Печать листьев
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, отзывчивость на красоту осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechat_listev.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Печать листьев

Тема: «Осень на опушке краски разводила»

Цели занятия:

  1. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
  2. Ознакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений».
  3. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
  4. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Материал для занятия:

  1. листья разных пород деревьев (4 – 5 видов);
  2. 2 альбомных листа, размер А4;
  3. набор гуашевых красок;
  4. кисть;
  5. стаканчик с водой;
  6. салфетка;
  7. репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»;
  8. корзина для сбора листьев;
  9. трафареты листьев из цветного картона для игры.

Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

                                 Ход занятия

  1. Организационная часть

Педагог предлагает детям сказку о листике:

«В одном старом парке стояло дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжелые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться летать одному. Вот но и скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листочек набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принёс он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернётся в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понёс его в парк. В  парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом-парком».

(Автор сказки неизвестен.)

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда листики опадают?

Дети. Это листопад.

Воспитатель.  А почему дерево сбрасывает листья осенью? (Становится холодно, зимой веточкам дерева будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает.)

Воспитатель уточняет и добавляет ответы детей:

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Ну вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. На это есть ряд причин: первая – с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ; вторая – вода в почве зимой замерзает и до веточек и листьев не доходит; ну и третья причина листопада – защитить ветки дерева от тяжести выпавшего зимой снега.

Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам, паркам. На следующий год на дереве появляются новые листики.

                                                                 Листопад

Опавшей листвы разговор еле слышен:

- Мы с клёнов…

- Мы с яблонь…

- Мы с вязов…

- Мы с вишен…

- С осинки…

- С черемухи…

- С дуба…

- С берёзы…

Везде листопад:

На пороге – морозы!

                            Ю. Капотов

Воспитатель. Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветия. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое время года художник на ней изобразил.

   Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.

                                              Как обидно

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!...

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!...

                                        И. Михайлова

Педагог предлагает детям полетать вместе с листиками и ветерком.

                                             Физкультминутка

                                                 «Листики»

Мы листики осенние,                      Дети покачивают листиками в руках над головой

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.                 Бег в разных направлениях

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.                    Приседают

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.                  Встают, поднимают руки с листочками вверх,  

                                                          покачивают ими.

Закружились, полетели                  Бег в разных направлениях.

И на землю снова сели.                  Возвращаются на свои места.

Воспитатель. В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдёте два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем-то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.

Дети рассматривают листья, выбирают понравившиеся.

Воспитатель. Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает корону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок – палочку, с помощью которой листики держатся на веточках. Черенок напоминает ствол.

  Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

                                     

                                         

                                             2.  Практическая часть

1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской ( жёлтой, красной и т.д.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на отдельном листе бумаги.

2. Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать его с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным.

3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.

4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.

  Можно повторно использовать уже окрашенный листик, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

  1. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

                                 3. Итог занятия

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»

Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Кленовый листок, дети в мой кузовок». Дети, у которых в руках листочки клёна, подбегают и кладут в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку.

Осень в гости к нам пришла,                    Дети берутся за руки и идут по кругу

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает,                                  Поднимают руки вверх и качают ими из

С веточек листву сдувает.                          стороны в сторону.

Листья на ветру кружатся                         Разбегаются в разные стороны, кружатся и

                                                                    приседают.

И под ноги нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдём

И листочки соберём.                                 Опять собираются в кружок.

Воспитатель. У нас с вами получилась осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать необычные деревья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционные приёмы рисования: печать листьями "Жар птица"

Дидактический материал для младшего шеольного возраста...

«Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев».

конспект урока «Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев» для 7 специального коррекционого класса 8 вида с карточками заданиями...

Создание и выполнение основных операций над рабочей книгой Microsoft Excel и ее листами. Печать книг и ее элементов

Microsoft Excel – программа для работы с электронными таблицами, созданная корпорацией Microsoft для Microsoft Windows, Windows NT и Mac OS. Она предоставляет возможности проведения экономико-статисти...

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж». Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями».

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж».Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»....

Ни печали без радости, ни радости без печали

Расширение представлений учащихся о жизненных проблемах и способах их преодоления....

Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом

При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты  технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....