Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве.
презентация к уроку изобразительного искусства (изо, 6 класс) по теме

Кобякова Валентина Михайловна

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Т.Я.Шпикаловой. Знакомство с творчеством Айвазовского.Урок имеет мультимедийное сопровождение (презентация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_zyb._kobyakova_v.m..doc64.5 КБ
Office presentation icon zhivaya_zyb.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве. И.Айвазовский»

Цели:

  1. Развитие визуально – пространственного мышления обучающихся,  как формы эмоционально-ценностного освоения мира.
  2. Расширить представление учащихся о художественных возможностях гуаши по средствам смешивания цветов, использования цве тового контраста.
  3. Формировать навыки изображения морского пейзажа гуашевыми красками.
  4. Содействовать повышению уровня эстетического развития личности школьника при вовлечении учащихся в проектную деятельность.
  5. Воспитывать интерес к предметам искусства, любовь к родной природе.

Форма работы: индивидуально-групповая

Задание: выполнить морской пейзаж, передав в нем опре деленное состояние водной стихии: 1в.- «Море спит»

                         2в.- «Море бушует»

Оборудование: компьютер, проектор, учебники, бумага, краски, кисти, раздаточный материал.

Зрительный ряд: репродукции картин Айвазовского, презентация.

Ход урока

I.        Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II.        Актуализация опорных знаний.

Не зря в народе говорят: «Вешней воды никто не уймет». Как  вы думаете, о чём пойдёт речь у нас на уроке?

Не просто о воде - о море.

Кто знает, какие моря омывают границы нашей родины?

Чем моря отличаются от озёр?

Морская стихия всегда притягивала к себе человека. Мореплаватели покоряли водные просторы, поэты слагали стихи о морских пучинах , композиторы воспевали морские красоты в звуках а художники  - в красках.

  1. Введение нового материала.

1.Историческая справка.В изобразительном искусстве водные пейзажи появи лись не сразу. Марина (ит. таппа, от лат. таппиз — мор ской) — один из видов пейзажа, объектом изображения ко торого является водная стихия, море.

Рождение искусства марины происходило во многом под воздействием бурного развития мореплавания. Ранние ма ринисты иллюстрировали сцены морских сражений, а не чисто пейзажные композиции.

Постепенно художники осознали живописную ценность окру жающей действительности. Они внимательно изучали эффекты отражения света на морской поверхности, искали пути переда чи в живописи естественного морского свечения.

В России морской пейзаж развивался под влиянием ис кусства голландских живописцев. Интерес русских художников к изображению морских пейзажей был связан со временем вы хода России в XVIII в. на морские просторы, с утверждением ее позиций на Балтике, в Приазовье, Причерноморье при  Петре I.

2. На фоне морских фотографий и звука моря (плеск волны) звучит стихотворение Ф. И. Тютчева «Конь морской».

- С чем сравнивает поэт море, каким оно бывает в разное время, какие образ ные определения цвета моря использованы в стихотворе нии?

3. В XIX в. к морской тематике обращались многие русские ху дожники. Одним из ярчайших среди них был И. К.Айвазовский (1817—1900).

Рассказ ученика о  биографии художника.

Айвазовскому выпала великая честь быть первым подлин ным морским баталистом в России. Галерея его военных марин навеки прославила подвиги русских моряков, могущество оте чественного флота. Только художник-поэт с горячим сердцем патриота мог создать такие картины.

За свою долгую восьмидесятитрехлетнюю жизнь Айвазов ский написал тысячи морских пейзажей.

Давайте найдём работы Айвазовского на страницах учебника с.150 -154. Назовите эти картины.

Я прочту текст, а вы подумайте, какая картина описывается в нём.

  - Раннее утро после бурной ночи. Беспощадная буря разбила в щепы корабль. Уцелела лишь горстка смельча ков. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громад ную волну, готовую обрушиться на группу лю дей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля.  «Девятый вал»

 - По небу мчатся косматые тучи, в прорыве которых видна луна; море бу шует. Художник изобразил не миновавшую грозу и море после бури, прекрасное в своей взволнованности, а страшную, гроз ную стихию в момент, когда она разбивает большой парусный корабль и швыряет плот с бедствующими после кораблекруше ния людьми. «Буря на Ледовитом океане»

 - На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконеч нее. «Чер ное море»

IV. Живописные упражнения.

Художник изображал различные марины не только по композиции, но и по колориту. Просмотр картин на слайдах презентации.

При рассматривании его картин, обратим  внимание в первую очередь на доминирующие в них цвета и к каждой картине попробуем на палитре подобрать нуж ные цветовые смеси. Эти упражнения по смешиванию цветов пригодятся вам при выполнении самостоятельной работы.

1 упражнение -В картине «Неаполитанский залив. Утро» преобладает жел тый цвет. Таким образом, являясь ключевым, он входит здесь в состав любых цветов, хотя бы в небольших количествах. По пробуем смешать на палитре желтый цвет с белилами, желтый с малиновым краплаком, желтый с изумрудной зеленью. Полу ченные цветовые смеси на палитре будут накладываться друг на друга, давая нам новые цвета.

2 упражнение - В морском пейзаже «Буря на Ледовитом океане» домини рующий цвет - синий. Он добавлен ко всем цветам, даже к бе лым и серым оттенкам морской пены. Чтобы синеватый черный цвет оставался в рамках цветовой гаммы, его получили, смешав ультрамарин с сиеной.

3 упражнение - Перед вами полотно «Девятый вал». «Ключевой» цвет этой картины - малиновый краплак. Пурпурные оттенки получены добавлением синей и белил. Для облаков взята смесь жженой умбры, малинового краплака и синей (туман передан белилами).

У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Живописец1) Художник, который занимается живописью. Живопись – вид изобразительного искусства, который связан с передачей зрительных образов через нанесение на гибкую или твёрдую основу красок. А также созданием изображения посредством цифровых технологий. И произведения искусства, созданные перечисленными способами. К самым распространённым живописным произведениям относятся произведения, созданные на плоских поверхностях – натянутом на подрамник холсте, картоне, дереве, бумаге, обработанных поверхностях стен и пр.
Подробнее >>
Словарь >>, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом: движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры: Художник должен запоминать их: сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью:»

V. Постановка задачи.

Попробуйте изобразить свой морской пейзаж. Выстраивая цветовую композицию и про думывая настроение этюда, ключевой цвет для спокойного моря (1 вариант) и  ключевой цвет для бушующего ( 2 вариант). Это объе динит все цвета вашей работы и не позволит ни одному из них чрезмерно выделиться. Каждая ваша работа станет элементом группового полотна.

Но прежде, чем приступить к работе познакомимся с некото рыми техническими приемами И. Айвазовского:

  1. в небе и дальних планах наносить краску едва замет ным тонким слоем;
  2. на освещенных местах переднего плана и бликах на воде накладывать ее жирным, «вкусным» мазком;
  3. налагать красочный слой очень живо, разнообразно и полностью подчинять форме, через которую раскрыва ется  содержание  замысла картины.  Большие плоскости, где изображены спокойное небо с легкими прозрачными облаками или штилевая вода, писать широкой кистью;
  4. никогда не переписывать небо, оно всегда выполня лось в один прием. Это сообщает небу большую легкость, прозрачность, а облакам — слитность, вписанность в кра сочное «тесто»;
  5. при изображении воды широко прописывать форму волны;
  6. большое значение придавать детальному окончанию работы. Завершающие живопись мелкие детали: кружево освещенной или затемненной пены, блики света на воде, камни и скалы переднего плана, детальная проработка оснастки парусных кораблей — все это имеет немалое зна чение в получении правдивости общего впечатления;
  7. не вносить существенных изменений в картины в про
    цессе работы.

VI.        Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная работа под запись шума  моря.

VII. Заключительная часть.

1.Выставка работ – составление группового полотна.

2.Обобщение знаний – разгадывание кроссворда.

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

  1. Художник, изображающий водную стихию.
  2. Выдающийся русский маринист.
  3. Название картины Айвазовского (Редкое явление природы).
  4. Буря на ….океане.
  5. Название моря.
  6. «Девятый …»

По вертикали  марина. Что такое марина?

3.Рефлексия.

У вас на партах лежат кораблики разных цветов. Выберите тот, который вам по душе и поместите его на свою работу.

Если вы выбрали красный кораблик – урок понравился, синий – не совсем, белый  - остался равнодушен.

4. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символика водной стихии в лирике Ф.И. Тютчева

Статья, анализирующая, какую роль в лирике Федорова Ивановича Тютчева играет водная стихия....

Конспект и презентация к уроку «Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И. Айвазовского» 6 класс

Тема:  Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И.Айвазовского. (Слайд 1)Цели: ...

Урок "Путешествие по водной стихии"

Обобщающий урок по воде. с использованием  ИКТ....

Проект урока по изобразительному искусству в 6 классах по теме: «Морской пейзаж. Образ водной стихии в искусстве», учителя МБОУ «Средняя школа № 2», города Гагарин, Смоленской области, Марковой О.А.

Конспект урока создан в рамках внедрения проектной технологии в систему обучения. Основной задачей обучающихся является создание проекта морского пейзажа в технике живопись.Цель: Познакоми...

Презентация "Живая зыбь"

Презентация к уроку...