сценарий урока в 7 классе по теме: «Великие темы жизни. Историческая картина»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Цымбал Е.А.

сценарий урока  в 7 классе по теме: «Великие темы жизни. Историческая картина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikie_temy_zhizni.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе.

«Великие темы жизни. Историческая картина»

Организационная структура (сценарий) урока

  1. Структура урока:

Тип урока:

Изучение новых знаний

Цель:

Духовное развитие личности ребенка.

Создать условия для формирования у учащихся представлений об особенностях развития исторической картины в русском искусстве; способствовать расширению знаний учащихся о творчестве великих русских художников, пониманию значения живописной картины как события и общественной жизни, развитию умения устно выражать свою эстетическую позицию, рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа

Задачи:

  1. Сформировать представление об историческом жанре в живописи.
  2. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
  3. Воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре России.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные результаты:

Познакомятся с картинами В. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».

Получат возможность научиться: сравнивать объекты по заданным критериям; характеризовать значение тематической картины XIX в. в развитии русской культуры.

Научатся самостоятельно составлять устный рассказ-рассуждение и анализировать наиболее известные исторические картины великих русских художников.

Метапредметные результаты:

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действия при работе над анализом художественного произведения; определяют цель урока (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.         

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Личностные результаты.

Проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели; умеют анализировать образный язык изобразительного искусства.

Методы и формы обучения

Методы: беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Оборудование к уроку:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран 

Наглядно- демонстрационный материал:

Мультимедийный ряд:

презентации «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»

  1. Организационный момент.

Фронтальная работа

Вступительная беседа с постановкой проблемы. «Зачем художникам разных времен необходимо обращаться к исторической теме»?

Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены важнейшие исторические события. Создать полотно, посвященное страницам истории невозможно без широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений. Исторический живописец должен знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достойно воссоздать историческое событие на полотне. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд.

Именно с таким художником, творчество которого стало драгоценным вкладом в историю нашей национальной культуры, мы и познакомимся сегодня.

  1. Объяснение нового материала.

Объяснительно иллюстративный.

Частично поисковый. 

Одним из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи является Василий Иванович Суриков. Каждая картина Сурикова: «Уро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ярмаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и т.д. – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

Сегодня на уроке, знакомясь с творчеством этого художника, мы остановимся на двух, наиболее значительных его картинах: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».

Ознакомимся с работой наших поисковых групп.

Презентация поисковой группы «Библиографы».

Презентация «Биография Сурикова». Слайды 1-10.

Василий Суриков родился 12(24) января 1848 года в Красноярскекомю Крещён 13 января во Всех-Святской церкви.

В искусстве и судьбу Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо. Родом он был из старинного сибирского города Красноярска. Предки художника по отцовской линии – потомственные казаки, те самые, что вместе с Ярмаком пришли в Сибирь с Дона. Талант и упорство, привели Сурикова, как некогда великого М.И. Ломоносова, из заснеженной Сибири в Петербург, в академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.

Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка.

Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее.

Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков.

Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина.

В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим.

Справка поисковой группы «Историки».

Конец XVII века в России – сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 года, стрелецкое восстание 1698 года и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между Петром I и царевной Софьей, который обернулся казнью более тысячи стрельцов, поверивших Софье.

В полотне «Утро стрелецкой казни» нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.

Презентация поисковой группы «Искусствоведы». 

(Презентация. Слайды 1-10.)

Слайд 2  Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.

Слайд 3  В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.

Слайд 4  Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.

Слайд 5-8  Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага – царя. А тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. Пересечение их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.

Слайд 9  Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, в конвульсивно сжатым ртом ….

Слайд 10  Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты – «начало славный дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С. Пушкин).

Предлагается учащимся проследить путь свечи – как главный психологический и композиционный ход картины, как средство воплощения замысла.

Познакомьтесь еще с одним произведением великого мастера - картиной «Боярыня Морозова».  

(Презентация «Искуствоведы», слайды 11— 23).

Справка поисковой группы «Историки».

В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный не предает своих убеждений. Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова (1632-1675) – раскольница, состоявшая в переписке с Авакумом, оказывавшая ему материальную помощь, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней - мученицей,  отдавшей жизнь за правое дело. Движение раскольников с XVII веке – движение сложное. Суть его заключается не только в непризнании церковной реформы Никона (1653-1656), в отстаивании старого обряда (например: защите двуперстного крещения, двукратного пения «Аллилуйя» и др.). Во второй половине XVII – XVIII века раскол был идейным знаменем антифеодальных и оппозиционных движений, своеобразной формой протеста против усилившегося гнета и закрепощения крестьян. К движению раскольников примкнуло большое количество простых людей.

  1. Творческая практическая деятельность. (Индивидуальная работа)

Выполнение художественно-творческого задания.

Составьте устный рассказ-рассуждение о картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» по плану:

  1. Почему Сурикова привлекала боярыня Морозова?
  2. Что привлекает ваше внимание в картине, прежде всего?
  3. Где центр всей композиции?
  4. Каков характер героини?
  5. Какое впечатление производит Морозова на окружающих?
  6. Как художник показал борьбу идей, мнений?
  7. Охарактеризуйте  людей  изображенных справа от саней:
  • юродивый,
  • княгиня Урусова.
  • коленопреклонённая старуха-нищенка,
  • странник,
  • пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом,
  • низко склонившаяся боярышня в золотом платке и сине-голубой шубке,
  • монашка,
  • дети.
  1. Дайте характеристику  людям изображенным слева от саней  (единомышленники или недруги)?
  2. Что создаёт у нас впечатление движения, волнения в толпе, которая стоит неподвижно?
  3. Как передано движение саней?
  4. Проанализируйте колорит картины?
  1. Рефлексия.  

Слушаем составленные рассказы-рассуждения (дополняем сообщения своих товарищей, аргументируем свои дополнения).

  1. Подведение итогов

Сегодня мы познакомились с историческими картинами В.И. Сурикова. Мы узнали, что художник не случайно обращается к историческим событиям.

Художники выбирали и выбирают те исторические события, на основе которых могли и могут сказать что-то важное не только об истории, но и о сегодняшнем времени, о сути отношений людей, о смысле подвига, страданий, побед и поражений. В искусстве всегда существует не только «текст» - сюжет, но и подтекст – иносказание, то, что скрыто за сюжетом. Часто в тексте невозможно сказать так тонко, личностно, многозначно, как в подтексте. Художник, внешне говоря об одном событии, фактически говорит о многом другом, главном для себя и, как он надеется, - для зрителя. И вот это иносказание нужно уметь увидеть и осознать.

  1. Домашние задание.

Подумать о том, какие исторические события и почему вы хотели бы нарисовать.

  1. Ресурсный материал к уроку

Феодосия Прокопьевна Морозова - верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царем Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Паф- нутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая.

Дочь окольничего Прокофия Федоровича Соковнина. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой. Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 г., оставив наследство Глебу Морозову. Вскоре умер и Глеб Иванович, и совокупное состояние обоих братьев номинально досталось малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых - Ивану Глебовичу.

Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. В одном из многочисленных имений Морозовых - подмосковном селе Зюзино - была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. При царском дворе Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближенной царя Алексея Михайловича. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. По воспоминаниям современников, «дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье».

Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а ее московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором».

Академик А. М. Панченко, исследуя письма Морозовой к Аввакуму, пишет, что в них нет рассуждений о вере, и считает, что Феодосия «не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами».

Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через ее родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из ее вотчины. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.

Под предлогом болезни она 22 января (1 февраля) 1671 г. отказалась от участия в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Отказ вызвал гнев царя, он направил к ней боярина Троекурова с уговорами принять церковную реформу, а позднее и князя Урусова, мужа ее сестры. Морозова обоим ответила решительным отказом.

В ночь на 16 (26) ноября 1671 г. в дом Морозовой по приказу царя пришел архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Они провели допрос Феодосии и ее сестры (чтобы выказать свое презрение к пришедшим, обе сестры легли в постели и лежа отвечали на вопросы). После допроса сестер заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. Затем Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов ее перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных старой вере священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался ее сын Иван. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое ее братьев сосланы.

Патриарх Питирим просил царя за сестер, но царь, называя Морозову «сумасбродкой лютой», ответил патриарху, что «...много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосией Прокопьевной в Чудовом монастыре. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать ее освященным маслом, но Феодосия воспротивилась. Боярыню вернули под арест.

В конце 1674 г. боярыня Морозова, ее сестра Евдокия Урусова и их сподвижница, жена стрелецкого полковника Мария Данилова, были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно житию Морозовой, в это время уже был готов костер для ее сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущенных возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. За Феодосию заступилась и сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.

По распоряжению Алексея Михайловича боярыня Морозова и ее сестра, княгиня Урусова, были высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 г. сожгли в срубе. Евдокия Урусова вскоре скончалась от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью у своего тюремщика позволения вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 2(12) ноября 1675 г.

  1. Литература

        Законодательные и нормативные документы

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения 5-9 классы.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего    образования. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М, 2007.
  2. В мире искусств: словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев. – М, 2001.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк : кн. для учителя. 3-е изд. - М. Просвещение, 1991 -90с.
  4. Долгоаршинных Н.А. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства: учебно-методическое пособие. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.
  5. Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. М.: Просвещение, 2003.
  6. Неменский Б.М.  Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М., 2007.
  7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 7 класса по теме "Великие темы жизни"

Тест по изобразительному искусству 7 класс....

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"

Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...

Урок музыки во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон. Звучащие картины"

Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».Тип урока: урок изучения нового материалаЦели:     Обучающие:...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Тема 5. Первые шаги: человек принимает планету. Урок по окружающему миру на тему "Великие географические открытия древности."

прослеживаем хронологию путешествий кроманьонцев с целью открытия и изучения новых земель;продолжаем формирование умений шестиклассников работать с книгой, учебником, картами;развиваем логическое мышл...