Ни печали без радости, ни радости без печали
классный час по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Расширение представлений учащихся о жизненных проблемах и способах их преодоления.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ni_pechali_bez_radosti_ni_radosti_bez_pechali.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  «Ни печали без радости, ни радости без печали».

Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодолении

Задачи: 1.Развить навыки умения анализизировать свое поведение.

              2 выработать навыки  четко выражать свои эмоции.

 Основная часть

1. Мотивационный блок.

Учащиеся в течение минуты анализируют свои впечатления о прошлом занятии. Ведущий просит выразить их одним словом, например, любопытно, интересно, поучительно и др.

2. Притча «О трудностях». Ведущий  предлагает послушать притчу «О трудностях» 

Мастер, - однажды спросил ученик, - почему существуют трудности, которые мешают нам достигнуть цели, отклоняют нас в сторону от выбранного пути, пытаются заставить признать свою слабость?

- То, что ты называешь трудностями, - ответил Учитель, - на самом деле является частью твоей цели. Перестань с этим бороться. Всего лишь подумай об этом, и прими в расчет, когда выбираешь путь.
Представь, что ты стреляешь из лука. Мишень далеко, и ты не видишь ее, поскольку на землю опустился густой утренний туман.
Разве ты борешься с туманом? Нет, ты ждешь, когда подует ветер и туман развеется. Теперь мишень видна, но ветер отклоняет полет твоей стрелы.
Разве ты борешься с ветром? Нет, ты просто определяешь его направление и делаешь поправку, стреляя немного под другим углом. Твой лук тяжел и жёсток, у тебя не хватает сил натянуть тетиву.
Разве ты борешься с луком? Нет, ты тренируешь свои мышцы, с каждым разом все сильнее натягивая тетиву.

- Но ведь существуют люди, которые стреляют из легкого и гибкого лука в ясную, безветренную погоду, - сказал ученик обиженно. – Почему же лишь мой выстрел встречает столько препятствий на своем пути? Неужели Вселенная сопротивляется моему движению вперед?

- Никогда не смотри на других, - улыбнулся Учитель, - У каждого свой лук, своя мишень и свое собственное время для выстрела. Одни делают своей целью точное попадание, другие – возможность научиться стрелять.

Учитель понизил голос и наклонился к ученику:

- И еще я хочу открыть тебе страшную тайну, мой мальчик. Туман не опускается на землю для того, чтобы помешать твоему выстрелу, ветер не начинает дуть для того, чтобы увести твою стрелу в сторону, жесткий лук создан лучником не для того, чтобы ты осознал свою слабость. Все это существует само по себе. Это ты решил, что сможешь в этих условиях точно поразить мишень. Поэтому, либо перестать жаловаться на трудности и начинай стрелять, либо усмири свою гордыню и выбери себе более легкую цель. Цель, по которой можно стрелять!

 Вопрос участникам: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?

Ты должен об этом знать.

Проблемы- это житейские задачи, которые требуют решения.

Надо учиться решать проблемы:

  1. поговорить с мудрым человеком, которому ты доверяешь, спросить, а как бы он повёл себя и поступил в подобной ситуации;
  2. нельзя денно и нощно думать только о плохом; умей отвлечься от проблемы, отдохни- может быть на свежую голову придет решение данной житейской проблемы;
  3. помни - безвыходных ситуаций не бывает; дай своей голове возможность всё обдумать; эмоции- «враг №1» в решении проблем.

Если у тебя ссора с друзьями или близкими людьми- они тебя не понимают:

  1. для начала ответь на вопрос «А что я сделал, чтобы меня поняли?»;
  2. если хочешь получить понимание, объясни свои взгляды, докажи, что тебе это необходимо ( доказывай без агрессии);
  3. подтверждать что ты взрослый нужно делом, а не ростом и командным голосом; показателем взросления человека является уровень его самообслуживания.
  4. всегда следуй правилу трёх R

УВАЖАЙ СЕБЯ 

УВАЖАЙ ДРУГИХ 

БУДЬ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ СВОИ ПОСТУПКИ

  1. Помни - иногда молчание- лучший ответ.

3. Блок самоанализа и самооценки. Учащимся предлагается поработать самостоятельно  и сформулировать причины жизненных трудностей человека, определить те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем Трудности записываются на флипчерте. И на данном этапе предлагается участникам провести самоонализ и дать ответ на вопрос « Легко ли вы справляетесь с трудностями и что вам в этом помогает?»

4. Упражнение «Через три года»

Ведущий. Предлагаю вам  выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает  повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним. Ведущий просит учащихся составить список наиболее важных дел занимающих их в данный период жизни. Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» — так, как будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на флипчерте):

  • Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?
  • Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет?
  • Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?

6. Дискуссия по упражнению. Вывод: трудности  есть у каждого человека,но надо стараться не делать из них трагедию и всегда найдется выход из любой ситуации.

III. Заключительная часть