Аттестационная работа на тему: "Пейзаж - большой мир для творчества".
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Фуресова Наталья Викторовна

В данной работе я постаралась показать важность пейзажа как жанра изобразительного искусства в практической деятельности учащихся. Именно пейзаж, на мой взгляд, способен эмоционально воздействовать на зрителя. Я пришла к выводу, что искусство правильного изображения пейзажа, окружающей нас природы, могут решать множество задач в художественном, эстетическом воспитании и образовании учащихся. Такими  как пробуждение фантазии, увлечение творчеством, активизации образного мышления и др. Всё это невозможно без исследования теоретических основ и практической возможности выполнения пейзажа в различных техниках – графики и живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     ВВЕДЕНИЕ.

Мир Искусства прекрасен

и удивителен. А дорога туда

начинается в твоей душе,

в твоём сердце.

                            Б. Неменский.

    Изобразительное искусство (ИЗО) как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в эстетическом воспитании учащихся.

    Значение ИЗО для образования исторически и научно доказано. Выделяются следующие функции этого предмета в системе общего образования:

    - развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

    - развитие художественно-графических умений и навыков;

    - развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

    - развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

    - становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

    - получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

    - воспитание зрительской культуры;

    - возможное раскрытие начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности.

    Действительно, занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности учащегося.

    В наш век – век колоссального прогресса науки и техники – искусство не утратило своего значения как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития её художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни, в прошлой и современной культуре. Сколько интересного дают детям уроки изобразительного искусства по изучению его истории с древнейших времён до наших дней, жизни и творчества великих художников.

     Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства.  Начинается это воспитание ещё до школы, в семье, в процессе общения с природой, книгами и продолжается в школе, где формируется более глубокое воспитание прекрасного.

    Изобразительное искусство – это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Мир этот часть всей нашей жизни, но живет он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства.

    Увлечение искусством, любовь к нему приходит к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо вести его взрослый – учитель. И начинать, я считаю, надо с самого простого, с того,  что окружает каждого из нас – с мира природы.

   Одним из видов изобразительного искусства является пейзаж – с французского языка означает «природа», изображение природной среды, окружающей человека и привлекающей его своей красотой и эстетикой.

   В данной работе я постаралась показать большие потенциальные возможности одного из самых выразительных жанров изобразительного искусства – пейзажа для формирования творческой личности человека.

   Таким образом, актуальность темы данной работы заключается в необходимости включения в современный образовательный процесс данного жанра искусства, обоснования его значения для формирования творческой личности человека. Мне могут возразить, что во всех программах есть темы уроков, посвященные пейзажу, но я считаю, что более углубленное изучение и практическое изображение  этого жанра как по представлению, так и с натуры  поможет нам привить учащимся не только интерес к рисованию, но и любовь и ответственность за окружающую нас природу, а, значит, и за нашу Родину, воспитает в них так сейчас редкие патриотические чувства.

   Данная актуальность использования жанра пейзажа в современной художественной практике обусловили тему моего исследования.

   Проблема моего исследования формулируется следующим образом: каковы теоретические основы и практические возможности выполнения пейзажа. Решение в  художественно-творческих работах данной проблемы является целью исследования.

   Объектом исследования является пейзаж как жанр изобразительного искусства.

   Предметом исследования являются различные техники живописи и графики,  способствующие созданию выразительного образа пейзажа.

   Гипотеза исследования в предположении о том, что художественная ценность созданных творческих работ и максимальный эффект воздействия их на учащихся зависит от:

   - включения в содержание творческих работ объектов и их соответствующего колористического и образного решения;

   - расширения арсенала традиционных техник и способов создания произведений в жанре пейзаж, позволяющих  использовать в работах многообразие оттенков и полутонов;

   - создания серии живописных и графических  работ, объединённых единой композиционной основой;

   - подбора средств художественной выразительности, максимально отражающих первоначальный замысел.

   Задачи исследования:

1.Осуществить теоретический анализ изучаемого материала в искусствоведческой литературе.

2.Разработать теоретические основы возможностей изображения пейзажа в различных техниках.

3.Обосновать и отобрать содержание, средства художественной выразительности для воплощения художественно-творческих работ.

4.Создать серию композиций пейзажа по теме исследования.

Таким образом, ставятся основные цели и задачи педагогического процесса.

   Цель:

   Сформировать у учащихся целостное представление о жанре изобразительного искусства – пейзаже; о художественной культуре через творческий подход к познанию искусства.

   В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:

- формирование у учащихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

- формирование художественно – творческой активности учащихся при выполнении пейзажей;

- обеспечение учащихся информацией об истории возникновения и о видах пейзажа, о способах и техниках его изображения;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при создании творческих работ.

Глава I. ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

1.1.История развития и становления пейзажа как вида изобразительного искусства.

Творенье может пережить века:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

                                              Микеланджело.

   Пейзаж – это наиболее распространенный жанр живописи, история которого уходит в далёкие времена. Элементы окружающей природы первобытный человек изображал уже в наскальных росписях. В рисунках первобытного человека – в сценах охоты, перегона стад – встречаются схематично изображённые деревья, камни, водная гладь. Они словно намекают на место действия, но ещё не создают образа.

    Более широкое распространение пейзажные мотивы получают в искусстве Древнего Востока и Крита, особенно в сценах с  изображением охоты фараонов или диких животных в зарослях.

   Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появляется в Китае ещё в VI веке. Пейзажи китайских художников очень одухотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. То они монументальны и величавы, то полны подробностей и деталей. Многие прекрасные работы, созданные в X-XI вв., принадлежат жанру «горы – воды». Среди них известная картина Го Си «Осенний туман рассеялся над горами и равнинами», на которой художник изобразил цепи гор, старые кряжистые сосны и хижины, словно замершие в вечном безмолвии. Работа выполнена чёрной тушью, в приёмах письма сочетаются штрихи, линии и мягкие размытые пятна.  Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж.

   В искусстве средневековья,  в древнерусской иконописи природа изображается схематично. Мы видим как бы намёки на окружающий фигурные сцены пейзаж: «горки» обозначают скалистую местность, отдельные деревца неопределённой породы – лес и т.п.

   В европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра складываются в эпоху Возрождения. Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной линейной и воздушной перспективы, пейзаж у них становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи. В работах живописцев Ренессанса природа гармонически созвучна человеку.

   В XVII веке в искусстве классицизма оформились принципы идеального пейзажа, в котором главное место занял образ природы, подчинённой законам разумного устройства мироздания, например, у Н.Пуссена идеальный пейзаж имеет героический вид. В него включаются сцены из античной мифологии: «Пейзаж со сценой единоборства Геркулеса и Какуса», а у К. Лоррена преобладает идиллический  характер: «Похищение Европы».

   В пейзажах художников барокко воспевается стихийная мощь природы. Человек живёт с ней в неразрывном единстве, а  сама природа проникнута ощущением вечной борьбы стихий. Таков пейзаж в картинах П.П.Рубенса. Элементы пленэра (изображение природы с натуры) появляются в пейзажных этюдах с натуры у Д.Веласкеса – воспроизведение изменений воздушной среды под воздействием солнечного света и атмосферы. Голландские живописцы разработали систему валёров (оттенки тонов во взаимосвязи с другими оттенками, выражающими определённое соотношение света и тени и позволяющие тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде), световоздушную перспективу. Рембрандт, Я. Вермер Делфтский в своих картинах мир родной природы показывают в своей изменчивости, необычайно близким человеку, обжитым им. На картинах голландских живописцев мы видим и песчаные дюны, и болота, и бескрайние, уходящие вдаль поля с одинокими мельницами на горизонте.  Очень большое внимание они уделяют изображению неба и бегущих по нему облаков. Именно голландскими мастерами создан тип морского пейзажа – марины.

   В XVIII веке распространяется пейзаж, с топографической точностью воспроизводящий виды отдельных местностей и особенно городов. Городской вид – ведута – в России выполнял живописец Ф.Я.Алексеев, создавший многочисленные картины с видами Петербурга и Москвы.

   В первой половине XIX века в живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных состояний природы, своеобразию национального пейзажа, проблемам пленэра. Крупный вклад в дальнейшее развитие пейзажной живописи внёс англичанин Дж. Констебл, писавший свои картины целиком с натуры, умело передававший свежесть зелени, облачное небо, разный характер освещения в различное время дня, а также французские пейзажисты барбизонской школы (Т.Руссо, Ж.Дюпре и др.) открыли красоту сельского пейзажа, простой, благожелательной человеку природы. К. Коро запечатлел изменчивые состояния природы, стремился с помощью валёров создать ощущение  вибрирующей воздушной среды.

   Романтические традиции играют важную роль в русском пейзаже середины XIX века, особенно в пейзажах М.Н.Воробьёва и маринах И.К.Айвазовского.  Расцвет русского реалистического пейзажа связан с деятельностью передвижников. Он приобретает эпический размах в полотнах И.И.Шишкина, лирическую насыщенность у А.К.Саврасова, напряжённо – драматический оттенок у Ф.А.Васильева. Целый этап в развитии лирического пейзажа составило творчество И.И.Левитана.

   Пленэрная живопись, интерес к изменчивой световоздушной среде ярко проявились в творчестве мастеров импрессионизма. Они портретировали не только сельскую, но и городскую среду, создали многогранный и динамичный образ современного города. П.Сезанн утверждает монументальность, первобытную мощь природы, а В. ван  Гог наделяет пейзажные образы тревожным, нередко трагическим эмоциональным значением.

   В искусстве XX века признанными мастерами пейзажа стали художники прогрессивных направлений, опирающиеся на реалистическую традицию мирового искусства (Р.Кент и др.).

   И сейчас в наш век – век информационных технологий – создаются живописные полотна на пейзажную тему, а это значит, что интерес к жанру пейзажа не иссякнет никогда.

1.2.Особенности пейзажа как вида изобразительного искусства.

Искусство должно быть

состоянием души.

                     Марк Шагал.

   Одним из любимых зрителями жанров изобразительного искусства является пейзаж (франц. Paysage) – жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа (дикая или преображённая человеком).

   Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных её проявлениях и поэтому может открывать её сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

   Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

   В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

   Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

   В парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха.

   Морской пейзаж – марина – рассказывает о своеобразной красоте речных и морских просторов.

   Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским, но здесь художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

   В индустриальном пейзаже художник стремиться показать роль и значение человека – созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, вокзалов и мостов и др.

   Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определённый смысл. Так, пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной можно назвать героическим. В нём изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги.

   Пейзаж – картина, предназначенная для украшения здания, является декоративным. На нём стилизированы природные мотивы, цветовой строй композиции условлен.

   В пейзаже настроения художник стремиться найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям, что придаёт пейзажу лирическую окраску.

   В пейзажном жанре находят своё воплощение исторические события, о которых напоминают изображённые архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим.

    Величественные картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа.

   В романтическом пейзаже запечатлевается бунтарское начало – в нём мы увидим грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра.

   Как самостоятельный жанр искусства пейзаж обладает большим изобразительным воздействием. В нём показывается не только внешняя сущность природы, её красота, но и особенности того или иного места, события и эпохи.

   В лучших своих проявлениях пейзаж становится действенным средством идейного и эстетического восприятия, формирует вкусы, понятия и представления людей.

    Другое назначение пейзажа – служить своеобразной творческой лабораторией, где учащийся может ставить и решать различные вопросы и задачи, совершенствовать своё мастерство.

   Своеобразие работы над пейзажем заключается в том, что его интересно писать в различных условиях: в помещении при дневном и искусственном  освещении, на открытом воздухе.

   В отличии от профессионального творческого пейзажа учебный имеет узкую строго направленную цель: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.

   Необходимо, приступая к работе над пейзажем, давая учащимся его тему, знать не только изображение, но и технические возможности различных материалов.

   К материально – техническим средствам относятся бумага, карандаши, резинка, акварель, кисти, палитра и др.

   Бумага. Для изображения пейзажа я предлагаю учащимся использовать  бумагу в зависимости от того, чем на ней работают: гладкую – при работе карандашом, шероховатую – для красок. Цвет бумаги учащиеся могут выбрать по своему усмотрению, но в основном это белый.

   Выбор различных графических материалов в работе над рисунком пейзажа должен быть обусловлен как степенью подготовки рисовальщика, так и учебно – творческими задачами, решаемыми в конкретном задании по изображению пейзажа.

   Из всех графических изобразительных материалов карандаш более других дисциплинирует учащихся, позволяет тщательно прорабатывать как крупные, так и мелкие формы.

   Карандаш простой. Применяется графитовый карандаш граненой формы, средней мягкости (М и 2М) для предварительного наброска пейзажа перед работой красками и для выполнения графического рисунка.

   Карандаш цветной с толстым стержнем, обычно применяются наборы художественных цветных карандашей.

Для простого и цветного карандаша  наиболее приемлемой является техника работы штрихом, которая заключается в обработке форм объектов пейзажа линиями и штрихами  различной толщины и силы тона.

   Немаловажное значение при работе карандашом  имеет резинка. Используется только мягкая и остроугольная, которая не разрушает поверхность бумаги и незаметно удаляет неточности в изображении.

   Акварель – самая распространённая водяная краска. В учебном рисовании применяют наборы в 10 – 16 красок. Основное свойство акварели – её прозрачность, что приносит в работу над пейзажем воздушность, насыщение светом и трепетом.

   Кисть. Используются различные по форме кисти – плоские и круглые, по сорту – колонковые и беличьи, по размеру – тонкие, средние и толстые в зависимости от изображаемого объекта.

   Палитра – пластинка или дощечка для проверки цвета, смешивания красок для получения нужного оттенка. В основном учащимися используется белая пластмассовая палитра. Можно также использовать лист белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка.

1.3.Методика работы  выполнения пейзажа.

Помни о красоте, не изгоняй

её облика из жизни, зови,

зови действенно и других

к этой трапезе радости.

                                        Н.Рерих.

   При изображении пейзажа начинающему художнику следует идти от изучения отдельных малых форм и предметов к изображению группы предметов в их взаимосвязи между собой, с окружающей средой, пространством и освещением.

   Приступая к изображению пейзажа, следует продумать его компоновку, найти наиболее подходящую точку зрения и выбрать композицию.

   Сначала выполняется набросок и определяется линейно – конструктивная основа изображаемой натуры.

   Затем используя набросок в качестве основы, нужно продумать пластическое и колористическое решение пейзажа. При этом в зависимости от живописной или графической техники используются соответствующие материалы, позволяющие достичь  желаемого результата. Правильно выполненный предварительный рисунок и умелое применение красочных материалов являются залогом удачного изображения пейзажа.

   Как же всему этому научить детей, как сделать уроки ИЗО по выполнению пейзажа интересными и содержательными, одновременно доставляющими учащимся радость общения с искусством, радость познания и радость творчества?

   М.М.Пришвин писал: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться». Эти слова как нельзя лучше подходят к формуле педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы. Именно так, я считаю и нужно учить детей рисовать.

   Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными.

    Рисование пейзажа (с натуры на пленэре).

   1.Выбор мотива.

Что рисовать в своём пейзаже учащийся должен определить сам, роль учителя заключается в небольшой подсказке направления на участок натуры, чтобы из разнообразия привлекательных уголков пейзажа был выбран только один. Для этого учащемуся предлагается использовать рамку – видоискатель.

   2.Условия выбора натуры.

В поле зрения должны находиться несколько пространственных планов, на одном из них, а именно на переднем какой-нибудь интересный объект. Так же имеется ли цветовой контраст между элементами натуры, что может служить композиционным центром.

   3.Точка зрения.

Перспектива изображения должна строиться в зависимости от того, где находится художник и как он смотрит на натуру: прямо, сбоку или сверху.

Существуют фронтальная, угловая и верхняя перспектива. Верное перспективное построение необходимо при изображении любого объекта (дерево, куст, дом и др.)

   4.От натуры до изображения.

Работу над изображением начинают со схематизированного наброска в виде простых геометрических фигур, в которые несколькими лёгкими линиями вписываются контуры натуры.

   5.Линейно – конструктивная схема.

   Простые фигуры композиционной схемы позволяют без труда передать наиболее существенные элементы пейзажа. Для создания такой схемы нужно определить линию горизонта и проанализировать какую перспективу строить: фронтальную, боковую (угловую) или верхнюю. Соблюдать перспективные закономерности нужно в течение всех сеансов работы. Линейно – конструктивная основа формы изображаемых предметов создаётся несколькими лёгкими линиями, передающими наиболее важные элементы пейзажа.

   6.Пропорции.

   Необходимо соблюдать соответствующие отношения между  элементами пейзажа. На основе реального восприятия устанавливаются соотношения между размерами изображаемых предметов.

   7.Окончание работы над графическим рисунком.

   Сделав набросок с натуры, учащийся прорисовывает и детализирует графический рисунок, руководствуясь законами воздушной перспективы. В согласии с ними определяет количество деталей на каждом плане, устанавливает меру чёткости их контуров, передаёт характерные индивидуальные признаки, после чего обобщает всё изображённое.

   На каждом этапе работы над графическим наброском учащимися преподаватель обязан помогать, если они его просят или сомневаются в правильности своего решения.

   Живопись пейзажа.

   Реалистическое изображение пейзажа не является зеркальным отражением природы. Цель его – создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Живопись, как и рисунок, базируется на строго определённых закономерностях построения реалистической формы. Обучение живописи – путь изучения способов, приёмов и средств построения живописной формы цвета. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения.

   У учащихся нужно развивать способность видеть красоту в окружающей природе, выбирать в ней натуру для своей работы.

   Метод, позволяющий успешно позволяющий создавать зрительный образ пейзажа – это метод отношений. Процесс развития зрительного восприятия идёт параллельно с накоплением знаний и умений.

   Для выполнения живописи пейзажа учащимся необходимы знания основ цветоведения:

   Цвета подразделяются на ахроматические цвета (белые и чёрные). Они различаются по светлоте. Все цветные краски называются хроматическими.                    Цвета могут быть либо тёплыми, либо холодными. Также при работе  над пейзажем мы сталкиваемся с явлением – контраст. Всякий ахроматический цвет в окружении более тёмного светлеет, в окружении более светлого темнеет. Это светлотный контраст. Изменение цветового тона в зависимости от рядом находящегося цвета называется цветовым контрастом.

Цветовой тон – это признак цветности, по которому один цвет отличается от другого. Светлота – отличие по светлоте, насыщенность – степень выраженности того или иного цветового тона. Полутон – промежуточная часть формы между светом и тенью.

   Все эти понятия усваиваются учащимися постепенно в процессе работы над живописью пейзажа.

   Работа над пейзажем выполняется различными живописными материалами. Одним из таких материалов является акварель. Основное свойство акварели – прозрачность красящего слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой.

   В акварели используются два способа работы:

   1. Лессировка – наложение одного прозрачного слоя краски на другой, при этом первый слой просушивается.

   2.Алла прима (работа по сырому) – все цвета берутся сразу нужной силы, каждая цветовая деталь начинается и заканчивается в один приём.

   Высветление насыщенного тона происходит путём разбавления акварели водой. Живопись акварелью построена на таком техническом приёме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, а затем постепенно вводят насыщенные цвета.

   Техника акварельной живописи.

   1.Техника рисования прозрачными красками.

   Очень сильно разбавленный слой краски наносится на сухую бумагу. Он может накладываться как одним, так и разными цветовыми тонами, следующими друг за другом. Если работать с прозрачными слоями разных тонов краски, то возникает так называемое «оптическое смешение красок».

   2.Техника рисования по мокрому грунту.

   Краски наносятся либо на предварительно смоченную бумагу, либо поверх ещё влажного слоя краски. При использовании техники «мокрым по мокрому» возникает эффект, типичный для акварельной живописи, мягкое растекание и переплетение красок. Это так называемое «увядание» красок содержит в себе чрезвычайно привлекательные возможности изображения.

   3.Техника затёков.

   При использовании этой техники стремятся добиться мягкого, плавного перехода от насыщенной краски до прозрачной. Это происходит, когда насыщенную краску каждый раз разбавляют чуть большим количеством воды, и краски, разбавленные по-разному, накладываются рядом без перехода. Работа проводится на сухой основе.

   4.Техника гранулирования.

   Такая техника рисования осуществляется на грубой бумаге с помощью большого количества краски, небольшого количества воды, лёгкими мазками кисти, и должна также использоваться на сухой основе. Она должна покрывать лишь выступающие места бумаги, а углубленные участки остаются белыми. В результате возникает структурированная поверхность рисунка.

   5.Техника размывки.

   Возможна при наличии уже нанесённых более толстых, чем обычно, ещё слегка сырых или уже высохших слоёв краски. Чистой водой и кистью размываются световые пятна, контуры и поверхности. Эта техника предлагается, кроме того, для коррекции интенсивно окрашенных участков рисунка.

   6.Негативная прозрачная краска.

   Это понятие подразумевает оставленные на картине части белой бумаги, таким образом, изображают светлые, освещённые детали или белые предметы. Белой бывает кроющая краска, в виде акварельной она не существует и поэтому должна изображаться за счёт не закрашенных мест на бумаге.

   Все эти техники акварельной живописи активно применяются мной на уроках ИЗО и не только для живописи пейзажа.

 

Создание эмоционально – психологического климата на учебных занятиях ИЗО  по выполнению пейзажа.

   Этому способствует применение фрагментов видеофильмов, включение музыки, использование репродукций картин русских художников – пейзажистов, чтение стихов русских поэтов, созданные учащимися презентации о великих живописцах.

   Для того  чтобы разнообразить уроки мной используются различные жанры живописи: живопись акварелью, графика простыми  карандашами.

   На учебном занятии мной используется «Музей в чемодане» - карточки с терминами по ИЗО, репродукциями картин, на обратной стороне которых имеется информация о художнике или картине, пояснения к термину. Таким образом происходит смена видов деятельности у учащихся и они узнают что-то новое для себя.

   1.4.Формы организации познавательной деятельности и методы обучения.

 

Методы слиты в педагогическом

процессе и нелегко отделимы друг

от друга. Одно другое и обеспечивает,

и гарантирует.

                                               Б. Неменский.

   Выбор метода обучения определяется в зависимости от содержания учебного материала, конкретных учебно - воспитательных целей и задач, стоящими перед учителем на уроке.

   На своих уроках я применяю следующие методы:

   1.Словесные методы – беседа, разъяснение. Без рассказа по теме урока и объяснения, как выполнить то или действие, очень сложно провести занятие.

   2.Наглядные методы – демонстрация иллюстраций, видеофильмов, презентаций и показ последовательного выполнения рисунка учителем на доске  в сочетании с объяснением дают самый лучший результат на практике: аудиовизуальный метод.

   3.Практические методы – упражнения: воспроизводящие (учащиеся повторяют за учителем действие), творческие (по степени самостоятельности), графические в сочетании с практическими живописными; практическая работа  – главные в методе обучения учащихся рисованию и живописи.

   4.Исследовательский метод – используется для создания презентаций при работе на компьютере.

   5.Метод эмоционального стимулирования – использование игр, викторин, игровых упражнений на уроке.

   6.Метод формирования ответственности и обязательности – формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований.

   7.Методы контроля – повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, проверка домашних и классных работ учащихся.

   8.Метод развития творческих способностей учащихся – выполнение  творческого задания под контролем учителя или самостоятельно.

   Формы организации познавательной деятельности.

   1.Фронтальная – используется при объяснении учителем новой темы урока.

   2.Индивидуальная (индивидуализированная) – для самостоятельной творческой деятельности учащихся, используется чаще всего.

   3.Парная или групповая – при коллективной творческой  работе учащихся по одной теме.

   В зависимости от задач, поставленных учителем на уроке, можно применять сразу несколько форм организации познавательной деятельности.

Глава II.ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ. УЧИМСЯ ИЗОБРАЖАТЬ ПЕЙЗАЖ.

2.1.Общая характеристика творческих работ.

   Жанр пейзажа очень богат и интересен. Накоплен значительный опыт в этом жанре.  Достоверно изображаются объекты, элементы пейзажа (растительность, вода, небо, облака, земля, вода и др.), передаётся их красота, неповторимые живописные качества.

   Искусство пейзажа имеет свои традиции. О них было сказано в главе I (истории развития пейзажа).

   Данный жанр позволяет с помощью простых приёмов создавать определённое настроение, образ. С помощью пейзажа учащиеся передают своё отношение к окружающему миру.

   Дети, живущие в сельской местности, должны проникнуться красотой родного края и передать свои чувства в творческих работах.

   Поэтому, особенно в последние годы, когда встал вопрос о формировании патриотического самосознания, большое внимание стали уделять национально – культурному мировоззрению, эстетическому развитию, стали более углубленно и подробно изучать искусство как фактор воздействия на развитие молодого поколения нашей страны. Изображение пейзажа родного края, русской природы раскрывают всю неповторимую красоту Родины, что позволяет формировать патриотизм, национальное самосознание. Пейзаж приобщают к вечному, к культуре.

   Используя различные средства выразительности в пейзаже, учащиеся показывают нам свои чувства, своё отношение к тому, что изображено.

   Творческую работу представляет серия из 4 занятий, объединённых общей темой: «Пейзаж – большой мир для творчества». При этом работы показывают специфику жанра и его разнообразные стороны.

   При подготовке и выполнении творческих работ учащиеся использовали натурный материал, собранный ими в ходе пленэрной практики, этюды и зарисовки и  репродукции произведений художников – пейзажистов.

   Темы уроков:

1. «Учимся рисовать дерево». (Графика).

2. «Построение пейзажной композиции». (Линейный рисунок).

3. «Рисуем пейзаж простым карандашом». (Тоновое решение, светотень).

4. «Живопись пейзажа акварелью». (Живопись акварелью).

Каждое из учебных занятий я предлагаю провести в индивидуальной форме организации познавательной деятельности, так как главной целью этих уроков является научить учащихся изображать пейзаж как графически простыми карандашами, так и выполнению живописи акварелью.

   Эту серию учебных занятий я предлагаю провести в 8 классе. Так как у учащихся накоплен необходимый опыт творческой деятельности, умение пользоваться различными художественными материалами и развито образное мышление.

2.2. Содержание творческих работ.

   В учебных занятиях показана специфика жанра изобразительного искусства -  пейзаж и его разнообразные стороны. Хотя творческие работы объединены общей темой, они показывают разные стороны жанра и техники живописи и рисунка изображения пейзажа.

   Учебное занятие №1: «Учимся рисовать дерево».

   Цели:

1.Познакомить учащихся с изображением дерева в мифологии.

2.Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

3.Научить рисовать набросок  дерева, используя форму, по этапам.

4.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству.

   Оборудование и материалы: подбор иллюстраций и репродукций по теме; тематические таблицы с изображением различных форм кроны дерева; таблица поэтапного рисования дерева; альбом, набор простых карандашей, резинка.

План урока.

1.Беседа об изображении дерева в мифологии.

2.Постановка художественной задачи.

3.Практическое выполнение задачи.

4.Подведение итогов и анализ работ.

   Ход урока.

Беседа.

   От эпохи бронзы до настоящего времени дерево воплощало универсальную схему мироздания. Мировое дерево наделено волшебными свойствами. Оно, как правило, находится в священном месте – центре вселенной, который в мифах о творении играет чрезвычайно важную роль. Мировое дерево одним из первых появляется на клочке суши, возникающем среди необъятных вод первозданного океана. Под его сенью совершают свои первые шаги мифические прародители человечества. Древо связывает между собой небо и землю, является стержнем мира.

   Среди древних славян существовало представление о том, что в самом центре земли или же на самом её краешке, «у лукоморья», возвышается мировое древо, чья макушка упирается в небеса, а корни достигают преисподней. Поэтому чудесному древу герой попадает в небесное царство, поэтому же древу в мир людей спускаются и поднимаются боги.

   К мировому дереву славян весьма близок космический ясень Иггдрасиль скандинавской мифологии – древо жизни и судьбы, ось мира. Он считался связанным с божеством древних скандинавов – Одином. Корнями и кроной Иггдрасиль объемлет весь мир, именно на нём держится небо, облака и звёзды. У него три корня, один простёрся на небо, второй – в средний мир, третий – в преисподнюю. Под каждым из корней бьёт чудесный источник. У этого мирового ясеня стоит великолепный храм, из которого выходят норны – богини, ведающие судьбой. Именно здесь находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Там же они собираются на свой совет, чтобы вершить дела мира. У основания дерева живёт дракон, на макушке сидит мудрый орёл, а по стволу вверх и вниз бегает вещая белка.

   По представлениям древних египтян, ось земли – это гигантское золотое дерево, вершиной упирающееся в самое небо. На его верхних ветках растут драгоценные камни и живет небесная богиня Нут. Дождь, орошающий землю и проникающий в виде почвенных вод в подземный мир, происходит от того, что чудесная птица Феникс ударяет крылами по ветвям этого священного дерева и оно разбрызгивает свою священную влагу. Поклонение мировому дереву было тесно связано с культом Осириса, бога плодородия и вечного обновления природы. Рядом с его гробницей росло дерево, на котором в виде птицы восседала душа бога. Египтяне верили в то, что почитаемое ими земное дерево есть копия небесного дерева, растущего в верхнем мире.

Задание: найти  в мифологии разных народов упоминания о существовании вселенского  космического дерева (Индия, Китай, северные страны, ацтеки и др.) и сделать сообщение.

   Практическая работа.

   Рисуем дерево с натуры на пленэре. Сегодня на уроке нам с вами предстоит выполнить рисунок.

   Вспомните понятие рисунка. Рисунок – разновидность художественной графики, искусство изображения линейных элементов, изображение с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна.

   Рисунок создаётся от руки, выполняется карандашами.

   При выполнении рисунка следует руководствоваться основным принципом – последовательным, методически осмысленным ведением работы: от композиционного построения на плоскости избранного объекта до детальной проработки его с последующим обобщением.

  А что вы будете рисовать? Верно, самое простое и в то же время сложное по своему строению дерево.

   Начальное упражнение:

   1.Все деревья, хоть и принадлежат к одному и тому же биологическому виду, сильно отличаются друг от друга по размерам и форме. Поэтому прежде, чем рисовать дерево, нужно понять, какую форму оно напоминает. Для этого нужно провести тонкие линии, обозначая основную форму и размер дерева.

2.Не выходя за рамки формы, прорисуйте направление и форму ветвей.

3.Уточните контур дерева, добавьте листву.

   Усложним задание: выполним набросок дерева с натуры.

   Что такое набросок? Набросок – это одна из разновидностей рисунка, которая представляет собой быструю, лаконичную зарисовку небольшого размера. Набросок позволит быстро провести зарисовки различных деревьев с целью их изучения. В набросках передаётся общее впечатление от натуры, изображается наиболее главное и существенное, без основательной проработки деталей.

    Задачи при выполнении наброска дерева:

   1.Поиск интересной и выразительной композиции, правильное построение графического изображения дерева.

   2.Последовательное осуществление работы над наброском, выделение в первую очередь главного, постепенный переход к необходимым уточнениям.

   Совет: Во время работы на каждом этапе рисования следует помнить основной принцип – идти от общего к частному, всё время держать в поле зрения всё дерево, а не только ту часть, которая изображается в данный момент. Для более глубокого освоения техники рисования перед длительным рисунком необходимо делать наброски.

   Этапы работы над наброском:

   1.Изучите форму и объём изображаемого дерева, его сходство и различие с другими деревьями, при этом полезно сделать несколько быстрых набросков с разных положений и разными материалами.

   Выберите наилучшую точку зрения, с которой дерево смотрится наиболее интересно и выразительно.

    Встаньте так, чтобы одним взглядом можно было охватить всё дерево.

    При изображении деревьев сложной формы старайтесь соблюдать правильные пропорции – соотношение ствола и ветвей по величине и по положению. Очень важно с самого начала работы определить главные пропорции дерева (его высоту и ширину, соотношение ствола и кроны), направление ствола и ветвей, характерные для данной породы общие очертания дерева.

    Вы должны всё время сравнивать основные пропорции дерева в целом и его отдельных частей. Начинайте рисовать, не отвлекаясь на детали и двигая всей рукой, а не только пальцами. Чаще смотрите на натуру, чем на рисунок.

   2.Когда будет продумана композиция наброска и на листе намечены размеры будущего изображения, наметьте общие очертания дерева и его главных частей с учётом их пропорций и особенностей.

    Выявите конструкцию – скелет дерева со стволом, основными ветвями, затем с более мелкими, изобразите крону, прорисуйте ствол, произведите окончательное обобщение наброска.

   3.Дополните набросок деталями, которые вы считаете самыми нужными и характерными в натуре. В наброске не должно быть лишних линий.

 

   Во время выполнения практической работы учитель делает   ц е л е в ы е          о б х о д ы: 1)контроль правильности выполнения приёмов рисунка; 2)оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 3)контроль объёма и качества выполненной работы.

   Итог урока.

   Выставка детских работ.

   Самоанализ рисунков: какое дерево изобразил, что вышло, а что нет.

   Учитель советует, что исправить в работах.

   Сегодня на уроке вы убедились, что изображать дерево с натуры не так уж и сложно. Нужно всего лишь уметь видеть, подмечать детали, сравнивать изображаемое с натурой. И результат вы держите в своих руках.

   Домашнее задание: выполнить наброски с натуры дерева для закрепления полученных знаний, подобрать иллюстрации к следующему уроку – изображения пейзажей, фотографии.

Учебное занятие №2: «Построение пейзажной композиции».

   Цели:

   1.Сформировать представление учащихся о построении пейзажной композиции.

   2.Развивать творческое отношение к выполнению задания.

   3.Воспитывать интерес к искусству.

   Оборудование и материалы: репродукции картин художников – пейзажистов; тематическая таблица с правилами построения пейзажной композиции; художественные материалы для работы в технике рисунка: альбом (лист), простые карандаши, резинка.

План урока.

1.Беседа о композиции и построении пейзажной композиции.

2.Постановка художественной задачи.

3.Практическое выполнение задания.

4.Подведение итогов и анализ работ.

   Ход урока.

   Вводная беседа.

   Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника.

   Посмотрите на репродукции картин и вы увидите перед собой мир природы глазами автора. Но работа художника над своим произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещение предметов и объектов, смыслового центра картины. Он ищет свою композицию в картине.

   Давайте вспомним, что такое композиция? В живописи композицией называется выбор и размещение на поверхности, то есть на основе рисунка, выразительных элементов и отношений между этими элементами.     Композиция в значительной степени зависит от интуиции и зрительного «образования» художника. Она не подчиняется никаким твёрдым и обязательным  правилам. Однако, изучая художественные произведения, можно вывести определённые принципы и следовать тем из них, которые в наибольшей мере отвечают вашим представлениям гармонии и восприятию окружающего мира.

   Посмотрите на таблицу построений пейзажных композиций. Здесь вы видите некоторые ситуации, которые помогут вам при работе над своим пейзажем добиться эстетического эффекта.

   Предложения по построению пейзажной композиции:

1.Старайтесь не размещать основной объект прямо в центре рисунка.

2.Старайтесь, чтобы линия горизонта не разделяла рисунок на две равные части.

3.По мере возможности не делите рисунок на две равные части, контрастирующие друг с другом (белая/чёрная, насыщенная/ненасыщенная и т.д.)

4.Оставьте немного свободного места вокруг объекта.

5.Избегайте деления картинки на две части по принципу строгой симметрии.

6.Разбавляйте монотонность горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов.

7.В пейзаже избегайте схождения линий в центре рисунка.

8.Помните, что «линии интереса» ведут взгляд наблюдателя вглубь рисунка, а не к боковым его краям.

   И ещё – помните о главном ведущем элементе композиции, организующей все её части – композиционном центре. Он является смысловым центром рисунка и выделяется с помощью размера, освещения, местоположения и линейной перспективы.

   Практическая работа. (Самостоятельная работа учащихся).

   Создаём пейзажную композицию.

   А теперь закройте глаза, представьте то, что бы вы хотели нарисовать. Может быть это будет поляна в лесу, берег реки или озера, знакомый вам уголок природы в нашем посёлке или горы. Старайтесь не торопиться, продумайте все детали вашего пейзажа, пользуйтесь теми рекомендациями, о которых я вам рассказала. Если возникнут трудности, зовите.

   Учащиеся работают простыми карандашами.

   Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е  о б х о д ы: 1)контроль организации рабочего места; 2)контроль правильности выполнения приёмов работы; 3)оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4)контроль объёма и качества выполненной работы.

   Итог урока.

   Выставка работ.

   Серьёзные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно все задачи по построению пейзажной композиции. Но кроме этого, каждая из ваших работ особенна, неповторима. В них видно ваше отношение к тому месту, которое вы нарисовали. А теперь я попрошу рассказать о вашем пейзаже.

   Домашнее задание. Найти работы русских художников с изображением пейзажей и проанализировать их с точки зрения построения пейзажной композиции.

   Учебное занятие №3: «Рисуем пейзаж простыми карандашами».

   Цели:

   1.Научить учащихся использовать теоретические знания основ построения пейзажной композиции в работах с натуры на пленэре.

   2.Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую и познавательную активность.

   3.Формировать у учащихся практические навыки в изображении пейзажа с натуры.

   Оборудование и материалы: папка с листом бумаги, набор простых карандашей, рамка-видоискатель.

   План урока.

1.Беседа о пленэре, закономерностях перспективы.

2.Постановка художественной задачи.

3.Практическое выполнение задания.

4.Подведение итогов и анализ работ.

   Ход урока.

Организационный выход на пленэр в школьный сад.

Беседа.

   Мы с вами на природе. Перед нами раскинулся прекрасный пейзаж. Что же нам следует знать при работе на пленэре? Какие знания вам пригодятся при изображении пейзажа с натуры?

   Пленэр – работа на открытом воздухе в естественных условиях. Общение с природой на пленэре учит неисчерпаемой гармонии.

   Вспомните закономерности изображения линейной и воздушной перспективы.

   Линейная перспектива:

   При удалении от нашего глаза размеры объектов постепенно уменьшаются. Передний план будет находиться у края листа, а около линии горизонта – задний план. При этом соблюдаются правила:

   1.Все линии, удаляясь, сходятся к условной точке схода, расположенной на линии горизонта.

   2.Все предметы по мере удаления уменьшаются в размерах, пока не превращаются в точку на линии горизонта.

   3.Резкость очертаний, контраст и тоновая насыщенность предметов слабеют по мере удаления к линии горизонта.

   Воздушная перспектива:

   По мере удаления объектов от глаз наблюдателя их очертания становятся более мягкими, а переходы светотени – расплывчатыми. Воздушный слой как бы скрывает объём и фактуру материала, объекты приобретают силуэтный характер. Деревья на первом плане имеют более тёмный тон и чёткий контур, прорисовываются детально, а  задний план – схематично.

   Практическая работа.

   Выполнение наброска пейзажа с натуры.

   Увидеть интересный мотив композиции не так-то просто. Помочь в этом вам может рамка – видоискатель. Выберите кадр, постарайтесь, чтобы в поле вашего зрения попал наиболее привлекательный и законченный вид пейзажа. Определите соотношения земли и неба. Ваш пейзаж будет лучше смотреться, когда на нём показано либо больше неба, либо больше земли, а не их пропорциональное равенство. Симметрия делает композицию невыразительной и скучной.

   Задачи при выполнении наброска пейзажа:

   1.Определение взаимного расположения деревьев (обратите внимание на то, что деревья кое-где перекрывают друг друга).

   2.Определение характерных объёмных форм. Компоновка деревьев на листе – композиция.

   3.Выполнение работы от общего к частному.

   Учащиеся выполняют работу над пейзажем поэтапно простыми карандашами.

   Этапы работы над наброском пейзажа:

   1.Приступая к изображению группы деревьев в наброске, прежде всего следует позаботиться о выборе наилучшей точки зрения, с которой весь пейзаж смотрится цельно, выразительно, когда чётко читаются пространственные планы. Вы должны находиться на достаточном удалении от деревьев, если хотите их изобразить целиком. Отключите внимание от всего, что не входит в отобранный вами кадр, что составляет дополнительное окружение сюжета, подлежащему изображению. Рассмотрите пейзаж, оцените его главные части, как бы попутешествуйте по нему мысленно, проследите его пространственные планы.

   2.В соответствии с замыслом и задачами работы, найдите наилучшее композиционное решение выбранного сюжета. Набросок должен быть интересно скомпонован. Проведите линию горизонта для соотношения в наброске земли и неба, определив тем самым свою точку зрения. Все элементы пейзажа строятся в зависимости от положения линии горизонта. Соотношение земли и неба в рисунке определяется композиционным замыслом. Вы сами должны решить, сколько нужно показать неба и земли для наилучшего выражения темы рисунка, своего замысла.

   Решив композицию будущего изображения, вы делаете первоначальный набросок пейзажа. В соответствии с линией горизонта намечаются главные части пейзажного мотива, устанавливаются пропорции больших масс, а затем более мелких частей пейзажа. После этого намечают местоположение и размеры отдельных деревьев в соответствии с пространственными планами, в пределах которых они находятся.

   3.Когда основные части пейзажа намечены в наброске, переходите к уточнению общей геометрической формы деревьев, составляющих данную группу. При этом сравниваются размеры деревьев, их пространственное расположение. По мере удаления деревьев от глаз зрителя утрачивается чёткость очертаний объектов переднего и заднего планов. Деревья читаются более определённо, их в наброске можно проработать основательнее, решить более активно по отношению к деревьям заднего плана. Но, насыщая деталями даже передний план, надо давать только самые необходимые детали, не вдаваясь в излишние подробности, которые могут лишить набросок художественной цельности.

   4.Проработайте светотень на наброске. Правильно сочетайте линейное построение и тональные отношения. Проработайте отдельные элементы переднего плана. Для создания теней накладывайте штрихи один на другой остро отточенным карандашом. Не затирайте штрих на переднем плане – тушёвка и растирание допустимы только на заднем плане. Заканчивайте рисунок обобщением, так как детали не должны разрушить цельность изображения.

   Во время практической работы учитель делает  ц е л е в ы е  о б х о д ы: 1)контроль правильности выполнения приёмов работы; 2)оказание помощи учащимся, испытывающие затруднения; 3)контроль объёма и качества выполнения работы.

   Итог урока.

   Выставка работ учащихся.

   Посмотрите на свои работы, какие они у вас получились разные и интересные. Сколько вас в классе – столько и видений одного и того же места натуры. И хочется прочитать отрывок стихотворения:

Что дорого – то никогда не бывает нелепо.

Как тихо на свете! И весь мне отпущенный век

Я буду любить эту землю – безвольно и слепо,

И небо, которое будет чистым вовек…

   Вы сумели выразить своё личное отношение к изображённому. Выразительные композиции, оригинальное тоновое решение наброска придали неповторимость вашим рисункам.

   Домашнее задание: Выполнить ещё один набросок пейзажа на бумаге для акварели  для закрепления этапов работы, но не прорабатывать его тонально.

Учебное занятие №4: «Живопись пейзажа акварелью».

   Цели:

   1.Научить учащихся использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работе над живописью пейзажа, устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение цвета на различных планах работы.

   2.Совершенствовать у учащихся технику работы с акварельными красками.

   3.Активизировать познавательный интерес к окружающему миру.

   Оборудование и материалы: репродукции картин с пейзажами; таблица «Техника акварельной живописи»; готовый набросок пейзажа, акварель, кисти, палитра, баночка для воды.

   План урока.

1.Проверка готовности учащихся к уроку (наличие наброска пейзажа, материала для живописи акварелью).

2.Беседа о живописи акварелью.

3.Постановка художественной задачи.

4.Практическое выполнение задания.

5.Подведение итогов и анализ работы.

    Ход урока.

   Работа в классе.

   Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку – наличие наброска пейзажа (д/з), смачивание красок.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой.

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей…

                                      Николай Заболоцкий

   Посмотрите на выставку репродукций картин русских художников.

Каждая из них может рассказать о многом: с каким чувством, настроением писал живописец свою работу, что хотел затронуть в душе у зрителя. Чем больше всматриваешься в их картины, тем больше ощущаешь саму жизнь природы.

   Вот и сегодня вам предстоит поделиться своим настроением друг с другом, создать живопись пейзажа акварелью.

   Давайте вспомним техники акварельной живописи. В этом вам поможет таблица «Техника акварельной живописи», с которой вы уже работали. Выберите те техники, которые вам пригодятся в вашей работе. Я предлагаю техники: по мокрому грунту, прозрачными красками и технику затёков.

   Настроение в картине передаётся через цвет (оттенки чувств – оттенки цвета). Главный акцент в пейзаже художник делает на колорит. В работе вам важно определить цветовые и тональные контрасты и их соотношения в главных планах – небо, земля (вода) и надземные объекты изображения.

   Следует также обратить внимание на правильное распределение тёплых и холодных тонов в их пропорциях.

   Предметы, окрашенные в тёплые локальные цвета, на освещённой стороне сохраняют тёплый тон, а в тени приобретают холодный оттенок. Предметы, окрашенные в холодные цвета, на свету сохраняют холодный тон, а в тени приобретают тёплые оттенки. При написании деревьев необходимо обращать внимание на их очертания, строение кроны, наклон и цвет стволов.

   Практическая работа.

   Выполнение живописи наброска пейзажа акварелью (включение спокойной классической  музыки).

   Пододвиньте к себе наброски, подумайте, в какой гамме и  какое настроение будет у вашего пейзажа.

Техника работы над живописью пейзажа:

   1.Приёмы изображения фона.

   Увлажните чистой водой тот участок изобразительной плоскости, который отведён под небо, можно несколькими мазками с небольшим количеством краски передать особенности атмосферы. Используя технику по сырому, наносят сильно разбавленную голубую и серую краски. Можно изобразить небо в виде однородной размывки, с градацией одного или двух цветов.

Степень увлажнённости бумаги в значительной степени влияет на результат работы. Поэтому необходимо заранее решить, требуется ли предварительно смачивать бумагу, чтобы писать по сырому.

   2.Переход одного цвета в другой.

   Постепенный переход одного цвета в другой достигается в результате частичного нанесения одного красочного слоя на другой. При этом краска одного мазка, наплывая и соединяясь с последующим, образует переливы цветов и их разнообразные сочетания. Чтобы краска ложилась равномерно и хорошо впитывалась, поверхность бумаги перед началом работы следует слегка смочить водой. Нужно следить за тем, чтобы краска не застаивалась, образуя после высыхания подтёки и пятна. Для достижения мягких переходов одного цвета в другой лучше вводить тёмные оттенки в светлые, не наоборот.

   3.Передача глубины пространства.

   Для передачи глубины пространства и изображения воздушной среды в акварельной живописи используются лессировки. Лессировочное письмо представляет собой последовательное нанесение прозрачных слоёв краски один на другой, в результате чего получаются разнообразные цветовые оттенки. При многослойном нанесении краски, прежде чем наносить последующие слои, очень важно дать высохнуть предыдущим слоям. При передачи  воздействия воздушной среды  на элементы пейзажа надо соблюдать следующее правило. На переднем плане должны быть самые сильные контрасты, создающие впечатление близости предметов и одновременно заставляющие другие планы казаться более удалёнными. Цветового контраста можно достичь, используя валёры (оттенки тона, во взаимосвязи с другими оттенками выражающие определённое соотношение света и тени и позволяющие богаче показывать предметы в световоздушной среде) и игру света и тени. Передать эффект воздействия воздушной среды можно, используя технику работы по сырому.

   4.Изображение теней.

   Тени являются важным элементом пейзажа, который усиливает ощущение глубины пространства. Уже в наброске тени можно проложить карандашом.     Целесообразно постепенно углублять тени с помощью размывок по мере выстраивания тонов работы. Действуя таким образом, можно своевременно исправить ошибки, сделав тени более насыщенными при помощи повторных размывок.  

   Итог урока.

   Выставка работ учащихся (добавляется к рисункам предыдущих учебных занятий).

   Ребята, посмотрите на наш вернисаж. Каждая из работ неповторима. Какое многообразие композиционных, колористических решений я нахожу в ваших пейзажах. Вы сумели решить широкий круг вопросов – от выбора формата и размера рисунка до выбора перспективы, изображения пространства. И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

Во внеурочное время можно провести проверку знаний по пройденным темам, используя проверочные контрольные тесты и занимательные материалы по изобразительному искусству, в виде игры. (См. Приложения)

   Заключение.

   В результате проведённых учебных занятий на тему «Пейзаж – большой мир для творчества» учащиеся достигли следующего:

   1.Овладели навыками изображения пейзажа в техниках графика и живопись акварелью.

   2.Научились выполнять творческие задания на основе изобразительной грамоты – цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство и композиция.

   3.Осознали значение пейзажа в изобразительном искусстве, художественной культуре.

   4.Научились понимать и анализировать произведения художников – пейзажистов.

   В данной работе я постаралась показать важность пейзажа как жанра изобразительного искусства в практической деятельности учащихся. Именно пейзаж, на мой взгляд, способен эмоционально воздействовать на зрителя. Я пришла к выводу, что искусство правильного изображения пейзажа, окружающей нас природы, могут решать множество задач в художественном, эстетическом воспитании и образовании учащихся. Такими  как пробуждение фантазии, увлечение творчеством, активизации образного мышления и др. Всё это невозможно без исследования теоретических основ и практической возможности выполнения пейзажа в различных техниках – графики и живописи.

    Исследование данной проблемы и отражено в моей работе. Таким образом,  можно сделать вывод, что изучение техники выполнения пейзажа на сегодняшний день является важнейшим средством воздействия на личностное развитие подрастающего поколения, средством эстетического развития, обучения изобразительному искусству.

                                          Содержание

Введение.

Глава I. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

1.1.История развития и становления пейзажа как вида изобразительного искусства.

1.2.Особенности пейзажа как вида изобразительного искусства.

1.3.Методика работы выполнения пейзажа.

1.4.Формы и методы обучения.

Глава II. Творческие работы.

2.1.Общая характеристика творческих работ.

2.2.Содержание творческих работ.

Заключение.

Литература.

                                        Литература.

   1.Айзенберг Барбара «Полный курс акварели». Учебное пособие для начинающих. -  Москва;  АСТ «Астрель», 2002.

   2.Аллахвердова Е., Иванова О. «Акварель. Практические советы». – М: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001.

   3. «Как нарисовать пейзаж». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

   4.Конев А.Ф., Маланов И.Б. «Рисуем деревья». – Мн.: Харсвест, 2003.

   5.Костерин Н.П. «Учебное рисование»: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

   6.Основина В.А. «Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе». – Учеб. пособие.- Ульяновск. УИПК ПРО, 2008.

   7.Чиварди Джованни «Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция». – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001.

   8.Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Платонова Н.И., Синюков В.Д. – М.: Педагогика, 1983.

             

   Тема:

Пейзаж – большой мир для творчества

                                             Фуресова Наталья Викторовна

                                           

                                             учитель изобразительного             искусства

                                             МБОУ Зерносовхозской СОШ

                                             им. М.Н.Костина п. Новосёлки

                                             Мелекесского района

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему"Пейзаж -большой мир"

Методическая разработка на тему "Пейзаж-большой мир"...

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

Аттестационная работа курсов повышения квалификации «Управленческие аспекты заведующего структурным подразделением». Тема: «Организация социального партнерства Дома детского творчества «Союз» с коррекционными учреждениями»

Данная работа освещает вопросы социального взаимодействия с коррекциоными учреждениями и включает в себя рассмотрение понятия -  социальное партнерство, особенности взаимодействия с корреционными...

Презентация для урока ИЗО в 6 классе по теме "Пейзаж - большой мир"

Демонстрационный материал для урока в 6 классе по теме "Пейзаж - большой мир" (зарисовки деревьев)...

Наглядный материал по теме пейзаж. Работа с натуры. Пленер.

Авторские акварели по теме "пейзаж". Ежегодные  практические курсы повышения квалификации . курсы ведут заслуженные художники, члены союза художников Брянской области....

План-конспект урока ИЗО для 6 класса по программе Б. М. Неменского в соответствии с ФГОС на тему: "Пейзаж - большой мир"

Конспект урока ИЗО для 6 класса по программе Б. М. Неменского в соответствии с ФГОС на тему: "Пейзаж - большой мир"...