Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Белуш Яна Михайловна
Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока.doc71.5 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии для учащихся 6 класса.

Тема «Реальность и фантазии в творчестве художника».

Цель урока: дать представление о творчестве как особой форме человеческой деятельности.

Задачи урока:

Обучающая: развивать  представление об истоках творчества художника; обучить приемам работы с нетрадиционным материалом (песком); раскрыть  арттерапевтические  аспекты изобразительного искусства.

Развивающая: способствовать развитию художественного воображения, желания и интереса к творчеству;    углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, психология).

Воспитательная: воспитывать чувство уверенности в себе для поддержания творческих успехов.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная доска, мультимедийная презентация «Рисунки-фантазии»,  видеоролик «рисунки песком», диск с музыкой для релаксации.

Для учащихся: стекло,  цветной песок, учебник «Изобразительное искусство».

Ход урока:

  1. Организационный этап.

1. Приветствие. Здравствуйте,  ребята! Начнем сегодняшний урок с необычного приветствия. Я предлагаю сейчас каждому ученику назвать свое имя и какое-нибудь свое хорошее качество, которое начинается с первой буквы вашего имени. Меня зовут Яна – ясная.

Выполняется  приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Настрой на урок.

Используется  упражнение на рефлексию «Мордашки». Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизированными рисунками. Каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).

  1. Актуализация и активизация  знаний учащихся.

1. Сообщение хода занятия  с опорой  на схематичный план.

Знакомство с планом урока. На доске прикрепляются соответствующие карточки, обозначающие определенные виды деятельности (уже знакомые учащимся).

Комментарий учителя: Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, попробуем ответить на вопрос: какова тема урока. А для этого посмотрим презентацию. Затем потренируем мозги - изучая новые понятия и работая в словариках.       И наконец,  вытащим из тайников воображение и вдохновение и выполним творческую работу.

2. Создание проблемной ситуации. Демонстрация презентации.

Демонстрация презентации с изображением рисунков-фантазий.

3. Совместное формулирование темы урока.

Учитель: Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Ответы учащихся.

Учитель: действительно, сегодня на уроке  мы поговорим о реальности и фантазии в творчестве художника, о  творчестве в жизни человека.

На мультимедийной доске  слайд с темой урока.

  1. Подготовительный этап.

1. Активизирующая беседа.

Учитель: Как вы думаете, зачем человеку нужна фантазия?

Ответы учащихся.

Учитель: Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы вы смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! А что помогает человеку сочинять, фантазировать?

Ответы учащихся .

Учитель: Творческое воображение необходимо не только для того, чтобы сочинять, но и для того, чтобы видеть и понимать  окружающий  мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества. Реальность и фантазия - два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать.

2. Работа с учебником.

Несколько учащихся зачитывают отрывок параграфа учебника (страница 56).

Учитель: Что является основой творчества?

Учащиеся: Основой творчества во всех видах деятельности является природа и окружающая нас реальность.

3. Работа в словариках по изобразительному искусству.

«Воображение»— самостоятельное создание новых образов.

«Фантазия»- (греч.— воображение) — способность к творческому воображению, разновидность творческого воображения.

«Воображение воссоздающее» - создание образа предмета по его описанию.

«Воображение творческое»- создание новых образов.

4.Составление синквейна на тему «Творчество, воображение, фантазия».

На мультимедийной доске слайд с правилами составления синквейна.

Учащиеся выборочно зачитывают полученные пятистишия.

Физминутка.

Упражнение «Зеркальное рисование».  

Цель: развитие межполушарного взаимодействия,  произвольности и самоконтроля.

 Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки, буквы.

IV. Основной и контрольный этапы.

1.Показ ролика «Рисунки песком».

Звучит медленная, спокойная музыка,  перед каждым учащимся стекло и емкости с песком разного цвета.

Учитель: Вы перед собой видите обычный материал, который встречали много раз – песок. В руках обывателя – песок просыпается сквозь пальцы и ускользает безвозвратно. В руках знающего человека – это может быть строительный материал, из которого можно строить, например -  дома. А в руках талантливого и творческого человека песок превращается в настоящее произведение искусства!

Показ ролика.

2.Практическая работа. Выполнение учащимися рисунка песком на стекле.

Учитель: Мы с Вами сейчас видим, как в руках творческого человека даже самый обычный с виду материал превращается в шедевр! Перед Вами сейчас находится материал – это обычный песок. Я предлагаем Вам составить свою собственную песчаную картину (составление картин под музыку) .

3. Наблюдение за самостоятельной работой учащихся.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации  рабочего места;

2) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

V. Рефлективный этап.

1. Экспресс-выставка работ учащихся.

Учащиеся  свободно перемещаются по кабинету, подходят к партам и рассматривают работы, выполненные одноклассниками.

2. Получение обратной связи. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! У всех получились хорошие, интересные, необычные картины. Кто-то хочет прокомментировать свой рисунок?

Комментарии учащихся. Учащиеся делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом.

3.Настрой учащихся в конце урока.

Упражнение «Мордашки» (экспресс-опрос).

Учитель: Улыбок стало больше - урок удался!

Открою маленький секрет. Сегодня на уроке были применены приемы арттерапии- терапии творчеством. Арттерапия позволяет снять внутреннее напряжение, отвлечься от проблем. В предложенном задании важно было  не правильно выполнить, а включить на полную мощность эмоции и чувства. Вот поэтому ваше психологическое состояние и настроение  улучшилось.

VI . Итоговый этап.

1.Подведение итогов занятия.

Учитель: Ваши работы пленяют своим творчеством. В каком-то рисунке  чувствуешь загадочность, другие создают волшебство,  третьи завораживают. Различны и жанры ваших рисунков, но все они отличаются большим разнообразием настроений,  которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.

Какие чувства вызвало у Вас наше занятие?

Ответы учащихся.

Учитель: Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. От творчества можно получить разное эмоциональное состояние – подъем, активность, а можно и расслабиться.

Что нового для себя узнали?

Ответы учащихся.

Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте.

Ученики оценивают свои работы.

2. Необходимые рекомендации по выполнению аналогичных работ.

Такие же работы вы можете выполнять и дома, со своими младшими братьями и сестрами, родителями. И если мама и папа скажут, что  не умеют рисовать,  объясните им, что  на самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование песком, помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных и приятных способов  снятия эмоционального напряжения. Лучше выполнять рисование под любую релаксационную или просто понравившуюся мелодию.

VII. Информационный этап.

1.Домашнее задание.

Задания представлены на слайде.

Вам предлагается три уровня домашнего задания:

1 уровень- обязательный минимум. Прочитать учебник на странице 56-57, ответить на вопросы.

2 уровень-  тренировочный.  Его выполняют учащиеся, которые  - желают более углубленно изучить тему.  

Предлагаются на отдельных листах разнообразные фигуры, которые нужно дорисовать, выполнив определенные задания.

3 уровень- творческое задание,  направленное на самоанализ творческой деятельности. Выполняется на добровольных началах. Провести самоанализ творческой деятельности (уровня воображения,  на основе предложенного опросника).  

2.Заключительное слово учителя.

Вы сегодня побывали в роли по-настоящему творческого человека. Вы попробовали совместить на первый взгляд, казалось бы, разные вещи: песок и рисование,  расслабление и умение созидать нечто новое. Я хочу вселить уверенность в том, каждый из вас может фантазировать (т.е. творить), а  для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии.

Урок завершен. Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе

Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе по теме: «Украшение пасхальных яиц»...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Волшебство цвета. Природа и художник"

Презентация рассказывает о волшебстве цвета. Содержит слайды с важными схемами по цветоведению....

"Реальность и фантазия в творчестве художника"

Урок в 6 классе. "Реальность и фантазия - два крыла художественного творчества."...

Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....

Конспект урока по ИЗО в 6 классе "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Урок по ИЗО в 6 классе "Реальность и фантазия в творчестве художника" составлен по программе Б.М. Неменского...