Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Антипина Валентина Николаевна

Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  гимназия №44 им. Деева В.Н. г. Ульяновск

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей

предметов эстетического цикла

заместитель директора по УВР

директор МБОУ Гимназия   №44

Руководитель МО            Бубнова Е.В.

протокол № 1

_____________ Ермолаева М.Л.

_____Жуковская-Латышева Л.С.

от «31 » августа  2013 г.

«___» _________________                 2013 г.

приказ от                                  №

Рабочая программа

     Наименование учебного предмета    Изобразительное искусство

     Класс  5

    Уровень общего образования   основное общее образование

     Учитель   Антипина В.Н.

    Срок создания программы  2013-2014 учебный год_

    Количество часов по учебному плану

    всего     34 (35)  часа  в год; в неделю   1  час

    Рабочая программа составлена на основе Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского,  5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

  Учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Горяева Н.А., Островская О.В.. (М.: Просв., 2012)

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

  Рабочую программу составила________________                 Антипина В.Н.

подпись                 расшифровка  подписи

Пояснительная записка

5 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения, особенностями общеобразовательного учреждения МБОУ гимназия № 44 им. Деева В.Н. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Программа «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
  2. Учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, ФГОС,  Н.А. Горяева, О. В. Островская, - М.: Просвещение, 2012.
  3. Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская». 5 класс, ФГОС,  Н.А. Горяева, О. В. Островская,  - М.: Просвещение, 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой  продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

В отличие от начальной школы, где изучается всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

Программа по изобразительному искусству для обучающихся в 5 классе разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Изобразительное искусство в основной школе  является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Оно направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления. Совместно с предметами учебной программы,  изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Место в учебном плане

Рабочая программа  предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в 5 классе в гимназии № 44 им. Деева В.Н. в количестве 34-35 часов в учебном году, что соответствует содержанию образования в рамках программы по изобразительному искусству в объёме 1 учебного часа в неделю.

Основная цель курса:

  • развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

Образовательные:

  • освоение учащимися целостной системы универсальных знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности:  знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства и умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;
  • овладение основами практической творческой работы различными  художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Развивающие:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и окружающего мира;
  • развитие способности ориентироваться  в мире современной художественной культуры;
  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы основной школы.

Основные содержательные линии:

Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящёна изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Учебный материал в рабочей программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Древние корни народного искусства», «Связь времён в народном искусстве»,  «Декор – человек, общество, время», «Декоративное искусство в современном мире».

Программа составлена с учётом составного урока 3 х 30 мин.

Представленное тематическое планирование позволит целенаправленно и последовательно обучать пятиклассников грамоте декоративно-прикладного искусства.

Преобладающие методы обучения

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:

  • организация проектной – художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;
  • использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
  • использование игровых методов;
  • формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

  •  фронтальная
  • парная
  • групповая
  • индивидуальная

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии,  эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Предметные результаты:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном виде искусства;
  • овладение основами практической творческой работы различными  художественными материалами и инструментами, в разных техниках, в специфических  формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, компьютерная графика) для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:

Познавательные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности;  умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
  • умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции 17 века, чем это обусловлено и т. п.).

Регулятивные результаты

  • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
  • умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
  • умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам.

Коммуникативные результаты

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать,  аргументировать и  отстаивать своё мнение.

Система контроля

Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

  1. учительский контроль
  2. самоконтроль
  3. взаимоконтроль учащихся

Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности:

  • викторины;
  • кроссворды;
  • отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ;
  • тестирование.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

"отлично" -  работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую  и, – или практическую направленность для современного общества.                

"хорошо"  - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто  теоретическое  и, – или практическое значение выполненной работы.

"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,  выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  и, – или практическое значение.

"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1

Древние корни народного искусства

8 ч

2

Связь времён в народном искусстве

8 ч

3

Декор-человек, общество, время

10 ч

4

Декоративное искусство в современном мире

8-9 ч

Итого

34-35 часов

Содержание рабочей программы

Древние корни народного искусства (8 часов)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Связь времён в народном искусстве (8 часов)

 Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

Декор – человек, общество, время (10 часов)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

Декоративное искусство в современном мире (8-9 часов)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения в 5 классе учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и  времён (например, Древнего Египта, Западной Европы XVII века).
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства  (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.).

В процессе практической работы  на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, лепка, роспись и т.п.).

        

Учебно-методическое обеспечение

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

  1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы).
  2. Методические пособия и книги для учителя.
  3. Учебно-наглядные пособия.
  4. Альбомы по искусству.
  5. Словарь искусствоведческих терминов.

2. Печатные пособия.

  1. Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
  2. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
  3. Дидактический раздаточный материал.

3.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

  1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
  1. Электронные библиотеки по ДПИ.

4.Технические средства обучения.

  1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  2. Экспозиционный экран и проектор
  3. Персональный компьютер
  4. Образовательные ресурсы (диски).

5.Учебно-практическое оборудование.

  1. Краски акварельные, гуашевые.
  2. Тушь.
  3. Бумага А4, А3.
  4. Бумага цветная.
  5. Фломастеры.
  6. Восковые мелки, пастель, сангина, уголь.
  7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
  8. Емкости для воды.
  9. Пластилин.
  10. Клей. 11.Ножницы.

6. Модели и натурный фонд.

  1. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  2. Керамические изделия.
  3. Предметы быта.

7.Оборудование класса.

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  4. Стенды для вывешивания иллюстративного материал.

8. Литература.

  •  Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /A.Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.
  • Алексахин Н.Н. Волшебная глина.- М.: Агар, 1998.
  • Асафьева Н.А. Глина. Первые шаги. Авторская рукопись.- Ульяновск, 2009.
  • Антипина В. Н. Технология создания глиняной игрушки. Методическое пособие с электронным приложением (презентациями). Авторская рукопись. - Ульяновск, 2009.
  • Бородулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В. и др. Основы художественного ремесла. В 2 ч.Ч.2., М.: Просвещение, 1987.
  • Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития, 1998.
  • Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: Глина. От простого к сложному. Санкт-Петербург.: «Кристалл», 1998.
  •  Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой / Л. И. Данилова. — М., 1986.
  •  Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка / Г. П. Дурасов.—Л., 1986.
  •  Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989.
  • Журнал «Юный художник». № 7,  М.,  1990.
  •  Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1990.
  • Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
  • Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.
  • Кард В., Петров С. Пластилин: Игрушки из пластилина. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.: «Валери СПД», 2001.
  •  Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. — М.,1981.
  •  Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. — М., 1993, 1996.
  •  Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. — М., 1994.
  •  Миловский А. С. Песнь Жар-птицы / А. С. Миловский. — М.,. 1987.
  •  Миловский А. С. Скачи, добрый единорог: Очерки / А. С. Миловский. — М., 1986.
  •  Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. — М., 1988. —Т. 2.
  • Неменский Б. М. Культура — искусство — образование / Б. М. Неменский. — М., 1993.
  •  Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.
  • Народное творчество. Презентация Microsoft Power Point. 802 kb/автор: user. Фассахова Г.С. 2004
  •  Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной  (деятельностной) основе. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009 – 139 с.
  •  Программа «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
  •  Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, ФГОС,  Н.А. Горяева, О. В. Островская,  - М.: Просвещение, 2012.
  •  Старикова В. В. Уроки технологии с использованием информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением 123 с. (Современная школа) – М., Глобус, 2008.
  •  Стриженова Т.К., Супрун Л.Я. Советское декоративное искусство. Журнал № 9. Советский художник. – М., 1987.
  •  Тарановская Н.В. Маленькие чудеса. Сборник очерков о русском народном искусстве.- Л.: детск. лит., 1981.
  •   Учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, ФГОС,  Н.А. Горяева, О. В. Островская, - М.: Просвещение, 2012.
  •  Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. Альбом., М.: «Советская Россия», 1984.
  •  Уткин П.И., Королёва Н.С.  «Народные художественные промыслы».- М., «Высшая школа» 1992г.
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2012.
  •  Фишер Диана. Расписываем керамику.  – М., АСТ Астрель, 2006.        

Электронные ресурсы

1. Диск «Мультимедийное приложение к урокам»: уроки технологии 1-4 класы. Диск содержит презентации к каждому уроку в программе Power Point. ООО «ГЛОБУС» т./ф. (495) 937-63-84, 688-63-83; (8442)238-144 E-mail: globus-kniga@mail.ru; uchbook@mail.ru http://www.globus-kniqa.ru

2. Диск «Технология»: библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных школ.- М.: ЗАО «Инфо-студия»; ЭКОН; М.О. РФ, 2004.

3. Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007.

Презентации:

  1. «Искусство батика» 2011
  2. «Дымковская игрушка» 2013
  3. «Городецкая роспись» 2013
  4. «Гжель» 2013
  5. «Жостово» 2013
  6. «Народное искусство» 2013
  7. «Искусство Египта» 2013
  8. «Сервиз из бумаги» 2013
  9. «Народный костюм» 2013
  10. Чайнворд «Древние образы в современных народных игрушках»
  11. «Народное жилище»
  12. «Пасхальные сувениры»

Пособие для учащихся

 Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 5 класс» под редакцией  Б.М. Неменского.  - М.: Просвещение, 2011.

Пособие для учителя

Н.А.Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией  Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 класс по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе авторской   рабочей программы  «Изобразительное искусство» 1-4 классы под редакцие...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Неменского

Тип программы: программа основного общего образования;Статус программы: рабочая программа учебного курса по изобразительному искусствуНазначение программы:·...