Интеграция учебных предметов ИЗО и черчения с целью обеспечения максимальной самореализации учащихся
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Гумарова Лариса Васильевна

  На современном этапе, в педагогике накоплен достаточно большой опыт нетрадиционного подхода в преподавании изобразительного искусства в школе с позиции интегрированного метода.  Интегрированные формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук и индивидуального опыта реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности.

 В своей статье я привожу пример интеграции уроков изобразительного искусства, математики, черчения и дизайна  по теме «Изонить».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гумарова Лариса Васильевна, учитель ИЗО и черчения, МКОУ СОШ №23, п. Айхал

____________________________________________________________________            

   Интеграция учебных предметов как основа развития

творческого воображения и познавательного интереса

детей по теме «Изонить»

   Одним из направлений, в формировании всесторонне развитой личности является интеграция искусства и науки, междисциплинарный подход в познании естественно-математических и художественных дисциплин.

    Проблема единения наук и искусств во всестороннем развитии человека рассматривается  в трудах И.Т.Фролова. Анализируя исторический опыт развития человечества, он отмечает, что: «единство науки и искусства – важнейший залог последующего развития культуры. Нужно искать и культивировать то, что объединяет науку  и искусство»

    На современном этапе, в педагогике накоплен достаточно большой опыт нетрадиционного подхода в преподавании изобразительного искусства в школе с позиции интегрированного метода.  Интегрированные формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук и индивидуального опыта реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности.

    Процесс работы по картону  в технике «Изонить» вызывает непосредственный интерес к новым фактам из области математики, черчения, дизайна и истории; к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учениками на уроке, и является элементарным уровнем познавательного интереса.

 Интеграция уроков изобразительного искусства, математики, черчения, дизайна мною используются при изучении раздела «Изобразительное искусство и художественный труд»  (тема «Нитяная графика  (изонить)».)                       

      Уроки, посвященные обучению составления композиций нитками по картону, тесно связаны с уроками рисования, т.к. навыки, полученные на этих уроках, позволяют детям самостоятельно создавать эскизы будущей работы, применяя знания стилизации (стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приёмов).

  Применение различных по цвету ниток, дающих наиболее выразительные сочетания, наложение цветовых линий позволяют ребятам увидеть новые цвета, как при смешивании красок. Здесь, конечно же, ученики применяют знания о цвете, его символике, о  контрастности цветов (светлые тона на темном кажутся ещё светлее, а темные на светлом – темнее, чем на самом деле) полученные на уроках изобразительного искусства по теме «Живопись».  

                                                     (фрагмент урока)              

-Мы с вами уже говорили на уроках, и не раз, когда работали с красками, что все цвета оказывают психологическое воздействие на человека и по своему действию делятся на группы.

-Давайте  вспомним, какие цвета мы относим к теплым?

(к ним относятся  все тона желтого, оранжевого, и красного)

- А какие цвета называются холодными?

(к ним относятся все оттенки голубого, фиолетового и зелёного)

-Интересен тот факт, что тёплые тона (показываю таблицу) помогают человеку переносить холодные температуры, холодные цвета – высокие температуры. Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании тёплых и холодных тонов. Тёплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, то есть выступающие вперёд, а холодные – как отступающие назад, то есть удаляющиеся. Из этого следует, что для фона картины предпочтительнее использовать холодные тона, а для узора – тёплые.

- А знаете ли вы, что цвета можно разделить на активные и пассивные?!

- И как они   влияют на человека?!

Давайте с этим разберёмся. Оказывается, все теплые  цвета относятся к активным цветам и усиливают жизнедеятельность организма: возбуждают и поднимают настроение, увеличивают работоспособность. Холодные цвета  относятся к пассивным, замедляющим жизнедеятельность организма. Пассивные успокаивают и даже угнетают психику человека. Но цвета не всегда одинаково действуют на людей.                                              

   

Тема: «Составление декоративного панно в технике «Изонить».

7 класс

(фрагмент урока)

-Сегодня на уроке к разработанному проекту вашей работы вы будете подбирать цветовую гамму для своей  композиции. Для того, чтобы ваша работа  после её завершения смотрелась, привлекала взгляд зрителя, мне бы хотелось, чтобы вы послушали и разобрались с темой

                                       «Гармоничные сочетания цветов»

                                   (Объяснение ведется по таблице  «Цветоведение» )

-Практикой установлен  целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются гаммы, построенные на следующих сочетаниях, отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона:

-трёх цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением;

-двух или трёх цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов - контрастная гамма;

-трёх цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге;

-тёплых тонов с чёрным;

 -холодных тонов с белым.

В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета:

красный -  с жёлтым, серым, коричневым, бежевым, оранжевым.

зелёный – со всеми оттенками жёлтого, салатным, кремовым, оранжевым, коричневым.

фиолетовый – с сиреневым, розовым, жёлтым, белым.

коричневый - со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневыми,                    серебристо-белым.

Однако не надо стремиться к большому разнообразию цвета в одной картине, выполненной в технике «Изонить». Узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.

Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней доминирующий цвет – тёплый или холодный, светлый или тёмный, или используется разумное сочетание.

Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает мускульную активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого цвета несколько мягче. Человек успокаивается при восприятии оранжевого цвета. Восприятие чёрного цвета совершенно обратное: пульс, давление и  дыхание замедляются. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, частоту дыхания и мускульную силу. У зеленого  цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.

-Итак, принимая во внимание сказанное, я думаю, что сделанная вами картина  сможет благоприятным образом влиять на ваше настроение и на настроение  тех, кто проявит к ней интерес.

Можете приниматься за подбор цветовой гаммы, используя цветные карандаши и эскизы своих работ.

Успехов вам в работе!   

                           

Изображение в технике «Нитяная графика (изонить)» условно, и требует упрощения фигур до таких элементов, которые можно выполнить данным способом: треугольник, завиток, квадрат и т.д. Вот здесь и приходит на помощь математика и черчение. В процессе занятий дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, радиус, окружность, хорда, астроида, кардиоида и т.д.); научатся ориентироваться на листе бумаги, потренируются в развитии чертежных навыков при работе с чертёжными инструментами  (циркулем, линейкой, транспортиром).

Использование интегрированного материала  будет способствовать дальнейшим их успехам в черчении и геометрии, так как позволяет реализовать ряд задач опережающего обучения:

-продолжить развитие простейших логических операций и пространственных представлений школьников;

-организовать познание геометрических объектов путём зрительного восприятия и практических действий;

-познакомить детей с новым методом конструирования кривых – «математическим вышиванием», используя знакомые приёмы построения геометрических фигур (построение  прямого угла с помощью угольника, деление отрезка на равные части, соединение точек в определенной последовательности, деление окружности на равные части с помощью транспортира, построение окружности с помощью циркуля).   

 Учащиеся  при выполнении проектов опираются на данные плакаты, самостоятельно анализируют, а затем выполняют практические задания.                      

                                     

                      

                                                                                                 

 

                                     

                                     

                               

                           

    «Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы тогда почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети бы не услышали сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усвоить школьную программу без воображения? Проше сказать – лишите человека фантазии, и прогресс остановится!    Значит, воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 13 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступит быстрое снижение активности этой функции, гаснет интерес к науке и искусству» - пишет Л.Ю. Субботина в книге «Развитие воображения у детей».

    «Всякое изобретение,- пишет дизайнер Рибо,- крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением- постройкой, возведенной в уме посредством новых сочетаний или соотношений. Все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных, являются, так сказать, кристаллизацией воображения».

    Л.С. Выготский в  работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что воображение является основой преобразования искусственной, предметной среды человека – основой дизайна.

    За рубежом дизайн рассматривается как необходимая составная часть системы общего образования, поскольку он заключает в себе фундаментальные методы познания, необходимые во всякой деятельности. В европейских странах, прежде всего в Великобритании, существует отдельный учебный предмет под названием «Дизайн». В нашей стране в базисном плане этого предмета нет.

    Л.С.Выготский пишет, что «идея дизайна как метода научного познания предметной среды  должна постоянно обновляться по непрерывной научной системе – от простого к сложному. Можно и нужно у нас в России внедрять элементы дизайна в общее образование. Необходимо подумать и о создании базы для работы в классах гуманитарного направления, т.е. создавая через специализированные дизайн-студии».

   Так как востребованность дизайнерского мышления с каждым годом возрастает, в   нашей школе эта проблема частично решается через создание элективного курса для 9 классов «Мир дизайна», который веду я с 2006 учебного года. Вводя элементы дизайна в учебный процесс в 5-7 классах по различным темам, я стараюсь активизировать познавательный процесс школьников, приобщаю с каждым годом всё большее количество учащихся к активному преобразованию предметной среды.

     Интеграция предметов дизайна и изобразительного искусства по теме «Изонить» (изображение нитью) ещё более помогает активному развитию воображения.                                  

                                 

     



Предварительный просмотр:

Приложение к статье

“Интеграция учебных предметов как основа развития творческого воображения и познавательного интереса детей по теме «Изонить»”

Не зря же эту технику иногда называют– «ниточным дизайном»

Лучшие работы учащихся 7 классов

                                   

61_foto_large       imgpr016

               

изонить004      Ляга

леблять

 

P1010282



Предварительный просмотр:

Учащиеся  при выполнении проектов опираются на данные плакаты, самостоятельно анализируют, а затем выполняют практические задания.                      

                                     

 img6 

                                                                                                 

 㓘ő᪄゚