Рисование штрихом
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Учить изображать признаки рисуемых объектов - "колючесть", передавать штрихами фактуру веток ели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie_shtrihom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Рисование штрихом

Этот приём рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называется штрих. Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, которая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.

                                      Тема: «Колючая сказка»

                                                   Ход занятия

  1. Организационная часть.                                                                            

Воспитатель .Предлагает детям отгадать загадку:

                           

                          Сердитый недотрога живёт в глуши лесной;

                          Иголок очень много, а ниток – ни одной.

Дети. Это ёж.

Воспитатель. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идёт речь о ежике.

Дети. Только у ёжика много иголок, он колючий.

Воспитатель. Верно. А как вы думаете, зачем ёжику иголки?

Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.

Чтение тематической сказки.

                                     Зачем ёжику колючки?

Как – то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом ёж. От дождя спряталась.

- Подвинься! – буркнула лиса и толкнула ежа в бок.

Толкнула и взвизгнула от боли.

- Ай – ай – ай! Да когда же ты наконец подстрижёшь свои противные колючки? не пойму, что в них красивого…

Ёж хмыкнул и тихо сказал:

- А они не для красоты.

- Вот именно, - подхватила лиса. – Тем более…. не упрямься и подстриги, не то, помни моё слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.

- Друзья? – усмехнулся ёж. – Вот это ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей.                   (В. Росин)

Воспитатель. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ёжик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.

«Ёжик по – своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иголки. Охапкой встаёт ёж и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище, узнать невозможно: кнопка кнопкой!».

Воспитатель. А кто из вас хоть раз видел ёжика? Как он выглядит?

Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заострённый мордочкой, с колючей спинкой.

Воспитатель. А что вы ещё знаете про ежей? Где он живёт, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей).

Воспитатель. Живёт ёж в лесу, спит днём, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку со змеями. ёж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи – родители заботятся о своём потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

                                             Физкультминутка

                                     «Ёжик топал по тропинке»

…Жили – были серый ёж и его ежиха.                            Хлопки в ладоши.

Серый ёж был очень тих,                                       Потягивания – реки вверх с

И ежиха тоже.                                                       растопыренными пальчиками.

                                                                                 Потягивания – руки в стороны.

И ребёнок был у них -                                           Приседание – плавное опускание рук вниз.

Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять                                  Ходьба на месте с размахиванием руками

Ночью вдоль дорожек                                       вдоль туловища.

Ночью вдоль дорожек                                      Ходьба бодрая.

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок тоже.                                              Ходьба замедленная.

Вдоль глухих осенних троп                              Ходьба на носочках.

Ходят тихо: топ- топ – топ.

                                             С. Маршак

Воспитатель. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которая гуляет по колючему лесу. А чтобы ежи могли защищать себя от врагов , у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много – много штрихов. Штрих – это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой  и наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.

  1. Практическая часть                                                                              
  1. Слева и справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа – мамы; овальной формы  с вытянутой заострённой мордочкой, с короткими овальными лапками.
  2. Нанести ряд коротких линий – штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т. д. Последний ряд штрихов на верхней край контура туловища.
  3. Лёгкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки – глаза, носик.
  4. Тем же способом нарисовать 2 – 3 ежат, следующих за мамой – ежихой, только меньшего размера.
  5. Пририсовать каждому члену семьи какой – нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).
  6. Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия – ветка с боковыми , короткими ветвями, покрытыми иголками, - мелкими штрихами с двух сторон.
  7. В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов- траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «прямой» под лапками ежей – штрихи под наклоном.

                                           Физкультминутка

                                                  «ЁЖ»

Вот свернулся ёж в клубок                           Ладони соединить, округлить, пальцы

                                                                          соединить в замок.

Показал колючий бок.                                    Поставить ладони под углом друг к другу,

                                                                         Переплетённые пальцы распрямить – «ёж»

                                                                         Выставил свои «иголочки».

Повторить действие ещё раз, снова прочитав стихотворение.  

  1. Итог занятия

Воспитатель. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, мак как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

                                                    Ежи Ежовичи

                        Целый день Еж Ежовичи собирают фрукты – овощи

                       Сливы, яблоки и груши на пеньках и кочках сушат.

                       Огурцы и помидоры осторожно носят в норы…

                       Значит, если есть еда, не страшны и холода.      А. Каменчук

В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ёжик». По считалочке выбирается ёжик, которого разбудили после зимы:

                                      Ёжик, ёжик, чудачок, сшил колючий пиджачок.

                                     Встать в кружок и ну считать –

                                    Нам водилку выбирать.

Ёжику завязываю глаза. У играков игрушка – пищалка, которую они передают друг другу, а ёжик идёт на звук, стараясь запятнать того, кто подаёт сигнал. Тот кого ёжик запятнает, становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais   22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...

«МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ»

Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, ...

Конспект занятия "Рисование песком. Основные приемы рисования."

Конспект занятия "Рисование песком. Основные приемы рисования."...

Книги / Рисование / Декоративное рисование(Donna) / Донна Дьюбери. donna-cards

Фотографии в альбоме «Донна Дьюбери. donna-cards» zhital на Яндекс.Фотках...

Штрихи истории ложатся на страницы

Проведение внеклассного мероприятия,посвященного Отечественной войне 1812 года....

Рисование животных с помощью штриха

освоение приемов рисования животных  с помощью штриха...

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...