Пейзаж.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Кравченко Ольга Александровна

Открытый урок на тему: " Пейзаж".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_peyzazh.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

                         Открытый урок на тему:"Пейзаж"

Цели урока: расширение знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства; формирование  умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.

Задачи:

 расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства;

 показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа;

 развивать умения и навыки учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства;

 овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;

  совершенствовать технику  работы с красками;

  формировать познавательный интерес учащихся к предмету;

 развивать творческую фантазию;

Оборудование: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-3, палитра, банка для воды,   репродукции картин, детские работы.

План урока

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока.

Изучение нового материала. Вводная беседа с демонстрацией  репродукций.

Практическая часть. Самостоятельное изображение пейзажа.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы урока

Учитель: У Ивана Бунина есть прекрасное стихотворение:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

- Ребята, скажите, о каком жанре здесь идёт речь? (о пейзаже)

Изучение нового материала

Учитель: ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра: марина (ит. marina, от лат. marinus — морской) — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море;  городской , сельский, парковый, архитектурный пейзаж -картина, на которой художник изобразил вид местности ( улицы, переулки, площади, маленькие дворики города.) ; архитектурный пейзаж — разновидность пейзажа , близко соприкасается с городским пейзажем ( разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой); промышленный (индустриальный) пейзаж-изображение предприятии промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса; лирический пейзаж (пейзаж – настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.

Жанр пейзажа гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с XVII века, только в этот период  появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.  В XVIII веке на арену европейского искусства вступает Россия. В России появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семен Щедрин, Федор Алексеев, Максим Воробьев. XIX век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи.  В России – Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Федор Васильев, Алексей Саврасов.

Актуализация ( вопросы по увиденному материалу)

- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины?

- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?

- Чем отличается фотография  от живописного полотна художника-пейзажиста?

Практическая работа

Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Можно изобразить любое время года в одном из состояний  природы.

Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.

Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.

Третий этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

В работе особое внимание необходимо уделить таким понятиям как:

-линия горизонта;

-точка схода;

-воздушная перспектива.

Ученики пишут пейзажи. Учитель показывает приемы работы на листе бумаги , а так же делает целевые обходы:

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль объема и качества выполняемой работы.

Коллективный просмотр работ учащихся

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Художественные фунции пейзажа в русской литературе"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

виды пейзажа

Презинтация составлена по ИЗО 6 класс. Это зрительный ряд по теме Виды пейзажа....

Советы для учителей ИЗО и просто для тех кто любит рисовать. Как рисовать пейзаж, приёмы рисования

В данной работе описываются различные методы рисования пейзажа...

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

Функции пейзажа в рассказе И.А.Бунина "Сны Чанга". Способы создания пейзажа

Разработка урока по анализу художественного текста и развитию речи...

пейзаж большой мир. виды пейзажа

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Виды пейзажа. Превращение пустоты в прострвнство. Организация перспективного пространства в картине. Поэтапное выполнение пейзажа гуашью...


 

Комментарии

Кравченко Ольга Александровна

Открытый урок на тему: "Пейзаж".