"Художественно-эстетическое образование - важнейший фактор развития ребёнка как гражданина".
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Полякова Марина Сергеевна
Научить ребят видеть прекрасное и стремиться к нему нелегко. Поэтому всегда радостно узнать от своих бывших учеников о том, что наши уроки были их любимыми уроками, запомнились на всю жизнь и помогают теперь разбираться во многих жизненных вопросах и творчески подходить к любой работе. И КАЖДОМУ УЧИТЕЛЮ ОТРАДНО ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО ЕГО ТРУД НЕ ПРОПАЛ ДАРОМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное  оздоровительное учреждение Волгоградская санаторная школа – интернат «Созвездие»

 Доклад учителя изобразительного искусства Поляковой М.С. к педсовету на тему

«Художественно-эстетическое образование - важнейший фактор развития ребенка

как гражданина»

 2011 г.


                   Уважаемые коллеги, добрый день!

     

   Конечно, о специфике детского рисунка в наше время издано много хороших книг, их писали психологи, педагоги, социологи, художники, искусствоведы. Во всех говорится о том, что изобразительное искусство является важной формой познания ребенком окружающего мира. Особенно, если этот ребенок страдает тяжелым заболеванием – деформацией позвоночника, грудной клетки и как следствие, вызванные этим нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Такие нарушения ухудшают общее самочувствие  ребенка и порождают отрицательно окрашенные психические состояния, мысли  о физической неполноценности. Конечно же, болезнь, уродующая тело, заставляет страдать и душу. Комплекс неполноценности, развившийся из-за болезни, осложняет человеку жизнь сильнее, чем последствия сколиоза. Хорошо быть стройным и красивым, но разве внешняя красота важнее интеллекта, высоких душевных качеств. Больной человек учится, общается с друзьями, женится. Его болезнь – не повод для социальной изоляции. Подчеркивать достоинства ребенка надо обязательно, ведь в каждом есть какой-нибудь талант. Через уроки Изобразительного Искусства, эстетическое воспитание мы учим детей понимать, любить и создавать прекрасное, что служит социуму.

Занятия Изобразительным Искусством лечат душу ребенка, помогая поверить в свои силы и возможности, избавиться от комплекса неполноценности, выбрать профессию согласно состоянию своего здоровья, социально адаптироваться.

Ребенок рисует и то, что видит вокруг себя, и то, что чувствует, и то, что подсказывает ему игра, фантазия. Эта фиксация поразившего его явления природы, человека и его деятельности, настроения, своих мыслей и чувств помогает ему глубже проникнуть в жизнь, увидеть ее красоту и противоречия, осмыслить происходящее вокруг. В отличие от взрослых, много рисующих натуру, ребята больше рисуют по воображению, свободно фантазируя и в то же время, отражая своё представление о реальности мира.

Нам, взрослым, необходимо чутко и бережно относиться к каждой, казалось бы, самой незначительной работе школьника, независимо от того, талантлив он или нет.

Цель наша – воспитать каждого школьника художественно образованным человеком, способным эстетически воспринимать действительность, творчески подходить к решению жизненно важных проблем.  

Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование заставляет ребенка думать и тем самым активизирует мысль, образное видение мира,

развивает пространственное воображение. Школьники могут жить в рисунке, петь в нем, двигаться, дышать, бороться, стрелять, танцевать, плакать. Все это по-настоящему.

Интересно, что рисующие дети учатся намного лучше тех, кто не занимается никакой художественной деятельностью.

Изучая особенности детского творчества, ученые-педагоги отметили, что до 8-10 лет дети рисуют смело, не боясь красок и размера листа, свободно выражают в рисунке свои мысли. Под их рукой возникают большеголовые друзья, синие деревья, красные горы, неописуемые животные. Им в это время не хватает жизненного опыта, и они интуитивно, повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир.

Но вот – подростковый возраст. И учителя и родители нередко наблюдают спад в детском изобразительном творчестве. В чем дело? Дело в том, что к этому возрасту усложняются жизненные впечатления, проблемы, которыми начинает жить взрослеющий ребенок. Он больше не может рисовать, так сказать, стихийно, обходиться только фантазией, ему нужны хотя бы небольшие специальные знания и навыки. И тут именно учитель должен помочь подростку, чтобы он мог продолжить свою изобразительную деятельность на более высоком уровне.

И тогда именно внеклассная работа, тесно связанная с уроками, дает возможность педагогу продолжить то, что начато на уроке. Без внеклассной работы учитель, преподающий предметы эстетического цикла, не сможет дать детям полноценного представления об эстетических ценностях окружающего нас мира. Разнообразие форм внеклассной работы даёт учителю возможность увести детей из замкнутого пространства школы, дать возможность наблюдать  

Именно поэтому в этом году были организованны уроки рисования на улице – пленер, ребята с удовольствием рисовали стоя за мольбертами. Лучшие работы учеников были представлены на выставке ко «Дню Учителя».

С этой же целью с 10-ми и 11-ми классами был осуществлен поход в «Детскую художественную галерею» на выставку работ студентов Волгоградского Государственного Института Искусств и Культуры, факультета Декоративно-Прикладного искусства, в числе которых были работы нашей выпускницы Насти Самусевой.

Работа с учащимися убеждает, что высокая культура досуга формируется по мере приобретения познаний, умений, в соответствии с интересами детей. Сумеют школа и семья сформировать стойкие, жизнеутверждающие и полезные для ребят интересы, поддержать их – ребята направят эти интересы на организацию своей жизни, общественной деятельности, отдыха. Не сумеют – появляются подростки с пустым, серым взглядом на жизнь, склонные к никчемному, бесполезному времяпровождению, что может привести к серьезным нарушениям в поведении.

Эстетическая среда, созданная в школе, непременно сыграет свою положительную роль в воздействии на учащихся. Активная творческая жизнь делает самих ребят носителями этой среды, они принимают активное участие во всевозможных конкурсах творческих работ. Так в 2003году, ученики нашей школы принимали участие в общероссийском конкурсе рисунков «Времена года», так же в 2003году, сразу два 1-х места заняли Леонтьев Максим и Орлова Мария в районном конкурсе изобразительных искусств «Эхо великой битвы», в номинации «Живопись».

Более того, в 2004году Леонтьев Максим был награжден Дипломом в номинации «Ручная работа», за лучшие авторские иллюстрации в 3-ем Всероссийском конкурсе школьных изданий в Москве.

А сколько великолепных работ сделал Максим в нашей школе, одни только «батики», украшавшие рекреацию 2-го этажа радуют глаз своей необыкновенной фантазией и великолепным цветовым сочетанием. Он с радостью принимал участие во всех конкурсах рисунка и общешкольных тематических выставках. Его работы всегда отличались необыкновенной композицией и великолепным качеством. На годовой отчетной выставке-продаже картин и поделок, за его работами выстраивались очереди, его работами восхищались и родители, и учителя, и сверстники.

Так же в 2004г. Мы получили  «Благодарственное письмо» от Администрации Муниципального Учреждения Здравоохранения Детской клинической больницы №2, за организацию и проведение выставки изобразительного искусства и художественного творчества. В том же 2004г. было второе «Благодарственное письмо» от Департамента здравоохранения администрации г. Волгограда, Детской клинической больницы № 8, за оказанную помощь в оформлении кардиоревматологического отделения детскими рисунками. Далее в 2004г. областная детская художественная галерея награждает ГОУ санаторную школу-интернат «Гимназию ХЭП», за участие в конкурсе детского художественного творчества «Мой город и его друзья».

В 2005г. дипломы получают Ткаченко Маша, Минонина Наташа и Зименс Александра за работы «батик», представленные на областной экологический конкурс «Земле, воде и небу – забота юных рук» в категории «Творческий сюрприз».

В июне 2006г. Мы отослали52детские работы в Москву для участия в общероссийском мероприятии Всероссийской акции «Рисунок Президенту России».

В 2007г. Победа в Волгоградском областном конкурсе:»Прекрасный друг мой - дерево»,в том числе почётная грамота школе:»За наибольшее число работ с призовыми местами».

В 2007г. Диплом за участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «О тебе, моя Россия» (27 работ).

В 2007г. Благодарность от Социального фонда «Дети-наша надежда» преподавателю за активное участие детей Волгоградской санаторной школы-интерната «Созвездие» во всероссийском конкурсе детского рисунка «О тебе, моя Россия».

С марта 2008г. по февраль 2009г.ученики нашей школы принимают активное участие в акции «Уникальный натюрморт», проводимой в рамках проекта «Музей в Твоей жизни», который стал победителем пятого грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», организованного благотворительным фондом В.Потанина при поддержке Министерства культуры.

В мае 2009г. полученные работы, написанные в различных художественных техниках (масляная живопись, акрил, батик, акварель, гуашь, графика) экспонировались на итоговой выставке проекта «Музей в Твоей жизни» в Волгоградском музее изобразительных искусств.

В мае 2009г. получаем три диплома и две грамоты за участие в областном конкурсе юных художников «Мой дом-земля Волгоградская», благодарность учителю изобразительного искусства.

В июне 2009г. десять учеников стали лауреатами международной выставки детского рисунка «Все дети за чистоту на планете», и благодарность учителю изобразительного искусства.

В  мае 2010г. десять творческих работ учеников отправлены на Международную детскую и юношескую выставку рисунка и живописи «Энрике Уркола», которая проходила в г.Линкольн, провинция Буэнос – Айрес, Аргентина, с июля по ноябрь 2011г.

В сентябре 2010г. двенадцать рисунков учеников приняли участие в Международном конкурсе рисунков « Спасение на пожаре», организованным МЧС России.

В ноябре 2010г. приняли активное участие в 1 Российско-Германской предрождественской выставке-ярмарке (мастер-класс «Роспись по стеклу», «Батик»).

В сентябре 2011г. двенадцать рисунков наших ребят учавствовало в Международном фестивале детского рисунка «Это я, здравствуй»,проходившем в выставочном зале ГБУК «ВОДХГ», были награждены поощрительным дипломом и благодарностью преподавателю изобразительного искусства.

В октябре 2011г. все ученики школы приняли активное участие в конкурсе рисунков «День учителя – глазами семьи», организованного преподавателем изобразительного искусства, получили 50 дипломов.

В ноябре 2011г. принимаем активное участие в Областном проекте «Нескучный музей» (интерактивная игра «Бумажный город»),проходившем в выставочном зале ГБУК «ВОДХГ»,получили благодарность преподавателю изобразительного искусства.

В декабре 2011г. уже 22 творческие работы учащихся приняли участие во Всероссийском (открытом) конкурсе детского художественного творчества «От Волги до Енисея…», проходившем в выставочном зале ГБУК «ВОДХГ», получили дипломы и                                  благодарность преподавателю изобразительного искусства.

В развитии интереса наших ребят к Изобразительному искусству сыграл свою роль целый ряд хорошо подготовленных и теперь уже проверенных практикой мероприятий, приобщающих детей к прекрасному – это выставки детских рисунков.

«Ко Дню Учителя», «С Новым годом!», «С 8-м марта!», «Отчетная годовая выставка-продажа», на которой представлены работы в различных техниках и с применением  самых разнообразных материалов. Нельзя не отметить наших лучших учеников-художников, многие из которых больны сколиозом 1-4 степени.

2001 – 2002г. Фенич Арина, 2 степень

                       Филонская Валерия, 2 степень

                       Мягкая Оля, 2 степень

2003 – 2004г. Леонтьев Максим, 1 степень

                       Орлова Мария, 2 степень

                       Самусева Настя, 1 степень

                      Подшибякина Влада, 4 степень

                       Чупрынина Юля, 4 степень

                        Рогова Вера, 1 степень

2005 – 2006г. Минонина Наташа, 3 степень

                        Александрова Валерия, 3 степень

2007 – 2008г. Зименс Александра

Сарбасова Ксения II-III

Вержанская Марьяна II

Бурдина Марина,III -  IV

2009 – 2010г.

Балдаева Оля,

Мякишева Аня, – II

Смирнова Оля, – II

Мажукова Оля, III

Жиркевич Лена, I – II

Карпенко Ирина, I

Котельникова Алёна, – II

Резникова Аня, II

2011 – 2012г.

Соколова Оля, I – II

Соколова Катя, I – II

Мантуленко Маша, I – II

Павлова Таня, I

Фенич Полина, I

Жиркевич Катя, II

Семакова Даша, , I – II

Балдаева Маша, , I – II

Зуева Марина, , I – II

Красильникова Катя, – II

Малякина Катя, – II

Глинкина Ксюша, I – II

Сазонтьев Женя, I – II

Чибиряков Ярослав, I – II

Все эти дети больны, однако это не мешает им хорошо рисовать и учиться. Напротив, увлечение творчеством помогает им повысить самооценку, они чувствуют себя увереннее. А похвала окружающих даёт дополнительные стимулы к успешной деятельности, и болезнь отступает на второй план.

Мне всегда было интересно узнать, как наши занятия искусством, те знания, которые ребята приобрели, преломились в их будущей жизни, что унесли они с собой во взрослую жизнь, оказало ли все это влияние на их выбор профессии, на занятия вне работы, на организацию культурной жизни их семей. Встречи с бывшими учениками, а сейчас студентами – подтвердили, что все они живут интересной, активной творческой жизнью, продолжают интересоваться искусством, умеют организовывать свой быт, отдых в соответствии с заложенными в них понятиями о нравственно-эстетических нормах, красоте и творческом отношении к жизни. Значит, проводимая нами работа была правильной и достаточно эффективной.

Немногие наши выпускники выбирают для себя профессии, связанные с эстетическими дисциплинами. Да мы и не ставим это своей целью. Достаточно того, что они умеют реализовывать свои эстетические потребности в независимости от выбранной профессии. И всё-таки предметом нашей особой гордости являются те дети, которые в наше меркантильное время выбирают для себя путь служения искусству. На факультетах художественного направления учатся выпускники, которых и сейчас в школе все прекрасно помнят.

Максим Леонтьев и Орлова Мария учатся в Институте Художественного Образования Волгоградском Государственном Педагогическом Университете, на факультете «Графика».

Самусева Анастасия и Подшибякина Влада учатся в Волгоградском Государственном Институте Искусств и Культуры, на факультете «Декоративно-прикладного искусства».

Фенич Арина, Мягкая Оля, Филонская Валерия учатся в Волгоградском Государственном Архитектурно-строительном Университете, на факультете «Архитектура», и активно учавствуют в творческой жизни города. Мягкая Оля занималась в летней школе Архитекторов в г. Самаре, по обмену опытом с иностранными студентами-архитекторами.

Фенич Арина вместе с Филонской Валерией принимали участие в реконструкции интерьеров Реабилитационного Центра для детей инвалидов на Спартановке.

Фенич Арина выполнила интерьеры «Чайного кафе» в японском стиле в г. Кисловодске, а так же учавствовала в телевизионной передаче «Школа ремонта», для выполнения интерьеров квартир

Научившись понимать красоту, наши ребята, уже взрослые люди, стремятся создавать ее вокруг себя, проявляют себя именно такими, каких требуют наше общество,- гармонично развитыми людьми.

Научить ребят видеть прекрасное и стремиться к нему нелегко. Поэтому всегда радостно узнать от своих бывших учеников о том, что наши уроки были их любимыми уроками, запомнились на всю жизнь и помогают теперь разбираться во многих жизненных вопросах. И КАЖДОМУ УЧИТЕЛЮ ОТРАДНО ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО ЕГО ТРУД НЕ ПРОПАЛ ДАРОМ.  

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

В статье рассматривается историко-культурный потенциал г. Рассказово и Рассказовского района...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

В статье рассматривается историко-культурный потенциал г. Рассказово и Рассказовского района...

Создание обучающей среды как важнейший фактор развития УУД на уроках физики.

Пезентация создана к выступлению на межрайонной конференции. Раскрывает содержание данной тематики....

Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.

Сложности социальной адаптации ребёнка в обществе во много обусловлены проблемами становления межличностого общения....

Статья "Роль отделения дополнительного образования детей в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка".

Данная статья раскрывает роль отделения дополнительного образования детей в средней общеобразовательной школе в формировании здоровьесберегающих факторов  развития ребёнка....

Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жи...

Семья как важнейший фактор развития личности ребёнка.

Психология семьи  —  относительно молодая отрасль психологического  знания, находящаяся в стадии своего становления.  Она базируется на богатейшей прак- тике семейной психотерапии,...