их значения. Немного говорим о смысловой роли украшений, снова создаем в мыслях свой образ дома, глядя на образцы наличников, резных причелин и т.д.

Вот такие работы получились у нас в этом году:      

Переход ребенка к самостоятельным решениям учебных творческих задач – становится первичным показателем состоявшегося самоопределения.

Одновременно  это и показатель состоявшегося профессионализма учителя.

Все вышеизложенное показывает, что повышению уровня профессиональной готовности учителя к формированию у младших школьников навыков творческого самоопределения на уроках искусства способствует соблюдение следующих основополагающих принципов:

  1. Создание на уроках искусства атмосферы сотрудничества и сотворчества, изначальное признание  «партнеров» по общению и уникальности каждого в его творческом самовыражении;
  2. Организация урока как «эмоционального сценария» на основе «действия – события» (дети-педагог-автор);
  3. Активизация сопереживания, ведущей к рефлексии представлений ребенка о себе и искусстве.

Названные принципы составляют в своей совокупности своеобразный обязательный стандарт требований, предъявляемых к уровню профессиональной компетентности учителя, что позволяет сформировать у детей (с первых дней занятий в школе) навыков самоопределения в творческой деятельности средствами искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу "Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии"

Презентация к мастер-классу в которой представлены виды техники скрапбукинга, варианты оформления скрап-странички, этапы работы...

Мастер- класс по теме « Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»

Конспект мастер- класса по теме « Техника скрапбукинга как средство формированиянавыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»...

Из опыта работы: Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью ИТК на уроках немецкого языка.

Мультимедийные презентации с одной стороны помогают осуществить принцип наглядности на уроке, с другой стороны организовать  лексическую игру. Использование презентаций   вносит разнооб...

Из опыта работы: Формирование навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.

Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овл...

Методическое пособие «Формирование у младших школьников навыка решения изобретательских задач на материале художественного творчества»

Мною разработан, и опробован «Упрощенный АРИЗ», (алгоритм решения изобретательских задач) который позволяет представить сложный теоретический материал в увлекательной, адаптированной для д...

Использование современных педагогических технологий на занятиях в объединении «Спектр» для формирования навыков творческого самоопределения у обучающихся.

Декоративно-прикладное и изобразительное искусства являются одним из главных направлений развития творчества....