Рабочая программа По «Изобразительному искусству» для 1 - 7 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Содержит развёрнутое тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_1-4_kl_1.doc730.83 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Суздальского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Порецкая средняя  общеобразовательная школа»

                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета  

протокол № ____

от _________20____  года

Директор МКОУ «Порецкая  СОШ»

                                _______________________________

                                                                                                            ФИО директора

                                                

 

Рабочая программа

 По  «Изобразительному искусству»  

для   1 - 7   класса

уровень: общеобразовательный

 

Учитель : Беречинов  Сергей  Левонтиевич

реализующий программу  под  редакцией                                                                                                     Б.М.Неменското   по «Изобразительному  

искусству и художественному труду»

Квалификационная категория: вторая

 

Рабочая программа составлена на основе

Примерной государственной программы

 по «Изобразительному  искусству»  

для общеобразовательных школ

2012 – 2013  учебный год


Пояснительная записка

   

 Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования  (2010 г.). Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Рабочая  программа  по  изобразительному искусству  создана  на  основе федерального  компонента государственного стандарта  начального  общего образования, способом адаптации материалов примерной программы по учебному предмету «Изобразительное  искусство»  к потенциалу  общеобразовательного учреждения  «Порецкая  средняя  общеобразовательная  школа». Данная  программа разработана  в  целях конкретизации содержания  образовательного стандарта с учетом межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Рабочая  программа  дает  распределение  учебных  часов  по  крупным  разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам  обучения  и отдельным темам, а также определяет конкретные виды художественно-творческой деятельности учащихся.

Структура документа  

Рабочая программа включает следующие разделы:

Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

Учебно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство», раскрывающее основное направление тем всего года;

Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;

Календарно-тематическое планирование, указывающее на элементы содержания программы, контрольно-оценочную деятельность, требования к уровню достижений знаний, умений и навыков, средства обучения (Интернет-ресурсы, м./медиа);

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана на основе учебной программы основного образования, утвержденной Министерством образования РФ, авторской  программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» (Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.), имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации», в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования.

В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю) и  34 часа во 2-4 классах (1 час в неделю).

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом  II поколения формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Принципы отбор основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; особенности к познанию мира через чувства и эмоции.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания  их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Цель курса:

  • развитие личности учащихся средствами искусства;
  • получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Отличительная особенность  данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе четыре блока: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусств», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они все в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации  художественной деятельности по направлениям  по блокам предмета изобразительное искусство

1 блок. «Виды художественной деятельности»

Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

                                    1.  Изобразительная деятельность (живопись, рисунок, скульптура)

2. Декоративно- прикладное искусство (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий)

3. Художественное конструирование и дизайн  (бумагопластика, лепка, архитектура)

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства -сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие и художественные музеи России: Государственная  Третьяковская  галерея,  Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

2 блок. «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше,  дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

3 блок. «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.)

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек  и  человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для  создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование  и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

4 блок. «Опыт художественно-творческой деятельности»

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Планируемые результаты освоения обучающимися  учебного предмета  «Изобразительное  искусство»

В  результате  изучения  изобразительного  искусства  на  ступени   начального    общего   образования    у обучающихся:

• будут  сформированы     основы   художественной    культуры: представление  о  специфике  изобразительного  искусства,  потребность  в  художественном  творчестве  и  в  общении с  искусством,  первоначальные  понятия  о  выразительных  возможностях  языка   искусства;

• начнут  развиваться образное  мышление, наблюдательность и  воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства,  формироваться  основы  анализа  произведения   искусства;    будут  проявляться    эмоционально    ценностное отношение  к  миру,  явлениям  действительности  и  художественный   вкус;

• сформируются    основы   духовно  нравственных    ценностей личности   — способности    оценивать   и  выстраивать    на  основе     традиционных  моральных  норм  и  нравственных  идеалов,  воплощённых    в  искусстве,    отношение    к  себе,   другим  людям, обществу,   государству,   Отечеству,   миру  в  целом;   устойчивое представление  о  добре  и  зле,  должном  и     недопустимом,  которые станут  базой  самостоятельных    поступков   и  действий   на основе  морального  выбора,  понимания    и поддержания  нравственных   устоев, нашедших   отражение   и оценку  в искусстве,   — любви,  взаимопомощи,  уважении  к  родителям,  заботе  о  младших  и  старших,   ответственности    за  другого  человека;

• появится   готовность   и  способность к  реализации своего творческого  потенциала  в  духовной  и  художественно продуктивной  деятельности,  разовьётся  трудолюбие,  оптимизм,  способность  к  преодолению  трудностей,  открытость  миру,  диалогичность;

• установится   осознанное уважение и  принятие традиций, самобытных  культурных  ценностей,  форм  культурно исторической,  социальной   и   духовной   жизни   родного   края,   наполнятся конкретным содержанием понятия    «Отечество», «родная   земля»,   «моя  семья   и  род»,   «мой   дом»,   разовьётся принятие  культуры  и  духовных  традиций  многонационального  народа Российской  Федерации,  зародится  целостный,  социально   ориентированный взгляд  на  мир  в его  органическом единстве  и  разнообразии  природы,  народов,  культур  и  религий;

•будут  заложены  основы  российской  гражданской  идентичности,  чувства  сопричастности  и  гордости  за  свою Родину,  российский народ  и историю   России,   появится   осознание своей  этнической  и  национальной  принадлежности, ответственности    за  общее благополучие.

Обучающиеся:

•овладеют  практическими  умениями  и  навыками  в  восприятии   произведений    пластических    искусств   и  в  различных видах художественной  деятельности:  графике  (рисунке),  живописи,  скульптуре,  архитектуре,  художественном  конструировании,    декоративно -   прикладном    искусстве;

• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую   оценку   и выражать   своё  отношение   к  событиям   и

явлениям  окружающего  мира,  к  природе,  человеку  и  обществу;  воплощать    художественные     образы   в  различных формах художественно творческой    деятельности;

• научатся   применять    художественные    умения,    знания    и представления о пластических искусствах для выполнения учебных  и  художественно практических  задач,  познакомятся  с  возможностями   использования    в творчестве   различных   ИКТ  средств;

•получат  навыки  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками,    научатся   вести   диалог,   участвовать    в  обсуждении значимых    для   человека    явлений    жизни и искусства,    будут способны вставать   на  позицию   другого  человека;

• смогут  реализовать    собственный    творческий    потенциал, применяя  полученные  знания  и  представления  об  изобразительном  искусстве  для  выполнения  учебных  и  художественно- практических  задач,  действовать  самостоятельно  при  разрешении  проблемно-   творческих    ситуаций   в  повседневной    жизни.

 

Восприятие    искусства  и виды   художественной    деятельности

Выпускник    научится:

• различать   основные    виды  художественной    деятельности (рисунок,  живопись,  скульптура,  художественное  конструирование   и  дизайн,   декоративно -  прикладное    искусство)   и  участвовать   в  художественно   творческой    деятельности,     используя различные   художественные материалы   и приёмы   работы  с ними  для  передачи   собственного    замысла;

• различать   основные   виды  и жанры  пластических    искусств, понимать   их  специфику;

• эмоционально ценностно относиться    к  природе,   человеку,  обществу;   различать   и передавать   в художественно    творческой деятельности    характер,   эмоциональные     состояния    и  своё отношение    к  ним  средствами   художественно   образного   языка;

• узнавать,    воспринимать,      описывать    и   эмоционально оценивать   шедевры   своего  национального,     российского    и мирового   искусства,    изображающие    природу,   человека,    различные  стороны   (разнообразие,    красоту,   трагизм   и  т. д.) окружающего   мира  и  жизненных    явлений;

• приводить    примеры    ведущих   художественных     музеев России   и  художественных    музеев  своего   региона,   показывать  на  примерах   их  роль  и  назначение.

Выпускник получит    возможность     научиться:

•воспринимать   произведения   изобразительного   искусства,  участвовать  в  обсуждении  их  содержания  и  выразительных  средств,  различать  сюжет  и  содержание  в  знакомых   произведениях;

• видеть    проявления     художественной      культуры    вокруг (музеи   искусства,   архитектура,   скульптура,   дизайн,   декоративные     искусства     в доме,   на  улице, в театре);

•высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных    произведениях, изображающих   природу   и человека в различных   эмоциональных  состояниях.

 

Азбука   искусства.    Как  говорит   искусство?

Выпускник    научится:

• создавать   простые    композиции     на   заданную    тему   на плоскости    и  в  пространстве;

• использовать    выразительные     средства   изобразительного искусства:    композицию,     форму,   ритм,   линию,    цвет,   объём, фактуру;  различные  художественные  материалы  для  воплощения  собственного    художественно   творческого    замысла;

• различать    основные    и  составные,    тёплые   и  холодные цвета;   изменять   их   эмоциональную   напряжённость   с   помощью  смешивания    с белой  и чёрной  красками;   использовать их   для   передачи    художественного     замысла    в  собственной учебно-творческой    деятельности;

• создавать   средствами    живописи,    графики,    скульптуры, декоративно прикладного  искусства  образ  человека:  передавать  на  плоскости  и  в  объёме  пропорции  лица,  фигуры;  передавать  характерные  черты  внешнего  облика,  одежды,  украшений   человека;

• наблюдать,    сравнивать,    сопоставлять    и  анализировать пространственную     форму  предмета;   изображать   предметы различной    формы;    использовать    простые    формы   для   создания выразительных    образов   в  живописи,    скульптуре, графике;

• использовать    декоративные     элементы,    геометрические, растительные    узоры  для  украшения    своих  изделий   и предметов  быта;   использовать    ритм   и  стилизацию    форм   для  создания   орнамента;    передавать    в  собственной художественно творческой    деятельности    специфику    стилистики    произведений  народных   художественных   промыслов  в России   (с  учётом местных   условий).

Выпускник получит    возможность     научиться:

• пользоваться      средствами      выразительности       языка живописи,  графики,  скульптуры,  декоративно прикладного         искусства, художественного конструирования            в собственной  художественно творческой  деятельности;

•передавать  разнообразные  эмоциональные  состояния,  используя  различные    оттенки    цвета, при   создании    живописных композиций     на  заданные    темы;

•моделировать  новые  формы,  различные  ситуации  путём   трансформации      известного,     создавать    новые   образы природы,  человека,  фантастического  существа  и  построек  средствами  изобразительного  искусства  и  компьютерной  графики;

•выполнять  простые  рисунки  и  орнаментальные  композиции,  используя  язык  компьютерной  графики  в  программе  Paint.

 

Значимые темы  искусства.

О  чём говорит   искусство?

Выпускник    научится:

• осознавать    значимые    темы   искусства    и  отражать   их  в собственной    художественно   творческой    деятельности;

•выбирать  художественные  материалы,  средства  художественной  выразительности  для  создания  образов  природы,  человека,   явлений   и  передачи   своего  отношения    к  ним;  решать художественные     задачи   с  опорой    на   правила    перспективы, цветоведения,    усвоенные   способы   действия;

•передавать  характер  и  намерения  объекта  (природы,  человека,  сказочного  героя,  предмета,  явления  и  т.  д.)  в  живописи,  графике  и  скульптуре,  выражая  своё  отношение  к  качествам   данного   объекта.

Выпускник получит    возможность     научиться:

•видеть,  чувствовать  и  изображать  красоту  и  разнообразие    природы,    человека, зданий, предметов;

•понимать     и  передавать     в  художественной      работе разницу  представлений  о  красоте  человека  в  разных  культурах    мира,  проявлять     терпимость     к  другим    вкусам  и мнениям;

•изображать  пейзажи,  натюрморты,  портреты,  выражая   к ним   своё   отношение;

•изображать  многофигурные     композиции     на  значимые жизненные    темы   и участвовать     в коллективных работах на  эти   темы.

Календарно – тематическое  планирование  1  класс.

Тема  урока

Цель  урока

Предполагаемый  результат

Краеведческий  модуль

Термины

Примечания

Дата  план

Дата  факт

1.

Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения.

1

Введение в предмет

Познакомить  с  предметом  «Изобразительное  искусство»

Выполнить  рисунок  на  свободную  тему.

Владимирские  художники

Альбом, карандаш

5.09  7.09

2

Изображения всюду вокруг нас

Познакомить  учащихся  с  различными  видами  художественной  деятельности.

Выполнить  рисунок  на  свободную  тему.

Владимирские  художники

Альбом, карандаш

12.09  14.09

3

Мастер изображения учит видеть

Развивать  наблюдательность  у  учащихся. Уметь  замечать  необычное  в  окружающем  мире.

Выполнить  рисунок  на  свободную  тему.

Владимирские  художники

19.09  21.09

4

Изображать можно пятном

Познакомить  с  особенностями  выполнения  изображений  с  применением  цветовых  пятен.

Изобразить  несколько  животных  используя  красочное  пятно.

Владимирские  художники

Альбом, карандаш, краски

26.09  28.09

5

Изображать можно линией

Познакомить  учащихся  с  приёмами  выполнения  изображений  с  использованием  линии, штриха.

Сделать  линейный  рисунок  пейзажа  или  животных.

Владимирские  художники-графики

Графика, фломастер,  карандаш

3.10  5.10

6

Разноцветные краски

Знакомство  с  многообразием  цвета  в  окружающем  мире. Знакомство  с  разноцветными  красками: акварель, гуашь, пастель, темпера  и  т. д.

Выполнить  рисунок  на  свободную  тему.

Владимирские  художники

Акварель, гуашь  . пастель

10.10  12.10

7

Изображать можно и то  что невидимо

Познакомить  учащихся  с  особенностями  изображения  мира  чувств. Развивать  творческую  фантазию.

Выполнить  рисунок  на  свободную  тему.

Владимирские  художники

Акварель, гуашь  . пастель

17.10  19.10

8

Художник и зрители

Формировать  навыки  восприятия  художественных  произведений.

Знать  различные  жанры  изобразительного  искусства.

Художественные  музеи  области

Портрет, пейзаж, натюрморт

24.10  26.10

9

Мир полон украшений

Развивать  художественный  вкус, эстетическое  и  творческое  воображение.

Знать  различные  виды  художественной  деятельности. Сделать  рисунок  на  свободную  тему.

Народные  промыслы  округа  и  области

31.10  2.11

10

Красоту надо уметь замечать

Развивать  наблюдательность,  способность  учащихся  видеть  необычное  в  окружающем  мире.

Сделать  эскиз  сказочного  пейзажа.

Акварель, гуашь  . пастель

12.11  9.11

11

Узоры на крыльях

Познакомить  с  многообразием  красок  и  форм  в  мире  бабочек  (насекомых).Развивать  творческое  воображение.

Выполнить  рисунки  бабочек  с  разноцветными  узорами  на  крыльях.

Насекомые  Владимирской  области.

Акварель, гуашь  . пастель

19.11  16.11

2.

Знакомство с Мастером Украшения.

12

Красивые рыбы

Познакомить  с  многообразием  форм  и  цвета  в  подводном  мире. Развивать  творческое  мышление  и  фантазию.

Выполнить  рисунок  аквариума  с  разноцветными  рыбками  и  другими  обитателями  подводного  мира.

Рыбы  Владимирской  области.

Узор, орнамент

26.11   23.11

13

Украшение птиц

Познакомить  с  многообразием  форм  и  цвета  в  мире  птиц. Развивать  творческое  мышление  и  фантазию.

Выполнить  эскиз  сказочной  птицы.

Птицы  Владимирской  области

Узор, орнамент

3.12   30.11

14

Узоры  которые  создали  люди

Познакомить  учащихся  с  особенностями  изображения  узоров, с  их  многообразием.

Выполнить  эскиз  геометрического  орнамента. Уметь  составлять  узоры  и  орнаменты.

Народные  промыслы  округа  и  области

Узор, орнамент

10.12  7.12

15

Как украшает себя человек

Познакомить  с  ролью  различных  украшений  в  жизни  человека, познакомить  с их  многообразием  и  ролью  в  жизни  людей.  

Выполнение  эскиза  сказочного  героя.

Узор, орнамент

17.12  14.12

16

Украшаем  и  делаем праздник

Знакомство  с  особенностями  изображения  праздничных  украшений,  многообразием  их  форм  и  цвета.

Выполнить  эскизы  праздничных  украшений.

Праздники  округа

Акварель, гуашь  . пастель

24.12  21.12

3.

Ты  строишь. Знакомство  с  Мастером  Постройки.

17

Постройки  в  нашей  жизни.

Познакомить  с  архитектурой  и  её  видами  Показать  роль  построек  в  жизни  людей..

Сделать  рисунок  домика  для  своей  семьи.

Архитектура  округа, округа  и  района.

Архитектура, архитектор

14.01  28.12

18

Рисуем  домики  для  сказочных  животных.

Вспомнить  различные  сказочные  постройки.

Сделать  рисунок  домика  для  сказочных  животных.

Терем, дворец, замок

21.01  11.01

19

Домики  которые  построила  природа.

Познакомиться  с  животными  и  птицами  и  их  жильём.

Сделать  рисунок  домика  созданного  природой.

Животные  нашего  края

Нора, гнездо, дупло

28.01  18.01

20

Дом  снаружи  и  внутри.

Знакомство  с  особенностями  интерьеров  домов  и  внешним  видом  различных  зданий.

Сделать  рисунок  своей  комнаты.

Архитектура  округа.

Интерьер, фасад

4.02  25.01

21

Строим  город.

Познакомить  с  городами     «Золотого  кольца»

Сделать  эскиз  города.

Города  области

Архитектура, проект

11.02   1.02  

22

Все  имеет  своё  настроение.

Познакомить  с  приёмами  выполнения  изображений  с  помощью  геометрических  фигур.

Изобразить  животное  с  помощью  простейших  геометрических  фигур.

Геометрические  фигуры: круг, треугольник, квадрат,

25.02   8.02

23

Постройка  предметов.

Познакомить  с  приёмами  построения  различных  предметов.

Выполнение  эскиза  сумочки  для  карандашей.

Эскиз,  

4.03  15.02

24

Город (село) в  котором  ты  живёшь.

Познакомиться  с  архитектурой  своего  села.

Выполнить  рисунок  своего  села.

Архитектура  округа, района  и  области.

11.03  1.03

4.

Изображение, украшение, постройка  всегда  помогают  друг  другу.

25

Совместная  работа  трёх  братьев-мастеров.

Познакомиться  с  приёмами   конструирования  предметов  разного  назначения.

Научиться  конструировать  различные  предметы.

Конструкция,

18.03  15.03

26

Праздник  весны.

Познакомить  с  приёмами  работы  над  пейзажем.

Сделать  эскиз  весеннего  пейзажа.

Владимирские  пейзажисты.

Жанры   ИЗО: пейзаж, портрет, натюрморт

1.04  22.03

27

Рисуем  птиц.

Познакомиться  с  приёмами   изображения  птиц.

Научиться  изображать птиц.

Птицы  округа.

8.04  5.04

28

Разноцветные  жуки.

Показать  приёмы  выполнения  изображений  насекомых.

Научиться  делать  рисунки  различных  насекомых.

Насекомые  округа  

Жук, гусеница, бабочка, кузнечик  

15.04 12.04  

29

Сказочная  страна.

Познакомить  с  работой  художников-иллюстраторов.

Начать  выполнение  рисунка  сказочной  страны.

Замок, дворец, крепость, изба,

22.04  19.04

30

Сказочная  страна.

Продолжить  работу  над  эскизом  композиции.

Выполнить  рисунок  сказочной  страны.

Замок, дворец, крепость, изба,

29.04  26.04

31

Экскурсия.

Экскурсия  по  селу, знакомство  с  достопримечательностями,  с  природой  весной.

Знакомство  с  архитектурой  села.

Архитектура  сёл  округа.

Церковь, мельница,  памятник

6.05  3.05

32

Здравствуй , лето!

Начать  выполнение  композиции  о  лете.

Выбрать  тему  рисунка, Начать  работу  над  композицией

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж, эскиз,   композиция

13.05   10.05

33

Здравствуй , лето!

Завершение  работы  над  композицией  о  лете.

Закончить  выполнение  рисунка  о  лете.

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж, эскиз, композиция

Контрольная  работа

20.05  17.05

34

Образ  лета  в  творчестве  художников.

Знакомство  с  картинами  художников  о  лете.

Знать  особенности  пейзажа  

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж,  жанр

27.05  24.05

Календарно – тематическое  планирование  2  класс.

Тема  урока

Цель  урока

Предполагаемый  результат

Краеведческий  модуль

Термины

Примечания

Дата  план

Дата  факт

1.

Чем и как работают художники.

1

Летние каникулы

Вспомнить  навыки  рисования  по  представлению

Выполнить  эскиз  композиции  о  лете.

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж, живопись, графика

5.09

2

Цветочная поляна

Показать  основные  приемы  рисования  цветов. Знакомство  с  основными  цветами.

Изобразить  тремя  основными  цветами  и  их  смесями  крупные  и  мелкие  цветы  (придумать  на  основе  натуры).

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж

12.09

3

Радуга на грозовом небе

Познакомить  с  основными  цветами.

Изобразить  природные  стихии:    гроза, буря, извержение  вулкана, туман, дождь, ясный день  .

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж

19.09

4

Осенний лес

Познакомить  с  основными  приёмами  работы  над  пейзажем  графическими  материалами.

Изображение  пейзажа  графическими  материалами: мелками, фломастерами, карандашами   и  т. п.

Владимирские  пейзажисты-графики  

Пейзаж, графика  

26.09

5

Осенний листопад

Познакомить  с  приёмами  работы  над  декоративной  композицией.

Сделать  эскиз   коврика  на  тему  «Осенний  листопад»

Владимирские  пейзажисты

Декоративное   искусство

3.10

6

Графика зимнего леса

Познакомить  с  приёмами  выполнения  пейзажей  в  графике

Выполнить  эскиз  зимнего  пейзажа

Владимирские  художники-графики

Графика, пейзаж

10.10

7

Звери в лесу

Знакомство  с  основными  приёмами  изображения  животных.

Уметь  выполнять  рисунки  различных  животных. Начать  работу  над  эскизом композиции.

Владимирские  художники-графики

Графика, пейзаж

17.10

8

Звери в лесу

Выполнение  эскиза  композиции  «Звери  в  лесу»

Завершение  работы  над  эскизом  композиции.

Владимирские  пейзажисты

Графика, пейзаж

24.10

2.

Реальность и фантазия.

9

Наши друзья птицы

Познакомить  с  основными  приёмами  изображения  птиц.

Выполнить  несколько  набросков  птиц  с  натуры  (чучело, из  книги, из  пособия  и  т.п.)

Птицы  области.

Графика, пейзаж

31.10

10

Сказочная птица

Познакомить  с  основными  приёмами  изображения  птиц.

Выполнить  рисунок  сказочной  птицы

Птицы  области.

Эскиз, композиция

14.11

11

Узоры паутины

Ознакомить  с  работой  художника  украшающего  и  преобразующего  окружающий  мир  на  основе  природных  образов.

Сделать  рисунок  паутины  с  паучком

Насекомые  Владимирской  области.

Эскиз, композиция

21.11

12

Обитатели подводного мира

Показать  приёмы  изображения  рыб  и  других  обитателей  подводного  мира.

Выполнить  эскиз  композиции  о  подводном  мире

Рыбы  Владимирской  области.

Эскиз, композиция

28.11

13

Кружевные узоры

Вспомнить  правила  выполнения  узоров

Придумать  кружева  похожие  на  снежинки, паутинки, звёздочки.  

Народные  промыслы  области.

Эскиз, композиция

5.12

14

Подводный мир

Вспомнить  приёмы  изображения  подводных  обитателей.

Сделать  рисунок  подводного  мира

Рыбы  Владимирской  области.

Эскиз, композиция

12.12

15

Постройка и фантазия

Дать  представление  об  архитектуре ,  познакомить  с  приёмами  создания  проектов  построек.

Выполнить  эскиз  сказочной  постройки.

Архитектура  области  и  округа.

Проект

19.12

3.

О чём говорит искусство.

16

Четвероногий герой

Дать  основные  приёмы  изображения  животных

Изобразить  животное  показав  его  характер, настроение: весёлое, стремительное, угрожающее.  

Животные  округа

Эскиз, композиция

26.12

17

Сказочный  мужской  образ.

Познакомить  с  различными  видами  портрета. Познакомить  с  основными  приёмами  и  особенностями  выполнения  мужского  портрета.

Изобразить  доброго  и  злого  воина.

Русские  богатыри

Портрет, портретист,  фас, профиль

9.01

18

Женский  образ  русских  сказок.

Познакомить  основными  приёмами  и  особенностями  выполнения  женского  портрета.

Изобразить  противоположные  по  характеру  сказочные  образы.

Портрет, портретист, фас,  профиль

16.01

19

Образ  сказочного  героя.

Познакомить  с  основными  приёмами  работы  над  образами  сказочных  героев.

Изображение  сказочного  героя  с  ярко  выраженным  характером: Царевна  Лебедь, Богатырь, Баба  Яга, Кощей  Бессмертный.

Портрет,

23.01

20

С  чего  начинается  Родина?

Познакомить  с  художниками-пейзажистами. Познакомить  с  приёмами  выполнения  пейзажей.

Изобразить  контрастные  состояния  природы                      ( солнечный  день,  гроза  и  т.д.).

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж, перспектива

30.01

21

Человек  и  его  украшения.

Знакомство  с  особенностями  декоративно-  прикладного  искусства  и  его  значением  для  жизни  людей.

Украсить  женский  кокошник,  зеркальце, гребень. Украсить  богатырские  доспехи  воина-защитника  и  воина-захватчика.

Древние  поселения  округа,  района, области

Богатырь,  рыцарь,  кокошник,  гребень

6.02

22

Морозные  узоры.

Изображение  морозных  узоров  на  оконном  стекле.

Выполнить  композицию  «В  царстве  Матушки-Зимы».

Узор,

13.02

23

Морской  бой  Салтана  и  пиратов.

Знакомство  с  приёмами  выполнения  тематической  композиции.

Изобразить  два  сказочных  флота: добрый  и  злой.

Иллюстрация

27.02

24

Замок  Снежной  Королевы.

Знакомство  с  архитектурой  и  с  особенностями  её  изображения.

Начать  выполнение  эскиза  замка.

Архитектура  округа

Архитектура, архитектор, замок

6.03

25

Замок  Снежной  Королевы.

Знакомство  с  архитектурой  и  с  особенностями  её  изображения.

Изобразить  замок  снежной  королевы.

Архитектура  округа

Архитектура,  архитектор, замок

13.03

4.

Как  говорит  искусство.

26

Огонь  в  ночи.

Познакомить  с  особенностями  изображения  на  основе  контраста  цвета.

Изобразить  костёр  на  фоне  тёмного  неба, перо  Жар-птицы (контраст  цвета ).

Контраст,  тёплые  и  холодные  цвета

20.03

27

Весенняя  земля.

Выполнение  эскиза  весенней  земли  с  цветами

Изобразить  весеннюю  землю  с  цветами   (по  памяти  и  впечатлению ).

Цветы  округа

3.04

28

Ритм  линий.

Познакомить  с  различными  графическими  средствами  и  приёмами  выполнения  композиции.

Изобразить  весенний  лесной  пейзаж  с  использованием  графических  упражнений.

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж, линия, ритм

10.04

29

Линия  как  средство  выражения.

Знакомство  с  различными  графическими  материалами  и  их  особенностями.

Изобразить  дерево  с  определённым  характером  и  настроением.

Деревья  округа,

Линия

17.04

30

Птицы.

Познакомить  с  основными  приёмами  изображения  птиц.

Уметь  изображать  птиц. Сделать  несколько  рисунков.

Птицы  нашего  края

24.04

31

Поле  цветов.

Научить  изображать  различные  виды  цветов.

Изобразить  поле  цветов.

Цветы  округа.

Эскиз, композиция, перспектива, горизонт

1.05

32

Птицы  прилетели..

Познакомить  с  основными  приёмами  выполнения  тематической  композиции.

Сделать  эскиз  композиции  о  прилетевших  весной  птицах.

Птицы  округа,

8.05

33

Весна  идёт.

Познакомить  с  приёмами  выполнения  тематической  композиции.

Сделать  эскиз  композиции  о  весне.

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж

Контрольная  работа

15.05

34

Музеи  искусств.

Познакомить  с  музеями  искусств  нашей  страны.

Знать  главные  художественные  музеи  России, города  Владимира.

Музеи  Владимира  и  области

Пейзаж, портрет,  натюрморт,  декоративно-прикладное  искусство

Посещение музея (по  возможности )

22.05  29.05

Календарно – тематическое  планирование  3  класс.

34

Тема  урока

Цель  урока

Предполагаемый  результат

Краеведческий  модуль

Термины

Примечания

Дата  план

Дата  факт

1.

Искусство в твоём доме.

1

Летние каникулы

Вспомнить  приёмы  выполнения  композиции. Развивать  память  и  воображение.

Выполнить  эскиз  композиции  о  лете.

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж, композиция, эскиз

3.09

2

Осенний вернисаж

Познакомить  с  приёмами  работы  над  пейзажем.

Сделать  эскиз  осеннего  пейзажа.

Владимирские  пейзажисты

Пейзаж, композиция, эскиз, пленер

Рисунок  на  пленере  (по  возможности)

10.09

3

Твоя посуда

Познакомить  с  работой  художника-дизайнера.

Выполнить  эскиз  различной  посуды

Дизайнеры  Владимирской  области

Композиция, эскиз, дизайн

17.09

4

Мамин платок

Познакомить  с  работой  художника-дизайнера.

Выполнить  эскиз  платка.

Дизайнеры  Владимирской  области

Композиция, эскиз, дизайн

24.09

5

Обои шторы в твоём доме

Познакомить  с  работой  художника-дизайнера.

Выполнить  эскиз  обоев  и  штор  для  своей  комнаты.

Дизайнеры  Владимирской  области

Композиция, эскиз, дизайн

1.10

6

Твои игрушки

Знакомство  с  работой  художника-дизайнера.  Познакомить  с  основными  приёмами  изображения  игрушек.

Выполнить  эскиз  любимой  игрушки.

Дизайнеры  Владимирской  области

Композиция, эскиз, дизайн

8.10

7

Твои   книжки

Познакомить  с  работой  художника-  иллюстратора. Познакомить  с  приёмами  работы  над  книжной  иллюстрацией.

Сделать  иллюстрацию  к  любимому  литературному  произведению.

Художники  иллюстраторы  области

Иллюстрация, композиция

15.10

8

Иллюстрирование русских народных потешек

Познакомить  с  работой  художника-  иллюстратора. Познакомить  с  приёмами  работы  над  книжной  иллюстрацией.

Проиллюстрировать  несколько  русских  потешек.

Художники  иллюстраторы  области

Иллюстрация, композиция

22.10

9

Поздравительная открытка

Познакомить  с  основными  приёмами  работы  над  эскизом  поздравления..

Сделать  эскиз  поздравительной  открытки.

Дизайнеры  Владимирской  области

Композиция, эскиз, дизайн

29.10

10

Букет цветов

Дать  представление  об  искусстве  составления  букетов. Познакомить  с  работами  художников  рисующих  цветы

Выполнить  эскиз  цветочной  композиции  в  вазе.

Цветы  Владимирской  области

12.11

2.

Искусство на улицах твоего города, села.

11

Декор русской избы

Познакомить  с  различными  видами  русской  архитектуры. Начать  выполнение  пейзажа.

Изображение  одного  из  фрагментов  улицы  с  памятником  архитектуры   любой  эпохи  (церковная  и  светская  архитектура).

Архитектура  области  и  округа

Композиция, эскиз, дизайн

Экскурсия  (по  возможности)

19.11

12

Декор русской избы

Познакомить  с  различными  видами  русской  архитектуры. Завершить  выполнение  пейзажа.

Изображение  одного  из  фрагментов  улицы  с  памятником  архитектуры   любой  эпохи  (церковная  и  светская  архитектура).

Архитектура  области  и  округа

Композиция, эскиз, дизайн

26.11

13

Парки скверы бульвары

Познакомить  с  работой  художника-дизайнера.Познакомить    приёмами  оформления  ландшафта.

Выполнить  эскиз  оформления  одного  из  уголков  парка  или  сквера.

Владимирские  пейзажисты

Композиция, эскиз, дизайн

3.12

14

Транспорт в городе

Знакомство  с  работой  художника-дизайнера.  Познакомить  с  основными  приёмами  изображения  техники.

Сделать  несколько  зарисовок  различного  транспорта.

Владимирские  пейзажисты

Композиция, эскиз, дизайн

Контрольная  работа

10.12

15

Витрины магазинов

Знакомство  с  работой  художника-дизайнера.  Познакомить  с  основными  приёмами  оформления  витрин  магазинов.

Сделать  эскиз  оформления  магазинной  витрины.

Дизайнеры  Владимирской  области

Дизайн, витрина, эскиз

Посещение    магазина     (по  возможности)

17.12

.3

Художник  и  зрелище.

16

Образ  театрального  героя.

Выполнение  эскиза  кукольного  персонажа.

Эскиз  персонажа  кукольного  театра  ( перчаточного  или  обычного ).

Театры  Владимира.

Драма, комедия,

24.12

17

Образ  театрального  героя.

Выполнение  эскиза  персонажа  теневого  театра.

Изобразить  персонажа  теневого  театра – нарисовать  силуэтный  профиль.

Театры  Владимира.

Драма, комедия

14.01

18

Театр  кукол.

Выполнение  эскиза  головы   кукольного  героя.

Выполнить  эскиз  головы  кукольного  героя.

Театры  Владимира.

Марионетка

21.01

19

Театр  кукол.

Выполнение  эскиза  костюма  кукольного  героя.

Выполнить  эскиз  костюма  театрального  героя.

Театры  Владимира.

Марионетка

28.01

20

Карнавальные  маски.

Познакомить  с  основными  приёмами  работы  над  эскизом  карнавальной  маски.

Выполнение  эскизов  выразительных, острохарактерных  масок.

Карнавал

4.02

21

Карнавальные  маски

Познакомить  с  основными  приёмами  работы  над  эскизом  карнавальной  маски.

Выполнение  эскизов  выразительных, острохарактерных  масок.

Карнавал

11.02

22

Театральный  занавес.

Познакомить  с  работой  художника – декоратора.

Выполнить  эскиз  театрального  занавеса  для  пальчикового  театра.

Театры  Владимира

Декорация

25.02

23

Рисунок  сувенирной  куклы.

Познакомить  с  приёмами  выполнения  эскиза  сувенирной  куклы.

Выполнить  эскиз  куклы  в  русской  национальной  одежде.

Народные  промыслы  Владимирской  области.

Сувенир

4.03

24

Афиша  плакат  к  спектаклю.

Познакомить  с  приёмами  выполнения  плакатов  и  афиш.

Сделать  афиши – плаката  к  спектаклю.

Афиша, плакат

11.03

25

Цирковое  представление.

Выполнение  эскиза  композиции  о  цирке.  

Изобразить  цирковое  представление  и  его  персонажей.

Шапито, арена, цирк

18.03

26

Цирковое  представление.

Завершить  выполнение  эскиза  композиции.

Изобразить  циркового  персонажа  (в  движении).

Шапито, арена, цирк

1.04

4.

Музеи  искусств.

27

Музеи  искусств.

Познакомить  с  музеями  искусства  Владимира  и  области.

Изобразить  интерьер  музея  с  фигурами  людей.

Музеи  Владимира  и  области.

Музей, жанр,

8.04

28

В  музеях  хранятся  натюрморты.

Познакомить  с  натюрмортом, как  одним  из  жанров  изобразительного  искусства. Познакомить  с  основными  приёмами  выполнения  натюрморта.

Выполнить  радостный, торжественный  натюрморт; нежный, певучий  натюрморт мрачный, печальный, грустный  натюрморт.

Картинная  галерея  города  Владимира.

Музей, галерея, натюрморт

15.04

29

В  музеях  хранятся  известные  пейзажи.

Знакомство  с  жанром  пейзажа. Познакомить  с  основными  приёмами  и  правилами  выполнения  пейзажей.

Изобразить  пейзаж  по  представлению: радостный  и  праздничный  пейзаж; мрачный  и  тоскливый  пейзаж; нежный  и  певучий  пейзаж.

Картинная  галерея  города  Владимира.

Жанр, пейзаж: сельский, городской

22.04

30

В  музеях  хранятся  портреты.

Познакомить  с  портретом, как  жанром  изобразительного  искусства. Познакомить  с  приёмами  выполнения  портрета.

Выполнить  по  памяти  или  представлению  портрет  друга  или  подруги.

Картинная  галерея  города  Владимира.

Музей, галерея, портрет

29.04

31

В  музеях  хранятся  скульптуры.

Знакомство  со  скульптурой  как  жанром  изобразительного  искусства.

Выполнить  эскиз  фигуры  человека  в  движении (спортсмена).

Выставочные  залы  Владимира  и  области.

Скульптура, бюст,

6.05

32

Музеи  архитектуры.

Познакомить  с  архитектурой  и  её  основными  видами.

Выполнить  эскиэ  на  тему  древней  архитектуры: башни, крепость, крепостные  ворота.

Музей  деревянного  зодчества  в  городе  Суздале. Архитектура  округа  и  области.

Архитектура, зодчество

Контрольная  работа

13.05

33

Музеи  народного  прикладного  искусства.

Знакомство  с  народным  декоративно – прикладным  искусством.

Выполнить  эскиз  узора: геометрического, растительного, животного.

Народные  промыслы  Владимирской  области.

Музей

22.05

34

Музеи  искусств. Ступени  художественного  образования.

Знакомство  с  основными  музеями  искусства  страны.

Знать  основные  художественные  музеи  страны.

Музеи  Владимира  и  области.

Просмотр  фильма.

29.05

Календарно – тематическое  планирование  4  класс.

Тема  урока

Цель  урока

Предполагаемый  результат

Краеведческий  модуль

Термины

Примечания

Дата  план

Дата  факт

1.

Истоки родного искусства.

1

Летние каникулы

Вспомнить  приёмы  построения  тематической  композиции.

Выполнить  эскиз  композиции  о  летних  каникулах.

Владимирские  художники-пейзажисты

Пейзаж, цветовой  колорит

7.09

2

Какого цвета Родина

Познакомить  с  красотой  осеннего  пейзажа. Учить  рисовать  по  памяти  и  представлению. Показать  приёмы  построения  пейзажной  композиции.

Выполнить  пейзаж  различных  состояний  природы  (дождь, ветер, гроза, ясный  день ).

Владимирские  художники-пейзажисты

Пейзаж, цветовой  колорит

14.09

3

Пейзаж родной земли

Познакомить  с  красотой  пейзажей  родной  земли. Учить  рисовать  по  памяти  и  представлению. Показать  приёмы  построения  пейзажной  композиции.

Сделать  пейзаж  любимого  времени  года.

Владимирские  художники-пейзажисты

Пейзаж, цветовой  колорит

21.09

4

Гармония жилья с природой

Познакомить  учащихся  с  образом  традиционного  русского  дома - избы. Раскрыть  гармоничную  связь  человека  с  окружающим  миром  природы.

Сделать  несколько  зарисовок  деревенской  избы.

Владимирские  художники-пейзажисты

Архитектура, зодчество

28.09

5

Деревня - деревянный мир

Познакомить  с  деревянной  храмовой  архитектурой, рассмотреть  разнообразие   сельских  деревянных  построек  (избы, ворота, колодцы  и  т.п.).

Сделать  эскиз  деревенского  пейзажа.  

Музей  деревянного  зодчества  в  Суздале

Архитектура, зодчество, сруб, выпуски, конёк, крыша, причелины, полотенце, наличник,чело, гребень

5.10

6

Образ русского человека

Познакомить  учащихся  с  жанром  портрета, красотой  русской  народной  одежды  женщины. Познакомить  с  приёмами  выполнения  женского  портрета.

Выполнить  женский  портрет  в  народном  костюме.

Портретисты  области  и округа,  портреты  созданные  на  Владимирской  земле

Портрет,  композиция, колорит

12.10

7

Образ русского человека

Познакомить  с  образом  русского  богатыря  в  живописи, литературе. Дать  представление  о  вооружении. Показать  приёмы  выполнения  мужского  портрета.

Выполнить  портрет  русского  богатыря.

Портретисты  области  и округа,  портреты  созданные  на  Владимирской  земле

Портрет,  композиция, колорит

19.10

8

Воспевание труда в искусстве

Познакомить  с  изображением  красоты  труда  в  произведениях  изобразительного  искусства. Совершенствовать  навыки  изображения  человека  в  движении,  в  процессе  трудовой  деятельности.

Изобразить  различные  трудовые  процессы: сенокос,  пахота, уборка  урожая.

Тематическая  композиция, сюжет

26.10

9

Народные праздники

Дать  представление  о  языческих  богах  древних  славян, познакомить  с  народными  праздниками,   с  обычаями  и   традициями  наших  предков.

Выполнить  композицию  на  тему  народных  праздников

Народные  праздники  округа

Тематическая  композиция, сюжет

2.11

2.

Древние города нашей земли.

10

Древнерусский город-крепость

Познакомить  учащихся  с  конструктивным  образом  древнерусского  города – крепости.

Выполнить  эскиз  древнерусской  крепости.

Древние   города  Владимирской  области

Архитектура, собор, палаты, крепость, вал

16.11

11

Древние соборы

Дать  представление  об  особенностях  древней  архитектуры

Познакомить  с  архитектурой  Владимира  и  Суздаля,

Выполнить  рисунок  древнего  собора  или  церкви.

Древние   соборы Владимирской  области

Архитектура, собор, фасад, апсиды, аркатурный  пояс, купол, барабан

23.11

12

Древний город и его жители

Познакомить  учащихся  с  организацией  внутреннего  пространства  города. Дать  представление  об  архитектуре  Кремля, торговой  площади, посаде.

Выполнить  рисунок  древнерусского  города.

Древние   города  Владимирской  области

Архитектура, собор, палаты

30.11

13

Древнерусские воины - защитники

Дать  представление  об  образе  жизни  людей  (князя, его  дружины, ремесленников). Вспомнить  вооружение  древнерусских  воинов – защитников.

Изобразить  древнерусских  воинов  или  княжескую  друдину.

Богатыри  земли  Владимирской

Портрет

7.12

14

Города русской земли

Дать  представление  об  исторической  архитектуре  древнерусских  городов, познакомить  с  особенностями  архитектурного  облика  древних  городов.

Изобразить  древнерусский  город.

Древние   города  Владимирской  области

Архитектура, собор, палаты

Просмотр  фильма,  контрольная  работа

14.12

15

Узорочье теремов

Познакомить  учащихся  с  образами  теремной  архитектуры. Дать  представление  об  украшении  теремных  палат.

Изобразить  интерьер  палаты.

Древние   города  Владимирской  области

Архитектура, собор, палаты

2112

16

Праздничный пир

Обобщить  знания  учащихся  о  роли  постройки, украшения  и  изображения  в  создании  образа  древнерусского  города; познакомить  учащихся  с  праздничными  одеждами  бояр  и  купцов; показать  стилистическое  единство  костюмов  людей  и  облика  архитектуры.

Выполнить  эскиз  композиции  «Княжеский  пир».

Праздники  округа  и  области

Тематическая  композиция, сюжет

28.12

3.

Каждый  народ-художник.

17

Образ  японских  построек.

Познакомить  с  архитектурой  Японии  и  её  особенностями.

Изобразить  японские  постройки.

Архитектура  Владимирской  области  и  округа.

Архитектура, пагода, дворец

11.01

18

Красота  природы  в  японской  культуре.

Познакомить  с  основными  видами  изобразительного  искусства  и  из  особенностями.

Изобразить  природу  через  детали, характерные  для  японских  художников  (ветка  дерева  с  птичкой; цветок  с  бабочкой; трава  с  кузнечиками, стрекозами; ветка  цветущей  вишни  на  фоне  тумана, дальних  гор ).

Владимирские  пейзажисты.

Пейзаж, шёлк, тушь

18.01

19

Образ  человека  в  японской  культуре.

Познакомить  с  особенностями  изображения  человека  в  изобразительном  искусстве  Японии.

Изобразить  японок                 ( погрудные  или  в  полный  рост )  на  фоне  цветущих  веток.

Портрет, пейзаж,

25.01

20

Искусство  народов  гор  и  степей.

Познакомить  с  особенностями  изобразительного  искусства  народов  гор  и  степей.

Изобразить  жизнь  в  степи  и  красоту  пустых  пространств. Цветом  выразить  особенности  природы  степей.

Владимирские  пейзажисты.

Пейзаж,

1.02

21

Образ  художественной  культуры  Средней  Азии.

Познакомить  с  архитектурой  Средней  Азии.

Выполнить  эскиз  древнего  среднеазиатского  города.

Архитектура  округа  и  области.

Архитектура, мечеть, минарет, юрта, дувал,

8.02

22

Образ  красоты  древнегреческого  человека.

Знакомство  с  культом  красоты  человека  в  Древней  Греции.

Изобразить  фигуры  олимпийских  спортсменов  (фигура  в  движении )  в  соответствии  с  пониманием  греками  красоты  человеческого  тела-физически  совершенного, прекрасного  и  в  покое, и  в  движении.

Скульптура, рельеф,  

15.02

23

Древнегреческая  архитектура.

Познакомить  с  архитектурой  Древней   Греции  и  её  особенностями.

Изобразить  греческие  храмы.

Архитектура  округа  и  области.

Ордер: ионический, дорический, коринфский; фриз, фасад, фронтон, колонна,

1.03

24

Древнегреческий  праздник.

Познакомить  многообразием  праздников  Древней  Греции.

Сделать  эскиз  композиции  «Олимпийские  игры  в  Древней  Греции».

Праздники  округа

15.03

25

Средневековая  архитектура.

Познакомить  с  архитектурой  Средневековья.

Изобразить  средневековые  готические  здания.

Архитектура  округа  и  области.

Архитектура: романская, готическая; замок, ратуша,

22.03

26

Средневековые  готические  костюмы.

Познакомить  со  средневековым  готическим  костюмом  и  его  особенностями.

Сделать  эскиз  композиции  «Праздник  ремесленников  на  городской  площади».

Цех, герб, эмблема,

5.04

27

Многообразие  художественных  культур  в  мире.

Знакомство  с  многообразием  мировых  художественных  культур.

Знать  основные  особенности  художественных  культур  в  мире.

Европейская  культура, азиатская  культура, культура  Африки, Америки.

12.04

4.

Искусство  объединяет  народы.

28

Все  народы  воспевают  материнство.

Познакомить  с  отношением  к  материнству  в  творчестве  народов  мира.

Изобразить  мать  и  дитя, их  единство, ласку, отношение  друг  к  другу (изображение  по  представлению).

Портрет, натюрморт,

19.04

29

Все  народы  воспевают  мудрость  старости.

Знакомство  с  особенностями  иэображения  старости  в  произведениях   искусстве  разных  народов.

Изобразить  любимого  пожилого  человека, стремиться  выразить  его  внутренний  мир.

Портрет, натюрморт,

26.04

30

Сопереживание - великая  тема  искусства.

Знакомство  с  произведениями  искусства  отражающие  трагические  события  в  жизни  человека  и  животных.

Сделать  рисунок  с  драматическим  сюжетом (больное  животное, погибшее  дерево  и  т. п.)

Анималистический  жанр, портрет, пейзаж

3.05

31

Герои, борцы  и  защитники.

Познакомить  с  образом  героя, борца  и  защитника  в  разных  культурах  мира.

Сделать  эскиз  памятника  герою.

Скульптура, памятник, бюст,

10.05

32

Герои, борцы  и  защитники.

Познакомить  с  образом  героя, борца  и  защитника  в  разных  культурах  мира.

Сделать  эскиз  памятника  герою.

Скульптура, памятник, бюст,

17.05

33

Юность  и  надежда.

Познакомить  с  творчеством  художников  изображающих  детство.

Изобразить  радость  детства, мечты  счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.  

Портрет, пейзаж, эскиз

Контрольная  работа

24.05

34

Искусство  народов  мира.

Знакомство  с  искусством  народов  мира.

Сделать  эскиз  композиции  о  дружбе  народов  мира.

31.05

1 – 4  коасс

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Учебно-методическая  литература

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2007.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2008.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство.  Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.

Изобразительное  искусство  1 класс. Поурочные планы. Составитель  И.В.Федотова  Волгоград «Учитель» 2007    

Изобразительное  искусство  2 класс. Поурочные планы. Составитель  С.Б. Дроздова   Волгоград «Учитель» 2008    

Изобразительное  искусство  3 класс. Поурочные планы. Составитель  С.Б. Дроздова  Волгоград «Учитель» 2007    

Изобразительное  искусство  4 класс. Поурочные планы. Составитель  Н.В. Лободина    Волгоград «Учитель» 2007    

Серия «Великие  музеи  мира» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»

Серия «Великие  художники» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»

Оборудование

Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.

Тумбочка на колесах для технических средств обучения.

Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству 5 класс

Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...

Рабочая программа по искусству 8 класс

Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...

Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская

Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...

Рабочая программа по Искусству 8 класс

Рабочая программа по Искусству  8  класс...

Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...