Программа кружка по дополнительному образованию детей "Очумелые ручки"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Основной задачей системы общего и дополнительного образования является воспитание всесторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим, особую важность приобретают уебные предметы, формирующие духовность подрастающего поколения, приобщающие к общечеловеческим ценностям, позволяющие прикоснуться к миру прекрасного, созданному человеком в течение тысячилетий. Среди самых важных в этом смысле учебный предмет "Изобразительное искусство" в системе общего образования и занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования.

Дополнительная образовательная программа "Очумелые руки" разработана для обучающихся 7-12 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, т.к. ориентирована на активизацию творческих способностей подростков в сфере свободного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_progrmamma_kruzhka.docx59.43 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации округа Муром

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

«Рассмотрено»                                        «Утверждаю»

на  заседании методсовета                        директор МОУ «Средняя

протокол № _____                                общеобразовательная школа №2»

от «____» 2011 г.                                        ______________ И.В.Галкина

Программа кружка

«Очумелые ручки»

Для учащихся 7-12 лет.

Три года обучения.

Составитель -

педагог дополнительного образования

Анисимова Марина Владимировна

Муром, 2011г.

Пояснительная записка.

Основной задачей системы общего и дополнительного образования является воспитание всесторонне развитой гармонической личности. В связи с этим особую важность приобретают учебные предметы, формирующие духовность подрастающего поколения, приобщающие к общечеловеческим ценностям, позволяющие прикоснуться к миру прекрасного, созданному человеком в течение тысячелетий. Среди самых важных в этом смысле учебный предмет «Изобразительное искусство» в системе общего образования и занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования.

Дополнительная образовательная программа «Очумелые ручки» разработана для обучающихся 7-12 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на активизацию творческих способностей подростков в сфере свободного времени.

Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современного художественного искусства, а также в ее практической направленности

Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.
      Искусство следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром. На основании этого тезиса в программе выделено
общее экологическое направление: изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества: монотипия, акватипия, «набрызг», «квилинг», использование других природных материалов для создания произведений искусства и др.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью формирования у обучающихся потребности в постоянном самообразовании, повышении общей культуры, расширении кругозора, создании условий для творческой практической деятельности обучающихся. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путем осваивать сложные и трудоемкие приемы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий художественного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
      Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческая инициатива.
      Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
      Творческие задачи — это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.      Наибольшую эффективность работы по данной программе дает
способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей различным техникам работы с различными художественными материалами, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.
      Большое место в осуществлении данной программы принадлежит
наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.
стимулирующие работу детей действия педагога, включающие подбадривание, похвалу, выражение удивления, оказание помощи, повышают эмоционально-познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа.
      Многие дети будут впервые знакомиться с различными техниками художественной деятельности и воспринимать выразительные эффекты от прикосновения к бумаге, растениям,  и другим материалам. Однако их взгляд на окружающие предметы станет более пристальным, нацеленным на возможность творческого использования различных материалов, что обусловит проявление интереса к художественно-творческой деятельности.

Целью программы является развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения различных художественных техник.

Задачи:

Образовательные:

Овладение образным языком художественного искусства, формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков.

Освоение приемов и методов практической работы с различными материалами.

Разработка и  самостоятельное изготовление художественных изделий.

Усвоение знаний о правилах техники безопасности при работе в студии.

Изучение различных природных материалов и подручных средств.

Освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна.

Выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.

Воспитательные:

Воспитание интереса обучающихся к изобразительному творчеству и конструированию

Воспитание у обучающихся таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях.

Воспитание эстетического восприятия действительности.

Выработка настойчивости в достижении цели.

Воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия.

Воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости.

Воспитание умения довести начатое дело до конца.

Развитие коммуникабельности.

Развивающие:

Развитие у обучающихся навыков работы  с различными материалами.

Формирование  умения  оценивать художественные достоинства произведений искусства.

Активизация творческого потенциала обучающихся.

Развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция).

Развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта.

Развитие произвольной ручной моторики.

Развитие креативного мышления.

Развитие самостоятельности мышления

В основу положены научные принципы организации педагогического процесса:

Принцип гуманистической направленности.

Принцип связи педагогического процесса с жизнью и  практической деятельностью.

Принцип научности.

Принцип обучения и воспитания детей в коллективе.

Принцип систематизации.

Принцип наглядности.

Тематический принцип планирования с учетом возрастных особенностей детей.

Принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности.

Принцип сочетания практической работы с развитием способности воспринимать прекрасное.

Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с работой с различными художественными материалами.

Система межпредметных связей.

Принцип активного развития эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, природе и произведениям искусства.

Рекомендуемый возраст обучающихся 7-12 лет. Таким образом, программа рассчитана за три года, 144 часа в год, 4 часа в неделю. В группу приходят дети, не имеющие специальных навыков. В последствии дети начинают обладать навыками работы с различными художественными и природными материалами, техниками рисования и лепки (пластилинография). За время всего обучения учащимся даются основы цветоведения, формообразования, композиции и рисунка, способов использования художественных материалов, изучаются технологии изготовления изделий из разнообразных художественных материалов. Режим работы 4 раза в неделю 1 час. Количество учащихся в группе 15 человек.
Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества не только со сверстниками, но и с детьми более старшего и младшего возраста, что, в свою очередь, будет способствовать формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду младших, необходимость прийти на помощь и т. д
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные формы занятий: беседы о изобразительном искусстве и художественном труде, красоте окружающего мира, просмотр видеоматериалов, работа со специальной литературой, посещение выставочных центров, прослушивание лекций с демонстрациями лучших образцов. Один из главных принципов организации практических занятий – чередование разнообразных видов деятельности.

        Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие), «творческие посиделки» (праздники, чаепития).

На занятиях предусматриваются  следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.

        Исходя из психофизиологических особенностей детей младшего и среднего возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики:

- освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;

- нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;

- построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого учащегося ситуации успеха;

- использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное решение посильных художественных задач.

        От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов.

Учащиеся имеют возможность самореализоваться  на трех уровнях:

 1-й уровень – в творческом объединении (показ, обсуждение работ);

 2-й уровень – внутри учреждения (конкурсы, авторские выставки);

 3-й уровень – внеучрежденческий  (районные, областные выставки).

В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом, активизируется  социально – ориентированная деятельность, его профессионально творческий потенциал как комплекс социально-значимых личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению в условиях конкуренции рынка труда.

Формы и виды контроля

Требования к организации контроля:

- индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого ученика;

- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

- разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции;

- объективность;

- дифференцированный подход , учитывающий специфические особенности учебного курса.

        Педагогический контроль универсальных учебных действий учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль.

  1. Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  2. Фронтальная и индивидуальная беседа.
  3. Терминологический диктант
  4. Выполнение практических заданий различных уровней сложности.
  5. Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.
  6. Решение кроссвордов
  7. Игровые формы контроля.

        Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: школьных, городских, областных в области изобразительного искусства.

Итоговый контроль

        Итоговый контроль проводится  в конце всего времени обучения по программе, а также предусматривает выполнение итоговой работы творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов.

        Проверка успешной, познавательной, трудовой и других видов деятельности осуществляется методом наблюдения, индивидуального и фронтального опроса, тестирования, бесед с родителями. Для подведения итогов деятельности детей в течение года проводятся выставки, конкурсы на которых дети представляют свои изделия.

После окончания курса учащиеся, успешно справившиеся с программой, проявившие заинтересованность в развитии своих творческих способностей, комплектуются в творческую группу, которая принимает участие в областных, конкурсах изобразительного творчества.

        С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

1 уровень  -  репродуктивный с помощью педагога;

2 уровень  -  репродуктивный без помощи педагога;

3 уровень  -  продуктивный;

4 уровень  -  творческий.

        Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Ожидаемые результаты

К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, предусмотренными программой. Представить свои творческие работы на выставки.

Обучающиеся должны проявить:

  1. Связь искусства с окружающей действительностью
  2. Тенденции развития современного повседневного и выставочного изобразительного искусства.
  3. Выражать свое личное понимание искусства.
  4. Интерес к содержательному смыслу художественно-образного языка изобразительного искусства, связывая его с теми явлениями жизни общества, которыми порождается данный вид искусства.
  5. Художественный вкус, эрудицию и фантазию при выполнении различных изделий.
  6. Практические навыки выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства, композиции.
  7. Умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль, создавая собственные изделия, объединенной единой стилистикой.
  8. Художественно-творческую активность.


Учебно-тематический план

«Волшебный мир формы и цвета»

Первый год обучения.

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. Правила работы

2.

Виды художественных материалов и инструментов.

3.

Выполнение работ с использованием различных техник рисования

3.1

Техника рисования акварельными красками

3.2

Техника рисования по сырой бумаге

3.3

Техника рисования гуашью

3.4

«Пластилинография» (техника рисования пластилином)

3.5

Техника рисования штрихом

3.6

Техника рисования мелом

3.7

Смешанная техника рисования

а)техника рисования восковыми мелками и акварелью

б)техника рисования свечой и акварелью

3.8

Техника «раздувания»

3.9

Техника «набрызг»

3.10

Техника печатки

«монотипия»

3.11

Техника рисования «граттаж»

4.

Итоговые занятия. Оформление выставки работ

Итого:

144


Содержание изучаемого курса.

        1.Вводное занятие.

Знакомство с программой. Цель и задачи курса. План работы на учебный год. Демонстрация изделий. Влияние вещей на человека на эмоциональном и физическим уровне. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила поведения в кабинете и учебном учреждении. Правила техники безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения.

        2.Виды художественных материалов и инструментов.

Теоретические сведения. Краткая характеристика различных  материалов и инструментов художника. Беседа на тему «три основных цвета» с демонстрацией живых цветов, слайдов, методических таблиц, репродукций картин Ф.Толстого «Букет цветов, бабочек и птичек» и  И.Хруцкого «Цветы и плоды», чтение загадок по теме беседы.

Практическая работа. Изображение тремя основными цветами и их смесями крупных и мелких цветов во весь лист.

        3.Выполнение работ с использованием различных техник рисования.

        3.1. Техника рисования акварельными красками

Теоретические сведения. Характеристика акварельных красок, их отличие от других художественных материалов, характеристика живописных возможностей, показ и обсуждение слайдов и репродукций работ художников, изображающих выразительные состояния природы. Инструменты для работы

Практическая работа. Выполнение упражнений на большом листе бумаги на смешение красок и сочетание цветов. Самостоятельная работа ребят над изображением природной стихии на больших листах крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день и т.п.)

        3.2. Техника рисования по сырой бумаге

Теоретические сведения. Сложности рисования по сырой бумаге. Характеристика выполнения рисунка в данной технике (чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок). Инструменты для работы.

Практическая работа. Выполнение в этой технике рисунка «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

        3.3. Техника рисования гуашью.

Теоретические сведения. Характеристика гуашевых красок, их отличие от других художественных материалов, характеристика живописных возможностей гуаши, способности красок смешиваться, перекрывая друг друга, их сочность, активность, ее использование для росписи работ декоративно-прикладного искусства и в живописи

 Практическая работа. Выполнение упражнений на смешивание трех основных цветов с черной и белой красками (в разном количестве). Выполнение работы на тему «Радуга на грозовом небе». Богатство цвета и тона: гуашь.


        3.4.Техника работы пластилином (пластилинография)

Теоретические сведения. Знакомство со скульптурным материалом, характеристика пластилина как художественного материала, правила работы с ним, отличие пластилина от других художественных материалов. Правила рисования при помощи пластилина.

Практическая работа. Рисование на картоне или дощечке натюрморта.

        3.5 Техника рисования штрихом.

Теоретические сведения. Рассказ о выразительных возможностях графических материалов. Знакомство с графикой – видом изобразительного искусства. Знакомство с выразительными средствами и основными способами работы (линией, штрихом).

Практическая работа. Упражнения в изображении линий и способов штриховки. Примеры штрихования, тонирования и комбинирования цветов. (цветными карандашами) Выполнение рисунка «Графика зимнего леса» (возможно на тонированной бумаге).

        3.6.Техника рисования мелом.

Теоретические сведения. Виды бумаги. Виды бумаги по плотности, фактуре, окрашиванию. Свойства мела. Правила работы и нанесения рисунка.

Практическая работа. На плотной тонированной бумаге выполнить рисунок на свободную тему «Мои фантазии».

        3.7. Смешанная техника рисования.

а)восковые мелки и акварель.

Теоретические сведения. Характеристика восковых мелков как художественного материала, повторение свойств акварельных красок. Особенности работы с использованием сразу нескольких художественных материалов. Сочетание цветов.

Практическая работа. Выполнение рисунка в смешанной технике на тему «Морская братва», «Мое любимое время года»

б)свеча и акварель.

Теоретические сведения. Ознакомление с особенностями восковой свечи. Техника работы. Последовательность использования при выполнении задания каждого художественного материала. Техника безопасности.

Практическая работа. Выполнение работы на тему «Замок Снежной Королевы» (можно взять рисование архитектурного сооружения, например храма).

        3.8. Техника «раздувания».

Теоретические сведения. Что такое техника «раздувания?» Знакомство с материалами и инструментами. Виды бумаги, используемой для работы в данной технике. Техника безопасности.

Практическая работа. На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.

        

3.9.Техника «набрызг».

Теоретические сведения.  Что такое техника «набрызг?» Материалы и инструменты, используемые в работе по данной технике. Техника безопасности.

Практическая работа. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

        3.10.Техника печатки «монотипия»

Теоретические сведения. Технология монотипии. Приемы работы с красками. Оборудование и материалы для монотипии. Виды оформления работ в технике монотипии. Дополнительные эффекты.

Практическая работа. Изготовление открыток в технике монотипии. Оформление работ в паспарту.

        3.11.Техника рисования «граттаж»

Теоретические сведения. Знакомство с техникой «граттаж». Художественные материалы и инструменты для «граттажа». Приемы работы. Техника безопасности.

Практическая работа. Рисование пейзажа в графической технике «граттаж». Оформление работ в рамки.

        4.Итоговые занятия. Оформление выставки работ.

Теоретические сведения. Завершение творческого года. Обсуждение и выбор наиболее  интересных работ детей.
Правила оформления графических и живописных работ. Принципы создания экспозиции.
Практическая работа. Оформление выставки работ.

Требования к уровню подготовки выпускников курса

«Волшебный мир формы и цвета».

По окончании курса учащиеся должны знать:

  1. Терминологию, используемую при обучении.
  2. Материалы и инструменты, используемые в работе.
  3. Правила работы с различными художественными материалами и инструментами.
  4. Виды различных техник рисования.
  5. Приемы выражения своего замысла с помощью рисунка.
  6. Виды декорирования работы.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  1. Организовать свое рабочее место.
  2. Моделировать и изготавливать различные виды изделий.
  3. Работать с различными художественными материалами ( бумага, акварель, гуашь, восковые мелки, свеча, пластилин и т.д.)
  4. Сочетать различные художественные материалы в одной работе.
  5. Оценивать качество готовой работы.

Учебно-тематический план

«Художественное конструирование»

Второй год обучения.

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности

2.

Сбор природного материала

3.

Заготовка бросового материала

4.

Конструирование из бумаги

4.1

Аппликация. Вводное занятие. Техника безопасности.

4.2

Аппликация из мятой бумаги

4.3

Аппликация из листьев

4.4

Аппликация из ткани

4.5

Конструирование в технике «оригами»

5.

Конструирование из природного материала

5.1

Конструирование из ракушек (плоскостное и объемное конструирование)

5.2

Конструирование из морских камней («живые камни»)

5.3

Художественное конструирование из веток, коряг

5.4

Конструирование поделок из шишек

5.5

Поделки из сухоцветов

6.

Конструирование из бросового материала

6.1

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

6.2

Изделия из бутылок, тюбиков (стеклянных, пластиковых)

7.

Лепка из соленого теста

8.

Бумажная «филигрань» (квилинг)

9.

Творческая работа

10.

Итоговые занятия. Оформление выставки работ.


Содержание изучаемого курса.

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой. Цель и задачи курса. План работы на учебный год. Демонстрация изделий. Влияние вещей на человека на эмоциональном и физическим уровне. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила поведения в кабинете и учебном учреждении. Правила техники безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения.

        2.Сбор природного материала.

Теоретические сведения. Техника безопасности. Определение маршрута для сбора материала. Повторение правил дорожного движения.

Практическая работа. Заготовка природного материала.

        3.Заготовка бросового материала.

Теоретические сведения. Что относится к бросовому материалу. Техника безопасности. Как  такой материал используют в художественном конструировании.

Практическая работа. Заготовка и хранение бросового материала.

        4.Конструирование из бумаги.

        4.1.Аппликация. Вводное занятие.

Теоретические сведения. Трудовые операции при работе с аппликационными материалами: бумагой, тканью, природным материалом. Техника безопасности. Демонстрация детских работ.

        4.2.Аппликация из мятой бумаги.

Теоретические сведения. Виды бумаги для аппликации. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическая работа. Выполнение работ на темы «Барашки на лугу», «Зима: Снеговик», «Золотая рыбка».

        4.3. Аппликация из листьев.

Теоретические сведения. Технология выполнения работы с использованием гербария. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическая работа. Выполнение аппликации «Как прекрасен этот мир…»

        4.4.Аппликация из ткани.

Теоретические сведения. Общие сведения о тканях и волокнистых материалах. Виды тканей. Окраска и рисунок тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Подбор тканей по виду, цвету для хорошего сочетания. Особенности изготовления панно из ткани в технике «аппликация».

Практическая работа. Подготовка рисунка для панно. Подбор и раскрой лоскутков. Выкладка лоскутков на подложке. Приклеивание лоскутков. Оформление работы.

        4.5.Конструирование в технике «оригами»

Теоретические сведения. Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике «оригами». Виды бумаги для выполнения поделок в данной технике.

Практическая работа№1. Изготовление плоских фигурок в технике «оригами»

Практическая работа №2. Изготовление объемных фигурок в технике «оригами»

        5.Конструирование из природного материала.

        

5.1.Конструирование из ракушек.

Теоретические сведения. Характеристика такого природного материала как ракушки. Материалы и инструменты для изготовления поделок из ракушек. Техника безопасности.

Практическая работа №1. Плоскостное конструирование. Выполнение панно. Оформление работы.

Практическая работа №2. Объемные игрушки. Подготовка материала и составных элементов  игрушки. Изготовление поделки.

        5.2.Конструирование из морских камней.

Теоретические сведения. Общие сведения о камнях и характеристика. Особенности работы с таким материалом. Инструменты и приспособления, используемые для изготовления поделок из камней. Выбор камней, их обработка.

Практическая работа №1. Упражнения в нанесении рисунка на камни. Выполнение работы на тему «Живые камни»

Практическая работа №2.Выполнение аппликации на камнях.

        5.3.Художественное конструирование из веток и коряг.

Теоретические сведения. Виды древесины, ее свойства. Правила подбора материала по качеству. Инструменты для работы. Техника безопасности.

Практическая работа. Подготовка и обработка материала. Порядок выполнения работы. Изготовление поделки. Творческое украшение изделия.

        5.4.Конструирование поделок из шишек.

Теоретические сведения. Знакомство с разновидностями шишек. Демонстрация многообразия поделок из шишек, их обсуждение. Материалы и инструменты, используемые для изготовления поделок. Техника безопасности

Практическая работа. Выбор поделки. Подготовка шишек и других необходимых материалов (пластилин, спички, крылатки цветная бумага и т.д.) к работе. Изготовление поделки и ее декорирование.

        5.5.Поделки из сухоцветов.

Теоретические сведения. Рассказ о сухоцветах: как и где выращивают, как производят заготовку. Материалы и инструменты для выполнения работы. Технология работы с сухоцветами. Техника безопасности.

Практическая работа.  Подготовка необходимых материалов и инструментов. Поделка «Букет для лесной нимфы. Оформление в рамку.

        6.Конструирование из бросового материала.

        6.1.Вводное занятие.

Теоретические сведения. Понятие «бросового материала». Характеристика материалов и инструментов, используемых в работе при выполнении изделий. Техника безопасности.

Практическая работа. Подготовка материалов и инструментов к работе.

        6.2.Художественное конструирование из бутылок, тюбиков.

Теоретические сведения. Характеристика материалов и инструментов. Возможности использования данных материалов для декорирования. Технология работы с ними. Последовательность работы. Приемы декорирования.

Практическая работа. Выбор поделки. Подготовка материалов к работе. Изготовление поделки и ее декорирование.

        7.Лепка  из соленого теста.

Теоретические сведения. Характеристики теста, его пластичности, материалы и инструменты. Показ и обсуждение поделок, выполненных из теста. Технология работы, ее последовательность.

Практическая работа. Выбор поделки. Подготовка материала к работе.

Изготовление поделки.

        8.Бумажная филигрань («квилинг»).

Теоретические сведения. Характеристика данного вида бумажного творчества. Бумагокручение. История квилинга. Принцип выполнения изделий техникой «квилинг». Техника безопасности.

Практическая работа №1. Изготовление настенного панно

Практическая работа №2. Объемное изделие.

        9.Творческая работа.

Теоретические сведения. Выбор понравившейся технологии конструирования. Повтор и закрепление знаний.

Практическая работа. Изготовление поделки , используя любую технологию.

        10.Итоговые занятия. Оформление выставки работ.

Теоретические сведения. Завершение творческого года. Обсуждение и выбор наиболее  интересных работ детей.
Правила оформления графических и живописных работ. Принципы создания экспозиции.
Практическая работа. Оформление выставки работ.


Требования к уровню подготовки выпускников курса

«Художественное конструирование».

По окончании курса учащиеся должны знать:

  1. Терминологию, которая используется в обучении, материалы и инструменты.
  2. Различные художественные техники конструирования.
  3. Свойства различных художественных материалов
  4. Способы, приемы и различные технологии декорирования изделий.
  5. Основы цветоведения и композиции.
  6. Технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  1. использовать различные, в том числе, нестандартные художественные материалы, техники исполнения работ.
  2. Отражать в изделиях свой замысел, свои чувства, эмоции, культуру и художественные традиции в искусстве.
  3. Правильно пользоваться инструментами во время выполнения работы.
  4. Выбирать необходимые материалы для работы.
  5. Организовать свое рабочее место

Учебно-тематический план

«Украшение интерьера своими руками»

Третий год обучения.

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности

2.

Стили интерьера

3.

Цвет в интерьере

4.

Изделия декоративно-прикладного творчества для украшения интерьера

4.1

Техника декупаж

4.2

Техника монотипии

4.3

Работа с текстилем

4.4

Работа с атласными и капроновыми лентами

4.5

Работа с пластиком

4.6

Работа с бумагой

4.7

Работа с природным материалом

5.

Выставка работ


Содержание изучаемого курса.

1.Вводное занятие.

        Знакомство с программой. Цели и задачи курса. План работы на учебный год. Демонстрация изделий. Влияние вещей на человека на физическом и эмоциональном уровне. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила поведения в кабинете и учебном учреждении. Правила техники безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения.

2.Краткая характеристика стилей интерьера.

        Теоретические сведения. Современные тенденции в оформлении интерьера. Стили современного интерьера: классический, ампир, модерн, исторический. Выбор стиля для себя.

3.Цвет в интерьере.

        Теоретические сведения. Цвета в культуре разных народов. Основы теории цвета: основные цвета, вторичные и третичные цвета, дополнительные цвета, пастельные цвета, теплые и холодные цвета. Цветовой спектр. Цвет в интерьере. Влияние цвета на настроение и работоспособность человека. Цвет и здоровье. «Цветотерапия». Цветовые группы и сочетаемость цвета. Сочетания цветов в интерьере по принципу времени года. Цветовые предпочтения человека в зависимости от его возраста.

        Практическая работа. Выполнение упражнений на сочетание цветов.

4.Изделия декоративно-прикладного творчества для украшения интерьера своими руками.

4.1.Техника декупаж.

        Теоретические сведения. История декупажа. Знакомство с материалами и инструментами. Различные техники декупажа: на дереве, на металле, на керамике, на картоне. Виды бумаги, используемой для декупажа. Техника объемного декупажа. Техника безопасности.

        Практическая работа. Декорирование в технике декупаж различных поверхностей: дерево, стекло, бумага, керамика. Подготовка поверхности под декупаж. Наклеивание аппликации. Нанесение лака. Декорирование бутылок, ваз, шкатулок, тарелок.

4.2.Техника монотипии.

        Теоретические сведения. Техника монотипии. Приемы работы с красками. Оборудование и материалы для монотипии. Виды оформления работ в технике монотипии. Дополнительные эффекты в украшении изделий.

        Практическая работа. Изготовление открыток в технике монотипии. Оформление работ в паспарту. Украшение подарочной коробки.

4.3.Работа с текстилем.

        Теоретические сведения. Общие сведения о тканях и волокнистых материалах. Виды тканей. Окраска и рисунок тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Определение продольных и косых нитей. Подбор тканей по виду, цвету для хорошего сочетания. Виды декорирования тканей. Виды швов: «вперед иголку», «шнурок», «за иголку», «тамбурный», «елочка», «узелки», «стебельчатый», «петельный». Технология их выполнения и применение для отделки тканей. Способы перевода рисунка на ткань.

        Особенности изготовления панно из ткани в технике «аппликация». Приемы и методы изготовления текстильного панно. Сочетание тканей.

        Искусственные цветы. Материалы, инструменты и приспособления для изготовления искусственных цветов. Подготовка тканей, технология обработки ткани желатином. Техника безопасности. Изготовление лекал. Выбор тканей. Экономичная раскладка лекал на ткани. Раскрой элементов. Тонирование. Тепловая обработка. Изготовление сердцевинки, тычинок и пестиков. Обвивание черешков, стеблей.

        Практическая работа №1. Подготовка рисунка для панно. Подбор и раскрой лоскутков. Выкладка лоскутков на подложке. Пришивание или приклеивание лоскутков. Оформление работы.

        Практическая работа №2. Упражнения по изготовлению стеблей. Обвивание проволоки бумагой, нитками. Выполнение отдельных элементов цветков и соцветий. Сборка цветов. Оформление букета.

4.4.Работа с атласными и капроновыми лентами.

        Теоретические сведения. Виды и размеры лент. История искусства вышивки лентами и украшение ими бросового материала. Материалы и инструменты для выполнения работы.

        Практическая работа. Декорирование любого бросового материала. Подбор ленточек по цветовой гамме. Порядок выполнения работы.

4.5.Работа с пластиком.

        Теоретические сведения. Виды пластиков, используемых для работы. Запекаемые и самозатвердевающие пластики. Технология работы с ними. Возможности использования пластика для декорирования интерьера. Особенности обжига пластика. Другие виды выполнения  работы из пластика. Приемы декорирования работы.

        Практическая работа. Выбор поделки. Подготовка пластика к работе. Изготовление поделки. Декорирование изделия.

4.6.Работа с бумагой.

        Теоретические сведения. Виды бумаги, используемой для выполнения художественных изделий. Виды бумаги по плотности, фактуре, окрашиванию. Поделки из сухой и мокрой бумаги. История бумажной аппликации. Виды бумажной аппликации. Виды бумаги, используемой в работе. Способы изготовления ручной бумаги. Техника рваной аппликации. Материалы и инструменты, используемые в работе. Понятие «Бумажный пласт». Технология работы с мокрой бумагой. Техника безопасности.

        Практическая работа. Изготовление панно в технике объемной бумажной аппликации. Выполнение эскиза в натуральную величину на подложке из картона. Подготовка бумаги, изготовление ее ручным способом и покраска в различные цвета. Сушка бумаги. Наклеивание клочков бумаги на основу. Тонирование работы акварельными или гуашевыми красками. Оформление работы в раму.

4.7.Работа с природным материалом.

        Теоретические сведения.  Характеристика различного природного материала. Технология работы с природным материалом, его подготовка и обработка. Дополнительные материалы и инструменты, необходимые для работы. Демонстрация изделий. Сочетание различных материалов и технологий в одной поделке. Игрушка как акцент современного интерьера. Виды игрушек для украшения интерьера.   Организация работы. Использование природного материала в оформлении интерьера помещения. Техника безопасности. Декорирование игрушки.

        Практическая работа. Выбор поделки. Подготовка материала и инструментов к работе. Организация рабочего места. Последовательность выполнения изделия. Изготовление игрушек «Краб», «Павлин», «Птица», «Бременские музыканты».

5.Выставка работ.

Теоретические сведения. Завершение творческого года. Обсуждение и выбор наиболее  интересных работ детей.
Правила оформления графических и живописных работ. Принципы создания экспозиции.
Практическая работа. Оформление выставки работ.

Требования к уровню подготовки выпускников курса

«Украшение интерьера своими руками».

По окончании курса учащиеся должны знать:

  1. Терминологию, которая используется в обучении.
  2. Материалы и инструменты.
  3. Правила работы с различными художественными материалами и инструментами.
  4. Виды современного декоративно-прикладного творчества.
  5. Приемы выражения своего замысла в процессе работы.
  6. Виды декорирования работы.
  7. Технологию изготовления различных изделий декоративно-прикладного творчества.
  8. Технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  1. Моделировать и выполнять различные виды изделий.
  2. Работать с различными художественными материалами (пластик, текстиль, бумага, аксессуары для декорирования изделий)
  3. Шить ручными швами
  4. Сочетать различные художественные материалы в одной работе.
  5. Организовать свое рабочее место.
  6. Оценивать качество готовой работы.

Методическое обеспечение.

1.Оборудование:

Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы.

2.Материалы, инструменты и дополнительные приспособления:

Акварельные краски, гуашевые краски, мел, цветные карандаши, простые карандаши, трубочки от сока, восковые мелки, свечи бумага, различны природный материал, бросовый материал, ткани, листья, клей момент, «ПВА», ножницы, иглы, нитки, картон, фанера, ленты, тесьма, бисер, пластилин, кисти, ластик.

3.Инструкция по технике безопасности.

4.Специальная литература.

5.Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

Демонстрационные образцы, художественные альбомы, журналы, фотографии, иллюстрации, книги, компакт-диски, флеш-карта, методические разработки, методическая литература, раздаточный материал, пособия, логические игры.


Список литературы.

1.Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made» из серии «Стильные штучки». Сост. Браиловская Л.В. – Ростов-на-Дону, 2004.

2.Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.

3.Все о декупаже и монотипии из серии «Техника и изделия» - М., 2006.

4.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1984.

5.Горяева Н.А., Коротеева Е.И. /Под. Ред Неменского Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – Волгоград, 2008.

6.Декоративные бутылки и вазы. Из серии «Своими ркуами», Сост. Кузьмина Т.А., Четина Е.В. – Ростов-на-Дону, 2006.

7.Ефимова А. Сделаем игрушки своими руками. – М., 1983.

8.Ершова А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г., Стрельцова Л.Е., Чернявская М.С., Школяр Л.В. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий со школьниками. – М.: Просвещение, 1991.

9.Интерьер. Из серии «Золотая коллекция». Сост. И.Яновская. – М., 2000.

10.Мазова Е. Украшения – талисманы любви и счастья. – М., 2006.

11.Фантазии из шелковых ленточек. Картины. Одежда. Аксессуары. Сост. Х.Дафтер. – М., 2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа дополнительного образования "Умелые ручки""

Основной целью рабочей программы кружка по технологии «Умелые ручки» является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем те...

Программа дополнительного образования "Умные ручки"

Программа дополнительного образования "Умные ручки"...

Программа дополнительного образования "Очумелые ручки"

Изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделия, детал...

Программа дополнительного образования "Умелые ручки"

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» разработана для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости с учётом психофизических возможностей учащихся. Целью данной про...