На стороне ребёнка - воспитание индивидуальности.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Соринская Евгения Юрьевна

Процесс развития гармоничной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_i_uchenik_xxiv.___konferenc..doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Соринская Евгения Юрьевна

педагог дополнительного образования ЦТР и ГО «На Васильевском»

На стороне ребенка - воспитание индивидуальности.

Образование — это общественная жизнь... и состоит по большей части в передаче информации через общение. Общение — это процесс накопления опыта до тех пор, пока он не станет общим умением и навыком. Джон Дьюи

Одно из самых ценных человеческих качеств – индивидуальность.

Оно приобретается от рождения, «дается судьбой» и

развивается искренностью.

Д.С. Лихачев.

Сегодня все больше говорят о творческой активности ребенка. Педагога все больше интересует творчески активная личность учащегося, которая чаще проявляется не вообще, а по отношению к определенному предмету. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь учащемуся найти себя и раскрыть свои способности в той сфере, в которой он проявляет максимальную активность. Являясь педагогом дополнительного образования по изобразительному искусству, я буду более подробно рассматривать приобщение ребенка именно к изобразительному творчеству.

Предмет изобразительного искусства вносит существенный вклад в формирование образованной, гармонично развитой личности, и как творческий процесс он необходим ребенку для самораскрытия и самопонимания. Творческая деятельность развивает учащегося эстетически, формирует в нем нравственные качества, и способность к адекватному эмоциональному отклику на явления действительности. Развитие художественных способностей ребенка не может происходить без пробуждения в нем «инстинкта культуры» (М.М. Бахтин). Конечно привитие эстетической культуры это длительный и кропотливый процесс, требующий педагогического воздействия, помогающий становлению ценностных убеждений, необходимых для нормальной жизнедеятельности и социализации ребенка в современном мире. Добиться этого можно только через взаимное доверие между педагогом и воспитанником. Изучение культурного наследия должно осуществляться на основе переработки и переосмысления, тогда знание превращается из «чужого» в «свое-чужое» - это помогает воспитать толерантную личность, открытую к восприятию нового и неизвестного.

Введение в образовательные процесс информационных телекоммуникационных технологий обеспечивает безграничные возможности виртуального путешествия по музеям страны и мира. Отбор информационных ресурсов их эффективное использование создает информационно-образовательное пространство, помогает реализовать социальную активность учащихся, позволяя успешно продолжать знакомство с образцами культуры каждый раз, когда в этом возникает необходимость для самообразования. Изучение культурных традиций своей страны способствует воспитанию патриотических чувств и уважения к Родине, позволяет расширить границы восприятия и погрузиться в атмосферу «былых эпох».

Приобщая ребенка к творчеству, педагог решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, и целью педагогического процесса становится поддержание в учащемся активной творческой позиции, необходимой для успешного самовыражения в искусстве и в жизни. В условиях образовательного процесса, следует говорить не об общественно-объективной, а о субъективно-образовательной творческой деятельности, значимой в первую очередь для самого учащегося, которая проявляется не только в художественном развитии, но и в социально-значимых навыках, быть «кем-то» (юным художником), принадлежать к «такой-то» группе сотворчества. Групповые занятия через «принцип параллельного действия» (термин А.С. Макаренко) значительно расширяют возможности развития и умножают опыт каждого учащегося. Занятия помогают удовлетворить стремление ребят утвердиться в группе единомышленников, обеспечивают эмоциональную поддержку со стороны сверстников, помогают разделить общие увлечения и интересы. Обеспечивают понимание и сопереживание своих чувств, мыслей и идей.

Согласно основному положению современной педагогической психологии обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, являются не только условием, но и основным средством целостного развития личности. Воспитание художника - это длительный и кропотливый процесс, требующий максимум усилий, внимания и терпения, как со стороны педагога, так и со стороны учащегося. Когда я говорю о воспитании художника - я подразумеваю в первую очередь воспитание индивидуальности. Ведь художник - это человек, который может наполнить этот мир, чем-то новым. Это в двойне сложная задача, так как воспитание чаще всего воспринимается только как формирование типичного, стандартного, а обучение как подражание образцу, во время которого приобретается индивидуальный опыт. При этом идентификация (признание тождественности) происходит в результате заимствования ребенком мыслей, чувств и действий другой личности, выступающей в качестве с образца. Именно здесь и заключается сложность как с одной стороны обучить ребенка, а с другой стороны разглядеть, взрастить и не нарушить эту индивидуальную неповторимость почерка и стиля.

По мере увлечения творчеством у ребенка начинают формироваться социально значимые мотивы и культурные, духовные потребности. Если сначала в качестве мотива выступала любознательность, желание проявить себя, стремление получить удовольствие, то постепенно творческое самопроявление становиться способом самоорганизации, самоутверждения и самоопределения. Творческая активность выражается в том, что ребенок не ограничивается готовым воспроизведением образца, а исходит от своего понимания и мироощущения. Развивающееся творческое мышление начинает проявляться в фантазии и воображении, в способности отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального. Успех в творчестве вдохновляет учащихся обращаться к другим дисциплинам, привнося в них то, что было усвоено в художественной деятельности.

Формирование индивидуальности осуществляется в процессе взаимодействия педагога с учащимся, в процессе творческого общения и наблюдения за детским творчеством, за выявлением способностей и дарований каждого воспитанника, за изучением результатов творческой деятельности. Для меня воспитание индивидуальности – это в первую очередь принятия ребенка таким, какой он есть, и оказание ему помощи в возможности стать самим собой. Необходимо помнить, что творческий процесс представляет собой сложный акт, который связан с высоким напряжением духовных сил ребенка, требующий чувственного и эмоционального переживания. Творчество, становясь жизненной необходимостью, захватывает, обогащает личность, развивает его индивидуальность. Именно творческая составляющая личности позволяет ребенку развернуть весь аппарат мышления, чувственности, расширить горизонты реальности и реориентации. При таком подходе раскрывается процесс становления и проявления индивидуальности (непохожести, неповторимости) у воспитанников, как способности к самоосуществлению - возможности стать и быть самим собой. Развивается собственная мотивация и ответственность к своему творчеству, что возможно только через сопротивление, преодоления себя, через посильное решение поставленных задач.

Занятие изобразительным искусством основывается на практической деятельности учащихся, что, по мнению американского философа и основателя прогрессивной педагогики Джона Дьюи определяет образовательный процесс как «постоянную реорганизацию, реконструкцию и трансформацию предыдущего опыта». При целостном учебно-воспитательном процессе, ребенку необходимо преподать некие общие, исходные знания и умения, которые в дальнейшем позволят ему выходить за рамки полученного опыта. Следовательно, образовательная программа должна заключаться в использование определенного комплекса практических приемов, помогающих ребенку выйти на осознанное творчество. Дети делают первые творческие попытки воплотить в изображении свои представления о мире, движении, пространстве, времени. Ведь проявление индивидуальности невозможно без овладения теоретическими знаниями и техническими приемами, которые накапливаются в течение многих лет не одним поколением художников.

Работа с учащимися строится через, маленькие предварительные задания, начинающиеся со знакомства с азами композиции и цветоведения, через показ различных способов и техник выполнения. Учащиеся осваивают такие художественные средства, как композиционная выразительность - пропорциональность величин форм их частей, взаиморасположение предметов, расположение изображения в формате листа; живописность цвета и цветовых сочетаний (цвето и свето насыщенность, теплохолодность). Арт-педагогические техники помогают подойти к основной творческой работе, основываясь на субъективных, эмоциональных образах, задуманного произведения. В творческой работе воплощается мир фантазии, воображения, и наблюдения за реальной действительностью. Работа над композицией выявляет индивидуальные особенности и своеобразие каждого воспитанника.

Детально разработанная программа и план заданий помогают воспитанникам стать компетентными в поиске идеи для своей творческой работы, формируют личный взгляд на мир, учат высказывать обоснованное суждение о своих и чужих работах. Практическая деятельность становится источником роста лишь, тогда, когда она отрефлексированна. Отсюда задачей педагога становится не только сообщение новых знаний, сколько задача расширения рефлексивных способностей учащегося. Эстетическая оценка рассматриваемого произведения формирует навыки понимания замысла автора, вызывает эмоциональный отклик, учит высказыванию собственного мнения. 

В процессе выполнения тематической композиции за ребенком всегда сохраняются творческие права на оригинальность решения, на свободу воображения, выбор средств – материалов и приемов изображения. Именно свободный выбор средств и способов исполнения тематического задания, дает предпосылки развития индивидуальности ребенка, недаром французский философ и писатель Ж. П. Сартр утверждал: «Я есть мой выбор». Новаторство ребенка, связанное с его ощущением мира, всегда бережно поддерживается, и может проявляться как в содержании, так и в форме художественного творения. Мир художественных образов как бы создан для того, чтобы рассматривать его под разными углами зрения, подчас совершенно новыми и неожиданными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по обогащению словаря ребёнка и развитию грамматической стороны речи

Рекомендации в бытовой ситуации, как научить ребенка красивой, связной, ясной, грамматически правильной речи!...

Доклад "Коррекция познавательной деятельности и речи неслышащего ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития".

Материал может быть полезен учителям дефектологам, логопедам, работающим в коррекционной школе I, II вида и родителям обучающихся воспитанников. Доклад о коррекции познавательной деятельности и речи н...

Специальная коррекционная школа- интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 5,6 кл, групповые занятия в 5 - 8 кл. текст "ЧТО ТАКОЕ ЛАПЛАНДИЯ".

Интересный  учебный материал  для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устной речи на индивидуальных и групповых занятиях...

Специальная коррекционная школа - интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 6 кл, групповые занятия в 7- 9 кл. текст "КСЕНОБИОТИКИ".

2017 год  был объявлен "Годом экологии" в  России.  Материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устн...

Развитие слухового внимания - одно из условий успешного освоения ребёнком фонетической стороны речи.

Данный материал актуализирует проблему развития слухового внимания, как одного из речевых навыков, который необходимо сформировать у ребёнка  дошкольного возраста в период дошкольного детства. Та...

Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны

Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...