Цветовые комбинаторики
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Кобякова Мария Петровна

урок для 7 класса

Составление цветовых композиций на компьютере. Работа в программе «Paint». Урок повторения и закрепления пройденных тем по «Цветоведению».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kombinatoriki_kobyakova_m.p._mobu_sosh_s.n-bobino.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Нижнее Бобино

муниципального района Мечетлинский район

Урок по изобразительному искусству с применением компьютерной графики

«Цветовые комбинаторики»

для 7 класса общеобразовательной школы

Подготовила и провела

учитель изобразительного искусства

МОБУ СОШ с.Нижнее Бобино

Кобякова Мария Петровна

2012 год

Урок для 7 класса

Тема урока. Цветовые комбинаторики.

Цель урока: составление цветовых композиций на компьютере. Работа в программе «Paint». Урок повторения и закрепления пройденных тем по «Цветоведению».

Оборудование: компьютеры, цветная бумага, ножницы.

Для учителя: компьютер, наглядное пособие – композиции выполненные на компьютере, цветовой круг.

Форма урока: комбинированный.

Ход урока. Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку. Дети рассаживаются по 2 – 4 человека, в зависимости от количества компьютеров. На партах у детей лежат альбомные листы, карандаши, цветная бумага, ножницы.

Приветствие учителя. Сегодняшний урок мы с вами посвятим современному искусству. А именно поговорим о дизайне. Само понятие появилось в конце XIX века в связи с развитием промышленного производства. Его можно определить как проектирование объектов, конструирование различных изделий имеющих утилитарное значение. А человек который всем этим занимается называется дизайнером. В наше время существуют дизайнеры интерьера, одежды, архитектуры и т.д. но в чём же тогда разница между обычным строителем и архитектором и тот и другой строит дома, но один строит а другой проектирует. Мне хотелось бы вам рассказать притчу о разнице между обычным мастером и творческим подходом художника дизайнера. «Один бедный старик делал ножи и продавал их в маленьком городке. Вскоре все желающие приобрели ножи, и спрос на них упал. Старик попросил художника помочь ему. Художник расписал нож, сделал его ярким и нарядным. Несколько ножей удалось продать, но затем опять торговля встала. Тогда старик обратился к дизайнеру. Дизайнер изменил форму ножа, сделал его удобнее и, отказавшись от декора, покрасил нож в цвет картофельных очисток. Новый нож понравился покупателям. Торговля значительным образом возросла, и не только потому, что нож был более совершенным, а ещё и потому, что многие случайно выбрасывали вместе с очистками. Замысел дизайнера удался: через изменение формы и цвета была достигнута экономическая выгода.  В историю дизайна мы с вами углубляться не будем. Так как цель нашего урока другая, мы затронем лишь одно из направлений в области дизайна это цветовые комбинаторики, которые являются технологией составления цветовых композиций из геометрических фигур или форм. А затем уже выполняется орнамент или другое оформление объекта. Цветовые комбинаторики помогают художнику дизайнеру в составлении орнамента, формы предмета, будь это посуда или мебель, в создании костюма и театрального и практического значения. А для детей это может быть просто увлечение, игра. В одну из таких игр мы с вами и поиграем. Есть такая настольная игра «Танграм». На доске вывешивается из ватмана игра. Вызывается один из учеников. 1 задание – составить фигуру рыбки. Затем выходит следующий ученик. 2 задание – составить фигуру животного. 3 задание составить фигуру птицы. А вот ваши задания, которые вы составляли для рисования орнамента это ребята тоже комбинаторики. Мы должны составить на компьютере цветовые комбинаторики, но для начала вспомним какие геометрические фигуры вы знаете.  На электронной доске показываются фигуры (Приложение I). Геометрические фигуры в изобразительном искусстве мы называем формой, эти формы мы изображаем на плоскости листа, они могут быть как плоскими, так и существовать в пространстве. Поэтому относительно друг друга по отношению к зрителю их изображают (Приложение II):

вертикально или горизонтально;

по отношению к зрителю или друг друга – ближе или дальше;

справа – слева;

выше или ниже;

на определённом расстоянии или примыкать друг к другу;

накладываться друг на друга;

Величина формы рассматривается, как соотношение двух и более форм между собой (больше – меньше) (Приложение III).

Используя свойства плоских форм, мы с вами и будем составлять различные композиции. Они могут быть симметричными или асимметричными, статичными и динамичными.  Задать вопрос детям, что такое симметрия и асимметрия. Напоминаю, симметрия – абсолютное или приблизительное сходство двух, трёх и более частей относительно условных точек (центров), линий (осей) или плоскостей, определяющих конструктивную основу композиции. Симметричные композиции статичны и замыкаются в круг или квадрат (Приложение IV).

Симметрия может быть относительно:

центра;

оси;

плоскости.

Асимметрия – несовпадение частей композиции относительно любых центров и осей симметрии. Асимметрия создаёт иллюзию движения и является открытой композицией (Приложение V).

Главная роль в составлении цветовых комбинаторик отводится цвету. А именно цветовым нюансам. Нюанс – незначительное различие между формальными средствами будь это форма, цвет или тон. Будем использовать тоновые градации цвета и переход одного цвета в другой.

Работа ведётся на компьютере, для этого подключаем системный блок, включаем экран. Включаем «Пуск», находим программу «PAINT», открываем.

Начинаем работу с изменения палитры, набора цветовых нюансов. Открываем  командное меню «Палитра», для заполнения палитры нужными цветами. На рабочее окно выходит команда «Изменить палитру», щёлкаем мышкой. Перед вами палитра, выбираем цвет. Какой вам больше всего нравится. Щелкните команду «Определить цвет», весь цветовой спектр перед вами. В крайнем столбце, показан переход цвета от светлого, почти белого, до самого тёмного. Выбираем самый светлый тон, щёлкаем команду «Добавить в набор» и выбираем следующий, более насыщенный тон, снова добавляем в набор и так далее. Пока достаточно 5 – 6 тонов и даже меньше. Закрываем «Изменение палитры», выделяем любой цвет палитры на рабочем окне, чтобы он стал активным, затем открываем  «Изменение палитры», выделяем один из выбранных цветов, щёлкаем «Ок», нужный цвет на рабочем окне и так перетаскиваем все нужные нам цвета. С палитрой мы закончили. Из данных цветов будем составлять композицию, для этого нам нужна панель инструментов, в которой выбираем любую фигуру. Щёлкаем после выбора фигуры на изменение толщины линии, заполнение всей формы. Чтобы легче было составлять симметричную композицию, можете провести вспомогательные линии и работать по ним. Привести пример. Сохраняем свои работы. Оценки ставлю за оригинальность и точность выполнения.

Итог урока. Проверить все работы учащихся по следующим критериям.

построение композиции  - аккуратность, чёткость, правильность формы;

использование нескольких форм, а не одной;

оригинальность;

подбор цветовых нюансов;

переход одного цвета в другой.

Приложения 1 - 4

Домашнее задание: выполнить рисунки на компьютере и принести на дисках.

Литература:

1. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. Педагогическое образование – М.Академия, 1999.

2. О. Мамонтова. Наше общение – наше творчество// Искусство в школе, № 2, 2003.

3. Е. Матюхина. Композиция – формула образного мышления // Искусство в школе, № 2, 2003.

4. А. Цукарь. Уроки развития и воображения. Внимание: дети! – М. Рольф, 2000.

5. Г. Голошумова. Искусство и гуманистическое воспитание младших школьников// Искусство и образование, № 4, 2002.

6.Сайт http://viki.rdf.ru. Игра в Power Point.

7.Сайт  ru.wikipedia.org/wiki/

8.Сайт  newschool.unn

        

Приложение 1

Рисунки  детей

Приложение2

Приложение 3

        

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветовой тест Люшера

Данный учебный материал представляет собой программу цветового теста Люшера, одного из самых известных психологов и психотерапевтов мира. Эта программа-тест помогает выявлять текущее  эмоциональн...

Презентация к уроку информатики по теме "Цветовые модели"

В презентации описаны все цветовые модели, используемые в компьютерной графике....

семантика имён прилагательных русского, английского и татарского языков, в исходном значении обозначающих цветовой признак

Предметом изучения в работе послужили ФЕ татарского,английского и русского языков.Цель исследования-выявить символику прилагательных со значением "цвет" в рассматриваемых языках....

Упражнения и задания для развития цветового восприятия

В материале содержатся задания и упражнения для развития зрительного восприятия,  произвольного внимания, мышления. Раскрашивание картинок поможет развить графические навыки.Упражнения можно испо...

Цветовой круг с наложением схемы гармоничного цветового сочетания

Файл создан как пример применения интерактивной доски на уроке Технологии.Удобно использовать для демонстрации способов подбора гармоничных цветовых осчетаний....

Цветовые сочетания в орнаменте с использованием цветового круга

Методическое пособие для уроков ИЗО и проведения занятий объединений художественной направленности....

Опорный конспект к первому уроку по теме Комбинаторика, 11 класс "Почти все о Комбинаторике"

Содержание опорного конспекта охватывает весь объем учебного материала по теме Комбинаторика,  разработано в соотвествии с УМК Алгебра и начала математического анализа, 11 класс авт. Ю.М.Колягин,...