МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
материал
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Методика диагностики уровня познавательной самостоятельности имеет своей целью обеспечение отражения состояния ее характеристик, определение предпосылок и динамики развития, установление возможных причин и закономерностей, вызывающих изменения, разработку обоснованного и конкретного плана организации педагогического процесса дальнейшего развития познавательной самостоятельности учащихся в образовательном процессе.
В.Н. Пустовойтов познавательную самостоятельность признает как ключевую компетенцию и компетентность современного выпускника.
А.В. Иванова, А.Г. Скрябина, Л.В. Степанова под уровнем сформиро- ванности познавательной самостоятельности понимают совокупность показателей, взаимосвязь которых отражает степень познавательной зрелости, достигнутой личностью в процессе целенаправленного педагогиче- ского влияния.
Три уровня познавательной самостоятельности определяет В.Н. Пустовойтов, положив в основу степень владения способами самостоятельной познавательной деятельности.
Первый уровень – копирующая познавательная самостоятельность: учащийся владеет типичными формами познавательной самостоятельности (по алгоритму, аналогии).
Второй уровень – воспроизводящая (репродуцирующая) познавательная самостоятельность: учащийся способен к самостоятельному воспроизведению основных способов познавательной самостоятельности, выбору и использованию нужного способа.
Третий уровень – творческая познавательная самостоятельность: учащийся владеет способами конструктивного подхода к выбору и созданию новых способов познавательной самостоятельности.
Характеристики уровней познавательной самостоятельности
Название уровня | Характеристика |
Первый уровень – воспроизводящая самостоятельность | Наличие знаний по предмету, соответствующих низкой ступени усвоения; отсутствие способности к самостоятельному воспроизведению усвоенных знаний; отсутствие умений переноса усвоенных знаний и способов деятельности в аналогичные условия |
Второй уровень – реконструктивно- вариативная самостоятельность | Наличие знаний, которые учащийся может воспроизвести с помощью наводящих вопросов; проявление умений переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением 2–3-х параметров |
Третий уровень – частично-поисковая самостоятельность | Наличие опорных знаний, которые учащийся может самостоятельно воспроизвести; владение навыками переноса усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия; владение способами самостоятельной познавательной деятельности; проявление готовности к самостоятельному мышлению; наличие положительной мотивации |
Четвертый уровень – творческая самостоятельность | Наличие широкого круга знаний, обладание умениями получать знания из различных источников путем их умственной переработки; владение навыками поиска нового подхода к решению задач без посторонней помощи; обладание способностью к самоорганизации и самоконтролю |
Определив количество уровней и их название, преподаватель фиксирует каждый уровень на основе установленных критериев и показателей. Под критерием в педагогике понимается совокупность признаков, на основании которых производится оценивание, а количественными измерителями, позволяющими судить о его динамике и степени выраженности, являются показатели. Обратимся к описанию критериев и показателей сформированности познавательной самостоятельности учащихся, предложенных И.Я. Лернером (табл. 2).
Таблица 2
Характеристики показателей критериев сформированности познавательной самостоятельности учащихся
Критерий | Показатели |
Мотивационный критерий характеризует внутренние побуждения учащегося, обусловливающие целенаправленную деятельность по овладению знаниями и способами действий | Потребность в знаниях; работоспособность; организованность; настойчивость, ответственность, трудолюбие; самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность |
Содержательно-операционный критерий характеризует объем и качество знаний, владение методами анализа, синтеза, сравнения, качество учебных и интеллектуальных умений | Сформированность общеинтеллектуальных умений: гностических, конструктивных, коммуникативных, проектировочных; владение умениями и способами познавательной деятельности |
Волевой критерий характеризует готовность учащегося совершать волевые усилия, самостоятельно ставить цели познавательной самостоятельной деятельности | Устойчивый познавательный интерес, стремление к самостоятельному выполнению действий, заданий; регулярность, ритмичность познавательной самостоятельной деятельности; стремление к творчеству |
Следует отметить, что сложность осуществления диагностики уровня познавательной самостоятельности учащихся для преподавателя заключается не только в способности к психолого-педагогическому осмыслению методики диагностики, но и в том, что познавательная самостоятельность – это многокомпонентный феномен и, поэтому, единственного и наилучшего способа для определения у учащихся уровня сформированности этого качества не существует. Системный подход к реализации методики диагностики уровня познавательной самостоятельности обосновывает необходимость определять ее уровень по комплексному признаку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-169691-1356363820.jpg)
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активностиУровень творческой активности определяе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/12/picture-41345-1573567067.png)
Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников (по В.Н. Пустовойтову)
Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников (по В.Н. Пустовойтову)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-371971-1387717511.jpg)
Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников (по В.Н. Пустовойтову)
Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников (по В.Н. Пустовойтову)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/14/picture-1093305-1544777759.jpg)
Методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре с применением технологии фундирования опыта личности
В статье описан педагогический опыт применения методологии фундирования в ходе формирования познавательной самостоятельности учащихся....
Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников (по В.Н. Пустовойтову)
Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников (по В.Н. Пустовойтову)....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/25/picture-1445062-1671999966.jpg)
Методика диагностики уровня школьной тревожности (Методика Филлипса)
Тревожность (Методика Филлипса)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/20/picture-1451555-1674237766.jpg)
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности....