Перспектива.Изображение коридора в перспективе.
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 6 класс) на тему

Салахова Рамиля Талгатовна

Краткая теория и обьяснение  перспективы.В конспекте даны схемы практической части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6kl_2_urok.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Перспектива. Изображение коридора в перспективе»

 Цели:

  1. познакомить учащихся с перспективой;
  2. научить строить перспективу в помещении;
  3. развивать навыки овладения техникой рисования;
  4. воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
  5. учить выполнять рисунок карандашом.

Оборудование: схема1,фотографии комнат, пейзажей, репродукции художников.

План урока.

  1. Беседа о перспективе. Нахождение перспективы в  работах известных художников.
  2. Практическое выполнение. Поэтапное построение перспективы.
  3. Подведение итогов.

Ход урока.

I.         Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

      II.         Изучение нового материала.

Не раз, рисуя дома и на улице, вы, наверное, замечали, что линии стен как бы сужаются по мере удаления, стремятся сблизиться линии убегающей от вас дороги, фигуры и предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи. Все это - явления перспективного изменения формы предметов, объектов натуры, особенности нашего видения пространства. Не сходя с места, а только меняя положение,- поднявшись в рост или сидя на стуле, на полу, земле, мы заметим изменения видимой формы предметов. Чем выше подниметесь в гору, на холм или на верхние этажи высотного дома, тем обширнее пространство раскрывается перед вами. А на открытом пространстве увидите кажущуюся границу между землей и небом - линию горизонта.

Положение линии горизонта всегда связано с уровнем зрения, то есть высотой расположения глаз наблюдателя. Если будете подниматься на холм, то и линия горизонта станет выше, опуститесь вниз, сядете на землю - эта линия опять окажется низко, на уровне ваших глаз. В первом случае в своих зарисовках вы сможете показать больше пространства, во втором даже широкое поле получится в виде узкой полоски. Что отвечает вашему замыслу - решите сами. Научитесь только представлять себе, где должна пройти линия горизонта (воображаемая линия на уровне глаз наблюдателя) в тех случаях, когда граница земли и неба не видна. Можно вытянуть перед собой руку с листом плотной бумаги и держать его так, чтобы он был виден не плоскостью, а горизонтальной линией. Уровень, на котором лист пересечет противоположную стену комнаты, и будет линией горизонта.

Выбор линии горизонта - высокой или низкой, в верхней половине листа или в нижней - имеет большое значение в композиции, в образном выражении вашего замысла.

Линию горизонта не обязательно намечать в каждом рисунке. эта линия может быть скрыта за деревьями, в ночной мгле, и т.д.. но она будет угадываться по направлению верхних и нижних краев стен.

домов - вверх к этой линии, расположенной на уровне глаз женщины.

Понаблюдайте еще, когда будете за городом, на открытом пространстве, как устремлены вдаль линии шоссе, железной дороги. Вы убедитесь, что эти линии действительно выглядят сходящимися в точку на линии горизонта. На самом деле, конечно, дороги не сужаются, но так уж устроен наш глаз, что видит удаляющиеся линии форм сужающимися, а предметы, например, столбы вдоль дорог, - уменьшающимися по мере удаления к горизонту.
Когда же изображают не широкую панораму местности, а небольшой уголок помещения или даже часть его, натюрморта, то и линию горизонта, и "линии схода" краев форм, сужающиеся для нашего глаза, не всегда могут найти в пределах листа. Тренированный глаз художника способен верно определить перспективные сокращения форм без каких-либо вспомогательных приемов построения перспективы. Более того, художники остро чувствуют, что самый точный перспективный чертеж схематичен, далеко не соответствует рисунку на глаз, тому, что по замыслу должно получаться. Поэтому и перспективу мастера передают на глаз, а если в больших полотнах и вынуждены прибегать к построению перспективы, то умело вносят различные поправки в направление линий схода и даже находят свои способы решения перспективы.
 Чтобы начинающим художникам развить чувство перспективы, надо больше наблюдать, сравнивать, сопоставлять перспективные изменения форм. Сопоставление уходящих вдаль линий с горизонтальными линиями облегчает поиски верного направления линий рисунка. Заштриховывание всей грани предметов, стены комнаты, поверхностей форм тоже помогает верному определению перспективного сокращения этих форм. Но было бы ошибкой прибегать к прочерчиванию линий схода на рисунке по линейке. Это сразу мертвит рисунок! Художники и математики Возрождения открыли законы и разработали теорию линейной перспективы. Для живописи это было откровением, позволившим превратить плоскость холста (фрески) как бы в открытое на мир, на реальное глубокое пространство, окно. Но и родоначальники этой науки не рассматривали ее законы как свод непреложных правил воспроизведения на плоскости картины объемного пространственного мира. В перспективе находили возможность выразить новыми средствами отношение художников к тому, что они изображали, и с небывалой силой передать ощущение беспредельности пространства, любование материальной весомостью, объемностью, пластичностью форм.

Сегодня мы будем делать  зарисовку  комнаты. Обратите внимание, что полностью всю комнату зарисовать мы не сможем. Ведь, чтобы окинуть взглядом натуру в целом, в данном случае всю "коробку" комнаты, надо отойти подальше. Вы, видимо, уже замечали, что для зарисовки дерева надо отойти от него на расстояние, равное примерно двум высотам этого дерева. Значит, чтобы зарисовать всю комнату, надо далеко отойти, а для этого потребовалось бы разобрать одну из ее стен, выйти на улицу и оттуда рисовать. Так как это исключено, то и зарисуйте только небольшой уголок интерьера. К тому же попытки нарисовать ее "общий вид" приводят к тому, что на рисунке получается изображение макета, а не обжитой комнаты, которую привычно видеть с высоты роста, сидя, но вовсе не с потолка.

Попробуем нарисовать внутреннее помещение, используя точку схода для создания иллюзии глубины.

III.        Практическая работа.

 

Рис. 1.1

Рисунок 1.1 
1. Нарисуйте широкий прямоугольник. Поместите внутри прямоугольника точку схода. 
2. Нарисуйте прямые линии, соединяющие углы прямоугольника с точкой схода. 
3. Нарисуйте горизонтальную линию, задающую нижний край задней стены. 
4. Там, где низ стены пересекает линию, идущую к точке схода, нарисуйте вертикальную линию, задающую боковой край стены. 
5. Нарисуйте еще одну горизонтальную линию - верхний край стены. 
6. Закончите заднюю стену еще одной вертикальной линией. 
7. Из точки схода проведите еще две вспомогательные линии вдоль правой стены. 
 

 

Рис. 1.2

 

Рис. 1.3

Рисунок 1.2 
8. Прежде чем продвигаться дальше, сотрите все линии внутри участка задней стены. Но саму точку схода оставьте. Она вам еще понадобится. 
9. Там, где вспомогательные линии пересекают заднюю стену, нарисуйте две горизонтальные линии вдоль задней стены. 
10. Нарисуйте еще две направляющие линии там, где горизонтальные линии пересекают боковую стену. 
11. Нарисуйте вертикальные линии дверей по правую сторону коридора. Ближайшая к вам дверь должна быть шире дальней. 
12. Нарисуйте линии, задающие верхние края дверей. Сотрите вспомогательные линии вокруг дверей. 
13. Нарисуйте две горизонтальные линии из нижних углов каждой двери. Они позволят вам разместить двери на другой стороне коридора строго напротив. 
14. От этих вспомогательных линий проведите вертикальные линии, задающие две двери по левую сторону коридора. 
15. Приложите линейку к точке схода и нарисуйте верхние края дверей. 
16. Нарисуйте двери в задней стене. 

Рисунок 1.3 
Дорисуйте как можно больше деталей, помогающих создать ощущение глубины, - например, подсветку на потолке, ковровую дорожку на полу и доску объявлений на стене. 

I V.                Итог урока.

1.  Выставка работ учащихся.

       2.  Заключительное  слово учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эхо в школьном коридоре

Эхо в школьном коридоре...

как я оформила школьный коридор к новому 2015 году

В этом году решила не вешать  обычных рисунков на окны, а  разместить новогодний гороскоп на 2015 год для детей (интерес был не только у детей, но и  взрослых). Все интересовало что их ...

Выступление на педсовете "Девиантное поведение среди подростков "Коридор безопасности"

Материал предназначен для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ по профилактике девиантного поведения....

Технологическая карта урока "Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Цвет в перспективе"

Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач изображения с натуры.Перспектива, как наука,  включает в себя три основных раздела: линейная, воздушная и световая перспектива.И...

Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности»

Цели:- формирование ценностного отношения обучающихся к жизни;- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей;- расширение репертуара конструктивных способов с...

Материалы по оформлению кабинета русского языка и коридора школы

Основное назначение оформления кабинета:обеспечение высокого уровня преподавания русского языка и литературы, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием ма...

Тренинг "Коридор безопасности"

- информировать подростков о причинах суицидов;- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;- учить подростков распознавать признаки суицидального поведения сверстнико...