сложный мир исторической картины
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Ильина Людмила Николаевна

Дана методика организации работы над проектом эстетического цикла  на уроке в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnyy_mir_istoricheskoy_kartiny.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект  по изобразительному искусству в 7 классе

тема: «сложный мир исторической картины»

«Методика  организации  работы над проектом эстетического цикла»

автор-разработчик: Ильина  Людмила Николаевна

Введение

Тема  «Исторический жанр в изобразительном искусстве» включена в федеральную программу по изобразительному искусству для изучения в 7 классе в 3 четверти. Выполнение индивидуальной  практической работы по этой теме вызывает определенные трудности у семиклассников, т.к. не все обладают достаточными навыками и специальными умениями, и в подростковом возрасте ученики  объективно оценивают собственные способности и критически относятся к результату своей работы. Подростковый кризис в изобразительном творчестве вызван конфликтом между притязаниями (желаниями) и возможностями.  В результате чего снижается интерес к изобразительной деятельности у немотивированных учеников.

По моим наблюдениям коллективная работа способна увлечь всех учеников: каждый может быть успешным, так как делает то, что у него хорошо получается . Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия в этой области. Участие в коллективной работе для учеников привлекательно тем , что каждый может выбрать посильное задание и доступную изобразительную технологию для его выполнения.    

  Важным стимулом к учению у подростков являются  притязания на признание среди сверстников. Коллективная работа дает возможность получить это признание, учащимся предоставляется возможность проявить свои личностные качества, развить индивидуальные способности.

 Кроме того в процессе коллективной работы подростки получают удовлетворение в потребности к общению, которое является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Само общение в ходе совместной изобразительной работы  обретает новый характер, коллективное творчество заставляет их четко формулировать мысли  излагать их доступно для других; подростки развивают логическое мышление, позволяющее обосновывать свою идею, защищать проект и результат работы.

Если результат индивидуальной работы зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все его ожидания. Успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям изобразительным искусством.

При выполнении практической работы по этой теме я разработала  серию уроков  с применением метода художественно-творческих проектов. В течении нескольких уроков ученики работают над созданием коллективной композиции на тему рыцарских турниров.

Методический паспорт учебного  проекта

  1. Название проекта:  «Сложный мир исторической картины»
  2. Год разработки учебного проекта: 2007 год
  3. Учитель : Ильина Людмила Николаевна (учитель изобразительного      искусства)
  4. Образовательное учреждение:  ГОУ школа №244
  5.       Участники проекта: ученики 7 класса
  6. Проблема проекта:  выполнение индивидуальной практической  работы по данной теме вызывает затруднения у учеников не обладающих природными задатками и способностями
  7. Цель проекта: вовлечение всех учащихся класса в процесс создания коллективной композиции на историческую тему.
  8. Задачи проекта: сформировать представление о сложном мире исторической картины; формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике рисунка и живописи; создать условия для самостоятельного исследования  проблемы учениками: создание поисковых групп по темам.
  9. Форма организации детей: групповой.
  10. Ведущая деятельность: исследовательская, художественно-творческая
  11. Сфера применения результатов:  практическая.
  12. Форма продуктов проектной деятельности: изобразительная деятельность.
  13. Способ объединения результатов на презентации: демонстрация коллективной  творческой работы, отчеты поисковых групп.
  14. Вид презентации: выставка работ.
  15. Класс: 7 класс.
  16. Количество участников: все ученики класса.
  17. Предметная область:  основная- изобразительное искусство, дополнительные – история, литература.
  18. Состав участников:  одноклассный.
  19. Характер координации: явный.
  20. Темы учебно – тематического плана: тема «Исторический жанр в изобразительном искусстве» включена в Федеральную программу по изобразительному искусству 7 класса.
  21. Время работы: краткосрочный
  22. Цели обучения, развития, воспитания:  сформировать представление об историческом жанре в живописи. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к культурным и историческим ценностям; развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Формировать знания о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскиза и этюда.  Развивать навыки работы художественными материалами, закрепление навыков рисования фигуры человека.
  23. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений: соответствует требованиям программы обучения изобразительному искусству в 7 классе.
  24. Режим работы: урочно-внеурочный
  25. Информационно-техническое оснащение: компьютер, сканер, проектор.
  26. Привлекаемые специалисты: преподаватели истории, литературы.
  27. Учебно-методическое оснащение: мультимедиа презентация, разработанная учителем по данной тематике, наглядные  пособия. Репродукции картин художников данной эпохи.
  28. Комментарий: в процессе практической работы над проектом ученики получили опыт создания коллективной художественно- творческой композиции на историческую тему.

Этапы работы над проектом

I этап.(подготовительно-организационный)

Учитель формулирует художественную задачу (выбор сюжета и композиции для будущей работы). Координирует создание творческих поисковых групп учащихся, помогает выбрать главного художника, которому поручено нарисовать эскиз будущей картины. Учащиеся вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы ее анализа и сбора. Поисковые группы должны провести сбор информации о материально – предметной среде выбранного времени. Отдельные учащиеся  (особо мотивированные), получают индивидуальное задание учителя.

 2 этап (осуществление деятельности)  

Ученики собирают информацию из различных источников, анализируют и систематизируют ее, оформляют в виде рефератов, подбирают иллюстрации.  Консультанты-эксперты поисковых групп выступают с докладами-сообщениями. Ученики работают над созданием персонажей будущей картины, изображают архитектурные постройки, предметы быта. Главный художник работает над созданием фона будущей картины, определяет расположение персонажей. Консультанты вносят необходимые поправки. Учитель наблюдает, советует, консультирует.

3 этап (презентация)

Учащиеся монтируют общую работу, оценивают свою работу и работу других групп, эксперты творческих групп проводят экспертизу соответствия получившейся картины выбранной эпохе. Коллективная картина на историческую тему монтируется на выставку для демонстрации всем учащимся школы.

Заключение.

Проектная деятельность является одним из способов поддержания и развития учебного мотива даже в такой специфической области, требующей наличия природных задатков и индивидуальных способностей, области изобразительного творчества.

Учебный проект, как инструмент обучения искусству, дает учителю возможность показать детям все разнообразие изобразительных методов, применяемых в разных областях знаний, в практической деятельности, в повседневной жизни, учит не только искусству, но и искусством.

В процессе практической работы учащиеся получили творческий опыт в создании тематической композиции, предполагающей сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиска способа ее выражения. Они прошли путь создания тематической картины подобный тому , какой проходит профессиональный художник. Ребята открыли самих себя и осознали свои потенциальные способности.

При организации коллективной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства учителю необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

Приложение

В приложении представлена художественно-творческая работа, выполненная учениками 7 класса. Тема работы «Рыцарские турниры»

Исследовательские рефераты учеников оформлены отдельной папкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Недаром помнит вся Россия". Исторический вечер "Уж постоим мы головою за Родину свою" Сценарий составлен с использованием картин художников Ф.А. Рубо, В.В. Верещагина..

Исторический вечер"Уж постоим мы головою за Родину свою" сценарий мероприятия можно использовать на уроках истории, изо, классных часах и во внеклассной работе.Автор материалаНестерова Марина Георгиев...

Практикум "Историческая картина"

Работа поможет пи подготовке  школьников к олимпиадам по истории...

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».

Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного...

сценарий урока в 7 классе по теме: «Великие темы жизни. Историческая картина»

сценарий урока  в 7 классе по теме: «Великие темы жизни. Историческая картина»...

Приемы работы с исторической картиной на уроках истории России и формирование визуального образа у младших школьников

Возможные варианты  работы с исторической картиной  на  уроках истории России в 6-х классах с целью формирования визуального образа....

ИЗО 6 класс. Тема 33. Историческая картина

ИЗО 6 класс. Тема 33. Историческая картина...