Урок по ИЗО в 4 классе: "Пингвины на прогулке".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Фисенко Лариса Витальевна

Это третий урок по теме: "Художественный образ Японии", в котором можно использовать и акварельный рисунок и оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc43 КБ
Файл urok_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx77.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

в  4 классе

«Пингвины на прогулке»

Учитель ИЗО МБОУ СОШ№52

Фисенко Л.В.

Цели и задачи урока:

- раскрыть связь художественной культуры Японии с природой через изучение искусства «оригами»;

- научить учащихся складывать фигурки животных;

- развивать пространственное воображение, учить читать чертежи;

- развивать творческие способности;

- дать почувствовать личную причастность к новому интернациональному явлению культуры.

Оборудование урока: бумага для  оригами, образцы работ учащихся, слайд - шоу, презентация мультфильма «Приключение пингвиненка Лоло».

Материалы для учащихся: альбом, бумага для оригами, клей, краски.

План урока.

1.Организационная часть. Приветствие.

2.Подготовка учащихся к новому материалу.

3.Беседа с учащимися. История возникновения оригами.

4.Объяснение задания урока.

5.Подведение итогов урока. Отметить лучшие работы.

Ход урока.

       1.Организационная часть.

Подготовка к уроку. Приветствие.

       2.Подготовка учащихся к новому материалу.

       Вопросы по пройденному материалу.

- Как называется японское трехстишие? (танку).

- Как называется японский храм? (пагода).

           3.Беседа с учащимися. История возникновения оригами.

     Сегодня мы познакомимся с древнейшим видом японского искусства – искусства складывания из бумаги оригами. Это третий урок по изучению художественной культуры Японии.

                    История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Секрет изготовления бумаги китайцы могли перенять у туркменов. В восточном Туркестане мастера умели изготавливать тончайший войлок, распуская кусочки шерсти в воде. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами – толчёными кусочками тутового дерева, размоченными стеблями бамбука и получили совершенно новый материал – бумагу. В 6-7в. нашей эры в Китае уже имели хождение бумажные деньги. Вероятно, это были первые бумажные деньги в истории человечества. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, так как технологию изготовления запрещено было вывозить за границу. В 7в. нашей эры странствующий буддийский монах добирается до Японии и передаёт секреты бумагоделания.

 Первоначально бумагу получали из коконов шелкопряда. Вскоре дорогое сырьё заменили более дешёвым – стеблями бамбука, древесной корой, тряпьём. Через 100 лет японская бумага становится по качеству лучше китайской. Первая бумажная фабрика возникла в Токио в 1871 году. Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. В маленьких мастерских выделывали вручную и дорогие листы бумаги. Они очень прочны и поэтому нередко используются вместо стёкол в японских домах.

             Оригами ведёт начало с 8 века. В эту эпоху бумага, сделанная ручным  способом, была изысканным и ценным материалом, который использовали в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях. Так, например, на свадьбе жених и невеста обменивались бумажными бабочками, которые украшали сосуды вина.

             Позже умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Со временем бумажные фигурки превратились в игрушки, изготовляемые в семьях для детей. Это искусство японцы называли оригами («ори» - складывать, «гами» - бумага). Было изобретено много  моделей, которые стали классическими, среди них – японский журавлик – традиционный символ счастья и долголетия.

             Важная особенность оригами – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Например, конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции.

            Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Идеальный конструктор должен состоять из одной модели, с помощью которой создаётся бесконечное разнообразие форм. И этот конструктор – оригами. Складывание фигурок из бумаги – занятие очень занимательное, многие фигурки как бы оживают, машут крыльями, топают ножками. Овладеть оригами не очень трудно. Для этого   требуется немножко смекалки, нужно развивать ловкость рук и научиться читать оригамные чертежи.

            Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и улететь вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательную страну творчества (показать фигурки оригами,  слайд-шоу).

       4.Объяснение задания урока. 

Просмотр презентации.

-Кто является главным героем нашего мультфильма?

-Что вы можете рассказать об этих животных?

        Сегодня мы будем делать фигурки пингвинов (показать работы учащихся,        

 где используются фигурки). Обратить внимание на чертежи изготовления    

 пингвина (рис. 1).  Прежде мы сделаем квадрат из листа чёрной бумаги, затем, изучая чертежи, складываем фигурку пингвина (учащиеся выполняют работу за учителем).  

         Далее учащиеся складывают самостоятельно маленьких пингвинов. Наклеивают на лист в альбоме (показать работы учащихся) (рис. 3).

         Затем учащиеся дорисовывают фон (льдины, айсберги, море и т. д.) и раскрашивают красками.

        5.Подведение итогов урока.

Проверить работы учащихся, отметить лучшие работы, сделать выставку.    



Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству

В 5 классе

по теме:

«Украшение в жизни древних обществ.

Греческая вазопись»

Учитель ИЗО Фисенко Л.В.

Краснодар

Цели и задачи урока:

- раскрыть тему декоративно – прикладного искусства на примере Древней Греции;

- формирование и развитие духовных ценностей средствами мировой культуры и искусства;

- формирование познавательно – творческих способностей учащихся;

- воспитывать интерес к искусству народов мира.

Оборудование урока:

- демонстрационный материал;

- слайды;

- иллюстрации

Материалы:

- цветная бумага, ножницы, клей, альбом, красная и чёрная гуашь

Ход урока.

Организационный момент.

         Приветствие. Подготовка к уроку.

Беседа с учащимися.

         Декоративно – прикладное искусство было сильно распространено в быту всех слоёв населения Древней Греции. Археологические находки явили миру прекраснейшие образцы древнегреческого искусства. Ярчайшим образцом декоративного искусства Греции явилась вазопись.

          Вазопись – роспись керамических (от слова «керамос» - глина) сосудов. Сосуды и вазы были повседневными предметами быта древних греков, и по изображенным на них росписям мы можем судить о том далёком времени. В окрестностях Афин добывали отличную глину, лепили из неё сосуды, а затем расписывали специальным составом – его называют «чёрным лаком». Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожжённой глины. На разных этапах античной культуры способы изображения были разными. На греческих вазах VII-VI веков до н.э. построение рисунка ближе к египетскому. Это профильные, плоскостные изображения животных – львов, быков и оленей, фантастических сфинксов и грифонов. Такие росписи и получили название чернофигурных. Если же фон был чёрным, а изображения имели цвет обожжённой глины (красно – коричневый) – такую роспись называли краснофигурной (вторая половина VI века до н. э.). Лаком заливался уже не рисунок, а фон, фигуры на нём получили гораздо большую живость и свободу. Например, «Пелика с ласточкой» афинского мастера Евфрония (VI века до н. э.). Фигуры мужчин, следящих за ласточкой, имеют довольно сложные позы.

           По качеству глины, форме вазы, характеру росписи учёные могут определить, где и когда она была изготовлена. Есть вазы, на которых сохранились имена художников – вазописцев Евфрония, Дуриса, мастера Брига и других. К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. (Прочитать стихотворение Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже».)

           Античные вазы

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза – с рисунком рассказом!

…Герой в колеснице идёт на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

         Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

Вопросы учащимся:

        - Какой сосуд использовали для хранения жидкостей? (Амфора).

В амфорах хранили вино и масло. Специальную амфору, наполненную маслом, вручали в качестве приза на Панафинейских играх. На амфоре был изображён тот вид состязаний, в котором одержал победу призёр.

        - В каком сосуде древние греки смешивали вино с водой , прежде чем подать его к столу? (Кратер – большой сосуд).

        Сосуды, служившие для питья, имели большие ручки – для того, чтобы легче было удержать (скифос, килик, пелика). В алабастрах хранили мази и благовония. Греки создали не только разную посуду, но и украшали сложными многофигурными композициями на разные темы. Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Но самой излюбленной темой для греческих живописцев была мифология, насыщенная богами, героями и фантастическими существами: Медуза Горгона – женщина, на голове которой вместо волос клубились змеи, химера с телом льва, козы и дракона, девятиголовая гидра. (Например, «Ахилл и Аякс, играющие в кости»).        Просмотр слайдов с античными

вазами и различными сюжетами на них. Просмотр рисунков учащихся.

Практическая работа.

         Выполнить эскиз древнегреческой вазы, чернофигурной или краснофигурной:

- выбор формы вазы учащимися (таблица на доске);

- выбор сюжета учащимися можно вспомнить несколько сюжетов мифологии).

Итог урока. Анализ работ.

         Просмотр работ, показать удачные работы.

Мы убедились, что греческая вазопись – выдающееся явление мировой художественной культуры.

Литература:

  1. Ходза Е.Н., Античное искусство. Государственный Эрмитаж.

М., 1989.

2.   Герчук Ю.Я., «Основы Художественной Грамоты», М.,1997.

3.   Чудакова Н.В., «Я познаю мир». Детская энциклопедия, М.,1998.

4.   Куманецкий К., История искусства Древней Греции и Рима. М., 1990.

Цели и задачи урока:

- раскрыть тему декоративно – прикладного искусства на примере Древней Греции;

- формирование и развитие духовных ценностей средствами мировой культуры и искусства;

- формирование познавательно – творческих способностей учащихся;

- воспитывать интерес к искусству народов мира.

Содержание урока:

        Особое значение искусства Древней Греции. Искусство греческой вазописи, ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Разнообразные формы греческой керамики. Роспись ваз, рассказывающая о повседневной жизни греков и мифологии, спортивных соревнованиях. Выполнение эскиза греческой вазы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по немецкому языку для з классса "Прогулка в зимний лес"

Конспект урока, по которому я учу описывать картинки сизображением зимнего пейзажа. Ребята учатся отвечать на вопросы, сами составляют их и исправляют ошибки, которые могут совершить их одноклассники ...

Методическая разработка к урокам во 2 классе. Презентация - фонетическая зарядка "Прогулка"

Используется на уроках английского языка в начальной школе как фонетическая зарядка....

Методическая разработка к урокам во 2 классе. Презентация - фонетическая зарядка "Прогулка"

Используется на уроках английского языка в начальной школе как фонетическая зарядка....

Мастер-класс "Пингвин"

Поэтапное рисование пингвина...


 

Комментарии

Шмыгова Ольга Викторовна

Уважаемая Лариса Витальевна, очень понравился Ваш урок-игра с применением техники оригами "Пингвины на прогулке"! С удовольствием включила Вашу разработку в блок уроков по изучению культуры Японии.
Буду рада видеть Вас на странице моего мини-сайта.С уважением, учитель ИЗО, методист ПДОУ,
Шмыгова Ольга Викторовна.

Фисенко Лариса Витальевна

Большое спасибо, Ольга Викторовна! Всегда рада помочь коллегам.