Главные вкладки

    "Китайские фонари-традиционное праздничное украшение" урок по декоративно-прикладному искусству
    методическая разработка (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

    Интегрированный урок: ИЗО+ технология. Цель урока: Воспитать уважение и интерес к народным традициям Китая

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_kitayskie_fonari.doc34 КБ
    Microsoft Office document icon prilzhenie_k_otkrytomu_uroku.doc781 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

    Халатьян Ирины Владимировны

                   

                  Открытый урок по предмету — декоративно-прикладное искусство.

                  Во втором классе отделения изобразительного искусства Детской школы искусств (по семилетней программе) на тему: «Китайские фонари -

    традиционное праздничное украшение».

                  Вид урока: беседа, выполнение практического задания.

                  Цель урока: -Знакомство с произведениями декоративно-прикладного

                                        искусства Китая.

                                        -Развитие наблюдательности , внимания и фантазии.

                                        -Воспитывать уважение и интерес к народным

                                        традициям Китая.

                  Оборудование:

                  а) Для учителя. Репродукции образцов декоративно — прикладного

                      искусства. Репродукции картин китайских художников. Фотографии

                      и цветные ксерокопии праздничных мероприятий Китая.

                  б) Для учащихся. Карандаши , акварельные краски , кисти , баночки

                      для воды , клей , иголка , нитки и бумажные заготовки фонарей.

                  План урока

     

                   Занятия в детской школе искусств , в соответствии с расписанием ,

     рассчитано на  3 учебных часа по 45 минут с двумя 5-минутными перерывами.

    1. Организационный момент ( 5 минут ).
    2. Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом.

                         (20 минут)

                    3.Постановка задачи урока (5 минут)

                    4.Самостоятельная работа учащихся (1 час 40 минут)

    1. Обсуждение готовых работ ( 5 мин)

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку.

    1. Знакомство с новым  теоретическим и наглядным материалом.

    15-го числа первого месяца по лунному календарю, в Китае отмечается один из самых торжественных традиционных праздников - «Юаньсяо цзе» или праздник Фонарей. Именно он завершает встречу китайского

    Нового года . Его еще называют праздником  « первой ночи ». В этот день много веков назад взошел на трон император Вень-ди. С тех пор он ежегодно выходил из дворца вечером 15-го числа первого месяца, чтобы вместе со своими подданными отметить это событие, превратив его в праздник для всего китайского народа. Название праздника состоит из трех слов : «юань» , то есть «первая, начальная»; «сяо» означает  «ночь»

    и «цзе» - «праздник». По лунному календарю 15-й день первого месяца-

    это первая ночь в году с полной луной. В этот день поклонялись божественным покровителям местности и молили их о богатом урожае в новом году. В народе считается , что именно  с этого дня начинается настоящая весна.

    Вея-дыша весной,

    Ветер подул восточный,

    Луна скользит по окошку,

    В воздухе аромат.

    Боюсь,что в саду бегонии

    Заснули глубокой ночью.

    Фонарь зажег и любуюсь.

    Как ярок у них наряд!

    ( СУ ШИ, 1037- 1101 г.)

    Праздником Фонарей  “Юаньсяо цзе” стал в 1 веке н.э., когда приверженец буддизма император Мин-ди приказал в этот день вечером зажигать фонари в императорском  дворце и в храмах в знак уважения к Будде. Красивая церемония понравилась народу Китая. Так появился обычай вывешивать возле домов зажженные разноцветные фонари.

             Любование игрой расписных фонариков, как в старину, так и сейчас -

             одно из любимых развлечений китайцев. Самое лучшее время для

              любования фонарями-это вечер, после заката солнца. Все небо озаряется

              светом и сопровождается залпами салютов и петард.

              Ночью ветер подул с востока,

              И хлопушки вдруг в небе синем,

              Словно сад, расцвели, и поблекли,

              И рассыпались звездным ливнем.

              Ароматами пряными веет,

              И повсюду в бурлящем потоке-

              Люди, кони, коляски резные...

              Слышен голос флейты далекий.

               А часы водяные капелью

               Уж весеннее время считают.

                «Пляска рыбок» и  «Танец дракона»

                Ни на миг до утра не стихают

                     (СИНЬ ЦИЦЗИ)

                Китайские фонарики по форме очень разнообразны, но особую

             популярность завоевали четырех и шести- гранные фонари с различными

             рисунками, которые люди развешивают у себя дома в канун большого

             праздника. Считается , что добрые духи слетаются на яркий свет этих

            фонариков, и, чтобы их слетелось как можно больше в Китае фонарики  

             раскрашивают вручную, используя яркие краски и делая трогательные

             надписи. И чем больше труда будет вложено в изготовление такого

             фонарика, тем больше его создатель получит богатства и успеха в

              будущем. ( Показываю фотографии и цветные ксерокопии праздничных

             мероприятий Китая ).

    1. Постановка задачи урока.

    Задание будет такое : Разукрасить заготовку фонарика и собрать его.

                                                                                         ( Приложение 1 )

    Ребята , сейчас внимательно рассматриваем художественные вырезки

    «Цзяньчжи» , это один из видов народного декоративно — прикладного творчества Китая. (Приложение 2)

    Изделия вырезанные из бумаги , используются в качестве декоративного элемента интерьера помещения. Бумажными фигурками обклеивают торшеры,

    лампы и зеркала, колонны и окна, двери и фонари.

    Изображения носят символический характер. Например, рыба символизирует  успехи в служебных делах и достаток.

    ( Две рыбки, плывущие вниз, означают единство и гармонию ; рыбка плывущая

    вверх — успех в учении и работе ).

          Бабочка — радость.

          Дракон — власть императора.

          Сосна — долголетие

          Бамбук — стойкость и благородство.

          Лотос — чистоту.

          Пион -  богатство  и знатность.

          Слива ( мей ) - весну, Новый Год, обновление.

    Используя мотивы вырезок, раскрашиваем заготовку фонарика. Главные  элементы старайтесь наносить на середину заготовки, так как верхняя и нижняя

    части при сборке будут плохо видны.

    1. Самостоятельная работа учащихся.      

    Ребята внимательно рассматривают ксерокопии вырезок, репродукции образцов декоративно-прикладного искусства и картин художников Китая.

    Сначала делают работу простым карандашом, и если все устраивает, начинают работать красками.

        По окончании раскрашивания наносим клей по бокам заготовок, формируем фонарик и удерживаем в неподвижном положении до надежного склеивания.

    Верхний и нижний края фонаря соединяем с помощью нитки и иголки, закрепляя нитку в виде петли в верхней части. ( Приложение 3 )

    Наши фонари готовы. Мы в них вложили много труда, любви и веры в то, что

    они принесут нам мир, счастье и удачу.

    1. Обсуждение готовых работ.      

    В конце занятия проводится просмотр законченных работ. Фонари получились

    яркими, уникальными. Ребята узнали много нового о декоративно-прикладном искусстве Китая и получили удовольствие от выполненной работы.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

    «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 4

    ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА

    САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

    РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

    по  декоративно-прикладному искусству для учащихся 2 класса

    ( по семилетней программе )

    « КИТАЙСКИЕ ФОНАРИ — ТРАДИЦИОННОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ

    УКРАШЕНИЕ »

     

                                                                    Составил: преподаватель

                                                                             Халатьян Ирина Владимировна

    Энгельс

    2012

                                                 

                       

     

     



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1. Бумажная заготовка фонаря.


    Приложение 2. Художественные вырезки «Цзяньчжи».


    Приложение 3. Сборка фонаря.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

    В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

    Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

    Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

    Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

    Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

    Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

    Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...