Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации информации, применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений.
Содержательные цели урока:
Образовательные:
1. Создать условия для закрепления учащимися знаний на основе проблемного анализа морфологических категорий имени прилагательного.
2. Закрепить знания, выработать умения и навыки правописания прилагательных.
3. Развивать умение доказывать и объяснять условия выбора орфограмм.
4. Проверить усвоение учащимися изученного материала.
Развивающие: 1. Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей учащихся. 2. Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования. 3. Развивать речевые навыки.
4. Развивать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока и занимательного материала.
Воспитательные: 1. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникабельности. 2. Формирование умения работать в парах.
3. Формирование умения быстро принимать решения. 4. Воспитание интереса к русскому языку.
5. Воспитание интереса к русскому декоративно-прикладному искусству.
Выбранная форма урока позволила:
- осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме;
- обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку;
- предусмотреть минимальное участие на уроке учителя;
-повыситьпродуктивность урока и познавательную активность учащихся;
- формировать более глубокий интерес к предмету.
Два урока обобщения, систематизации и проверки знаний могут оказаться монотонными и утомительными для шестиклассников, поэтому я постаралась использовать различные формы и методы ведения урока, широко использовала наглядность, что позволило придать урокам необычность, яркость, позитивный настрой. Особенно этому способствовало привлечение материала о декоративно-прикладном искусстве – русской матрешке. На мысль о создании урока на материале декоративно-прикладного искусства меня натолкнули материалы упражнений 295, 324, 326, 329, 342 в учебнике русского языка. Авторы - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.
Тип урока: комбинированный (обобщение, систематизация, учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся; получение новых знаний о русском декоративно-прикладном искусстве).
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_sistematizaciya_i_proverka_znaniy_po_teme_imya_prilagatelnoe.rar | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Острикова С.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Петропавловского Алтайского края
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации информации, применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений.
Содержательные цели урока:
Образовательные:
1. Создать условия для закрепления учащимися знаний на основе проблемного анализа морфологических категорий имени прилагательного.
2. Закрепить знания, выработать умения и навыки правописания прилагательных.
3. Развивать умение доказывать и объяснять условия выбора орфограмм.
4. Проверить усвоение учащимися изученного материала.
Развивающие: 1. Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей учащихся. 2. Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования. 3. Развивать речевые навыки.
4. Развивать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока и занимательного материала.
Воспитательные: 1. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникабельности. 2. Формирование умения работать в парах.
3. Формирование умения быстро принимать решения. 4. Воспитание интереса к русскому языку.
5. Воспитание интереса к русскому декоративно-прикладному искусству.
Выбранная форма урока позволила:
- осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме;
- обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку;
- предусмотреть минимальное участие на уроке учителя;
-повысить продуктивность урока и познавательную активность учащихся;
- формировать более глубокий интерес к предмету.
Два урока обобщения, систематизации и проверки знаний могут оказаться монотонными и утомительными для шестиклассников, поэтому я постаралась использовать различные формы и методы ведения урока, широко использовала наглядность, что позволило придать урокам необычность, яркость, позитивный настрой. Особенно этому способствовало привлечение материала о декоративно-прикладном искусстве – русской матрешке. На мысль о создании урока на материале декоративно-прикладного искусства меня натолкнули материалы упражнений 295, 324, 326, 329, 342 в учебнике русского языка. Авторы - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.
Тип урока: комбинированный (обобщение, систематизация, учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся; получение новых знаний о русском декоративно-прикладном искусстве).
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.
Оборудование и материалы:
- Тест. (На каждого ученика).
- Карточка «Правописание - Н – НН - в суффиксах прилагательных». (На каждого ученика).
- Карточка «Правописание НЕ с прилагательными». (На каждого ученика).
- Таблица для выполнения и проверки «буквенного диктанта». (На каждого ученика).
- Средства ТСО: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
- Слайды компьютерной презентации.
- Пронумерованные стикеры каждому ученику для проведения рефлексии.
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, рада приветствовать! Позвольте пожелать вам удачного дня! Думаю, что встреча на сегодняшнем уроке русского языка будет для нас полезной, плодотворной и приятной!
2. Проверка знаний по теме «Имя прилагательное»
Тест (приложение №1,задание №1)
(Учащиеся самостоятельно выполняют тест)
Рефлексия
- Возникли трудности при выполнении данного теста? На все вопросы смогли ответить?
(самопроверка теста: правильные ответы проецируются на доску).
Оценка за тест.
0 ошибок – «5»; 1 ошибка- «4»; 2-3 ошибки – «3».
(Приложение №2; слайд № 1).
3. Формулирование темы и целей урока
Учащиеся сами формулируют цель и задачи урока с помощью опорных записей
- Сформулируйте тему урока, опираясь на тест.
- Чем мы сегодня будем заниматься?
- Какие задачи мы перед собой поставим?
(Приложение №2; слайд № 2).
4. Обобщение, систематизация и применение знаний по теме
1). Имя прилагательное как признак предмета; краткая и полная форма.
- Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это …(русская матрёшка).
- Слова какой части речи помогают нам наиболее точно и ярко описать матрёшек?
- Выпишите имена прилагательные, поставив их в краткую форму.
- Какие прилагательные вы не выписали и почему?
- (Взаимопроверка: правильные ответы проецируется на доску)
- Рассмотрите матрёшек и назовите еще 5-6 прилагательных, имеющих краткую форму.
(Приложение №2; слайд № 3).
2). Разряды имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных
Рассмотрите картинку и напишите прилагательные, обозначающие
а) размер, б) цвет, в) форму, г) принадлежность, д) материал, из которого сделаны матрёшки, поставив прилагательные в родительный падеж единственного числа. Обозначьте над словами разряды прилагательных буквами к, о, п. Объясните правописание окончаний. Обозначьте условия выбора орфограммы.
(Приложение №2; слайд № 4).
3). Разряды и степени сравнения имён прилагательных
Работа с учебником. Упражнение 324.
- Прочитайте. Выпишите прилагательные в таблицу, распределив их по разрядам: качественные, относительные, притяжательные.
- Почему прилагательное соболиный вы записали в первую колонку?
- Прилагательных какого разряда в тексте не оказалось? Заполните колонку своими примерами.
- Прилагательные какого разряда образуют степени сравнения? На какие группы делятся степени сравнения? Как образуются степени сравнения?
- Образуйте степени сравнения от качественных имён прилагательных.
(Взаимопроверка: правильные ответы проецируется на доску).
(Приложение №2; слайд № 5).
4). Обобщение и систематизация знаний о правописании - Н—НН - в суффиксах прилагательных
Работа в парах, используется прием «шепталка»: на экран поочередно проецируются вопросы, на которые шепотом ученики, сидящие на первом варианте, отвечают своим соседям, далее учащиеся меняются ролями – на следующий вопрос отвечает уже второй вариант. После каждого вопроса учитель даёт правильный ответ и учащиеся могут проверить свой результат.
(Приложение №2; слайд № 6).
5). Отработка навыков правописания - Н—НН - в суффиксах прилагательных
Работа по карточкам. (Приложение №1, задание №2).
Задание: вставьте пропущенные буквы Н или НН. (задание выполняется в парах)
(Взаимопроверка: правильные ответы проецируется на доску).
(Приложение №2; слайд № 7).
Электронная физминутка для глаз «Матрёшки» (Приложение №2; слайд № 8)
5. История создания русской матрешки (сообщение подготовленного ученика).
В девяностых годах XIX века в Москове, в игрушечной мастерской Анатолия Ивановича Мамонтова "Детское воспитание", токарь по дереву Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин создали знаменитую теперь на весь мир русскую матрёшку.
Фигурки кукол вкладывались одна в другую, а расписал их художник под девочек и мальчиков. На первой фигурке была изображена девушка в простонародном костюме: сарафане, переднике, платочке. В руках она держала черного петуха.
Игрушку назвали матрёшкой. Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Матрёшка стала очень популярна в России, и её начали изготавливать в Сергиевом Посаде, Семёнове, Городце, Вятке и других городах. У каждого из них свой стиль и роспись.
(Приложение №2; слайд № 9).
5. Отработка навыков правописания суффиксов – к - и – ск -
Запишите названия матрёшек, используя относительные прилагательные.
Обозначьте условия выбора орфограмм.
Над какими видами орфограмм вы работали?
Матрешка из Семёнова –
Матрешка из Вятки –
Матрешка из Городца –
(Проверка: правильные ответы проецируется на доску).
(Приложение №2; слайд № 10).
6. Отработка навыков правописания сложных прилагательных
Выборочный диктант. Выпишите из текста только сложные прилагательные, поставив их в форму единственного числа мужского рода, и объясните их правописание.
Настали весенние дни. В желто-коричневой прошлогодней траве проглядывают свежие ярко-зеленые стебельки. Южно-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах. Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.
(Взаимопроверка: правильные ответы проецируется на доску).
(Приложение №2; слайд № 11).
Физминутка (Проводит подготовленный ученик).
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
7. Обобщение и систематизация знаний о правописании НЕ с прилагательными
1). Развитие речевых навыков. Составьте предложения по рисункам.
- I вариант - чтобы НЕ в прилагательном была приставкой;
- II вариант – чтобы НЕ в предложении была частицей с прилагательным.
(Приложение №2; слайд № 12).
2). Составление алгоритма для различения слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными
Какие из перечисленных приемов используют при выборе слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными? Напишите номера ваших ответов (работа в парах)
- Найти зависимые слова.
- Установить, есть ли предлог.
- Выяснить, употребляется ли слово без НЕ.
- Поставить вопрос к слову.
- Определить падеж.
- Выяснить, есть ли в предложении противопоставление.
- Установить, можно ли заменить слово синонимом.
8. Подобрать родственные слова.
(Взаимопроверка: правильные ответы проецируется на доску). (Приложение №2; слайд № 11).
3). Отработка навыков правописания НЕ - с прилагательными
“Составьте шифр.” Определите, слитно или раздельно нужно писать прилагательные с НЕ. Если слитно, ставьте букву С; если раздельно – Р. (Приложение №1; задание № 3).
Книга нисколько (не) интересная; (не)красивый поступок; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; (не)глубокий, но рыбный пруд; (не)дорогой, но красивый платок; далеко (не)красивый поступок; (не)интересный рассказ; (не) широкая, а узкая канава; (не)высокий кустарник.
Взаимопроверка. (Р, С,С,С, С, С, Р, С, Р, С.) (Приложение №2; слайд № 14)
8. Итоговое тестирование. “Буквенный диктант”
Прослушайте утверждения, если согласны, поставьте в буквенном диктанте букву “Д”, не согласны – “Н” (Приложение №1; задание № 4).
1.
- Прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы: какой, какая, какие.
- Обозначает признак предмета.
- В предложении бывает определением.
2.
- Прилагательное имеет разряды: качественное, относительное, притяжательное.
- Относительное прилагательное имеет степени сравнения.
- Прилагательное медвежий – относительное.
3.
- Прилагательные: неряшливый, неугомонный пишутся слитно, т.к. без НЕ не употребляются.
- Прилагательное: Неглубокая, но холодная река пишется раздельно.
- Если прилагательное можно заменить синонимом без – НЕ, то можно написать раздельно.
4.
- Качественные прилагательные имеют степени сравнения.
- Прилагательные: меньше, хуже, лучше относятся к простой сравнительной степени.
- Прилагательные: самый громкий, наимудрейший, широчайший относятся к превосходной степени.
5.
- В предложении: «Морозное дыхание метели еще свежо». - одно прилагательное.
- В суффиксах прилагательных: лицевой, ситцевый, моржовый пишется буква Е.
- В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е.
6.
- Сложные прилагательные пишутся только слитно.
- Прилагательные, обозначающие оттенки цветов пишутся слитно.
- Сложные прилагательные могут писаться слитно или через дефис.
7.
- Ветреный – Н.
- Стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН.
- В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных.
Самопроверка (Приложение №2; слайд №15).
Самостоятельно оцените свои знания по теме (если учащиеся выполнили буквенный диктант без ошибок, у них получится цифра “5”).
0 ошибок – «5»; 1 ошибка- «4»; 2-3 ошибки – «3».
9. Рефлексия
Подумайте, что еще вам надо повторить, подучить, над чем еще следует поработать?
10. Матрёшкин блиц-опрос:
1. Сколько лет матрёшке?
2. Назовите главный секрет матрёшки.
(Приложение №2; слайд №16).
11. Значение матрёшки в духовной жизни русского народа
- Матрёшка - это произведение и скульптурное, и живописное, это образ и душа России.
(Приложение №2; слайд №17).
12. Подведение итогов урока
13. Рефлексия. /по С.С. Кашлеву/
Ученики прикрепляют свои стикеры к островам настроения, на которых они «оказались» по окончании урока.
(Приложение №2; слайд №18).
14. Домашнее задание
№343. Составьте текст на тему «Произведение народного декоративного искусства. Русская матрёшка»
(Приложение №2; слайд №19).
Источники
- Аксюченко В.Н. Праздник русской матрешки. Начальная школа. - 2002. - № 9
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.
- Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Мн.: Высшая школа, 2002. - 95с.
- Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме «Гидросфера»
Урок - игра для учащихся 6 класса...
Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме: «Африка» 7 класс
Цель: Обобщить, проверить и закрепить знания учащихся по теме: «Африка»Воспитание интереса к географии, любви к природе, формирование навыков работы с картой, учебником и другими источниками гео...
Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме «Южная Америка»
Данный урок направлен на систематизацию и обобщение знаний о ФГП, природе, населении и странах Южной Америки....
Сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 6 классу на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"
Урок разработан в соотвествии с новыми ФГОС ООО. Дидактический материал характеризуется тематическим единством ("Почему надо любить малую родину", "Что особенно привлекает в родном городе?")...
Урок развития речи в 5 классе на материалах декоративно-прикладного искусства
Системно-деятельный подход, лежащий в основе реализации ФГОС, «предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам воспитания гражданина России на основе принципов уважения е...
Урок изобразительного искусства в 5 классе. Тема "Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта"
Урок изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Особенности декоративно-прикладного искусства Д...