искусство древнего мира
презентация по изобразительному искусству (изо) по теме
презинтация к уроку по МХК или ИЗО на тему "Искусство древнего мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_drevnego_mira.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).
В пещере Ласко
Надо отметить, что в первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Более поздние изображения эпохи палеолита — это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность
Альтамирская пещера
в пещере Каповой на Нижнем Урале
наск . южной африки
Наскальные рисунки с островов озера Балхаш.
Наскальные древние рисунки, 723 км Чуйского тракта...
Себя человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные " венеры " (Венера из Вил-лендорфа ), простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место. Живописные изображения мезолитической поры ( среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни. Неолит ( новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья). Характерная черта культуры неолита — распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.
Статуэтки Женские фигурки. 23 – 21 тыс. Дон, Воронежская область. В Костёнках найдены самые древние фигурки палеолитической Макоши – 40 тыс. до н.э. время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива и родство определялось по женской линии. Владычица, мать, источник благополучия рода и его неиссякаемости. Свыше ста пятидесяти палеолитических женских статуэток обнаружено в разных странах, причем значительная часть в РоссииСССР . В подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию, не стройность и негу юного женского тела хотел здесь передать первобытный художник с впечатлительной душой, а — строгой геометричностью линий и объемов — силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага.
Вестоницкая Венера — «палеолитическая венера », обнаруженная в Моравии 13 июля 1925 года и в настоящее время выставленная в Моравском музее г. Брно. Является древнейшей известной науке керамической статуэткой. Высота 11,1 см, ширина 43 мм. Принадлежит Граветтской культуре и датируется различно — между 29 000 и 25 000 гг. до н. э. При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом.
Слева направо: из Леспюг , Виллендорфа , Гагарино (верхний Дон, Воронежская обл.), Костёнок .
Венера из Тан-Тана — антропоморфная кварцитовая фигурка длиной 580 мм, обнаруженная в 1999 году немецкой экспедицией в пойме реки Дра южнее марокканского города Тан-Тан.Вместе с Венерой из Берехат-Рама (известной с 1981 года по палестинским материалам) представляет собой древнейший (500—300 тыс. лет) образец «палеолитической венеры » и, таким образом, самый ранний известный науке памятник художественного творчества. Способ изготовления и характер использования артефакта вызывают споры среди археологов. Крайне грубая выработка, обобщённые формы, отсутствие лица наводит некоторых учёных на мысль о том, что фигурка приобрела антропоморфный облик в результате естественных воздействий (выветривание, эрозия). Сторонники теории искусственного происхождения фигурки указывают на следы покрытия охрой, что свидетельствует о том, что доисторический человек придавал ей символическое (возможно, культовое) значение.
новокаменный век, или неолит, век отполированного камня . Чрезвычайно изящны отмеченные таким же внутренним ритмом многие другие образцы прикладного искусства, созданные в III и II тысячелетиях до н. э., ну, хотя бы, эта ложка с головой лебедя из Горбуновского торфяника (Свердловская область), украшающая экспозицию Исторического музея в Москве. Сколько грации в изогнутой лебединой шее и какая чарующая гармония во всем контуре этого маленького шедевра! Эрмитажная голова лосихи из рога, тоже обнаруженная в Приуральском торфянике, — прекрасный образец реалистической скульптуры этой эпохи. изображение женщины, собирающей на дереве дикий мед ( Арана , Восточная Испания). Сравним ее фигуру с могучими « венерами » древнекаменного века. Какая стройность, какая пленительная красота контура головы, всей линии плавно удлиненного юного тела! Одна рука ее держит высокий сосуд, а другая исчезает в легком кружащемся облаке пчелиного роя
шедевры наскального искусства последних тысячелетий доисторических времен. На границе между Сахарой и Феццаном , на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер , Цветущий, ярко-красочный, загадочный для нас фантастический мир открывается нам в искусстве Тассили-Аджера . Тучные пастбища и тучные стада в сотни голов. Стройные пастыри, стерегущие столь же стройных коров. Тела людей и животных намеренно удлинены в стремлении к декоративности и изяществу. Симфония тонов — бурых, черных, красноватых и желтых с золотистыми переливами. Стилизация, фантастика и, по-видимому, колдовство. Торжественно-изысканная рогатая танцовщица (а быть может, богиня) в роскошном уборе. Могучие быки, грациозные антилопы. Дерущиеся, бегущие от охотников или просто прогуливающиеся жирафы; их шеи и ноги образуют гибкий, сказочно-смелый узор. Нитевидные танцующие фигурки. Охотники со звериными ликами. Фигуры в масках, вероятно выражающих какие-то магические символы. Луки и стрелы, чередующиеся в стремительном, захватывающем зрителя ритме. Боевые колесницы, несущиеся во весь дух. Безудержное движение и вдруг снова покой мирно пасущегося стада. Люди, точнее, какие-то человекообразные существа, в которых поражает их подчеркнутая круглоголовость. Колдуны? Или символы каких-то таинственных сил? Нам не разгадать всего, что в таком изобилии показывают скалы Таосили . Да ведь и само изучение этого новооткрытого мира только еще началось. Вспомним росписи пещеры Ласко . Там была монументальность, как бы незыблемость схваченного художником образа. Здесь живость, текучесть и вольная фантазия. Новый чудесный взмах крыльев, который, однако, не перечеркивает предыдущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по истории Древнего мира на тему "Возникновение искусства и религиозных верований"
Презентация составлена по истории Древнего мира. 5 класс. ВигасинА.А., ГодерГ.И. На слайдах можно увидеть материал, которого недостаточно в учебном пособии по предмету....
Урок - ролевая игра "Творческая мастерская" для 8 - 9 классов по теме "Искусство древнего мира"
Данный урок является заключительным в изучении темы "Искусство древнего мира" для 8 или 9 классов. Он представляет собой ролевую игру, в которой ученики становятся "художниками", "сульпторами", ...
презентация "Искусство Древнего мира"
Первобытное искусство. Эпоха Неолита, Бронзы. Мегалиты, каменные столбы, дольмены, кромлехи....
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"
Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс
Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК Вигасина А.А., Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...