Входная диагностика уровня художественного развития учащихся 5 класса
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Диагностический инструментарий, помогающий определить уровень художественного развития учащихся на входе в 5-й класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotkadokument_microsoft_word.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИПКРО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Входная диагностика
уровня художественного развития
учащихся 5-го класса.
Автор:
Пигасова Е. Ю.
учитель ИЗО
МБОУ «Ляховская СОШ»
Владимир 2011 г.
Целью данной методической разработки является рассмотрение диагностики уровня художественного развития учащихся на входе в 5-й класс, разработанной методическим объединением учителей изобразительного искусства Меленковского района в 2006 году под руководством учителя ИЗО Тиминой Е. П.
Как показывает практика, уроки изобразительного искусства при переходе учащихся в пятый класс начинает вести другой учитель, а потому перед ним стоит задача – как можно раньше познакомиться с уровнем художественного развития учащихся класса.
Актуальность данной диагностики и заключается в том, что она позволяет с первого урока-знакомства учителя с классом выявить детей, требующих особого внимания и индивидуального подхода со стороны учителя (детей с признаками художественной одарённости, детей с хорошими задатками, творческим потенциалом, детей с низким уровнем художественного развития).
Следует заметить, что в настоящее время нет общепринятых, стандартизированных методик для изучения особенностей художественного развития школьников. Каждый исследователь адаптирует под свои проблемы специальные тестовые задания, вопросники, анкеты. Сложившееся положение вполне объяснимо: объект изучения настолько сложен, что, наверное, невозможна полная стандартизация.
В основе нашей диагностики лежат два основных параметра: уровень развития графических умений и навыков и уровень развития творческого продуктивного воображения. Кроме того, учитывается креативность и эстетическая способность, эмоциональное отношение к изображаемому.
К художественно-графическим умениям мы относим следующие:
- умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции объектов;
- умение правильно сочетать цвета, оттенки;
- умение компоновать предметы, составлять композиции;
При определении уровней графических умений и навыков мы руководствовались шкалой педагога-психолога Фридман Л. И.: (разноуровневое овладения учащимися действий, соответствующим учебными умениям и навыкам:
0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.
Под творческим продуктивным воображением нами понимается самостоятельное создание новых образов в процессе изо-деятельности с элементами фантазии, способность к импровизации.
В основе критериев разных уровней художественного развития учащихся лежит методика Н. А. Лепской «5 рисунков».
Отличие и новизна нашей методики заключается в характере диагностического задания, которое даётся детям и инструкции к нему.
Кроме того, нами выработаны принципы, которые легли в основу диагностики уровня художественного развития:
– принцип равенства (заключается в создании одинаковых условия для всех учащихся);
- принцип «здесь и сейчас» (вся работа выполняется в классе, без домашней «доработки»);
- принцип самостоятельности (задание выполняется без участия и помощи со стороны взрослого);
- принцип свободы выбора техники (ребёнку предоставляется свобода выбора художественных материалов: карандаш, фломастер, акварель, гуашь).
Суть диагностики
Условия: ребенку предлагается отгадать загадки и нарисовать отгадки на одном листе бумаги формата А4.
Инструкция для детей: «Предлагаю вам нарисовать отгадки к загадкам (загадки подбираются таким образом, что ответы-рисунки на них могут быть объединены в целостную композицию):
- Зимой и летом одним цветом. (Ёлка).
- Ни головы, ни ножек. Кто это, дети? (Ёжик)
- Летом - серый, зимой - белый. (Заяц).
- Сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)
- Цветными крыльями порхает, от цветка к цветку летает. (Бабочка).
Слова-отгадки записываются на доске.
В инструкции ничего изменять и дополнять нельзя. Её можно только повторить.
Загадки можно подобрать и другие, но стоит помнить, что их не должно быть много (иначе ребёнок не успеет выполнить задание за один урок).
Анализ детских работ. Происходит на основе критериев:
1. Оригинальность – фиксирует готовность к импровизации. Творческая деятельность носит продуктивный характер (самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности с элементы фантазии).
3. Выразительность художественного образа (интересный сюжет, композиция, взаимосвязь объектов изображения.)
4. Графичность – осознанное использование художественных средств, приемов и техник работы с различными графическими материалами.
2. Эмоциональность – показывает отношение автора к изображаемому (эстетическое оформление работы, аккуратность).
Определение уровня художественного развития.
4-й уровень (высокий). Развито творческое воображение, фантазия; готовность к импровизации (объединение объектов в композицию); чувство эмоционального сопереживания. Хорошее владение графическими навыками. Аккуратность выполнения. К этой группе относятся дети с признаками одарённости.
3-й уровень (хороший). Аналогичны показателям 4-го уровня, но недостаточно развит дар импровизации, фантазии.
2-й уровень (средний). Достаточно хорошее владение графическими навыками, наличие эмоциональной окрашенности. Однако творческое воображение развито недостаточно. Присутствует схематичность, склонность к шаблону. Не переданы пропорции, пространство. Нет композиции.
1-й уровень (низкий). Графические умения развиты слабо. Нет образных ассоциаций. Отношение к работе формальное.
На основании выявленных уровней учитель
составление карту художественного развития класса.
№ п\п | ФИ учащегося | Уровень художественного развития | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Каждый уровень можно обозначить определённым цветом и на этой основе построить диаграмму художественного развития класса в целом.
Таким образом, преимущество данной диагностики заключается в простоте выполнения и обработки результатов и наглядном представлении уровня художественного развития не только каждого отдельного ученика, но и класса в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Входная диагностика изучения уровня художественного развития учащихся 5 класса
Данная диагностика поможет учителю изобразительного искусства среднего звена выявить детей как одарённых, так и с пониженным уровнем художественного развития, что позволит в дальнейш...
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активностиУровень творческой активности определяе...
Диагностика уровня физического развития средствами художественной гимнастики
Представлен диагностический материал для проведения обследования среди учащихся с ОВЗ, посещающих кружок по художественной гимнастике....
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Диагностика уровня творческих способностей учащихся
Цель проведенного педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития творческих способностей и повышения уровня интеллекта на примере учащ...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности....
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...
Комментарии
Методическая разработка по диагностике уровня художественного ра