Главные вкладки

    Рабочая программа по Изобразительному искусству . "Школа России". 4 класс.
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

    Коновалова Анна Витальевна

    Планирование по ИЗО на основе авторской программы Неменского Б.М.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izob.is-vo.docx30.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство для  4 класса учителя  Коноваловой А.В.  создана на основе УМК «Школа России», авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской,  1-4 классы - М.: Просвещение, 2011.

    На изучение предмета Изобразительное искусство отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа (34 учебных недели). 

    Авторская программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа – на 34 часа.  В  авторскую программу внесены изменения: раздел «Истоки искусства твоего народа» уменьшен на 2 часа, поскольку темы повторяются в  разделе «Древние города твоей земли»; раздел   «Каждый народ – художник» уменьшен на 3 часа, так как объем материала достаточно небольшой; эти 5 часов идут  для увеличения часов в изучении более сложной и значимой темы «Искусство объединяет народы» и  для  итогового повторения.

     Цели обучения

    Изучение изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

                • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

    • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

    • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

    • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

    Задачи:

    - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями,

    - развитие интереса к внутреннему миру человека, осознания своих внутренних переживаний.

    Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются  ИКТ, коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

    Содержание учебного предмета.

                                      Содержание курса

    Тема раздела

    Содержание

    Кол-во часов

    1

    Истоки  искусства твоего народа.

    Знакомство с истоками родного искусства, знакомство со своей Родиной. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

    6

    2

    Древние города твоей  земли.

    Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Древнерусский каменный храм. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов – Новгород, Псков, Суздаль, Владимир… Памятники древнего зодчества Москвы. Соответствие одежды человека и его предметной среды.

    7

    3

    Каждый народ - художник

    Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы в особой манере понимать явления жизни. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Формирование эстетического отношения к другим художественным культурам, понимания единства культуры человечества.

    8

    4

    Искусство объединяет народы.

    Формирование представлений о едином для всех народов  понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям.

    10

    5

    Повторение. Резерв.

    3

    III.Календарно-тематическое планирование.

    № те

    мы

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата проведения

    урока

    Плановые сроки прохождения (неделя)

    Скорректи-рованные сроки

    прохождения

    1.

    Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы.

    1

    1

    2.

    Образ традиционного русского дома (избы).

    1

    2

    3.

    Украшения деревянных построек и их значение.

    1

    3

    4.

    Деревня – деревянный мир.

    1

    4

    5.

    Образ русского человека (женский образ, мужской образ).

    1

    5

    6.

    Народные праздники

    1

    6

    7.

    Древнерусский город-крепость.

    1

    7

    8.

    Древние соборы – святыни города.

    1

    8

    9.

    Жители древнерусского города.

    1

    9

    10.

    Древнерусские воины-защитники.

    1

    10

    11.

    Древние города Русской земли – Москва, Новгород, Псков, Владимир…

    1

    11

    12.

    Образы теремной архитектуры.

    1

    12

    13.

    Праздничный пир в теремных палатах.

    1

    13

    14.

    Образ художественной культуры Древней Греции.

    1

    14

    15.

    Древнегреческие праздники.

    1

    15

    16.

    Образ художественной культуры Японии.

    1

    16

    17.

    Праздник цветения сакуры.

    1

    17

    18.

    Образ художественной культуры средневековой Западной  Европы.

    1

    18

    19

    Праздник цехов ремесленников на городской площади.

    1

    19

    20

    Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

    1

    20

    21

    «Каждый народ – художник». Выставка детских работ.

    1

    21

    22, 23

    Все народы воспевают материнство

    2

    22

    23

    24, 25

    Все народы воспевают мудрость старости.

    2

    24

    25

    26

    Сопереживание – великая тема искусства.

    1

    26

    27.

    Драматический сюжет

    1

    27

    28, 29

    Героическая тема в искусстве разных народов.

    2

    28

    29

    30.

    Тема детства, юности в искусстве

    1

    30

    31.

    Искусство народов мира   (обобщение темы). Итоговая выставка работ.

    1

    31

    32-34

    Повторение. Резерв.

    3

    32-34

    IV.   Требования к результатам обучения учащихся.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    На уроках изобразительного искусства формируются умения:

    ♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

    ♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

    ♦ анализировать результаты сравнения;

    ♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

    ♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

    ♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

    ♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

    ♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

    ♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

    ♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

    ♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

    ♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

    ♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

    Результаты обучения

    Требования к уровню подготовки  для оканчивающих начальную школу:

    В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

     основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

     известные центры народных художественных ремесел России;

     ведущие художественные музеи России.

    В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

    • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

    • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

     сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

     использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

    • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

                Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • самостоятельной творческой деятельности;

    • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

    • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

    В конце 4 класса учащиеся должны:

    • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:  

    • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

    • развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

    • развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

    •  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

    • освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

    • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

    • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

    • приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

    • сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

    • научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

    • овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.    

    V. Материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса.

     1.Учебные издания под редакцией Б.М. Неменского:

    Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

      2. Методическая литература:

       Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителей. 1-4 классы.

       Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы.

      3. Материально-техническое обеспечение:

            - учебно-наглядные пособия,

            - альбомы по искусству,

            - портреты русских и зарубежных художников,

            - мультимедийные программы, электронные учебники,

            - телевизор, компьютер, проектор, экран,

            - DVD фильмы,

            - классная доска с комплектом приспособлений для крепления,

            - магнитная доска.

    СОГЛАСОВАНО.

    Протокол заседания

    ШМО учителей начальных классов

    От 03.09.2012  

    СОГЛАСОВАНО.

    Зам. директора  по УВР            Канту Е.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

    Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина

    Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :федерального компонента государственного образовательного стандарта...

    Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского

    Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс школа VIII вида

    Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогиче...

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса коррекционной общеобразовательной школы 8 вида по учебнику Рау М.Ю.

    Рабочая программа составлена на основе:·        Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...