Этнофутуризм, как явление в современном искусстве
статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Этот  материал в полной мере не входит в программу основного образования в школе, но как дополнительная информация, для расширения кругозора, думаю, может быть интересен. Этнофуткризм сравнительно молодое явление в изобразительном искусстве, активно проявившеееся в 90-е годы. Трансформация традиционной культуры этноса, интеграция через переосмысление наиболее древнего, значимого и сакрального смысла культурной традиции, используя опыт мирового изобразительного искусства, таким направлением в искусстве становится этнофутуризм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnofuturizm.doc1 байт
Office presentation icon prezentaciya_etnofuturizm.ppt736 КБ

Предварительный просмотр:

Этнофутуризм, как явление в современном искусстве.

Искусство, будучи своеобразным «зеркалом культуры», живо откликается на любые изменения в жизни общества, поскольку оно способно генерировать новые ценности, которые проникают в иные сферы культуры, переориентируя общественную психологию.

Трансформация традиционной культуры этноса, интеграция через переосмысление наиболее древнего, значимого и сакрального смысла культурной традиции, используя опыт мирового изобразительного искусства, таким направлением в искусстве становится  этнофутуризм.

Этнос- «Группа людей, говорящих па одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых посвященных традицией и отличающих его от таковых других групп»  (этнограф Широкогоров С.М.)[13]

футура – (с латинского futurus) будущее.[14]

(1 слайд) Как явление художественной культуры он возник в 90-е годы XX века (последние 10- 15 лет), как способ выражения этнической и культурной идентичности народов бывшего СССР.

       Посылом для становления этого направления стало обращение народов к своим культурным корням на фоне глобального доминирования культуры технократического общества. Это поиск выхода из кризиса не только отдельного этноса, но и в целом российского народа, его самообретения, поиск собственного культурного развития.[1]

За последнее десятилетие состоялись многочисленные выставки, семинары, конференции, посвященные проблемам этнофутуризма («Ugrikultur», музей Аксели Гален-Каллела, Хельсинки, 2000г.; Сибирский музыкальный фестиваль «Живая вода», Новосибирск, 2002г.; Фестиваль «Камва», Пермь и т.д.).

Ижевск считается неофициальной столицей этнофутуризма в России. Однако все «слово» и «творчество» излияния воспринимаются как «новая форма сценической презентации народной культуры, адаптированной для современного зрителя» (Н. Шостина).

Первое появление термина «этнофутуризм» произошло на конференции в г. Тарту в 1994 году. Эстонские литераторы инициировали развитие этнофутуристического направления в современной финно-угорской культуре, как форму национального самоопределения эстонского народа. Марья Иярл-Лыхмус, Каукси Юлле, Андре Хейнапуу, Свен Кивисильдник к началу работы конференции подготовили материал, получивший в дальнейшем название «манифест» - «Этнофутуризм: образ мышления и альтернатива на будущие», в котором обозначили четыре условия, при которых может развиваться современная финно-угорская культура:

1. Возможность развиваться в контексте более чем одной высокоразвитой культуры;

2. Исчезновение канонизированности в современной высокоразвитой культуре позволяет исходить из традиции и творчески ее развивать;

3. Этническое своеобразие находит в масштабе всего мира поддержку, как в массовой, так и элитарной культуре;

4. Распространяющаяся экологическая философия является древним мировоззрением финно-угров.

Финно-угорская культура, по мнению авторов «манифеста» становилась не только первопреемником этнокультурных основ развития культуры, а затем и образования, принципом экологичности древней философии финно-угров. 

Музыкальный этнофутуризм  в  отличие  от  живописи  и  литературы  пока  еще не  приобрел четких  критериев  и  жанровых  характеристик.

(2 слайд)

Ансамбль «Тыло Бурдо»  г. Ижевск.  В  репертуаре, как  обработки  народных  мелодий,  так  и   авторские  произведения.  Девушки  не  только  безукоризненно  владеют  вокальным многоголосием,  но  и  играют  на  всевозможных  инструментах.[8]

Как культурное явление этнофутуризм активно проявился в изобразительном искусстве, театре, моделировании одежды и в музыке. Стремление создать новое культурное пространство, способствовало динамичному и плодотворному развитию таких жанров постмодернистского искусства, как перформансы и хэппенинги, которые занимают в творческой деятельности художников - этнофутуристов большое место, органично дополняя произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Перфоманс (от английского performance, буквально представление) вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра, и концептуального искусства; в отличие от хэппенинга, в перформансе доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.[2]

Синтез жанров позволяет художникам глубже и ярче выражать свою творческую индивидуальность, рассказывать зрителям о волнующих их проблемах, втягивать их в смысловое пространство произведения. Масштабные культурные акции, организованные художниками с широким применением синтеза жанров, выводит этнофутуризм за рамки изобразительного искусства, существенно расширяет его границы и значительно усиливает его общественный резонанс.

  (3 слайд) [10] [11] Дизайнер  Дарья  Разумихина  г. Москва,  подает  фольклорные  мотивы в  новом  стиле,  измененные  в  соответствии  с  требованиями  времени  и приспособленные  к  современной  жизни. [9].

Отличительными чертами этнофутуристистического направления искусства в целом являются: простота сюжета, лаконизм выразительных средств, «включение» зрителя в пространство перформанса путём его непосредственного участия или его мысленных ассоциаций. От зрителя перформанс не требует специальной подготовки для его адекватного восприятия (в отличие, например, от живописи или скульптуры), а, скорее, наоборот - он предполагает отказ от подходов к нему как к традиционному произведению искусства.

- этнофутуризм отличают открытость и готовность к контакту с достижениями современного мирового искусства- в его основе лежит идеология традиционной духовной культуры этноса, переосмысленная в культурном контексте;

(4 слайд) Художник Павел Микушев,   г. Сыктывкар, Республикиа Коми, относится к числу наиболее  ярких и интересных художников-этнофу-туристов. Образно-сюжетный строй его произведений сформирован на основе финно-угорской мифологии и фольклоре, ритуальных изоб-раженииях пермского звериного стиля, декоративном искусстве коми.    
       Героями его произведений являются лосеголовые шаманы, приносящие жертву или путешествующие по иным мирам; женские божества в окружении свиты из трех основных миров мифологической вселенной и представители традиционного сказочного эпоса.[12]

- для изобразительного искусства, большую ценность в этнофутуризме представляет роль автора в художественном процессе, индивидуальный подход к интерпретации исторических, этнографических и мифологических сюжетов и образов;

- идея общей духовной праосновы народной культуры объясняет активное использование в произведениях искусства архетипов - образов (лось, рыба, водоплавающая птица и др.);

                                                                     

(5 слайд) «Два чума» Юрий Лисовский г. Сыктывкар

 - мифология и мифотворчество показаны как интуитивный способ познания прошлого и основа творческой деятельности художников;

-стилистически большинство художников - этнофутуристов тяготеют не к натурной, а к ассоциативной, символической живописи используя различные символы, цветовые и композиционные нюансы. Даже мифологические сюжеты и образы изображаются зачастую нонфигуративно.

                                                                                                                       

         Выдвинутая эстонскими литераторами диалогема «этнофутуризма», в России сегодня воспринимается как искра, возникающая внутри культуры при соприкосновении двух полюсов ее сущности. Этими полюсами является, с одной стороны, наиболее присущие и наиболее свойственные народу представления – «традиции», с другой, - самые новые, самые модернистические проявления мировой культуры, активно трактующиеся как «современное» или «концептуальное» искусство.

(6 слайд) «Знак» Сергей Орлов, г. Ижевск [3]

Однако диалогема «этнофутуризм» содержит более глубокое сущностное содержание и неоднократно проявлялась в творчестве многих выдающихся русских художников прошлого столетия (В.Васнецов, И. Билибин, В. Лентулов, К.Петров-Водкин, В. Игошев и т.д.).

В Ханты-Мансийском автономном округе- Югра уже четыре года существует и активно работает творческая группа художников, поэтов и музыкантов «Торум» (Торум – бог неба (манс., сканд,); Торум…, Тор…, Шторм…).

Проведено множество различных проектов: «Югорские огни», «Югра – большое гнездо», «Под куполом «Торума». Одним из наиболее интересных стал этнофутуристический, образовательный, передвижной фестиваль – перфоманс «Три напева о России и Югре», удостоенный Гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Фестиваль, включающий в себя перфомансы  подиум-показов, фольклорных и театральных действий, с большим успехом прошли в Галерее «Союза художников России» (г.Москва), Сургутском художественном музее, Музее изобразительных искусств города Когалыма, Окружном Центре народных художественных промыслов и ремесел.

(7 слайд)

Этнофутуристический фестиваль

«Три напева о России и Югре» г. Москва 2008 г.

Проекты содержательно ориентированны на функцию образования средствами культуры, показали необходимость расширять диалогемные представления об «этнофутуризме» - как о системе поликультурного содержания народного искусства и его влиянии на психологические представления российского человека, как обитателя поликультурного пространства. Именно поэтому возникла необходимость создания «нового манифеста этнофутуризма», который вписывался бы в новые реалии культурного существования и развития нашего общества. Причем этнокультурный образовательный аспект занимает здесь не второстепенное, а скорее всего главное место.

 Причем «ЭТНОФУТУРИЗМ»в группе «Торум»  воспринимается, как вторая жизнь этнокультуры, вторая жизнь народного искусства. [5]

Постоянно совершенствуясь в станковой графике Виктор Банников,  г. Ханты-Мансийск, плавно перешел от акварельной техники к техникам холодного и горячего батика, которым отдает предпочтение в последние годы. Остро чувствуя энергетические пульсации неповторимой природы Крайнего Севера он, как художник, обладающий обширными теоретическими знаниями, создает станковые произведения, проникнутые глубоким философским смыслом, одновременно лаконичные и гармоничные по форме и колориту. Поиск новых форм продолжился и в монументальном искусстве, где уже пять лет работает над художественными горячими эмалями. Является руководителем творческой группы «Торум».[6]

                                 

(8 слайд) «В чуме» «В гуся превращающийся человек»  Виктор                                                                            г. Ханты-Мансийск                          

В современном мире на фоне активных процессов глобализации, стандартизации и унификации культуры особую злободневность и остроту приобретают проблемы не только сохранения этнокультурного многообразия мира, но и дальнейшего развития культур, его составляющих, в первую очередь - традиционных культур т. н. «малых народов».  Именно этим,  во многом объясняется обращение творческой интеллигенции,  финно-угорских народов, проживающих на территории России и зарубежных стран, к национальному прошлому, к своим этническим корням. Стремление органично соединить стиль, язык и основные формы культуры постмодернизма, с одной стороны, с традициями и духовной культурой этноса - с другой, способствовали возникновению нового, перспективного и динамично развивающегося направления в искусстве финно-угорских народов, получившего обобщающее название «этнофутуризм».

Геннадий Степанович Райшев- художник,  живописец, график. Прошёл путь от реализма "сурового стиля" до символизма - обобщённо-знаковой модели мира. В своих поисках  художник опирается на традиции народного искусства обских  угров  и  других этнических общностей, проживающих в Сибири.

       Художник отличается осознанной  творческой позицией, которая не признает разделения на Реальное и абстрактное. Райшев – автор собственной изобразительной системы, основанной на традициях северного стиля и их воплощениях в современном художественном контексте.

(9 слайд )«Утренний шайтан» Геннадий Райшев г. Ханты-Мансийск

«Манифест этнофутуризма» выдвинутый группой «Торум» звучит и как приглашение к дискуссии, не только для представителей финно-угорской культуры, но и других народностей.

Руководствуясь  убеждением -«Искусство всегда на два шага впереди того, что происходит в реальной жизни» манифест гласит:

1. В отличие от сюрреалистов (С.Дали, С. Андре Бретон) мы признаем все виды и направления в искусстве, в особенности сохранившееся практически только в России академическое и неоакадемическое образование позволяющее существовать реалистическим формам.

2. В период дикого капитализма в России и отсутствия национальной доктрины в области образования, культуры и искусства обращение к традиционному «Я» своего народа и видению этого «Я» в будущем развитии культурного, гражданского общества – важную роль в искусстве должен занимать – Этнофутуризм.

3. Этнофутуризм не связан с неоязычеством, а вобрал в себя все то новое, что есть поликультурного в искусстве, поликультурности общества – сохраненный и развиваемый духовный, нравственный и эстетический опыт России.

4. Русская береза, как знак и образ – символ этнофутуризма, российская женщина, в образах искусства, знаках народного искусства – «Торум» этнофутуризма.

5. Российский герой, богатырь – знак этнофутуризма.

6. По России прокатилась целая волна этнофутуристических выставок, фестивалей, что говорит о нарастании этнофутуристического движения.

7. Российская культура, в отличие от практически утраченных культур глобализированного мира еще жива, ее нужно сохранять через поддержку народного искусства, развитие центров ремесел, академическую школу живописи, рисунка и скульптуры.

8. Академизм жив, этнофутуризм это лишь новое представление художника о своем месте в искусстве, культуре своего народа.

9. Медиатехника никогда не заменит яркую мысль творца, художника.

10. «Этно «Я» - символ российского многонационального государства.

11. «Этно «Мы» - будущее России. [5]

(10 слайд) «Югра-большое гнездо» Сергей Медведев г.Нижневартовск

Сергей  Геннадьевич  Медведев -живописец, график, педагог г. Нижневартовск. Автор тематических композиций, пейзажей.

      В г. Ханты-Мансийске прошла персональная выставка представляющая этнофутуристические работы автора  «Югра большое гнездо» 2006 г.

Этнофутуризм в современном искусстве является самобытным и динамично развивающимся направлением, получившим широкий общественный резонанс. Являясь одним из способов сохранения и трансляции традиционной культуры этноса, вместе с тем, органично включаясь в современное мультикультурное пространство, представляет собой  диалог  этнической культуры с опытом мирового изобразительного искусства.  

И в  заключении- последний постулат манифеста группы «Торум»:

 12. Движение этнофутуризма по миру – символ осмысления культурного «Я» любого творца.

ТВОРИ… ТВОРЕНИЯ… ТВОРЕЦ…![5]

Список используемых материалов литературы:

1. Диссертация Колычевой Эльвиры Маризотовны «Явление этнофутуризма в марийской художественной культуре» Дис. ... канд. искусствоведения : 24.00.01 Саранск, 2005 182 с. РГБ ОД, 61:06-17/23

2. Толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

3. Финно-угорский мир>Сергей Орлов

4. hmao.kaisa.ru› «Виктор Банников»

5. torum-art.com  «Манифест группы «Торум»  В. Банников 2009

6. artlib.ru›index.php… «О хороводе эмалей Виктора Банникова» Анна Лебедева 2008

7. Зимняя КАМWА на АРТ-Пермь 2009. 12.01.2009

8. «Музыка » Фолк » Птица Тылобурдо» 2010. © «Перуница. Русский языческий сайт» (2009 - 2011)

9. http://art.thelib.ru/culture/fashion/russkoe_kantri_dari_razumihinoy.html

10. Russian Fashion Week March 2006

11. www.osinka.ru www.finnougr.ru

12. Александр Котылев. Орнаментальный полёт Павла Микушева.  FINUGOR.RU

13.«Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических    

       явлений» С.М. Широкогоров

14. Большой латинско-русский словарь/ред. И. Х. Дворецкого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ансамбль «Тыло Бурдо» г. Ижевск. В репертуаре, как обработки народных мелодий, так и авторские произведения. Девушки не только безукоризненно владеют вокальным многоголосием, но и играют на всевозможных инструментах .

Слайд 3

Дизайнер Дарья Разумихина г. Москва, подает фольклорные мотивы в новом стиле, измененные в соответствии с требованиями времени и приспособленные к современной жизни.

Слайд 4

«На охоту» Павел Микушев г. Сыктывкар

Слайд 5

«Два чума» Юрий Лисовский г. Сыктывкар

Слайд 6

«Знак» Сергей Орлов г. Ижевск

Слайд 7

Этнофутуристический фестиваль «Три напева о России и Югре» г. Москва 2008 г.

Слайд 8

«В чуме» Виктор Банников г. Ханты-Мансийск «В гуся превращающийся» Виктор Банников

Слайд 9

«Утренний шайтан» «Веселый человек» «Под лучами Нуми Торума» Геннадий Райшев г. Ханты-Мансийск

Слайд 10

«Югра-большое гнездо» Дмитрий Медведев г. Нижневартовск

Слайд 11

Этнофутуристический фестиваль «Три напева о России и Югре» г. Москва 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Современное искусство

современное искусство...

Экспресс-опросник по современному искусству «Арт-хроника 2013».

Методическая разработка: экспресс-опросник «Арт-хроника 2013» (в рамках изучения современного искусства).Цель: измерение объема усвоенных знаний, полученных в процессе прохождеия дополнительной образо...

Статья развитие личностного потенциала молодежи посредством современного искусства

Статья содержит полезную информацию по развитию личностного потенциала молодежи посредством современного искусства...

МХК факультативный курс "История современного искусства"

Предлагаю программу факультативного курса, апробированного в Усманском педколледже....

Презентация по теме "Современное искусство"

Презентация к уроку по теме "Современное искусство"...

Способы освоения современного искусства, или что такое многоканальная модель?

Освоение современного искусства носит субъективный характер, сложно поддается объяснению и изучению. Разработанный алгоритм действий (многоканальная модель), позволяет рассмотреть любую тему более дет...