Интеграция знаний и развитие образного, творческого мышления на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Современная школа предполагает теснейшую межпредметную связь в дисциплинах, изучаемых школьниками, а так же воспитательную функцию урока и внеурочной деятельности.  Предлагаемая  методическая разработка урока:  «Древнегреческая вазопись как яркий пример античного искусства»  соответствует программе Б.М. Неменского  «Изобразительное искусство» 5 класс III четверть (М. Просвещение 2011) В  свете последних дней информационный блок урока может стать основой классного часа «Культурное наследие России. Античный период. Горгиппия» или урока истории Древнего мира. Урок ИЗО  как составная часть цикла художественных предметов предполагает развитие художественной деятельности, творческой фантазии, воспитание эстетических потребностей и эмоций, пробуждение интереса к искусству. Решение этих задач не должно ограничивать расширение кругозора учащихся (объём полученных знаний), а скорее наоборот, должно вызвать у ребёнка интерес и желание вспомнить обсуждаемую тему,  предмета ИЗО  на уроках литературы, истории, во время самостоятельного чтения или в путешествии по России. Ведь не случайно, художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс.

Изобразительное искусство.

5 класс.

Древнегреческая вазопись как яркий пример античного искусства.

                               

Ст. Полтавская.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Учитель МХК и  изобразительного искусства

Безгласная Светлана Юрьевна

2012 г.

Урок: Изобразительное искусство. 5 класс.

Тема: Древнегреческая вазопись как яркий пример античного искусства.

Искусство северного Причерноморья в эпоху античности.

Цели:                  Воспитывать любовь к своей малой Родене через изучение её исторического         наследия. Прививать любовь к античной культуре при знакомстве с особенностями         форм и росписи ваз Древней Греции и причерноморской глинописи.

                На основе изучения античного искусства Причерноморья расширять кругозор          учащихся и представления о вкладе искусства данного периода в мировую культуру.

                Развивать изобразительные навыки учащихся при выполнении эскиза         стилизованной вазы  краснофигурной, чернофигурной и сероглинной керамики.

Зрительный ряд:

        -  Слайды 1-14.

        - Фото для индивидуальной работы:

                  Кратер Франсуа,

                 ваза Эвфрония,

                амфора Аякс и Ахилл, играющие в кости,

                Клазоменский чёрнофигурный столовый сосуд,

                Панафинейская амфора.

        - Контуры и шаблоны: кратер, лекиф, килик, гидрия, амфора..

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Материал для учащихся: тетради по Кубановедению, домашняя заготовка краснофигурных и чёрнофигурных сосудов

Литература: Л. Любимов «Искусства Древнего Мира», Е. Каменева «Какого цвета радуга?» Б. А.Трехбратов «История Кубани с древнейших времён до конца XVIII века».

План урока

I.  Организационная часть.

II.  Введение в тему.

III.  Введение понятий «керамика», «гончар».

IV.  Форма и роспись античных сосудов.

V.  Закрепление знаний.

VI.  Подведение итога

VII. Домашнее задание.

Содержание.

Организационная часть.

 Введение в тему.

Слайд №1

        Сегодня мы говорим об искусстве Северного Причерноморья в античный период.

- Слово античный вам знакомо, составьте с ним предложение или словосочетание. (…)

Слайд №2

        Слово «античный» произошло от латинского antiques – древний. За несколько веков до нашей эры в Древней Греции, а позднее и в покорившем её Риме,  существовало искусство, которое теперь мы называем античным.

Слайд №3

        В VII в. до н. э. предприимчивые сыны Эллады (Греции) появились на Северном берегу Чёрного моря. Причин такого необычного явления было несколько: голод, долговое рабство, борьба между знатью и демосом. На Таманском полуострове греки основали ряд независимых городов: Горгиппия, Фанагория, Гермонасса, Баты и т. д.  К VI в. до н. э. на современной территории Причерноморья и соседнего Крыма был союз греческих городов полисов Боспорского царства.

Слайд №4

- Какие предметы искусства, найденные археологами при раскопках этих древних городов, вы запомнили? (На предыдущем уроке учащимся был продемонстрирован фильм «Античная Кубань» из серии фильмов изобразительное искусство Кубани).

                Горгиппия: резной склеп Геракла, вазы, статуэтки, золотые монеты.

                Фанагория: колонны античного храма Афины, вазы.

                Баты: статуэтка Афродиты, хлебные печи, монеты, вазы.

                Гермонасса: фундамент античного храма, вазы.

Слайд №5

III.         Введение понятий «керамика», «гончар».

        Слова «сосуд», «посуда» на латинском – «вазы». Вазы можно выполнить из различного материала, материал древнегреческих сосудов назовите, отгадав загадку:

                        В земле скрывается,

                        В руках преображается,

                        Огнём закаляется,

                        В посуду превращается. (Глина).

Слайд №6

        Яркое проявление античного искусства – вазопись. Это широко распространенный и доступный, в отличие от памятников архитектуры и скульптуры, вид искусства.

Слайд №7

        Глина - по-гречески karamus. Изделия из глины называются керамикой, а людей выполнивших форму сосуда на гончарном круге – гончары.

Слайд №8

 По примеру древних Афин, где существовал целый квартал гончаров - керамик, жители Фанагории и Горгиппии создавали свои «керамики» в которых располагались свои гончарные мастерские. В одних производились черепица, архитектурные детали фасадов зданий, в других  мастера-коропласты работали над терракотами – небольшими глиняными статуэтками с ликом богов, предназначенными для обрядов,

Слайд №9

А в третьих создавались разнообразные сосуды.

IV.        Форма и роспись античных сосудов.

        Форма греческих керамических сосудов была разнообразной. В истории античной керамики существовало 37 типов сосудов. Двадцать из них представлены в коллекции Краснодарского историко-археологического музея-заповедника. Рассмотрите форму  некоторых из них, думаю, что вы найдёте небольшое сходство с современной посудой.

Слайд №10

         1 Килик – плоская чаша на высокой ножке, – из которой пили. Какой современный сосуд напоминает вам эта форма?  (бокал)

        2.Лекиф – узкий ритуальный кувшин для масла и благовоний. Как бы мы сегодня назвали содержимое лекифа? (косметическое средство)  Лекиф можно было видеть закреплённым на талии спортсменов-единоборцев, как вы думаете почему? (Чтоб во время поединка их тело было сложнее захватить).

        3. Кратер – для смешивания вина и воды, широкий с двумя ручками, именно в честь этого сосуда названо (жерло вулкана). В Греции и в городах Боспорского царства вино использовали для обеззараживания воды. За злоупотребление вина была введена жестокая казнь.

        4.Гидрия – кувшин для? (…) воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать сосуд и третьей вертикальной, чтоб выливать воду.

        6.Самая распространенная форма – двуручная амфора с «яйцевидным туловищем» и сужающейся горловиной – для хранения вина.

Слайд №11

…То вазы – гиганты, то карлики вазы,

И каждая ваза – с рисунком-рассказом!

…Герой в колеснице летит на войну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

 из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это…   А это….

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

        Плоскость ваз служила для нанесения росписи, причём делалась роспись двумя способами.

Слайд №12  Роспись чёрными силуэтами давала сосуду название – чёрнофигурный. Если мастер покрывал чёрным лаком фон и оставлял сюжет цвета глины, или процарапывал сюжет после сушки, вазу называли краснофигурной.

        В литературе мы можем встретить ещё одно название «сероглинная керамика».

        Что вы можете сказать о таком типе сосудов, судя по названию?   (…)

Слайд №13

        По серо-зелёному оттенку мы легко определим сосуд, изготовленный на территории Северного Причерноморья. Посуда, выполненная из местной глины, имеет серо-зелёный оттенок.

V.      Закрепление знаний. 

        1. Задание у доски. Проверим самых внимательных. При помощи контуров составьте на доске чернофигурную амфору , краснофигурную гидрию, чёрнофигурный кратер.

        

        2. Задание на местах. Просмотр фотографий, дополнение текстов.

        С заданием у доски вы справились, а теперь попробуем применить ваши знания при определении названия сосуда, являющегося произведением искусства и исторической ценностью. Рассмотрите фотографии, прочитайте сопроводительный текст, добавьте пропущенные слова. (Задание выполняется парами)

                №1. Великолепнейший образец чёрнофигурной керамики – знаменитая ваза «Франсуа» (около 560 г. до н. э.), названная так по имени открывшего её археолога. Гончар, давший форму этому кратеру и художник, его расписавший оба подписали «Клитий и Эрготим». Пять поясов, девять мифологических сцен, 200 фигур. Здесь торжественное шествие богов на свадьбу, охота на вепря (дикого кабана). Мы видим необъёмное изображение (отсутствие трёхмерности), но удивительное гармоничное распределение фигур на плоскости, некий идеальный порядок.

                № 2. Проходят 3-4 десятилетия и перед нами иное искусство керамики.  Амфора, на которой изображены гомеровские герои Ахиллес и Аякс, играющие в кости.  Чёрнофигурная роспись исполнена Эксекием. Фигуры не трёхмерны, не вольны в своих движениях. Но эти остролицые воины, эти силуэтновыписанные копьеносцы, выразительные сами по себе. Роспись уже не узор, а картина.

                № 3. Среди эрмитажных шедевров особенно характерна для ранней краснофигурной росписи амфора  работы Евфрония (около 510 г. до н. э.). Сюжет росписи: первая ласточка. Мужчина, юноша и мальчик, над ними летящая ласточка. Надписи, начертанные пурпуром: «Смотри, ласточка! – Да, клянусь Гераклом! – Вот она! Уже весна!» Контуры фигур угловаты, их движения неловки. Но важно, что фигуры задвигались.

                № 4. В выставочном зале археологического музея-заповедника Горгиппии мы можем восхититься формами Клазоменской чёрнофигурного столового сосуда. В VI веке до н. э. талантливая рука неизвестного художника изобразила на поверхности этой амфоры двух мифологических существ сфинкса и сирену. Обратите внимание на цвет глины. Этот серовато-жёлтый оттенок типичный для керамики, созданной в Причерноморье.

                     № 5. Курган станицы Елизаветинской преподнёс много сюрпризов для археологической группы Петербургского университета под руководством Н. И. Веселовского. Один из них Панафинейская чёрнофигурная  амфора. Сюжет, изображённый  художником на керамическом сосуде, рассказывает о поединке двух воинов, который судит Афина Паллада  

3. Каждый из предложенных  для просмотра  вам сосудов уже имеет своё историческое имя. Всмотритесь в сюжет, посовещайтесь. Предложите своё название для этих шедевров.

VI.     Подведение итога.

Слайд № 14.  Сегодня мы говорили об античном искусстве Северного Причерноморья. Ключевые слова нашего урока:

Античный, Боспорское царство, гончар, краснофигурная керамика, чёрнофигурная керамика, сероглинная керамика. Составьте  по одному предложению с каждым из этих слов. (…) У нас получился короткий рассказ, в котором вы себя показываете настоящими знатоками античного искусства.

VII. Домашнее задание 

  Дома попробуйте себя в роли мастеров-гончаров и сотворите свой керамический  шедевр. Представьте, что наша доска на следующем уроке станет  торговым рядом гончаров, где вы выставите  свою керамику. (Детские работы)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Древнегреческая вазопись как яркий пример античного искусства ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС. АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ БЕЗГЛАСНАЯ С.Ю. МБОУ СОШ №1 КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ.

Слайд 2

Греческая бирема Античный – с латыни «древний»

Слайд 3

Горгиппия

Слайд 4

Вазы – в переводе с латыни «посуда», «сосуд».

Слайд 5

Вазопись – яркий пример античного искусства

Слайд 6

Керамика – изделия из обожженной глины

Слайд 7

Гончар – мастер по керамическим изделиям.

Слайд 8

Флакон в виде Сфинкса.

Слайд 9

Килик, лекиф, гидрия, кратер, амфора.

Слайд 10

Роспись античных сосудов. Фрагмент кратера 460г до н. э. Битва греков с амазонками. Кратер 450г до н. э. Артемида и Актеон.

Слайд 11

Античная керамика. Амфора Несса. Геракл убивает кентавра. Пелика с Сиренами Пелика. Геракл в Египте.

Слайд 12

Сероглинная керамика. Клазоменский столовый сосуд. Сфинкс и Сирена.

Слайд 13

Экспонаты музея Горгиппия.

Слайд 15

Ответы Античное искусство Создание изделий из глины Изделия из глины Килик, гидрия, кратер, амфора, лекиф, пилик Горгиппия, Фанагория, Гермонасса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образно-логического мышления учащихся с помощью решения нестандартных задач . 5-6 классы.

Методическая разработка. Можно использовать при работе кружка по математике в 5-6 классах....

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

"Роль игровых ситуаций в развитии образно-художественного мышления ученика на начальном этапе обучения".

Презентация открытого урока для преподавателей ДШИ и ДМШ . Специализация - фортепиано....

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

«Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе»

Тезисы к выступлению на августовской конференции  «Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе»  ...