Одарённые дети.
статья (изобразительное искусство) на тему

Шибайло Нина Геннадьевна

 

          Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

               Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах

      Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Одарённые дети

          Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

               Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах

      Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Тем не менее, необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период успешного выполнения этой важной жизненной функции, которой благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У младших школьников, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы.

В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.

   Важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И это хорошо просматривается в творческих работах детей.

Необходимо проявить  внимание к работам (поделкам, рисункам) детей Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.

Проблема индивидуального подхода

Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми на уроке. Например, карточки – задания «Дорисуй», придумай, опиши, выскажи своё мнение или  придумай фигуру из представленных геометрических форм, составь орнамент из представленных элементов, соревнования кто быстрее ответит или изобразит.

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Надо заставлять детей  в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, а значит  необходимо, усложнят задачи

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уязвимость одарённых детей

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более  уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Обучение одаренных детей

Возникает много сложностей  в обучении одарённых детей.  Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку

Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не  делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.  

Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям

Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.

Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.

Научить детей прослеживать межпредметные связи.

Пример организации работы с одарёнными детьми

на уроке изобразительного искусства в 3 классе

Используя разные художественные материалы и осваивая различные виды художественной деятельности на уроках, школьники учатся видеть, слышать и переживать увиденное и услышанное, - всё это направляет внимание ребёнка на самовоспитание, учит анализировать и развивает творческие способности

Есть в программе Б. Неменского очень интересная в смысле соединения различных видов искусств тема: « Путешествие в мир кукольного театра», на, которую,  отведено 10 уроков 3 четверти. На каждом уроке школьники знакомятся с работай не только художника, но и с другими профессиями театра.

Поскольку в  жизни театр — это синтез различных искусств, естественно, что дети должны это увидеть и побывать в роли создателей театра. Во время таких уроков развивается фантазия, умение общаться, развивается речь. Дети с восторгом принимают театрализованные уроки, ещё и потому, что в творческой деятельности дети расширяют познания и умения работы разными материалами.

На 1 уроке я знакомлю ребят с историей создания театра, где под мотивы Древней Греции они узнают, что театр возник, когда ещё не родился Иисус Христос (500 тыс. лет. назад)

Музыку Древней Греции сменяет мелодия - потешка русской ярмарки и вот мы уже с ребятами на Руси. Потешаемся, встречая Петрушку.

Музыка и литература помогают ребятам более ярко представить времена далекого прошлого нашей земли, а также знакомит школьников с музыкой имеющей настроение выражающей национальные традиции, из которых складывается образ и культура народов.

После встречи с петрушкой переключаю внимание школьников на современный театр кукол С. Образцова, где роли играют куклы. Я показываю им разных кукол.

(тростевых, перчаточных, теневых, марионеток)

Беседа длится примерно 10-15 минут, так как они имеют об этом представление из средств массовой информации, а также посещали театр.

На этом уроке я знакомлю ребят   с новыми словами, давая им понять их значение.   ( сценарист, режиссёр, декоратор, костюмер, актёр, спектакль, художник) На предыдущем уроке у ребят было домашнее задание - найти значение этих слов. Поэтому ребятам уже легче понять, о чем идёт речь.

Во второй половине урока делю класс на 3 - 4 группы (в зависимости от количества учащихся в классе) и предлагаю выбрать сказку. Чтобы ребятам было легче выбрать, предлагаю несколько    самых простых сказок. Но выбор остаётся за группами, они могут выбирать и свои варианты.

Затем предлагаю ребятам распределить обязанности, с которыми они только что познакомились, (на это уходит 2 минуты)

Объявляю задание. Каждый ученик, получив роль и задание, начинает обдумывать первые наброски своей сказки. Если ребята не успевают выполнить работу, то это задание они получают на дом или выполняют на следующий урок в классе. Зависит это от психологического фактора класса.. По завершению работы каждая группа  защищает свой проект,   рассказывая, а том, что они придумали,   и показывают свои наброски.

Актёры - набросок героя (головка)

Декоратор - наброски декораций

Сценаристы - сценарий (возможно придуманный самими) Костюмеры - эскиз костюма.

На одном из отведённых уроках этой темы я говорю с ребятами о роли художника в театре, который великолепно владеет искусством конструирования кукол, знает, как сделать образ выразительным, ярким и запоминающимся. На уроке рассуждаем, как добиться выразительности образа. Вот тут и приходит мне на помощь выразительность слова, музыки и эмоциональный зрительный ряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества.  Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...

Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...

Проектирование ИОТ для одарённых детей (академическая одарённость) во внеурочной деятельности «Познай мир», 6 класс

Индивидуальная образовательная траектория для одарённых детей  во внеурочной деятельности по географии. Мы часто  даём детям уже готовые знания, но современный мир диктует свои условия. Сего...

Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости

 Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно у...


 

Комментарии

Шмыгова Ольга Викторовна

Считаю публикацию "Одарённые дети" учителя, Шибайло Нины Геннадьевны - актуальной. Согласна с тем, что программа Б.М.Неменского способствует развитию художественно-творческих способностей и индивидуальной креативности наших учеников. А использование в практике работы игровых технологий, РАЗНООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ и техник - бесспорно, являются гарантом "подпитки" детской одарённости.
Желаю Нине Геннадьевне успехов в работе. С уважением, Шмыгова О.В.,
учительИЗО, методист МБОУ НШ-ДС №13 г.о.Железнодорожный.