Понятие формы. Многообразие форм окружаещего мира
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Данный материал является разработкой урока с прменением компьютерных технологий (работа в Wordили в Paint)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_predmetov.docx21.8 КБ
Файл formy_-_kopiya_2011.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

Цели урока:

  1. научить учащихся  видеть внутреннюю структуру предметов
  2. научить определять подобие форм предметов и простейших  геометрических  тел
  3. ознакомить учащихся с понятием формы, конструкции, стилизации
  4. воспитывать у учащихся наблюдательность и художественное восприятие окружающего мира

Оборудование:  ММУ, презентация, компьютеры.      

                                                                     Ход урока.

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение нового материала.

Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: вели чественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очерта ния цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.(Слайд № 1)

Форма — это единство внутренней конструкции и внеш ней поверхности объекта.

Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень. (слайд 4)

Вы, наверное, замечали, что форма деревьев различна в спокойный день и ветреную погоду. Также может изменяться на ваших глазах форма облаков, превращаясь в рыцаря, пти цу, дракона или принимая очертания сказочного замка. (слайд 5)

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанав ливать сходство форм. Облако, пятно краски, случайные ли нии или геометрические фигуры, произвольно собранные вместе,— все это сразу же напоминает какой-нибудь образ, порождаемый нашим воображением на основе запечатленных в памяти предметов. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.(Слайд № 6)

В природе и быту можно найти много подобий формы. По хожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха (Слайд № 7). Можно придумать много таких примеров.

Вот какие рисунки могут получиться, если кое-что дорисо вать в случайных пятнах (слайд 8)

  Чем ближе к нам объект, тем лучше и четче мы различаем его форму. Сначала мы видим только точку, затем общие очер тания и наконец детали.(Слайд 9-11)

 Внимательно вглядываясь в окружа ющий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой создан ной природой или руками человека формы лежат элементар ные геометрические формы или тела.(Слайд № 12-13)

На примере орнамента хоро шо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометри ческие элементы.(Слайд 14)

 Это происхо дит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообра зии. Посмотрите, каким не обычным способом передал фор му лица художник Дж. Арчимбольдо в картине «Вертумн» (Слайд № 15).   У этого  художника много таких портретов, состоящих из фруктов, овощей и дру гих предметов.

Порой очень трудно бывает определить, какая поверхность является фоном, а какая фигурой (Сайд № 16).

Рассмотрите рисунок. Как правило, поверхность, заключенная в пределах определенных границ, стремится приобрести статус фигуры, при этом окружающая ее поверхность будет фоном.

В изобразительной деятельности, передавая форму предмета, мы не можем не учитывать значение фона. Каждый объект существует в нашем понимании только вместе с фоном, поэтому фон в картине, то есть пустота между предметами, приобретает равное значение с изображенными объектами. Сравните два изображения одних и тех же вещей, а именно позитивное и негативное (Слайд №17), и вы увидите, что их форма воспринимается в определенной зависимости от фона.

Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, харак теризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидя щую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.(Слайд № 18)

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и свето тенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение — конструкцию.

Конструкция — это основа формы, костяк, каркас, свя зывающий отдельные элементы и части в единое целое.(слайд 19)

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо пред ставить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разо браться в конструкции предмета. (Слайд № 20)

 Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувши на, отбросив носик и ручку, то можно предста вить, что горло — это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усечен ных конусов

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинирован ными, имея в виду, что данный объект в своей основе пред ставляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот — цилиндрическую, а тот — шарообразную и т. п.».

Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометричес кие формы. Проблема заключается в следую щем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалис тического изображения.

Давайте сделаем анализ формы предме тов, входящих в несложный натюрморт (Слайд тот же).

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показы вают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные — представляют силы внутри са мого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лоша ди и ее реалистическое изображение.

«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно-пространственное изображение, перспективное сокращение по верхностей. Голова лошади представляет усеченную пирами ду, тело — цилиндр. (Слайд № 21)

Современный уровень техники помогает художникам придумывать новые формы. Посмотрите какие удивительные рисунки можно сделать с помощью компьютерной графики. (Слайд № 19)

He правда ли, иногда архитектурное сооружение напомина ет шар, а в конструкции дома можно увидеть подобие многим геометрическим телам (Слайд № 20).

Здания могут выглядеть как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов — обычно полусфе ры, крыши некоторых домов напоминают трехгранные призмы или невысокие пирамиды.

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Например, современный самолет похож на птицу. Его обте каемая форма наилучшим образом подходит для полета.  (Сайд № 22)

Стилизация формы. Стилизация означает декоративное обобщение и подчер кивание особенностей формы предметов с помощью рада условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объ ема. (Слайд № 23)   Одним из примеров стилизации может быть процесс созда ния знаковых изображений в графическом дизайне.

  1. Возможные практические задания:
  1. Используя  компьютер ( текстовый процессор  Word или  графический редактор  Paint) нарисо вать натюрморт из простых геометрических фигур или
  2. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
  3. Рисование с натуры натюрморта из гипсовых геометрических тел.
  1. Заключительная часть.( Слайд 25)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие форм

Слайд 2

Все, что нас окружает, поражает многообразием форм

Слайд 4

Форма-это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта Зрительно воспринимаемые признаки формы : геометрический вид(конфигурация) величина положение в пространстве масса фактура текстура цвет светотень

Слайд 5

Форма одного и того же объекта может быть различной и изменяться прямо на глазах.

Слайд 6

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм .

Слайд 7

В природе и быту можно найти множество подобий форм

Слайд 8

Оказывается, в течении нашей жизни мы накапливаем представления о разнообразных формах, и порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Слайд 10

Чем ближе к нам объект, тем лучше и четче мы различаем его форму Сначала мы видим только точку

Слайд 11

Затем общие очертания

Слайд 12

И наконец детали

Слайд 13

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела.

Слайд 14

Геометрические тела 11

Слайд 15

Подобие силуэтов 5

Слайд 16

На примере орнамента хорошо видно, что формы растений, животных, человека можно превратить в геометрические элементы.

Слайд 17

Вот таким необычным способом передал форму лица художник Дж.Арчимбольдо в картине «Вертумн» У этого художника много таких портретов, состоящих из фруктов, овощей и других предметов.

Слайд 18

Три цилиндра Сосуд и профили

Слайд 19

Сравните два изображения

Слайд 20

В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями, мы тем не менее без труда узнаем кошку.

Слайд 21

это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Слайд 22

Анализ строения формы кувшина Натюрморт

Слайд 24

Перенос формы из природы в технику

Слайд 25

Стилизация формы Стилизация означает декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объёма.

Слайд 28

« Если выразительность составляет основное содержание восприятия в повседневной жизни, то еще в большей мере это характерно для видения мира художником. Для него выразительные, то есть экспрессивные, свойства являются средством общения, привлекают внимание и определяют формы моделей, которые он создает…»