Рабочая программа по ИЗО 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка для 6 класса
Рабочая программа 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательной программой «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского.
Специфика предмета: материал посвящен собственно изобразительным видам искусства, то есть живописи, графике, скульптуре.
Материал разбит на разделы, соответствующие четвертям учебного года. В основу тематического деления положен Жанровый принцип. Каждый жанр – натюрморт, портрет, и пейзаж – рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть картины мира и образных представлений человека, позволяет поставит в центр духовные проблемы и подчинить им способы изображения.
Материал подчинен принципу постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний.
Характеристика учебного процесса: художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.
В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида предусмотрено 1 час в неделю.
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год.
Цель: введение ученика в систему художественной изобразительной культуры как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, своего рода зоркости души.
Задачи:
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- понимание общественного назначения искусства как средства отражения, познания мира;
- формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству;
- развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии.
Структура программы
6 класс
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Язык изобразительного искусства | 9 |
2 | ИЗО и мир природы | 7 |
3 | Изображение человека и предметного мира | 10 |
4 | Человек в искусстве. Жанр портрета. | 8 |
Всего | 34 |
Календарно - тематическое планирование по ИЗО в 6 классе
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во час-ов | Практическая работа | Домашнее задание |
По плану | Фактически |
Язык изобразительного искусства (9 ч) |
1 | А- Б- | А- Б- | Виды изобразительного искусства и основы образного языка: скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. | 1 | Беседа-знакомство с видами изобразительного искусства. | Повторить виды ИЗО |
2 | А Б | А Б | Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. | 2 | Изображение сюжетной композиции в графике. | Выполнить набросок |
3 | А Б | А Б | Найти примеры рисунков знаменитых художников |
4 | А Б | А Б | Объем - основа языка скульптуры. | 2 | Лепка из пластилина фигуры человека с передачей различных состояний: уверенности, спокойствия, настороженности. | Найти примеры изображения сульптуры |
5 | А Б | А Б | Продолжить поисковую работу |
6 | А Б | А Б | Черное и белое - основа языка графики. | 2 | Изображение пейзажа, передав в нем настроение спокойствия, задумчивости. | Найти примеры графических работ |
7 | А Б | А Б | Продолжить поисковую работу |
8 | А Б | А Б | Цвет-основа языка живописи. | 1 | Передать впечатление ряби на воде. Передать впечатление цветущей сирени. | Найти примеры изображения цветущей сирени |
9 | А Б | А Б |
Продолжить поисковую работу |
ИЗО и мир природы (7 ч) |
1 | А Б | А Б | Познание окружающей действительности - основа изобразительной деятельности человека | 1 | Беседа о творчестве русских художников – пейзажистов. | Найти примеры изображения природы великими художниками |
2 | А Б | А Б | Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр и жанр пейзажа | 1 | Изображение любого животного. | Найти примеры изображения животных знаменитыми художниками |
3 | А Б | А Б | Пейзаж в графике. | 2 | Изобразить пейзаж на поверхности стекла и сделать отпечаток на альбомный лист. | Найти примеры изображения пейзажа в графике |
4 | А Б | А Б |
Продолжить поисковую работу |
5 | А Б | А Б | Художники выражают свое понимание красоты природы | 3 | Архитектурный пейзаж. Колорит в пейзаже. | Найти примеры изображения архитектурного пейзажа |
6 | А Б | А Б | Продолжить поисковую работу |
Оформить работу |
7 | А Б | А Б |
Изображение человека и предметного мира (10 ч) |
1 | А Б | А Б | Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморта. | 3 | 1ур.-Составление композиции; | Найти примеры изображениянатюрморта |
2 | А Б | А Б | 2 ур. - Передача света и тени в натюрморте. | Продолжить поисковую работу |
3 | А Б | А Б | 3 ур.-Живописное решение натюрморта. | Оформить работу |
4 | А Б | А Б | Натюрморт в графике | 3 | Натюрморт в технике «Граттаж» | Найти примеры изображения в графике |
5 | А Б | А Б |
Продолжить поисковую работу |
6 | А Б | А Б |
Оформить работу |
7 | А Б | А Б | Вглядываясь в человека. Жанр портрета. | 4 | Выполнить наброски пропорций головы человека в фас и профиль. Изображение портрета в скульптуре. | Найти примеры изображения человека |
8 | А Б | А Б |
Продолжить поисковую работу |
9 | А Б | А Б |
Продолжить поисковую работу |
10 | А Б | А Б |
Оформить работу |
VI. Человек в искусстве. Жанр портрета.(8 ч) | А Б | А Б |
1 2 | А Б | А Б | Портрет в графике. | 2 | Изображение портрета с натуры. | Выполнить 2-3 наброска людей с натуры |
А Б | А Б | Оформить работу |
3 | А Б | А Б | Портрет в живописи. | 3 | Изображение портрета по представлению. Колористическое решение портретной композиции. | Найти примеры изображения портрета в живописи |
4 | А Б | А Б | Продолжить поисковую работу |
5 | А Б | А Б | Оформить работу |
6 | А Б | А Б | Жанр портрета - обобщение темы. | 1 | Обобщение темы. Отбор лучших работ на выставку. | Выполнить сообщение о музеях мира |
7 | А Б | А Б | Музеи мира. | 1 | Беседа - знакомство с историей возникновения музее | Найти репродукцию с картины из Третьяковской галереи |
8 | А Б | А Б | Государственная Третьяковская галерея. | 1 | Беседа о Третьяковской галереи |
Итого по плану 34 часа |
Основное содержание тем учебного курса (34)
I. Язык изобразительного искусства (9ч)
Виды искусства, их деление на группы: изобразительные, конструктивные, декоративные.
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный этап. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Линейные графические рисунки известных художников.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное-светлое. Тональная шкала. Линия и пятно.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета.
Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Живое смешение красок. Выражение в живописи эмоциональных состояний.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево, - их выразительные свойства.
Изобразительное искусство и мир природы (7ч)
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Перспективы в изобразительном искусстве. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Пейзаж-настроение как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природа в течение суток. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.
Разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Графическая работа в технике «Граттаж». Знакомство с Анималистическим жанром.
Изображение человека и предметного мира (10ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Выражение авторского отношения к изображаемому. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела. Формы простые и сложные.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия «свет. Блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма и оттиск.
Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный и лирический портреты. Проблема сходства в портрете. Выражение в портрете характера человека, его внутреннего мира. Портрет в скульптуре. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Человек в искусстве. Жанр портрета (8ч)
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изменение образа человека при различном освещении.
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Роль рук в раскрытии образов портретируемого.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образов. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Знакомство с историей возникновения музеев, с их видами. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей, Лувр, Прадо, Метрополитен.
Местные музеи. Главная роль художественного музея в национальной и мировой культуре
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны: знать:
- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
уметь:
- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1.Викторины
2.Кроссворды
3.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4.Тестирование
Литература
1.Дюбоск Д. Как рисовать животных пустынь.- Мн.:ООО «Попурри», 2002.
2.Найс К.Рисунок тушью. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
3. Неменская Л.А. «Искусство в жизни человека » Москва «Просвещение», 2008 год;
4. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд»,
Москва «Просвещение», 2007.
5.Пенова В.П.Рисуем карандашом.Деревья. Цветы, животные.ООО «Книжный клуб» Белгород, 2008.
6.Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом. ООО «Книжный клуб» Белгород, 2008.
7.Сокольникова Н.М Основы композиции.5-8кл.- Обнинск: титул,2006.
8.Сокольникова Н.М Основы рисунка.5-8 кл.- Обнинск: титул,2006.
9.Сокольникова Н.М Основы живописи.5-8 кл.- Обнинск: титул,2006.
10. Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью», Москва «Эксмо», 2007.
11.Хамм дж. Как рисовать животных,- 3-е изд.- Минск: «Попурри», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...