Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.
статья на тему

Спиридонова Влада Феликсовна

Сложности социальной адаптации ребёнка в обществе во много обусловлены проблемами становления межличностого общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Культура общения.35.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Статья на тему: Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.

         По роду своей деятельности, работая в детском доме, детском саду, коррекционной школе педагогом, психологом, мне приходилось работать с особенными детьми, с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети не будут хватать звёзд с неба, не станут физиками, инженерами, хирургами, астрономами.  Но они обязаны стать хорошими людьми, любить свою  Родину, удачно социализироваться в обществе и достойно и интересно прожить свою жизнь. Для этого им и нужны особые условия воспитания, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому.  Проблем много: дефекты речи, недоразвитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, недоразвитие личности, потребностно-мотивационной сферы, низкий уровень произвольности психических процессов  и поведения. Самое главное  детям  с ограниченными возможностями здоровья очень трудно продуктивно действовать в группе сверстников, организовывать свою деятельность, принимать  правила и требования.  Многие дети не имеют положительного опыта общения со сверстниками, по причине поздно сформированной речи (что препятствует взаимопониманию) и недоразвития всех сторон психики. В норме уже к 6-и годам у детей должны сформироваться следующие умения общения со сверстниками:

  1. Установление контакта при помощи речевых и неречевых средств; использовать в речи этикетные формулы; выражать своё настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета.
  2. Внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения. Становится важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Контакты со сверстниками должны приносить ни с чем несравнимую радость.

Но у многих детей, поступающих на обучение в коррекционную школу, отсутствие положительно опыта общения приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт,  выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливость, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнёра.

В сегодняшних условиях проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитания, доброты, культуры, с неустойчивостью нравственных ценностей. Для любого ребёнка социализация – это сложный процесс, а отсутствие положительного опыта общения со сверстниками выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Решение проблем, которые встают пред детьми, очень зависит от душевного равновесия, умения справляться с внутренними и межличностными конфликтами. Ребёнок живёт в трёх «мирах»: в мире воображаемом (в нём всё так, как надо, как сами себе придумывают); в мире детского коллектива (который, часто, не совпадает с воображаемым миром, в котором обрывки знаний, полученные дома и на улице); в мире взрослых (в котором дети чувствуют себя как лилипуты в стране великанов, т.к. со стороны взрослых идёт постоянное давление). Поэтому детям сложнее, чем взрослым. Для снятия напряжения, выхода из конфликтной ситуации ребёнок, так же как и взрослый, вынужден применять различные способы психологической защиты (специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта). Например, хвастовство, готовность услужить, отсутствие самокритичности, обидчивость, упрямство, пессимизм, эгоизм, слабохарактерность, плаксивость, потребность в стимуляции, раздражительность и т.д. Функция психологической защиты – это сохранение позитивного образа «Я». В норме защитное поведение возвращает ребёнку комфортное состояние, заботясь о сохранности психического здоровья. Но часто у детей коррекционных школ просматриваются девиации поведения, приводящие к более глубоким  конфликтам в детском коллективе, наносящие  ущерб психики. Например, проявление враждебности из-за бредовой идеи несправедливости, неуправляемость, агрессивность, жестокость – приводят к нарушению адаптации ребёнка в обществе, в детском коллективе постоянно напряжённая обстановка, которая нарушает ритм жизни и деятельности коллектива. Или  инфантилизм, ипохондрия, иррациональный конформизм – также приводят к нарушению социализации. Всё это сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками.

Так как общение является важным фактором развития личности ребёнка, а определённые личностные качества способствуют социализации, необходимо в воспитательной работе уделять особое внимание становлению межличностного общения сверстников. Становлению межличностного общения детей со сверстниками будут способствовать:

  1. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении.
  2. Умение общаться  (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение).
  3. Желание вступать в контакт.

Педагогу необходимо на воспитательных занятиях знакомить детей с нормами и правилами общения, с правами и обязанностями людей, с видами эмоций и их проявлениями, с механизмом психологической защиты, что позволит лучше понять мотивы своих и чужих поступков, найти правильную линию поведения в конкретной ситуации.

Желание вступать в контакт можно стимулировать в детях, предлагая им разнообразные виды коллективной деятельности: игры с правилами и без, инсценировки, соревнования, совместный просмотр фильмов, мультфильмов с дальнейшим обсуждением поступков героев, развлекательный досуг, выполнение творческих коллективных работ. Главное, чтобы дети были объедены одной целью, учились помогать друг другу, сопереживать друг другу. Важно распределять задания с учётом возможностей детей, чтобы каждый, пусть даже очень медленно, но поднимался на новый уровень в развитии, при этом вносил свой вклад в общее дело.  Дети должны почувствовать себя успешными через результат своего труда в коллективной деятельности. Через похвалу, ощущение успешности, благоприятную оценку взрослого, через признание его способностей, ребёнок учится терпимости к сверстникам, учится адекватной оценки самого себя и других детей.

Культура поведения ребёнка во много зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых. Поэтому прививая детям умения межличностного общения, педагог должен совершенствовать эти же умения у себя, по возможности и у родителей. В лице взрослого ребёнок находит не образ другого человека, а как отмечал Д.Б. Эльконин, «…образ себя через другого».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художественно-эстетическое образование - важнейший фактор развития ребёнка как гражданина".

Научить ребят видеть прекрасное и стремиться к нему нелегко. Поэтому всегда радостно узнать от своих бывших учеников о том, что наши уроки были их любимыми уроками, запомнились на всю жизнь и помогают...

Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности.

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение члено...

Семья как важнейший фактор развития личности ребёнка.

Психология семьи  —  относительно молодая отрасль психологического  знания, находящаяся в стадии своего становления.  Она базируется на богатейшей прак- тике семейной психотерапии,...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка

Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Субъектное педагогическое общение – важный фактор саморазвития личности школьника" (№ 7-8, 2022)

В статье рассматриваются вопросы воспитания в современной школе и роль классного руководителя в создании позитивной педагогической среды и положительного психолого-педагогического климата в классе на ...