История промысла и произведений декоративно – прикладного искусства. «Красота в умелых руках».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Вольская Наталия Викторовна

Тема: Декоративная работа. « Красота в умелых руках».

                                                                                      Урок в 3-м классе.

Цели:ознакомление с историей промысла и произведениями декоративно – прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы; развитие воображения, художественного вкуса; воспитание интереса к урокам рисования, уважения к тем, кто создает произведения искусства.

Задачи:

. формирование умений выполнять элементы Хохломской росписи;

. передавать форму и пропорции, объем предмета;

Оборудование :  ноутбук, DVD, экран. Презентация.

Материалы к уроку: гуашь, бумага, кисти, листы тонированной бумаги (желтого цвета), шаблоны разных цветов, рисунок комнаты в деревенском доме.

Изобразительный ряд: иллюстрации произведений различных видов народных промыслов; образец педагогического рисунка « Красота в умелых руках» ( гуашь).

Музыкальный ряд:  русская народная песня "Ах вы сени, мои сени".

Ход урока

I. Создание эмоционального настроя

Учитель. Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских селах: Новопокровское, Семино, Кулигино, Разводино... Этой росписью занималось несколько десятков деревень. Но назвали эту роспись не новопокровской и не кулигинской, а хохломской. Как же это объяснить?

Нам предстоит сегодня представить себе, что на ярмарке в селе Хохлома продавали свой товар семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались миски да ложки жар-птицами по разным селам, деревням и городам...

Учитель. Золотая хохлома. Да, так и зовут  по сей день расписную золотую утварь хохломской. Как вы думаете, почему?
Дети. Все свои изделия мастера из разных сел привозили в село Хохлома. Так люди и стали называть их хохломскими.
Учитель. Знаете ли вы, как началось это удивительное хохломское художество?
Дети. Нет.
Учитель. Существует такая легенда. Вам ее расскажет...

Учитель ( называет имя ученика).

Дети. Говорят давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавки сладил, посуду деревянную вырезал. Варил он себе пшенную кашу, да и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Птица жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой, и вся посуда стала такой же.
Учитель. Спасибо. Очень интересная легенда. А на самом деле мастера писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Вот таким образом мастера золотили посуду.

II. Объяснение нового материала, практическая работа

Учитель. Сегодня мы все станем мастерами и будем расписывать посуду. Но сначала надо научиться писать узоры. Ребята, рассмотрите внимательно посуду и иллюстрации. Какие вы заметили узоры?

Дети. Клубника, малина, смородина, рябина, вишня, волнистые линии.

Учитель. Замечательно, какие вы наблюдательные. Этот узор – волнистые линии – называется трава-мурава. Давайте попробуем написать рябину. Возьмите свои листочки.

Дети берут желтую бумагу, которую им раздали перед уроком.

– Красную краску мы смешиваем с желтой.

Учитель показывает все узоры на доске, дети рисуют за ним.

– Берем с вами кисточки с алой краской и пишем такие кружочки. Мазок .

Вот у нас получился круг.

Дети рисуют три кружка.

– Теперь берем черную краску. Кончиком кисти пишем веточки. Нажимая кистью, пишем листочки.

Дети выполняют задание.

– Делаем оживку.

Дети рисуют.

– А теперь мы будем писать вишню. Ягоду пишем мазками.

– Пишем веточки и листочки, веточки кончиком кисти, а когда пишем листочки – нажимаем кисточкой. Делаем кончиком кисти оживку.

Дети выполняют узор.

– Следующий узор – клубника. Пишем клубнику так:

  • мазок слева, мазок справа,
  • пишем листик,
  • пишем зернышки кончиком кисти.

Дети выполняют узор.

Далее учитель показывает, как пишутся малина, смородина и трава-мурава.

Малина:

  • пишем мазками кружочки,
  • пишем листочки,
  • делаем оживку.

Смородина:

  • пишем мазками ягоды,
  • проводим кончиком кисти веточку,
  • пишем мазками листочек,
  • делаем оживку.

Трава-мурава:

  • пишем кончиком кисти,
  • нажимаем на кисточку сильнее,
  • пишем кудринки справа, затем слева,
  • делаем оживку.

Дети рисуют.

– Молодцы! Вы великолепно написали хохломские узоры. А теперь вы будете сами расписывать посуду.

Детям раздают шаблоны. (Шаблоны вырезаны из тонированной бумаги красного, желтого и черного цветов.)

– Посмотрите, у вас у всех шаблоны разного цвета. Какими же красками мы будем пользоваться?

Дети. На желтом фоне мы будем писать черным и красным.

– На черном фоне – желтым и красным, а на красном фоне – желтым и черным.

Учитель. Очень хорошо, что вы это запомнили. Приступайте к своей работе, мастера. Надеюсь, что и ваши работы купят на ярмарке в Хохломе. Но сначала мы устроим выставку в классе.

III. Самостоятельная работа

Дети работают под музыку.

Учитель, пока дети выполняют работы, вешает на доску рисунок домика или рисует его мелом на доске.

На доске.

П р и м е ч а н и е. Звездочкой обозначены места для детских работ.

IV. Анализ детских работ

Учитель. Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас. Вы действительно настоящие мастера.

Теперь вы в свои альбомы вклейте листок с вашим узором. Эта страничка будет посвящена хохломской росписи.

V. Домашнее задание

Учитель. Сейчас я раздам листочки с кроссвордом, который вы должны заполнить дома. Когда разгадаете кроссворд, вклейте этот листочек в альбом.

Вопросы

По вертикали:

1. Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?
4. Как называлось село, в котором на ярмарке продавали мастера свои изделия?
5. Один из цветов, который нам необходим для хохломской росписи.

По горизонтали:

2. Какие изделия расписывали мастера?
3. Какой цвет (необходим) присутствует в хохломской росписи?
6. Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой.
7. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?

Ответы

На следующем уроке по этой теме дети составляют свои композиции, вырезают шаблоны, тонируют бумагу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hohlomskaya_rospis_0.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Учитель МБОУ СОШ №8

                                                                            г. Конаково, Тверской области

                                                                            Вольская Наталия Викторовна

Тема: Декоративная работа. « Красота в умелых руках».

                                                                                      Урок в 3-м классе.

Цели: ознакомление с историей промысла и произведениями декоративно – прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы; развитие воображения, художественного вкуса; воспитание интереса к урокам рисования, уважения к тем, кто создает произведения искусства.

Задачи:

. формирование умений выполнять элементы Хохломской росписи;

. передавать форму и пропорции, объем предмета;

Оборудование :  ноутбук, DVD, экран. Презентация.

Материалы к уроку:  гуашь, бумага, кисти, листы тонированной бумаги (желтого цвета), шаблоны разных цветов, рисунок комнаты в деревенском доме.

Изобразительный ряд: иллюстрации произведений различных видов народных промыслов; образец педагогического рисунка « Красота в умелых руках» ( гуашь).

Музыкальный ряд:  русская народная песня "Ах вы сени, мои сени".

Ход урока

I. Создание эмоционального настроя

Учитель. Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских селах: Новопокровское, Семино, Кулигино, Разводино... Этой росписью занималось несколько десятков деревень. Но назвали эту роспись не новопокровской и не кулигинской, а хохломской. Как же это объяснить?

Нам предстоит сегодня представить себе, что на ярмарке в селе Хохлома продавали свой товар семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались миски да ложки жар-птицами по разным селам, деревням и городам...

 Учитель. Золотая хохлома. Да, так и зовут по сей день расписную золотую утварь хохломской. Как вы думаете, почему?
Дети. Все свои изделия мастера из разных сел привозили в село Хохлома. Так люди и стали называть их хохломскими.
Учитель. Знаете ли вы, как началось это удивительное хохломское художество?
Дети. Нет.
Учитель. Существует такая легенда. Вам ее расскажет...

Учитель ( называет имя ученика).

Дети. Говорят давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавки сладил, посуду деревянную вырезал. Варил он себе пшенную кашу, да и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Птица жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой, и вся посуда стала такой же.
Учитель. Спасибо. Очень интересная легенда. А на самом деле мастера писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Вот таким образом мастера золотили посуду.

II. Объяснение нового материала, практическая работа

Учитель. Сегодня мы все станем мастерами и будем расписывать посуду. Но сначала надо научиться писать узоры. Ребята, рассмотрите внимательно посуду и иллюстрации. Какие вы заметили узоры?

Дети. Клубника, малина, смородина, рябина, вишня, волнистые линии.

Учитель. Замечательно, какие вы наблюдательные. Этот узор – волнистые линии – называется трава-мурава. Давайте попробуем написать рябину. Возьмите свои листочки.

Дети берут желтую бумагу, которую им раздали перед уроком.

– Красную краску мы смешиваем с желтой.

Учитель показывает все узоры на доске, дети рисуют за ним.

– Берем с вами кисточки с алой краской и пишем такие кружочки. Мазок . Вот у нас получился круг.

Дети рисуют три кружка.

– Теперь берем черную краску. Кончиком кисти пишем веточки. Нажимая кистью, пишем листочки.

Дети выполняют задание.

– Делаем оживку.

Дети рисуют.

– А теперь мы будем писать вишню. Ягоду пишем мазками.

– Пишем веточки и листочки, веточки кончиком кисти, а когда пишем листочки – нажимаем кисточкой. Делаем кончиком кисти оживку.

Дети выполняют узор.

– Следующий узор – клубника. Пишем клубнику так:

  1. мазок слева, мазок справа,
  2. пишем листик,
  3. пишем зернышки кончиком кисти.

Дети выполняют узор.

Далее учитель показывает, как пишутся малина, смородина и трава-мурава.

Малина:

  1. пишем мазками кружочки,
  2. пишем листочки,
  3. делаем оживку.

Смородина:

  1. пишем мазками ягоды,
  2. проводим кончиком кисти веточку,
  3. пишем мазками листочек,
  4. делаем оживку.

Трава-мурава:

  1. пишем кончиком кисти,
  2. нажимаем на кисточку сильнее,
  3. пишем кудринки справа, затем слева,
  4. делаем оживку.

Дети рисуют.

– Молодцы! Вы великолепно написали хохломские узоры. А теперь вы будете сами расписывать посуду.

Детям раздают шаблоны. (Шаблоны вырезаны из тонированной бумаги красного, желтого и черного цветов.)

– Посмотрите, у вас у всех шаблоны разного цвета. Какими же красками мы будем пользоваться?

Дети. На желтом фоне мы будем писать черным и красным.

– На черном фоне – желтым и красным, а на красном фоне – желтым и черным.

Учитель. Очень хорошо, что вы это запомнили. Приступайте к своей работе, мастера. Надеюсь, что и ваши работы купят на ярмарке в Хохломе. Но сначала мы устроим выставку в классе.

III. Самостоятельная работа

Дети работают под музыку.

Учитель, пока дети выполняют работы, вешает на доску рисунок домика или рисует его мелом на доске.

На доске.

П р и м е ч а н и е. Звездочкой обозначены места для детских работ.

IV. Анализ детских работ

Учитель. Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас. Вы действительно настоящие мастера.

Теперь вы в свои альбомы вклейте листок с вашим узором. Эта страничка будет посвящена хохломской росписи.

V. Домашнее задание

Учитель. Сейчас я раздам листочки с кроссвордом, который вы должны заполнить дома. Когда разгадаете кроссворд, вклейте этот листочек в альбом.

Вопросы

По вертикали:

1. Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?
4. Как называлось село, в котором на ярмарке продавали мастера свои изделия?
5. Один из цветов, который нам необходим для хохломской росписи.

По горизонтали:

2. Какие изделия расписывали мастера?
3. Какой цвет (необходим) присутствует в хохломской росписи?
6. Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой.
7. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?

Ответы

На следующем уроке по этой теме дети составляют свои композиции, вырезают шаблоны, тонируют бумагу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Умелые ручки" по декоративно-прикладному искусству

Два мира есть у человека,Один - который нас творил,Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил....

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Методические рекомендации определяют цель и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной практики студентами по  ПМ.02 Производственно-технологиче...

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России.

Приобщение учащихся к великим ценностям русской культуры. Знакомство с историей и традициями промыслов. Воспитание интереса к культуре русского народа, развитие познавательного интереса и художественн...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...

Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»

Конспект  занятия по  декоративно – прикладному искусству на тему:  «Народные промыслы России»...

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Красота своими руками" для учащихся 7-9 классов

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...