Входная диагностика уровня художественного развития учащихся 5 класса
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Диагностический инструментарий, помогающий определить уровень художественного развития учащихся на входе в 5-й класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotkadokument_microsoft_word.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВИПКРО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Входная диагностика

уровня художественного развития

учащихся 5-го класса.

Автор:

Пигасова Е. Ю.

учитель ИЗО

МБОУ «Ляховская СОШ»

Владимир 2011 г.

Целью данной методической разработки является рассмотрение диагностики уровня художественного развития учащихся на входе в 5-й класс, разработанной методическим объединением учителей изобразительного искусства Меленковского района в 2006 году под руководством учителя ИЗО Тиминой Е. П.  

Как показывает практика, уроки изобразительного искусства  при переходе учащихся в пятый класс начинает вести другой учитель, а потому перед ним стоит задача – как можно раньше познакомиться с уровнем художественного развития учащихся класса.

Актуальность данной диагностики и заключается в том, что она позволяет с первого урока-знакомства учителя с классом выявить детей, требующих особого внимания и индивидуального подхода со стороны учителя (детей с признаками художественной одарённости, детей с хорошими задатками, творческим потенциалом, детей с низким уровнем художественного развития).

Следует заметить, что в настоящее время нет общепринятых, стандартизированных методик для изучения особенностей художественного развития школьников. Каждый исследователь адаптирует под свои проблемы специальные тестовые задания, вопросники, анкеты. Сложившееся положение вполне объяснимо: объект изучения настолько сложен, что, наверное, невозможна полная стандартизация.

В основе нашей диагностики лежат два основных параметра: уровень развития графических умений и навыков и уровень развития творческого продуктивного  воображения. Кроме того, учитывается  креативность и эстетическая способность, эмоциональное отношение к изображаемому.

К художественно-графическим умениям мы относим следующие:

- умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции объектов;

- умение правильно сочетать цвета, оттенки;

- умение компоновать предметы, составлять композиции;

 При определении уровней графических умений и навыков мы руководствовались шкалой  педагога-психолога Фридман Л. И.: (разноуровневое овладения учащимися действий, соответствующим учебными умениям и навыкам:

 0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);

1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.

Под творческим продуктивным воображением нами понимается  самостоятельное создание новых образов в процессе  изо-деятельности с элементами фантазии, способность к импровизации.

В основе критериев разных  уровней художественного развития учащихся лежит методика Н. А. Лепской «5 рисунков».

Отличие и новизна нашей методики заключается в характере диагностического задания, которое даётся детям и инструкции к нему.

Кроме того, нами выработаны  принципы,  которые легли в основу диагностики уровня художественного развития:

 – принцип равенства (заключается в создании одинаковых условия для всех учащихся);

- принцип «здесь и сейчас» (вся работа выполняется в классе, без домашней «доработки»);

- принцип самостоятельности (задание выполняется без участия и помощи со стороны взрослого);

- принцип свободы выбора техники (ребёнку предоставляется свобода выбора художественных материалов: карандаш, фломастер, акварель, гуашь).

Суть диагностики

Условия: ребенку предлагается отгадать загадки и нарисовать отгадки на одном листе бумаги формата А4.

Инструкция для детей: «Предлагаю вам нарисовать отгадки к загадкам (загадки подбираются таким образом, что ответы-рисунки на них могут быть объединены в целостную композицию):

- Зимой и летом одним цветом. (Ёлка).

- Ни головы, ни ножек. Кто это, дети? (Ёжик)

- Летом - серый,  зимой - белый. (Заяц).

-  Сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)

- Цветными крыльями порхает, от цветка к цветку летает. (Бабочка).

Слова-отгадки записываются на доске.

В инструкции ничего изменять и дополнять  нельзя. Её можно только повторить.

Загадки можно подобрать и другие, но стоит помнить, что их не должно быть много (иначе ребёнок не успеет выполнить задание за один урок).

Анализ детских работ. Происходит на основе критериев:

1. Оригинальность – фиксирует готовность к импровизации.  Творческая деятельность носит продуктивный характер (самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности с элементы фантазии).

3. Выразительность  художественного образа (интересный сюжет, композиция, взаимосвязь  объектов изображения.)

4. Графичность – осознанное использование художественных средств, приемов и техник работы с различными графическими материалами.

2. Эмоциональность – показывает отношение автора к изображаемому (эстетическое оформление работы, аккуратность).

Определение уровня художественного развития.

4-й уровень  (высокий). Развито творческое воображение, фантазия; готовность к импровизации (объединение объектов в композицию); чувство эмоционального сопереживания.  Хорошее владение графическими навыками. Аккуратность выполнения. К этой группе относятся дети с признаками одарённости.

3-й уровень (хороший). Аналогичны показателям 4-го уровня, но недостаточно развит дар импровизации, фантазии.

2-й уровень (средний). Достаточно хорошее владение графическими навыками, наличие эмоциональной окрашенности. Однако творческое воображение развито недостаточно. Присутствует схематичность,  склонность к шаблону. Не переданы пропорции, пространство. Нет композиции.

1-й уровень (низкий). Графические умения развиты слабо. Нет образных ассоциаций. Отношение к работе формальное.

На основании выявленных уровней учитель

составление карту художественного развития класса.

№ п\п

ФИ учащегося

Уровень художественного развития

1

2

3

4

 Каждый уровень можно обозначить определённым цветом и на этой основе построить диаграмму художественного развития класса в целом.

Таким образом, преимущество данной диагностики заключается в простоте выполнения и обработки результатов и  наглядном представлении  уровня художественного развития не только каждого отдельного ученика, но и  класса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Входная диагностика изучения уровня художественного развития учащихся 5 класса

Данная диагностика поможет учителю изобразительного искусства среднего звена выявить  детей как одарённых, так и  с пониженным уровнем художественного развития, что позволит в дальнейш...

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активностиУровень творческой активности определяе...

Диагностика уровня физического развития средствами художественной гимнастики

Представлен диагностический материал для проведения обследования среди учащихся с ОВЗ, посещающих кружок по художественной гимнастике....

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Диагностика уровня творческих способностей учащихся

Цель проведенного педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития творческих способностей и повышения уровня интеллекта на примере учащ...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности....

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...