Забавная матрёшка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Тема:Забавная матрёшка.

Форма:Рассказ, сравнительный анализ, творческая работа.

Цели и задачи:

o   Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

o   Формирование навыков композиционного решения образа;

o   Активизация творческого воображения обучающихся;

o   Развитие зрительной памяти;

o   Развитие фантазии и творческому подходу к заданию.

 

Примерный план занятия:

1.      Организационный момент;

2.      Рассказ об истории возникновения и дальнейшем распространении промысла сопровождаемый демонстрацией ЭОР «Забавная матрёшка»;

3.      Прослушивание суждений обучающихся о видах матрёшки. Сравнительный анализ: сравнительные характеристики формы и росписи матрёшек из Семёнова, Загорска, Полхов - Майдана; 

4.      Постановка творческой задачи: Создание эскиза импровизации росписи матрёшки, выбор формы. Индивидуальная или коллективная композиция.

5.      Практическое выполнение творческой задачи. Сначала рисуется силуэт матрёшки и графическое изображение её наряда. Затем роспись и дальнейшее оформление композиции. Работу можно выполнить как индивидуальную композицию в виде композиции из нескольких матрёшек, так и коллективную, составленную из индивидуальных работ.

6.      Итоги: просматриваем и обсуждаем творческие работы, отмечаем их разнообразие, выразительность и характерность, обмен впечатлениями.

 

Информация от педагога. Краткий справочный материал,

Посмотрите на картины русских художников (Слайд 1, 2). Кто скажет, что продают на ярмарке мастерицы? Зазывалы на ярмарке расхваливали свой товар, выкрикивали громко:


Подходите, подходите!

На товары поглядите!

У нас не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А весёлые матрёшки…


Самая весёлая ярмарка проходила в Сергиевом Посаде. На ней можно было купить занимательные игрушки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую форму (Слайд 3). Народная игрушка, как сказка, в ней всё так и не так. Казалось, что уже ничем не удивить покупателя! Но вдруг мастер начинает разбирать матрёшку, а в ней другая – поменьше. Опять раскрыл, а в ней ещё одна. Вот диковина! (Педагог сопровождает рассказ показом действий).

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

А всего одна игрушка! (Слайд 4).

Матрёшка – одна из любимых детских игрушек и самый популярный сувенир. Это удивительная игрушка. Она имеет свою историю. Посмотрите, как много матрёшек у нас в гостях (Слайд 5). И если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что все они разные.

Как же появилась такая игрушка? Издавна, у многих народов имелась игрушка, состоящая из нескольких фигурок. Всё меньше и меньше, вкладывающихся одна в другую. И хотя подобные куклы пробовали выпускать и во Франции, и в Германии, и в других странах, милая русская матрёшка пользовалась наибольшей популярностью. Она поистине стала знаменитой на весь мир.

А родилась матрёшка более 100 лет тому назад в селе Абрамцево в мастерских Саввы Мамонтова. К нему в игрушечную мастерскую «Детское воспитание», привезли из Японии японскую игрушку «Кокеси, - фигурку добродушного лысого старичка. Она изображала буддийского мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий (Слайд 6). Кукла раскрывалась, в ней находилось ещё несколько фигур, вложенных одна в другую. Там пряталась вся его семья. Игрушка понравилась всем, и наши мастера решили сделать свою куклу.

Первая русская матрёшка была выточена токарем Василием Звёздочкиным и расписана художником Сергеем Малютиным. Художник расписал кукол как стайку деревенских девочек – матрёшек (Слайд 7). Первая матрёшка состояла из восьми фигур и изображала она девочку в сарафанчике и платке с чёрным петушком в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они, чем нибудь отличаются друг от друга. А последняя восьмая, изображала завёрнутого в пеленки младенца.


Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста и внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой, - будет третья во второй!

Половинку отверти, плотную, притёртую 

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Вынь её и посмотри, кто там прячется внутри?

Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

А внутри и та пустая, в ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.

- Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – Восемь!


 

Название «Матрёшка» появилось от первой, изображавшей девочку в платочке и сарафанчике. Она получила ласковое название от русского имени Матрёна, Матрёша, которое в то время было распространённым и в основе его лежит латинское слово «mater»,

означавшее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой (Слайд 8). Впоследствии оно сделалось нарицательным, и стала означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. А позже и песенки – потешки про неё сложили, например такую:


Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшечка.


После закрытия мастерской «Детское воспитание», такая же мастерская открылась в Сергиевом Посаде (г. Загорск Московской области), там, в лесном краю, издавна развивался токарный промысел. И именно там началось массовое производство матрёшек. Первые матрёшки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом (Слайд 9). Изготовление матрёшки стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать из-за границы.

И вот они – уже на Всемирной выставке в Париже, затем ежегодных ярмарках в Лейпциге. И получают там премии и награды (Слайд 10).

Не считая размер и количество вкладышей /от 2 до 24/ ассортимент матрёшек расширился. Их роспись стала красочней, разнообразней. Появились матрёшки, изображавшие девушек в сарафанах и платочках, с корзинами, узелочками, серпами, букетами цветов, снопами. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрёшки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению – преподносить сюрприз. Таково уж свойство народного искусства: казалось бы, делают одну и ту же игрушку, а получается разное.

Делали матрёшек в полушубках с шалью на голове, и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой, жениха во фраке, невесту в подвенечном платье и т.д. (Слайд 11). Появились матрёшки - сказочные персонажи: «Репка» - старик с репой в руках, за ним бабка, внучка, собака, кошка и мышка (Слайд 12), «Золотая рыбка», «Конёк Горбунок», «Иван – Царевич» и т.д.

В ассортименте самыми ходовыми были 3-8-12 местные матрёшки (Слайд 13). Но, как исключение, для выставок, делались и многоместные – 48, 50, 60.

Вот они, «Подружки, сидящие друг в дружке», все весёлые, нарядные, деревянные русские куклы, модницы, известные теперь во многих странах мира.


Кто матрёшку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотню лет

Вместе с Ванькой - Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах низких, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец

Неба синь вплеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быт весело сказал:

«Ну и ой, гуляй теперь по свету.

Весели себя, честной народ».

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!


Сейчас матрёшек делают на фабриках, заготовки точат на станках очень быстро, а вот дерево заготавливают долго / липа должна сохнуть от трех до пяти лет, до тех пор, пока не будет звенеть от удара/. Разные мастера в разных местах страны по-разному её разукрашивают.

Делают матрёшку сейчас во многих местах нашей страны, но самые прославленные в Сергиевом Посаде /Загорск/, в городе Семёнове Нижегородской области и в селе Полховский Майдан Горьковской области.

Сколько у матрёшки разных сестёр – родных и двоюродных! Сосчитать невозможно! Двоюродных различить не трудно: кто статью постройнее, а кто поприземистей, потолще, кто поярче, со вкусом одевается, кто погрубее.

В Сергиевом Посаде, на родине матрёшки раскрашивают её более строго: аккуратный сарафанчик, кофточка с вышивкой, платочек и передник с цветами (Слайд 14). Она более округлая, плотная, приземистая, верх плавно переходит в утолщающийся низ фигуры. Ведь недаром говорят про эту матрёшку:


- Словно репка, она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок глаз.


 

( Демонстрируется модель последовательности росписи матрёшки:

1.      Заготовка – бельё.

2.      Матрёшку с перьевым росчерком лица.

3.      Матрёшку с намеченным платком, руками.

4.      Матрёшку с расписным фартуком.

Показываются приемы росписи матрёшки, используются термины «пестрёжка», «чертёжка», «контурка»).

С конца XIXвека в Заволжье, на Керженце в городе Семёнове, где издавна существовал токарный промысел, появилась своя матрёшка (Слайд 15). Семёновские мастера придали своей матрёшке несколько иную форму и делали своеобразную роспись. От Загорской она отличается более стройной, вытянутой формой. Относительно тонкий верх резко переходит в утолщённый низ. Отличается Семёновская матрёшка от загорской и своей раскраской. Загорские мастера раскрашивают белую заготовку, а семёновские работают по дереву. Кроме того, загорские художники расписывают матрёшку гуашью, а семёновские анилинами (Слайд 16).

Поэтому загорская матрёшка более нежная, скромная по цвету, а семёновская яркая, сочная. Семёновские художницы любят яркие, до резкости цвета – малиновый, лимонный, зеленый. На переднике всегда букет ярких цветов, между которыми вьются ветки с бутонами. Не похожи они и чертами удлиненного лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом-бантиком, малиновым румянцем.


Как две радуги брови.

Губы – маки.

Пунцовый наряд.

И румянцем.

Свежее моркови.

Глянцевитые щеки горят.


Семёновские мастера изображали матрёшек бойкими девушками, в ярких полушалках. Манера росписи оригинальна и присуща только семеновским художникам. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

В 1920 1930 годы у семёновцев появились соперники, по своему развивающие токарную игрушку и приёмы её росписи. На юге Нижегородской области в многолюдном селе Полховский Майдан, а с недавних пор и в деревеньке Крутец, мужчины точат, а женщины расписывают анилинами по крахмальному грунту с последующей лакировкой озорные майдановские «тарарушки», грибы-копилки, яйца, цилиндрические коробки, свистульки-птицы, матрёшки солонки (Слайд 17). Они сплошь покрыты яркой, буйной росписью из крупных цветов и листьев в вперемежку с гроздьями ягод смородины, винограда и яблок, встречаются в росписи и сельский пейзаж, птицы и животные. Домики стоят под развесистыми чудо-деревьями, на ветках которых растут яблоки и груши, и ягоды. За домиками горят малиновые закаты. Всё здесь преувеличенно сказочно (Слайд 18).


Взял я в руки кисть и краски

Стал волшебником из сказки.

На матрёшке сарафан

Расписал под Полховский Майдан.

На кургане пышно маки расцвели,

Украшение для всей родной земли.


Игрушка Полховского Майдана самая молодая. Её сразу причислили к кругу явлений народного искусства. И как всё истинно талантливое, идущее из глубин народного творчества, майданская игрушка нашла своё место в современной художественной культуре. Система самобытного художественного письма возникла в Полховском Майдане, когда красильщицы (так называют здесь мастериц) стали пользоваться анилиновыми красками, теми которыми красят материал. Краски выбирались яркие: алая, жёлтая, синяя, фиолетовая, кроме того применяют черную тушь. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Смешивая жёлтую краску с синей, получают зелёный цвет, от смешения алой краски с жёлтой – красный. Особую прелесть и завершённость цветовому строю придаёт умелое использование в росписи приёма лессировки. Этот приём особенно звучит в самой известной росписи –«цветок с наводкой», где цветочная роспись очерчивается чётким контуром тушью. Перед росписью изделие предварительно грунтуется 3 раза белым крахмалом, чтобы краску «не тянуло дерево». Узоры наносят пером чёрной тушью, располагая внутри контуров пятна чистого яркого цвета. Нанесённые на белую поверхность грунта жидко разведённые краски звучат интенсивно: грунт, просвечивая через красочный слой, как бы дополнительно освещает их, увеличивает интенсивность цвета.

Очень часто майданцы применяют наложение краски на жёлтый цвет. Этот цвет является как бы основой – полем, он покрывает все изделие. Наложение по полю других цветов майданцы делают распространённым приёмом, при котором расцветка осуществляется неровными мазками.

В последние годы в росписи Полховского Майдана всё большее место занимают приёмы скорого письма – кистью, без предварительного рисунка – пестрение, где цветы и листья изображаются без линейного контура. А также появилась роспись «под масло», то есть роспись масляными красками по цветному фону, с использованием контраста темных и светлых тонов.

Искусство Полхов Майданской росписи матрёшек отличается яркостью и нарядностью народного костюма. Именно яркие цвета придают неповторимость матрёшкам этой художественной школы. В росписи матрёшек проявляются бытовые чёрточки. Из цветов, покрывающих игрушку, выглядывает только строгое лицо, обрамлённое чёрными локонами. Эти локоны - подлинная деталь старинного местного женского наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали чёрные завитые штопором, как кудри, пёрышки селезня. Лица матрёшек рисуют лаконично, создавая обобщенный образ деревенской красавицы. Каждая майданская мастерица – красильщица по – своему воплощала этот идеал красоты. По форме эти матрёшки близки к загорским и семёновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции. Лицо её разрисовывается только одной чёрной краской, туловище расписано огромными пятилепестковыми цветами, листьями, краснобокими яблоками. Майданские цветы не кажутся настоящими, т.к. мастерицы стремятся передать не форму, а душу цветка. Майданский букет – это раскрывшаяся роза с поднятой головкой и два-три бутона. Многолепестковый цветок шиповника (роза) всегда считали символом женского начала, любви, материнства. Его изображение обязательно присутствует в любой композиции мастеров Полховского Майдана.

Производство матрёшек в настоящее время значительно расширилось. Широкую известность на внутреннем и международном рынках получила Крутецкая матрёшка. Роспись матрёшек Крутецких мастеров отличается свободой выбора сюжета, художественной трактовкой орнамента (Слайд 19).

Вятская (Кировская) матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девочку – северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Эта матрёшка близка по типу к загорской, но в отличие от неё она инкрустирована соломкой (Слайд 20).

Точат и расписывают матрёшек в Твери, в Йошкар-Оле, в Уфе и других городах. В росписи и форме этих матрёшек передан национальный характер костюма и головного убора (Слайд 21).

Как вы наверно поняли, матрёшка является чисто народным, уникальным промыслом. Надеюсь, что вы, ребята, проникли этим духом творчества, восхитились красотой изделий, увидели мастерство мастеров - матрёшечников. Наша русская матрёшка не стареет сотню лет (Слайд 22). В красоте, таланте русском весь находится секрет (Слайд 23).

Давайте же мы попробуем, по примеру мастеров, создать свою собственную матрёшку, отличительную от других. А сейчас посмотрите последовательность росписи матрёшки (Слайд 24, 25).

Перед практической работой детям надо напомнить, что эстетическая ценность матрёшки зависит от того, насколько данный рисунок соответствует материалу и форме. Важно научить ребёнка видеть  предугадывать, как будет смотреться возникший у него образ-колорит, мотив, ритмический строй рисунка, форма изделия.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon slaydy.pdf364.25 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение методом проекта, 6 класс, мальчики. Техника сухого валяния. Тема. Саратовская матрёшка (автор Бобков Андрей, ученик 6А класса)

Данный видео ролик знакомит коллег и  учащихся с историей возникновения русской народной игрушки - матрёшки, с возникновением саратовской матрёшки, с поэтапным выполнением матрешки в технике сухо...

Наглядное пособие для урока "Русская красавица - матрёшка"

Чем ярче и выразительнеЙ образ, тем более эмоциональный отзыв у ребёнка....

Разработка урока на тему "Русская красавица - матрёшка" начальная школа

Искусство оказывает деятельное воздействие на личность. Когда урок проходит в познавательно - игровой форме, ребята с радостью откликаются на задание учителя. Процесс обучения протекает естественно и ...

Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)

Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное"  (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс.   ...

Разработка урока на тему "Матрёшка"

Тема урока № 3 «Матрёшка» Цель: Познакомить с разновидностями матрёшек. Задачи: Обр. Углубить  эстетические познания о народном ДПИ. Восп. Воспитать любовь и и...

Изготовление сувенира-магнита на холодильник "Матрёшка"

Презентация к уроку технологии в 7 классе по теме "Фасонное точение" (1-ый урок) и "Художественное точение изделий из древесины" (2-ой урок)...

"Матрёшка" презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс

урок изобразительного искусства в пятом классе, который знакомит детей с русской матрёшкой...