«Архитектура. Стили архитектуры»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Ананьева Надежда Петровна

Проект по ИЗО включает в себя 2 теоретических занятия и 4 недели, в форме дальтон – урока,  один раз в неделю, каждую среду. В ходе работы учащиеся ведут дневник проекта, что позволяет контролировать и координировать работу учащихся, оказать своевременную помощь, в случае необходимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ananeva_n_p.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

1 занятие.

Основополагающий вопрос «Архитектура. Стили архитектуры»

Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы, и место отдыха. Это среда, в которой человек существует. Это искусственно созданная среда противостоит природе.

Архитектор. Архитектура. Привычные слова. Каждый день мы слышим их, произносим. А где родились они? Откуда пришли к нам? В древнегреческом языке слово «архи» - «старший» и «тект» - «строитель». Из этих слов родилось третье: «архитсктон» - начальник строительных работ. Древние переделали его в «архитектор». А здания, возведенные по планам архитектора, стали называть архитектурой, то есть архитектура - это искусство строить, а архитектор - главный строитель. В Древней Руси искусных строителей звали зодчими. В России эти слова появились только при Петре I, меньше чем 300 лет назад. А до этого говорили: «палатных дел мастер», «каменных дел», «плотничных дел».

А теперь послушайте современное определение понятия архитектура.

Архитектура, или зодчество - это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это искусство проектировать и строить здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы.

Архитектура удовлетворяет практическим нуждам человека, она утилитарна и поэтому должна быть, в первую очередь, удобной. Но любое ли здание, отвечающее удобствам, является произведением архитектуры? Ле Корбюзье говорил: «Роль строительства - возводить сооружение, роль архитектуры - вызывать эстетическое волнение...» К таким свойствам архитектуры, как полезность, прочность добавляется гармония, красота. Витрувий - древний теоретик архитектуры - назвал три основных свойства архитектуры: польза, прочность, красота.

Польза – функция

Прочность – конструкция

Красота - форма

Поэтому архитектура (но не строительство) решает проблемы строительства художественно, а не только функционально.

Архитектура стоит особняком от других видов искусства. Она непосредственно участвует в формировании предметной среды. Она сама является частицей действительности. «Архитектура -искусство не изобразительное, а созидательное; оно не изображает предметы, а создает их» (Буров). Архитектура создает реальное пространство. В этом ее главная особенность. Если в живописи главное - цвет, в графике - линия, в скульптуре - объем, то в архитектуре - пространство. Пространство - язык архитектуры.

Архитектура непрерывно связанна с пейзажем. Человек сумел проникнуться духом местности и выразить ее в зодчестве. Тому примером служат Парфенон и Акрополь в сочетании с Пиреем и островами …

Еще одно понятие в архитектуре – стиль. Слова «стиль», «стильный» вызывают ассоциации с понятием мода: молодежный стиль, спортивный, классический …, а еще стиль в музыке …, в литературе … .

Стиль в искусстве - это исторически возникшая художественная категория, характеризующаяся общностью средств и приемов пластической выразительности. Искусство складывается в форму стиля лишь тогда, когда оно не только удовлетворяет повседневные жизненные и эстетические потребности общества, но и обретает внутреннее художественное единство.

В одном и том же стиле все виды и жанры искусства находятся в тесном взаимоотношении.

Стиль каждой эпохи неповторим. Древние говорили: «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду». Так же дважды нельзя в различные времена повторить один и тот же стиль.

В архитектуре существуют романский стиль, готика, стиль эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн, конструктивизм и др.

Вопросы для обсуждения на первом занятии:

Как выглядит стильный  человека в наше время?

Как выглядел стильный человек 100, 200, 300 и т.д. лет назад?

Какие архитектурные сооружения считаются стильными в наше время?

Каково назначение современных строений?

Как получили свое название стили в архитектуре?

Каково на ваш взгляд назначение отдельных строений в разных стилях архитектуры?

Данная тема будет раскрыта в следующих учебных предметах:

МХК;

История;

Искусство (ИЗО);

Информатика и ИКТ;

В роли консультантов выступят учителя: истории, МХК, информатики, ИЗО, а так же учащиеся старших классов.

2 занятие.

На втором занятии учитель в общих чертах описывает изменение стиля архитектуры со временем, вместе с учащимися определяет основные темы будущих проектов и исследований. Учащиеся делятся на группы, в которых будут работать, устанавливаются сроки выполнения работы, вид окончательного результата работы (макет, презентация, рисунок, реферат и т.д.).

Темы проектов и исследований

Архитектура рыцарских замков.

Романский стиль.

Архитектура Древней Греции.

Готика.

Стиль эпохи Возрождения.

Барокко.

Рококо.

Классицизм.

Ампир.

Модерн.

Конструктивизм.

Современная архитектура.

Лабораторные занятия.

Время работы над проектами и исследованиями – 4 недели, в форме дальтон – урока,  один раз в неделю, каждую среду. В ходе работы учащиеся ведут дневник проекта, что позволяет контролировать и координировать работу учащихся, оказать своевременную помощь, в случае необходимости.


Дневник проекта, исследования.

Название проекта, исследования ______________________________________________

Данный проект мне интересен ________________________________________________

            _____________________________________________________________________________

В результате хочу получить __________________________________________________

Какими ресурсами располагаю ________________________________________________

           ______________________________________________________________________________

Проблема: _________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________

Задачи

Задача

План

Ресурс

Сроки выполнения

Способ

получения

1)




2)




3)




Полученный продукт можно будет использовать ________________________________

            _____________________________________________________________________________

Оценка полученного продукта: _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мои обязанности ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Конференция

Оценочный лист продукта

Ф.И. участников проекта _________________________________________





Жюри

Критерии (от 0 до 5 баллов)

Полученный результат


Оформление

Объем работы

Творчество

Практическая ценность

Научность

Презентация работы

Ответы на вопросы

Работа в группе

Итог

Самооценка

Директор

Учитель

Учителя – консультанты

Учащиеся – старшеклассники

Учащиеся – консультанты

Максимальное количество баллов = 45 баллов

Презентация продукта

Тема ______________________________

Значимость темы ___________________

Участники презентации _____________

Форма презентации _________________

Результативность  ____________





Жюри

Критерии (от 0 до 5 баллов)

Соответствие  возрасту аудитории

Соответствие цели проекта

Творчество

Объем презентации

Оформление

Ораторское мастерство

Ответы на вопросы

Итог

Самооценка

Директор

Учитель

Учителя – консультанты

Учащиеся – старшеклассники

Учащиеся – консультанты

Максимальное количество баллов = 35 баллов.


Лист обратной связи с собой.

Результат, который планировали получить

Результат, который получили  реально




Сильные стороны моей работы

Слабые  стороны моей работы





До работы над проектом (исследованием)

 я не умел делать

Во время работы над проектом (исследованием) я научился





Чем мой продукт  может понравиться экспертам

Чем мой продукт может не понравиться экспертам





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили архитектуры

Видеоролик предназначен для просмотра при изучении темы "Застывшая музыка" на уроках искусства в 8 классе. В фильме показаны все основные стили в архитектуре с указанием периодизации, подобрано музыка...

Разработка урока ( с презентацией) "Стили архитектуры"

Методическая разработка урока по программе Л.Г.Емохоновой 10 классТема: Культура Древней Индии. Индуистский храм.Цель урока: познакомиться с культурой Древней Индии. Задачи:ü  Научитьс...

стили архитектуры

к уроку искусство архитектурные стили...

Урок: "Стили архитектуры. Готика".

Дать учащимся понятия о готическом стиле....

Разработка урока ( с презентацией) "Стили архитектуры"

Разработка урока "Стили архитектуры" для 8 класса по МХК.Цель урока: систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.В материале есть полный конспект урока, который позволяет закре...

Презентация к уроку ИЗО 7 класса Пути развития современной архитектуры. Основные стили архитектуры XX-XXI

УМК Питерских А.С. Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс....