пейзаж большой мир. виды пейзажа
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Каргина Наталья Владимировна

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Виды пейзажа. Превращение пустоты в прострвнство. Организация перспективного пространства в картине. Поэтапное выполнение пейзажа гуашью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyzazh_bolshoy_mir.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок изобразительного искусства. 6 класс

Тема:  «Пейзаж – большой мир». Виды пейзажа.  (2 часа)      

Цель: расширение знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства; формирование  умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.

Краткое содержание: Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Знакомство учащихся с видами пейзажа. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Поэтапное рисование пейзажа гуашью.

Основные понятия: Пейзаж, виды пейзажа, ближний и дальний планы, колорит, композиция, светотень,  цвет, контраст,  линия горизонта, точка схода, линейная и воздушная перспектива.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, репродукции картин,  презентация к уроку «Виды Пейзажа», кисти, гуашь, баночка для воды, листы формата - А4, палитра. 

Планируемые результаты :

Предметные:

- знать отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства; - уметь выделять произведения пейзажного жанра от других произведений искусства;

- узнать имена крупнейших русских художников-пейзажистов;

- научиться изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением;

- научиться рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Метапредметные: 

-умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник и информацию, полученную на уроке;

-умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;

-умение отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на

чувства зрителя.

Личностные: 

-основы гражданской идентичности

-чувство гордости за свою Родину, любви к родному краю;

-любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

-ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Технологическая карта урока

«Пейзаж – большой мир». Виды пейзажа.  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

          1.        Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

                       2.     Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

На сегодняшнем уроке продолжим изучение раздела «Человек и пространство в ИЗО»

Учитель читает стихотворение:

В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой.

На нас неочарованных людей…

Вот так поэт Н.Заболоцкий в стихотворении “Вечер на Оке” задал тему нашему уроку, на котором мы должны приобрести  новые знания об этом жанре изобразительного искусства.

Ребята, какое новое слово вы услышали в этом стихотворении?

Как вы     думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж”, или какой смысл имеет это слово?

В стихотворении говорится о лесах, полях. Здесь слово “пейзаж” употребляется и рассматривается, как природа, потому что если в первой строчке заменить слово “Пейзаж” на слово “Природу”, то получится тоже хорошо, смысл не теряется.

“В очаровании русской природы
Есть подлинная радость… и т.д.”

- А сейчас я обращусь к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Пейзаж – общий вид какой–нибудь местности. Рисунок, картина изображающая виды природы, а так же описания природы в литературном произведении. (С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

- Послушаем еще одно определение этого слова.

А вот как дает определение в кратком словаре художественных терминов Н.М.Сокольникова,              ( стр. 56.)

Пейзаж – в переводе с французского – местность, страна, родина – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. (Н.М.Сокольникова)

-Ребята, опираясь на наши выводы , лирику поэтов, словари, кто услышал тему нашего урока?

Ученики формулируют содержание темы урока

Предполагаемый ответ: пейзаж.

Предполагаемый ответ. Природа.

Пейзаж  – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу

«Пейзаж – большой мир.»

                        3.   Постановка и формулировка  учебной проблемы.

Трудно поверить что пейзажная живопись до 18 века совершенно не ценилась и была лишь фоном в бытовом и портретном жанрах. Но усилия мастеров сделали этот жанр значительным и востребованным.

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

- Посмотрите на представленные пейзажи.

- Что на них изображено?

- Одинакова ли тематика этих пейзажей?

- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, где мы можем использовать полученные знания?

- Вы можете предположить, какова будет тема урока?

Ответы  учащихся

При рисовании пейзажей

                       4.     «Открытие» обучающимися нового знания.

Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными. Существует несколько видов пейзажа.

Сельский пейзаж. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др.   

Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Морской пейзаж. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.

Архитектурный пейзаж. Близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

Пейзаж – настроение. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.  (показ презентации).

               5.      Первичное применение новых знаний

Сравните картины

- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины?

- Какие картины вам больше всего запомнилась?

- Почему?

- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?

- Чем отличается фотография  от живописного полотна художника-пейзажиста?

Как художник изображает предметы,  находящиеся на переднем плане картины и на заднем? Почему?

учащиеся отвечают на вопросы.

  1.   Творческая практическая деятельность. (2 урок)

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

 На уроке вам предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Можно изобразить любое время года в одном из состояний  природы.

Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.

Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.

Третий этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

В работе особое внимание необходимо уделить таким понятиям как: линия горизонта; точка схода;воздушная перспектива.

Ученики пишут пейзажи. Учитель показывает приемы работы на листе бумаги , а так же делает целевые обходы:

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль объема и качества выполняемой работы.

  1. Рефлексия деятельности.

Выставка работ. Оценивание.

Показывает лучшие работы, предлагает ответить на вопросы и оценить рисунки. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Задает вопросы:

- Что видим на 1 плане?

- Что видим вдалеке?

- Как соблюдена воздушная перспектива?

Предлагает проанализировать собственные работы.

Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разноообразна и прекрасна изображенна на них осень! Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит. Видно, что в рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.

“В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.                                                                               Констаннин Григорьевич Паустовский.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Делают вывод,

что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения.

8  Д.З

Подобрать иллюстрации на тему “Пейзаж – настроение” (природа в разных состояниях, изменчивость явлений природы).

Учащиеся записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему"Пейзаж -большой мир"

Методическая разработка на тему "Пейзаж-большой мир"...

План - конспект урока ИЗО в 6 классе "Пейзаж - большой мир"

Данный урок раскрывает суть понятия "Пейзаж". Освещает историю его возникновения. Раскрывает секреты его изображения....

«ПЕЙЗАЖ – БОЛЬШОЙ МИР»

Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искувсстве....

Презентация для урока ИЗО в 6 классе по теме "Пейзаж - большой мир"

Демонстрационный материал для урока в 6 классе по теме "Пейзаж - большой мир" (зарисовки деревьев)...

Аттестационная работа на тему: "Пейзаж - большой мир для творчества".

В данной работе я постаралась показать важность пейзажа как жанра изобразительного искусства в практической деятельности учащихся. Именно пейзаж, на мой взгляд, способен эмоционально воздействовать на...

Конспект урока изо 6 кл. "Пейзаж - большой мир"

На уроке учащиеся знакомятся с видами пейзажа,  художниками пейзажистами....

Пособие для учащихся "Пейзаж-большой мир"

Пособие предназначено для учащихся 6 классов...